- Учителю
- Урок ИЗО 'Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель'
Урок ИЗО 'Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель'
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Ст. Григорополисская
" Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель."
Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства
"Голос" Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо, задушевно…
(А.П. Бородин)
Тип урока: урок-беседа.
Вид занятия: беседа, декоративное рисование.
Презентация
Цели:
- познакомить учащихся с народными промыслами России, а именно с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;
- углублять эстетические познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
- развивать графические умения, связанные с приемами цветочной росписи;
- сформировать навыки составления декоративной композиции;
- воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, компьютерные слайды "Истоки и современное развитие промысла. Гжель", оснащение рабочих мест учащихся.
Зрительный ряд: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Беседа.
Тема сегодняшнего урока "Истоки и современное развитие промысла. Гжель".
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать
Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный, дутый, как говорят старожилы Гжели - "пузатенький". Потом тоже был горшок, но уже совсем другой. Царствовали здесь в свое время и майолика с многоцветной росписью, и фарфор, и фаянс… А сегодня славятся здешние места керамикой с сочной синей росписью на ослепительно белом фоне. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть и… расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы…
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно в всем народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите, на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
И. Кадухин
Синяя сказка - глазам загляденье, словно
весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая Гжель
Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие под глазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но ни в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Несмотря на это, гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
III. Практическая работа.
Задание: Класс делится на группы по 5 человек, выбрав одного старшего мастера. Каждая группа гжельских мастеров должна создать эскиз своего изделия.
IV. Закрепление пройденного материала.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с народным промыслом под названием "Гжель" и попробовали себя в роли гжельских мастеров. Сразу же стало понятно, что работа это кропотливая, требующая от мастера усидчивости, аккуратности, выразительности и фантазии.
Стоит отметить, что хоть история Гжели и уходит далеко вглубь веков, но её народному искусству суждена ещё долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
V. Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.