7


  • Учителю
  • Тематическое планирование ИЗО в 6 классе

Тематическое планирование ИЗО в 6 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Каменский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Урывской СОШ

Приказ от 31 августа 2015 г. №167

___________________

М.С. Некрасова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс):

Основное общее образование 6 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35

Учитель Целютина Ирина Ивановна

(ФИО)

Программа разработана на основе

авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского М.: « Просвещение 2010г.»

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

















Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»2014г.273-ФЗ, (ст.111);

-Федеральный компонент государственного основного общего образования (Приказ МО РФ от05.03.2004 года №1089)

-Федеральный БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 года № 1312)

-Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству . 2004г.

-Авторская программа Б. М. Неменского, Н.А.Горяева , Л. А. Неменская Программа «Изобразительное искусство и художественный труд:1-9классы».М.,Просвещение.2010г.

Цель: изучение изобразительного искусства , воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаниями и умеющих их применять в своей практической деятельности.

Задачи:

-развивать художественно-творческие способности и образное мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру;

-осваивать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики;

-обрести навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства;

-региональный подход реализовать с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков;

-изучение жанров и основных видов изобразительного искусства: графики, живописи и скульптуры. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики, с портретной живописью и пейзажем - настроения, с графическими и живописными материалами;

-развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств в освоении разнообразных графических и живописных техник, освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность;

-обогащение опыта восприятия и оценки произведений различных жанров: натюрморт, портрет, и их выразительных возможностей, формирование ценностно-смысловой компетенции.


Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» для 6 класса объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств, живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание особенности визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе это- продолжение художественно-эстетического образования.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

«Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства у учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства, изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.



































Место учебного предмета, в учебном плане.


В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 6классе основной школы отводится 1 час в неделю: 35 часов в год.


Логическая последовательность содержания учебного материала

Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствии с последовательностью тем разделов курса по учебнику.

Раздел. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Раздел. Мир наших вещей. Натюрморт.

Раздел. Вглядываясь в человека. Портрет

Раздел. Человек и пространство. Пейзаж

Придерживаюсь целей ,педагогических идей ,основных и педагогических задач, обозначенных автором .Распределение тем проводится в соответствии с учебником и рекомендациями автора.


Содержание учебного предмета

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.

Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.

Изобразительное искусство в жизни человека

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»(8 ч)

Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок - основа мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета».

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт.

«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

«Человек и пространство. Пейзаж» (9 ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж - настроение. Природа в творчестве русских художников Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


Тематическое планирование


Разделы программы

Кол-во

часов

Виды

контроля

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Вводный, текущий, индивидуальный контроль.


2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

Вводный, текущий, индивидуальный контроль

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

10

Вводный, текущий, индивидуальный контроль

4

Человек и пространство. Пейзаж.

9

Вводный, текущий, индивидуальный итоговый контроль.


Итого

35


Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Основные элементы содержания.

Требования к результату

Вид контроля

Оборудование

план

факт

Виды изобразительного искусства (8 ч)

1

04.09

2015


Изобразительное искусство.

Семья пространственных искусств

1

Урок

форми

рования

новых

знаний


Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Вводный контроль.

Дз-8

Иллюстрации с изображением архитектурных памятников ,скульптуры ,репродукции картин художников А.К .Саврасова В.М. ,Васнецова альбом ,карандаши ,краски,кисти.

2

11.09


Рисунок - основа изобразительного творчества

1

Урок

форми

рования

новых

знаний

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек(колоски, ковыль, зонтичные растения и др.).

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника.

Графические материалы и их выразительные возможности

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических мате риалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

. Текущий контроль Просмотр и анализ работ

Дз-24

колоски, ковыль, зонтичные растения

: карандаш, уголь, фломастер бумага

3

18.09


Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1

Комбинированный

урок

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых И т.д.).


Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.


Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Текущий контроль

Дз-30

Изображение различных линий, иллюстрации линейных рисунков Рембрант (Старый нищий,Женщи на в кресле)карандаш, уголь бумага.

4

25.09


Пятно как

средство

выражения.

Ритм

пятен

1

Комби

ниро

ванный

урок

Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени)

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное -светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Знать основы языка изобразительного искусства (тон силуэт контур), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве.

Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественнотворческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Текущий контроль Просмотр и анализ работ

Дз-34

Бумага, краски, гуашь ,кисти.


. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой- Лебедевой

5

2.10


Цвет.

Основы

цветоведения

1

Комби

нированный

урок

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»).

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов



Текущий контроль Экспресс

выстовка.

Дз-38


Таблица «Цветовой круг» репродукции хубожников З.К.Церители(Цветы),И.ЭГрабарь(Осень, Рябина и березы).

Кисти и гуашь.


6.

09.10


Цвет в произведениях живописи

1

Комби

ниро

ванный

урок

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи.

Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность »

Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа.

Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи

Текущий контроль


Письменный.

Диктант по живописи.

Дз-43


Осенний буке,.бумага,кисти,краски.

7.

16.10


Объемные изображения в

скульптуре

1

Комби

ниро

ванный

урок

Выполнение

объемных

изображений

животных.


Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др.; их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Текущий контроль Опрос. Просмотр и анализ работ

Дз-48

Плакат изображение животных Материалы:

пластилин, стеки.

8

23.10


Основы языка изображения

1

Повто- ритель- но- обоб- щающий урок («Конкурс знатоков»)

Выполнение

конкурсных

заданий


Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения торых рассматривалось на уроках четверти. воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства

Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество ко-

Индивидуальный контроль

Дз-52

Карточки задания.Бумага,

кисти,

краски,

карандаши.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

9

30.10


Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Урок

форми

рования

новых

знаний


Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Текущий

контроль.

Дз-56

Репродукции картин художников В.М.Васнецова «Иван царевич на Сером Волке» И.Я.Билини «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Бумага,

кисти,

краски,

карандаши.

10

13.11


Изображение предметного мира - натюрморт

1

Комби

ниро

ванный

урок

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.


Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства на- тюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

Текущий контроль Просмотр и самоанализ работ

Дз-58

Репродукции натюрмортов художниковЭ.Мане «Завтрак на траве»К.А.Коровин «Зачайным столом»

Бумага,

кисти,

краски.

Ваза, кувшин и др.

11

20.11


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Комби

ниро

ванный

урок

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Текущий контроль Игра «Определи произведение и его автора по фрагменту».

Дз-62

Образцы геометрических фигур конус, цилиндр, куб, призма

Бумага,

кисти,

краски ,простой карандаш.

12

27.11


Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1

Комби

ниро

ванный

урок

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.


Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости.

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Текущий контроль Просмотр и анализ работ

Ваза из геометрических тел

Бумага,

кисти,

краски ,простой карандаш.

13

04.12


Освещение. Свет и тень

1

Комби

ниро

ванный

урок

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.


Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобразительной грамоты: светотень.

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Индивидуальный.

Самоанализ работ учащимися

Дз-68

конус, цилиндр, куб, призма

черная и белая гуашь или акварель, бумага.

14

11.12


Натюрморт в графике

1

Комби

ниро

ванный

урок

Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)


Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире


Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Знать выдающихся ху- дожников-графиков. Уметь: составлять на- тюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Текущий контроль Просмотр и анализ работ

Дз-76

Иллюстрации графических натюрмоттов художников М.А.Врубель

«Белая азалия»,Н.Н.Куприянов «Натюрморт с лампой»

Карандаш бумага.

15

18.12


Цвет в натюрморте

1

Комби

ниро

ванный

урок

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Знать выразительные возможности цвета.

Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Текущий контроль Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

Дз-78

Репродукции картин художника «Герань и фрукты» «натюрморт с голубым бокалом»П Сезанна.


Осенний натюрморт Материалы: гуашь, кисти, бумага

16

25.12


Выразительные возможности натюрморта

1

Урок-

обоб

щение

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе.

Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Презентация проектов. Зрительный ряд:

И.Грабарь «Неприбранный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, Цветы и Фрукты». Натюрморты Ван-Гога,

К. Моне и П.Сезанна

жанр изобразительного искусства (натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван Гог, К.Моне, И. Машков). анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Текущий контроль проектной деятельности

Дз-86

Презентация проектов. Зрительный ряд:

И.Грабарь «Неприбран- ный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, Цветы и Фрукты». Натюрморты Ван-Гога,

К. Моне и П.Сезанна я

Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)

17

15.01.2016


Образ человека -главная тема в искусстве

1

Урок

форми

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Портрет как образ определённого, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники- портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,

В. Боровиковский,

Д. Левицкий, И. Репин

жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников- портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра


Текущий контроль

Типология

Портрета

Дз-90

Репродукции портретов и автопортретов «.Неизвестная» И.Н.Крамского Бумага цветные карандаши.

18

22.01


Конструкция головы человека и её основные пропорции

1

Урок

форми

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по- разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Текущий контроль. Просмотр и анализ работ

Дз-102

Изображение с пропорциями человеческой головы, бумага,

простой карандаш, линейка.,.черная .акварель.


19

2901


Изображение головы человека в пространстве

1

Комби

ниро

ванный

урок

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль).


Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Текущий контроль. Просмотр и анализ работ

Дз-106

Плакат изображение головыв ракурсе,

черная тушь, гуашь, бумага

.

20

05.02


Портрет в скульптуре

1

Комби

ниро

ванный

урок

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства.

Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Скульптурные портреты


Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Индивидуальный.

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя.

Дз-108


Иллюстрации с изображением скульптурного портрета М .К .Аникушин. Памятник А.С.Пушкину.

Памятник А.П.Чехову в Москве.


21

12.02


Графический портретный рисунок

1

Комби

ниро

ванный

урок

Выполнение автопортрета с натуры.

Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Знать: пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского искусства (А.Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.

Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры



Текущий.

Выставочный

просмотр работ.

Дз-112

Иллюстрации графических портретов О. Кипренского, И. Репина, В. Серова.


Бумага, уголь, мелки, карандаш


22

19.02


Сатирические образы человека

1

Комби

ниро

ванный

урок

Изображение сатирических образов литературных героев.


Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами

Письменный

контроль Тестирование . . Вглядываясь в человека. Портрет

дз-116

Отрывки из

сатирических произведений Материалы: бумага

,черная акварель или ручка, тушь

23

26.02


Образные возможности освещения в портрете

1

Комби

ниро

ванный

урок

Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении.

Изменение образа человека при различном освещении.

Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Текущий контроль Просмотр и анализ работ

Дз-120

Репродукции картин портретистов (В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»Г.С.Островский «.Портрет Е. П. Черевиной.»


Материалы: бумага

акварель,

кисти

24

04.03


Роль цвета в портрете

1

Комби

ниро

ванный

урок

Анализ цветового решения образа в портрете.


Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя Живописная фактура

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Текущий контроль.

Дз-122

презентация

25

11.03


Великие

портретисты прошлого

1

Обоб- щаю- щий урок


Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники- портретисты и их произведения»

Знать художников- портретистов и их творчество (В. Серов,

И. Репин, Леонардо да Винчи, П. Пикасо Рафаэль Рембрант).

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Индивидуальный.

Презентация проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Дз-126

Видеофильм ВВС Всемирная история живописи .Гиганты современного искусства.

26

18.03


Портрет в изобразительном искусстве хх века


1

Комби

ниро

ванный

урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т.п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII-XIX веках, в XX веке.

Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти,

Ф. Рокотова,

В. Боровиковского,

О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Знать выдающихся ху- дожников -портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь: активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа

Текущий контроль.

Дз-130

бумага

акварель,

кисти .

Человек и пространство. Пейзаж (9 ч)

27

01.04


Жанры в изобразительном искусстве

1

Урок

форми

рования

новых

знаний


Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства

Индивидуальный.

.Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

Дз-138

Репродукции картин художников А.Венецианова «Гумно»

А.Лосенко «Прощание Геракла с Андромедой»,

бумага кисти гуаш.

28

08.04


Изображение пространства

1

Урок

форми

рования

новых

знаний


Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

Текущий контроль.

Дз-142

Репродукции карнин древнеегипетских мастеров Яна ванн Эйка. Леонардо да Винчи.

29

15.04


Правила построения перспективы Воздушная перспектива

1

Урок

форми

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Изображение уходящей в даль аллеи соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.


Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.


Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе

Текущий контроль

.Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.

Дз-146

И.Шишкин «Рожь»,

И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»

бумага, карандаш, акварель кисти.

30-31

22.04

29.04


Пейзаж - большой мир

Пейзаж в русской живописи.

2

Комби

ниро

ванный

уроки

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.


Знать: правила перспективы; выдающихся ху- дожников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан).

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Письменный

контроль. Тестирование

дз-148

Презентация творчество. К. Моне. Э.

Греко.

бумага, карандаш, акварель кисти

32

06.05


Пейзаж- настроение. Природа и художник

1

Комби

ниро

ванный

урок

Создание пейзажа-

настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе(например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе :утро, вечер, сумрак, туман, полдень .Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна,

И. Грабаря, К. Юона

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

Текущий.Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки»? Просмотр, анализ и оценка работ

Дз-152

презентация творчество. К. Моне. Э.

Греко.

бумага, карандаш, акварель кисти

33

13.05


Пейзаж в графике Городской пейзаж,

1

Уроки

творче

ского

приме

нения

знаний,

умений,

навыков

Работа над графической композицией «Мой город».

Разные образы города в истории искусства.

Искусство XX века

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Итоговый контроль тестирование«Изобразительное искусство в жизни человека»

Дз-168

бумага, карандаш, акварель кисти.

34

35

20.05

27.05


Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

2

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щаю-

щий

урок


Обобщение материала учебного года

Знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения ,изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание ,образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Дз-172

бумага, карандаш, акварель кисти.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2



1

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (второго поколения) по образовательной области «Искусство». Москва «Просвещение» 2011г.

Примерная программа основного общего образования по ИЗО.

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники).

Рабочая программа по ИЗО.

Учебно-наглядные пособия

Энциклопедии по искусству

Книги о искусстве (о художниках, художественных музеях,

Д



Д

Д

Д

Печатные пособия

2.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Д

Д

Д

Д

К



Комплекты



В перспективе

Информационно-коммуникационные средства

3.

Мультимедийные обучающие художественные программы.

Д

Технические средства обучения (ТСО)

4.

.

Компьютер.

Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Телевизор

Мультимедиапроектор.

Экрана штативе.

Д


Д

К

Д

Д

Д

В наличии.

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Видеофильмы (Эрмитаж, Искусство Древнего Египта, Античное искусство, Искусство, Русское искусство, Архитектура России12-19века,Народные промыслы, Что такое искусство?,, творчество художников Василий Суриков, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Декоративно-прикладное искусство. художественные технологии) в соответствии с программой обучения

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Д


Д


Д


В наличии.

Учебно-практическое оборудование

6.

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, бумага белая и цветная, фломастеры, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, клей, ножницы,

Подставки для натуры.



К

П

Для оформления выставок

Модели и натурный фонд

7.



7

Муляжи: фруктов, овощей, грибов

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, подносы и др.)

Гипсовые геометрические тела, гипсовые орнаменты.

Д

Д

Д

П

Д

комплекты

Специализированная учебная мебель.

8.

Столы.

Стулья.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

К

К

Д

В наличии.





Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.


Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, обучения и умения, навыки и результаты воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

  • Формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование урок с дидактической игрой.

  • Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной

Критерии оценивания

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерные особенности.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР

учителей гуманитарного цикла Светлова Л.Г.

МБОУ Урывской СОШ _____________________

От 31 августа 2015 года №1 31 августа 2015 года

_________________________

Светлова Л.Г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал