- Учителю
- Методическая разработка на тему: «Коллективные работы на уроках изобразительного искусства».
Методическая разработка на тему: «Коллективные работы на уроках изобразительного искусства».
Частное общеобразовательное учреждение "Аметист"
Московская область. Город Химки.
Учитель изобразительного искусства
Кульчицкая Наталья Владимировна
</<font face="Times New Roman, serif">Методическая разработка по теме:
«Коллективные работы
на уроках изобразительного искусства».
2015
Содержание:
Вводная часть
-
Задачи коллективной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
-
Виды коллективной деятельности учащихся.
-
Формы коллективного творчества
Основная часть
1. Возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес.
2. Основные причины неудачи в совместной творческой деятельности и способы их преодоления.
3. Урок по теме «Художник в цирке».
Заключительная часть
-
Вопросы для обсуждения с учащимися.
-
Список использованной литературы.
Введение.
Искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Совместная эстетическая деятельность на уроках изобразительного искусства способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественно-конструкторской деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на занятиях, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется большой популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству учащихся, способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.
Задачи, которые решаются в ходе коллективной творческой деятельности
-
Развитие взаимопомощи и отзывчивости во время работ коллективного творчества;
-
Формирование эстетического восприятия;
-
Развитие самостоятельности и творческой инициативы;
-
Развитие восприятия прекрасного в окружающем мире;
-
Становление познавательной и творческой активности детей.
Виды коллективной деятельности:
-
Парные - работа в парах, например, учащихся, сидящих за одной партой;
-
Групповые - в небольших группах;
-
Общие- работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.
Формы коллективной творческой деятельности, используемые на уроках изобразительного искусства:
-
Совместно-индивидуальная форма. Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Очень часто, в процессе создания композиции, некоторые дети недовольны своей работой. Но, когда изображение удачно вписывается в общую композицию, у него появляется уверенность в себе, в своих способностях, и на следующих занятиях ребенок работает уже с большим удовольствием. Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся разнообразны: продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона; выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции; определить соразмерность деталей в общей композиции; определить технику «сборки» коллективной композиции.
Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа всего коллектива.
-
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника. Но на уроке не воссоздается промышленный конвейер, а детям предполагается игра, в которой каждый ученик - мастер, который работает на линии конвейера художественного производства.
-
Совместно-взаимодействующая форма. Работа ведётся одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности. Исходная композиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективной работы имеет место творческое взаимодействие детей, сотрудничество. Выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых и происходит непосредственное общение и взаимодействие в ходе работы.
Каждая из представленных форм совместной деятельности не препятствуют делению класса на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации.
Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие, мои ребята очень любят такие уроки. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, вспоминая кто что делал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Происходит преображение робких и застенчивых детей. Кроме того, большой формат, на котором работают дети, позволяет чувствовать пространство, постигать законы композиции и т.д., то есть, развиваются художественно-творческие способности.
Основная часть.
По моему опыту, совместно-индивидуальная форма коллективного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче проследить и оценить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.
При выборе формы и методики организации совместной работы, учащихся я учитываю их готовность к коллективной деятельности, определяю возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения учащихся, который во многом зависит от их предрасположенности к общению.
Вот основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной и проектной деятельности:
-
высокая эмоциональность;
-
целостность восприятия;
-
развитое воображение;
-
конкретно-образное мышление;
-
высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
-
увлеченность процессом деятельности;
-
низкая направленность интереса на качество результата;
-
легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
-
быстрая утомляемость от однообразной работы.
Для того, чтобы работа шла активнее, коллективная деятельность учащихся на первом этапе должна быть эмоционально окрашенной, легко осуществимой, должна способствовать проявлению творческого воображения, всё это будет стимулом к дальнейшей деятельности. Интерес к коллективному творчеству возрастает, когда ребёнок видит свой личный вклад в большое, общее дело.
Какие методы и приемы эффективны на уроках
коллективного творчества?
-
эмоциональный рассказ учителя;
-
диалог на равных ученика и учителя в процессе беседы о красоте реального мира и об искусстве;
-
взаимодействие различных искусств в процессе восприятия;
-
педагогическая драматизация;
-
дидактические и ролевые игры;
-
упражнения, направленные на развитие художественных навыков и на поиск художественных средств выражения;
-
экспериментирование с изобразительными материалами.
Каковы же могут быть основные причины неудачи в совместной творческой деятельности?
-
достаточно объёмное по времени задание, когда требуется более одного занятия, чтобы завершить работу. В этом случае у многих детей теряется интерес.
-
сложность техники исполнения именно для выбранной формы совместной работы;
-
законченная работа не имеет целостного вида.
Возможные способы преодоления сложностей в процессе коллективной работы.
Педагогу необходимо тщательно продумать все моменты урока, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы и ее качество.
- продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона;
- выбрать единый изобразительный материал;
- определить соразмерность в общей композиции;
- определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться или крепиться отдельные детали к общему фону;
- продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции
В ходе урока роль организатора коллективной деятельности принадлежит учителю. В начале урока, обращаясь к классу, я ставлю учебную задачу или занимательную проблему, руковожу поискам путей ее решения, формулирую и определяю индивидуальные задания. Обязательно выслушиваю и принимаю идеи детей. Во время индивидуальной работы учеников, мной корректируется в зависимости оттого, что сделано другими.
Все дети работают с разной скоростью. Поэтому на заключительном этапе, когда создается композиция, мне помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все учащиеся, работающие над созданием композиции, принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.
К достоинствам совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективу. Это позволяет мобилизовать творческие и личностные возможности ученика.
Урок по теме «Художник в цирке» (раздел «Художник и зрелище») проводится в начале 3 четверти в 3 классе. В классе 14 человек (8 мальчиков и 6 девочек). Присутствовало на уроке 12 человек.
ТЕМА: ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ПАРАД - АЛЛЕ».
ХУДОЖНИК И ЦИРКЕ.
Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть роль художника в создании циркового представления, познакомить с цирковыми персонажами, назначением реквизитов;
• укреплять межпредметные связи.
Развивающие:
• развивать умение рисовать фигуру человека в движении по памяти и представлению;
• совершенствовать практические умения и навыки работы цветными карандашами и фломастерами;
Воспитательные:
• привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения;
• воспитывать уважение к труду цирковых артистов;
Оборудование урока:
• Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре», мультимедиа установка, компьютер, презентация «Художник в цирке».
• Литературный ряд: стихии загадки о цирке.
• Музыкальный ряд: цирковые марши.
Материалы: альбомные листы, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей-карандаш.
Задание: выполнить рисунок фигурки артиста цирка в костюме и с элементами реквизита, вырезать, прикрепить на плоскость коллективного панно «Парад Алле».
Цели: ознакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке; развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом, навыки коллективной работы; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Оборудование для учителя: аудиозапись «Песенка о цирке», фанфары; презентация
Оборудование для учащихся: листы бумаги, гуашь, восковые мелки, карандаш, ластик.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Проблемное введение в тему урока
Звучит цирковой марш.
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? О чём пойдёт речь? (ответы детей)
-Тема урока: «Цирк. Парад - Алле».
- Что ожидаете от урока? Что хотите узнать? Чему научиться?
3. Актуализация знаний
Сопровождается показом презентации «Художник в цирке»
- Давайте вспомним, что такое цирк? Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов.
Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде.
Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников.
Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. В 1873 году братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России.
А вы знаете, кто работает в цирке?
Дрессировщик - работает с животными.
Гримёр - гримирует людей.
Жонглёр - жонглирует с предметами.
Костюмер - придумывает костюмы и следит за их сохранностью.
Акробат - Выполняет акробатические упражнения.
Цирк - это очень большой труд. Ведь в цирке нельзя изобразить или сыграть смелого, ловкого и сильного, в цирке им надо быть. Цирковые артисты - великие труженики.
А как вы думаете, найдется ли работа для художника в цирке? (в цирке художник делает занавес, афиши, и по его эскизам шьются костюмы для артистов)
Как красивы костюмы артистов цирка! Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным. Посмотрите на фотографии, помещенные на доске, на них видно, как изобретателен художник, как богата его фантазия.
Еще разные предметы, приборы, инструменты, которые помогают артистам исполнять разные упражнения и фокусы. Они называются РЕКВИЗИТОМ, бывают иногда технически очень сложными, и художники делают их фантастически красивыми.
4. Постановка творческого задания
- Сегодня на уроке мы будем художниками цирка. Что у нас уже готово? (Арена) Через несколько минут она засияет огнями, всеми красками циркового представления. А начнется представление с необычного парада, его называют «Парад Алле».
-Что нам предстоит сделать?
5. Инструктаж деятельности.
-
Выбрать артиста определенного жанра (дети называют): клоуна, гимнаста, силача, фокусника, дрессировщика, жонглера и т.п. Придумать для него необыкновенно красивый или очень забавный костюм и грим. Посмотрите на одежду, когда вы будите рисовать, например, клоуна- включайте своё воображение и фантазию! Полоска и горох, клетка вы можете придумать любой рисунок на одежде клоуна! А как мерцают разными оттенками костюмы у гимнасток, какие красивые узоры на костюмах дрессировщиков!
Изобразить фигуру артиста в движении, характерном для его номера:
-
Нарисовать туловище прямоугольником (можно сузить его к талии), голову (в два раза меньше туловища), шею.
-
Показать направление ног и рук.
-
Отмерить длину ног (каждая часть ноги примерно равна длине туловища). Отмерить длину рук (каждая часть руки равна расстоянию от плеча до талии).
-
Дополнить фигурку деталями костюма.
-
Изобразить фигуру артиста в движении, характерном для его номера.
-
Прикрепить к доске «освободив её от плена белого листа».
Физкультминутка
Покажите действия, которые совершают артисты, работающие в цирке. Предлагаю, например, пройтись походкой Арлекина, Пьеро, веселого или грустного клоуна.
Жонглёры, акробаты, фокусники, дрессировщики, наездники, иллюзионисты, гимнасты.
6.Самостоятельная работа детей.
Если нет вопросов, приступайте к работе. Музыка, которая напоминает нам о празднике циркового представления, поможет вам выполнить задание.
Звучит негромко музыка. Идет самостоятельная работа детей.
7. Представление работ.
Итак, все готово к параду - зрители, артисты, оркестр играет марш, и начинается Парад Алле. (звучит марш), когда все участники представления проходят по кругу арены.
(Дети представляют свои работы)
8. Рефлексия.
Кому понравилось наше представление, было интересно работать похлопайте в ладоши!
Урок соответствует основному содержанию программы и учебника, возрастным нормам и требованиям программы (3 класс, урок №15). Осуществлялась связь с практикой. Использован жизненный опыт учащихся.
Соблюдена методика проведения урока. Присутствовал этап актуализации знаний.
Заключительная часть
Вопросы для обсуждения с классом в конце урока:
- Какие профессии артистов цирка вы запомнили?
- Какая работа найдётся для художника в цирке?
- Что такое реквизит?
- Запомнили имя французского художника, автора картины «Девочка на шаре»?
- Как цирк появился в России?
В ходе проведения урока учитывалась работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществлялся личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к выполнению задания.
Список используемой литературы:
1. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
2. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М.Неменский и др. - М.: Просвещение, 1991.
3. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
10