- Учителю
- Конспект урока ИЗО на тему 'Натюрморт в графике'.
Конспект урока ИЗО на тему 'Натюрморт в графике'.
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе
А.Г. Избасова
Учебник: Неменская Л.А., Изобразительное искусство, 6 класс.
Тема четверти: Мир наших вещей. Натюрморт.
Тема урока: Натюрморт в графике.
Цели урока.
Образовательные:
-
Расширение знаний о важнейших выразительных средствах изобразительного искусства.
-
Ознакомление с видами печатной графики.
Развивающие:
-
Развитие познавательного интереса, межпредметные связи.
-
Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства.
Воспитательная:
-
Приобщение детей к культурному наследию человечества.
-
Формирование навыков передачи настроения в гравюре.
Основные практические задачи:
-
Научить работать в технике линогравюры.
Оборудование урока: интерактивная доска с презентацией, белая бумага, линолеум, штихели, типографская краска, ложка.
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.
Технологическая карта урока
Методическая составляющая урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайды
Описание инструментария работы на интерактивной доске
Активизация учебно-познавательной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места.
Входят в класс и рассаживаются по местам
демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст).
Мотивация. Актуализация.
- Сегодня мы более подробно поговорим о видах графики.
Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.
Как мы уже говорили, слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую». Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.
Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник.
И более простые вещи, на которые многие из нас не обращали внимания, этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика. Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии.
Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели, графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к богатству художественных и технических приемов.
Есть художники, выбравшие для своего творчества особую технику графики - гравюру.
слушание
демонстрация слайда в полноэкранном режиме
(для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности).
Сообщение новых знаний.
Гравюра - это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок.
Если оттиск выполняется с доски, то гравюру называют ксилография.
Название следующего вида гравюры - литография - пришло из греческого языка и переводится как «камень». Гравирование делается на особом известковом камне, так называемом литографском.
Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом и тушью. Затем камень обрабатывается специальным составом и рисунком на камне как бы «закрепляется».
В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, она остается ровной, когда рисунок на камне готов. На него валиком наносят типографскую краску, кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп.
Наверное, самая знаменитая техника гравюры - гравюра на металле - офорт.
Эта техника изобретена в XVI вере. Рембрандт, создавший около двухсот таких гравюр, был замечательным мастером офорта.
Для офорта медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Название «офорт» и произошло от французского слова «крепкая вода».
Кислота выедает процарапанные места и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
В гравюрах на дереве, линолеуме углубленные места остаются на оттисках белыми. В офорте наоборот: углубленные места - черные.
Анализ полученных сведений.
демонстрация слайда в полноэкранном режиме,
(для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности).
Физминутка
Просмотр видеофильма и выполнение простейших физических упражнений
(вложения)
Сообщение новых знаний, закрепление при помощи практической работы.
Как же создают гравюры?
Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы, Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами-штихелями. Гравюры создавали на различных материалах. Мягким и пластичным, доступным материалом для этого искусства является линолеум.
Гравюра на линолеуме появляется так же, как и на дереве. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, затем кладут лист бумаги, и прессом прижимаю его к гравировальной доске. Давайте попробуем сделать простейшую линогравюру «Ветка с яблоками».
Практическая работа
демонстрация слайда в полноэкранном режиме,
(для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности, маркер).
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Д.З.: Читать учебник стр. 76-77.
демонстрация слайда в полноэкранном режиме,
(для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности).
Литература:
-
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс, Москва, Просвещение, 2009 г.
-
Порохневская М.А., Изобразительное искусство. 6 класс. «Учитель-АСТ», Волгоград, 2005.
Использованные ресурсы:
-
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, АО Коминфо.
-
Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
-
Фильм «Buddha-bar», Allain Bougrain Dubourg.