- Учителю
- Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: 'Добро и зло'
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: 'Добро и зло'
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Хватовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Конспект урока
Изобразительное искусство
в 4 классе.
Основные жанры ИЗО.
Портрет. Какого цвета добро и зло?
Учитель начальных классов
МБОУ«СОШ с.Хватовка»
Климова Н.И.
2013-2014 уч.год
Тема: Основные жанры ИЗО. Портрет. Какого цвета добро и зло?
Цель: Познакомить учащихся с понятиями добра и зла в искусстве.
Задачи:
Образовательная: вспомнить основные жанры искусства, познакомить с новыми картинами художников, вспомнить алгоритм рисования портрета, холодные и теплые тона.
Воспитательная: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве на примере создания портретов, воспитывать аккуратность и внимательность.
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление школьников.
Оснащение урока: альбом для рисования, карандаш, резинка, акварельные краски, вода, рисунки учащихся, компьютер, м-м проектор.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по представлению.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
План урока:
-
Орг. момент - 1 минута
-
Постановка темы и целей урока - 5 минут.
-
Объяснение нового материала - 5 -7 минут
-
Беседа с учащимися-4 минуты
-
Выполнение практической работы учащимися - 20минут
-
Выставка работ - 3 - 4 мин
-
Рефлексия-2 минуты
-
Уборка рабочего места - 2 минуты.
Ход урока
I. Организационный момент
Кричалка «На берегу»
Готовность к уроку
II. Постановка темы и целей урока
- Как называется профессия человека, который пишет картины?/художник /
- Какие жанры живописи вы знаете?/ пейзаж, натюрморт, портрет /
Если видишь - на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш,-
Обязательно картина называется пейзаж.
- Что изображают при рисовании пейзажа?
/леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны./
- Как можно рисовать пейзаж? / с натуры, а можно придумать самому. /
- О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? / передний, ближний, дальний, задний планы/
-Каких пейзажистов вы знаете?/Левитан, Айвазовский, Шишкин, Саврасов/
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина или Колька твой сосед,-
Обязательно картина называется портрет.
- Значит, что такое портрет? /картины, где изображены люди /
- Как можно писать портрет? / с натуры, глядя на фотографию/
-Как называется портрет, когда человек рисует самого себя?/автопортрет/
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу - знай, что это натюрморт.
- Как вы думаете, что такое натюрморт? / цветы, фрукты, ягоды, предметы быта./
- Как создать натюрморт? / художник сначала красиво
расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы
так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как
бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые
их создавали, выращивали./
-Для чего же нужны натюрморты? / сорванные цветы завянут,
фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником
будут жить вечно./
-Как назвать общим понятием пейзаж, портрет, натюрморт? /Жанры ИЗО/
( Выставка рисунков. С какими жанрами мы много работали? Какие человеческие качества вспомнил в песне-начало урока? Почему? А антоним к слову добро?/Дети называют тему и цели урока.)
III. Объяснение нового материала
Презентация «Жанры изобразительного искусства»
Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой - либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создатели этого жанра - голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». (Дети описывают) Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли кто - нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана». А «Утро в сосновом лесу» Шишкина.
Натюрморт - это…. Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но сколько в нем жизни!
Ребята, я хочу познакомить вас немного с творчеством художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Кустодиева, солнечного в прямом смысле этого слова живописца. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Кто-то может сказать, что они примитивны, что это этакая несложная «народность».
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами, булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием.
А вот натюрморт «Гранаты»? (Простота, контраст красного и темного создают гармонию).
Портрет - это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.
Портреты бывают разными по содержанию: детскими, семейными, парадными (когда человек нарядно одет)
Портреты бывают большими - монументальными (человек изображен выше своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают миниатюрными, т.е. маленькие портреты.
В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.
Исследовательская работа в парах
-Найти в словаре объяснение слов- анфас и профиль
IV. Беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли существовать мир без добра и зла? (ответы детей)
Что значит быть добрым, злым?
Работа в парах - собери пословицу
Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
- Добрые слова дороже богатства.
Каждый из нас, наверное, встречал в своей жизни добрых и злых людей. Вспомните, пожалуйста, эти встречи. (Дети отвечают) Например: бабушка, испёкшая пироги; друга, угостившего вас конфеткой или злого мальчишку, ударившего палкой собаку.
Встреча с добрым человеком запоминается на всю жизнь и время от времени воскрешается в памяти.
А зло? Какое ваше отношение к нему? Когда избивают, разрушают, уничтожают, ломают, хочется с кулаками броситься на злодеев и крикнуть им грозные слова.
Такое поведение и есть ваше отношение к злым и жестоким людям.
А теперь перенесём наше внимание на художника, которому приходится изображать разных людей - и добрых и злых.
Вспомните сказочных героев, сказки, которые вы читали.
В работе художника без отношения к тому, что он изображает никак нельзя. Вопрос в том, как он это будет делать?
Например: Баба Яга.
- Как передать своё отношение?
Вопрос: Тогда как же художник будет выражать своё отношение к Бабе Яге или другим героям сказок? Чтобы кто - то не принял Бабу Ягу за красавицу.
/ Сделает её лохматой, волосы раскрасит в зелёный цвет, на носу нарисует огромную бородавку, клыки, торчащие изо рта. Черты лица сделает поуродливей, что-то укрупнит, или уменьшит. Рисовать будет линиями лохматыми и резкими/.
Вопрос: А красавицу или добрую фею как будет изображать художник. /Как маму: красивую, добрую, глаза большие, на щеках румянец, брови дугой, волосы волнистые, светлые, длинные/.
-Вот это и есть отношение художника к добру и красоте.
Вопрос: Ребята, скажите, какими красками мы вы будете изображать зло? / Серым, черными мрачными- холодными тонами/.
-А какими -добро? /Красными , желтыми-теплыми/
VI. Физминутка
Незнайка стать художником мечтал…
VII. Практическая работа.
Работа в группах
Первая часть-(определить все этапы рисования портрета)
-
Лист бумаги расположим вертикально. Разобьем его пополам вертикальной линией.
-
Нарисуем форму лица. Глаза равноудалены друг от друга, брови, крылья носа. Нос рисуем от бровей. Затем уши. И губы тоже разделены пополам. Вертикальная линия - это ось нашего лица, которая делит его пополам.
-
И нарисуем волосы - прическу.
-
Теперь можно приступить к раскрашиванию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем можно раскрасить волосы, а затем придать тон лицу.
Вторая часть работы в группах - изобразить человека (или героя сказки) и показать его характер- I группа-добрый, II группа- злой.
Приступаем к работе.
(Во время работы звучит музыка к разным сказкам).
VIII. Текущий инструктаж
IX.Рефлексия
-
Анализ работ, выставка.
-
Самооценка работ: что получилось, над чем надо поработать.
Самоанализ урока ИЗО в 4 классе
Урок изобразительного искусства в 4 классе на тему: «Основные жанры ИЗО. Портрет. Какого цвета добро и зло? » построен с применением информационно-коммуникативной технологии, что отвечает современным требованиям. Данный урок взаимосвязан с предыдущими уроками темы.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательная: вспомнить основные жанры искусства, познакомить с новыми картинами художников, вспомнить алгоритм рисования портрета, холодные и теплые тона.
Воспитательная: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве на примере создания портретов, воспитывать аккуратность и внимательность.
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление школьников
Все задачи урока взаимосвязаны и направлены на достижение цели урока: познакомить учащихся с понятиями добра и зла в искусстве.
При планировании урока были учтены художественные способности учащихся, живой интерес к изобразительному искусству и уроку ИЗО.
Тип урока комбинированный. В его содержании отобраны принципы: наглядности, научности, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения.
Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Так, например, тема урока не была сообщена, а дети вышли на неё сами.
Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередуются формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно. Дети очень любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняют предложенные задания. Работа получается интересной и радостной.
Методы стимулирования и мотивации учащихся способствуют достижению высоких результатов. На уроке использован свободный выбор творческого задания. Работа в парах, индивидуальная работа, групповая и исследовательская деятельность повышает интерес к уроку. Музыка во время самостоятельной работы так же вызывает положительные эмоции, активизирует на работу.
Рациональное использование времени на уроке способствовало выполнению намеченного плана, этапы урока плавно сменяли друг друга.
В конце занятия был подведён итог, рефлексия, анализ работ.
Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока.
Считаю, что занятие достигло поставленной цели.