7


  • Учителю
  • 'Портрет в скульптуре'- методическая разработка

'Портрет в скульптуре'- методическая разработка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ.

(Методическая разработка)

Преподаватель Емельянова Ольга Викторовна

МОУ лицей № 29 г. Тамбова


Знакомя учащихся с особенностями скульптуры, как вида искусства, следует обратить их внимание на то, что она существует реально и в реальном пространстве, в отличие от графики и живописи, где объем и пространство иллюзорны. Специфика скульптуры и в том, что ее объектами являются только человек или животные.

Следует объяснить также два термина, которые обычно употребляют как синонимы, хотя в действительности они обозначают два совершенно противоположных способа создания произведений.

Первый способ - скульптура (от греческого «скульпо» - вырезать, высекать) - это искусство «отнимания», когда автор ведет свое произведение, заключенное в блоке камня, и отсекает все лишнее резцом, молотком, троянком и другими инструментами.

Второй способ - это пластика (от греческого «пластика» - лепкое) - это искусство прибавления объема.

Лепка - это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитанию, привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы.

Все лепные работы выполняются кистью руки. Согласованные движения пальцев и ладоней способны осуществлять любой творческий замысел, решить любую учебную задачу, создать подлинно художественное произведение.

Вместе с тем для лепки деталей применяют стеку, деревянную гладкую палочку длиной 10-12 см со сточенными концами в виде шильца и лопаточки. Стекой срезают лишнюю глину, заравнивают поверхности, делают углубление.

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приемов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание).

Скатывание - простейший прием обработки бесформенного куска формы с гладкой поверхностью. Кусок кладется между ладонями и слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков применяют раскатывание. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывается, удлиняясь и приобретая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - прием равномерного сжатия куска для получения уплощенной формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами, он приобретает форму диска, лепешки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев или стеки. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обнимают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку по боковой ее части, то концами.

При лепке мелких деталей применяют прием прищипывания. Он осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создается новая деталь. Если такой же щепоткой ухватить часть пластического материала и слегка сжав, потянуть, можно из оттянутого материала сформировать какую-то часть предмета. Этот прием называют оттягиванием.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности. Прием заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой, в местах закруглений различных частей. Выделение ребер осуществляют совокупными приемами оттягивания и заглаживания.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Предметы, форма которых легко расчленяется на составные элементы, изображают по частям - «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, величина которых соответствует членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и закатывают соединением всех элементов.

Лепка фигуры человека, а особенно портрета, требует знания основ пластической анатомии, конструктивных закономерностей и величинных отношений. Вместе с этим весьма важно предварительно изучить намеченную к лепке модель: уяснить себе ее пропорции, характер формы.

Важно также тщательно продумать, в какой последовательности будет вестись работа.

Первоначально выбирают размеры, пропорции будущего портрета, большие структурные отношения.

Пример, голова человека напоминает яйцеобразную форму, раскатыванием вылепливается яйцеобразная форма, шея представляет собой цилиндрическую форму, которая также выполняется приемом раскатывания.

Соединяя эти две формы, одновременно находится угол наклона головы. Далее работа идет только с лицевой частью головы. На лицевой части стекой проводится ось симметрии. Помня пропорции лица (лицо делится на 3 одинаковые части), проводятся вспомогательные горизонтальные линии, легонько надавливая на стеку.

В верхней части, чуть ниже расположения надбровных дуг, стекой на небольшую глубину вырезается пластилин, тем самым выполняются глазные впадины. Нижняя граница получившейся выемки срезается и сглаживается по направлению к подбородку. Затем формируются скулы, подбородок и угол нижней челюсти.

Нос вылепливается отдельно, общая его форма напоминает треугольную призму (пропорционально 1/3 лица), прилепляется по осевой линии сразу от надбровных дуг. Боковые части носа стекой аккуратно заглаживаются по направлению к щекам. В зависимости от индивидуальных особенностей портретируемого формируется спинка и крылья носа, продавливаются ноздри. В глазах впадинах вылепливаются глаза. В нижней трети лица располагаются губы. На последнем этапе работы идет доработка мимики лица. От направления бровей (приподняты или опущены), губ (растянуты в улыбке, сжаты, углы губ опущены), характерной обозначенности носогубных складок или морщин на лбу будет зависеть передаваемое настроение человека. Пластилин позволяет исправить, доработать и переделать отдельные детали лица за счет своей пластичной структуры.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал