- Учителю
- 11 класс МХК Разработка урока по теме 'Схватить мгновенье. . . (Импрессионизм) ' (конспект составлен в рамках технологии обучения ИНЛОККС + приложения к уроку - материалы для работы в группах + авторская презентация к уроку в автоматическом режиме)
11 класс МХК Разработка урока по теме 'Схватить мгновенье. . . (Импрессионизм) ' (конспект составлен в рамках технологии обучения ИНЛОККС + приложения к уроку - материалы для работы в группах + авторская презентация к уроку в автоматическом режиме)
Разработка рабочего урока
по МХК (11 кл.)
учителя ГБОУ ЦО № 1455 г.Москвы
Панчишко Елены Олеговны
(конспект урока составлен по методу «Идеальный конспект урока» (технология обучения ИНЛОККС)
К уроку прилагается авторская презентация «Схватить мгновенье…»
(в автоматическом режиме, иллюстративный материал сопровождается звучанием произведения Дебюсси «Лунный свет»)
ИМПРЕССИОНИЗМ (9-11 кл.)
Вопросы к тексту и тезисы:
1. Какие исторические события XIX в. повлияли на развитие художественной культуры в Западной Европе?
(Конец XIX в. - Великая Французская революция; назначение Наполеона самого себя императором; война; Парижская Коммуна; укрепление позиции класса буржуазии; усиление эксплуатации работников; научные открытия; технический прогресс; обнищание и тяжелые условия труда крестьян и рабочих. Всё это способствовало осмыслению и художественному воплощению в различных формах: основные направления художественной культуры XIX в. - классицизм и романтизм начала века; реализм и натурализм середины века; апогей реализма - импрессионизм (70-80-е гг.))
2. . Что из перечисленного в тексте можно отнести к данному произведению и почему (картина Делакруа «Свобода, ведущая народ» - романтизм)?
(Драматические сюжеты полотен; резкая, энергичная передача жизни чувств, движения души; борьба с враждебной средой, мятежность, революционный порыв; акцент на личность, главный предмет искусства - область внутренних переживаний личности; вера в возможность реального воплощения своих идеалов)
3. . Что из перечисленного в тексте можно отнести к данному произведению и почему (картина Милле «Сборщицы колосьев» - реализм)?
(Объяснение человека в его целостности с конкретными условиями социальной среды; тема труда человека; точное изображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах»; отражение суровой повседневности в правдивых образах; искусство не должно выражать субъективные чувства художника; обыденность колорита)
4. Что из перечисленного в тексте можно отнести к данному произведению и почему (картина Писсарро « Проезд к оперному театру» - импрессионизм)?
(Большее внимания на способе живописи, чем на её объекте; -многоликость и красота природы в бесконечных превращениях; свежесть впечатлений художника и открывающееся перед ним красочное богатство видимого мира; нанесение краски чистого цвета раздельными мазками разной величины; вибрация света на поверхности предметов в зависимости от наклона лучей, растворение форм в вибрации света и воздуха; взгляд на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребёнок, способность человека видеть мир на уровне интуитивного , образного мышления, а не на уровне понятийного мышления; умозрительные образы идеальной недостижимой красоты; случайность движений и ситуаций, неожиданные ракурсы фигур)
План текста:
-
Работа 1-й группы с вербальным текстом, 3-х групп с одним и тем же вербальным и с различными живописным текстами (составление кластера -1-я группа; анализ и выбор подходящих понятий и характеристик, составление вторичного текста - 3 остальные группы) - 7 мин
-
Обсуждение (представитель от группы) - по 2 мин на выступление представителя + 3-4 мин на комментарии учителя и других групп
-
Вводное слово учителя о новом художественном направлении - импрессионизме - 2 мин
-
Прочтение живописного и музыкального текста (презентация учителя «Схватить мгновенье..») - 5 мин
-
Рефлексия: синквейн на тему «Импрессионизм» 3-4 мин
Графсхема текста:
Историческая справка XIX в. Особенности художественного направления + произведение живописи
Кластер Романтизм Реализм Импрессионизм
«Схватить мгновенье…»
(презентация)
Импрессионизм
(синквейн)
Комментарий:
Текст к уроку по теме «Импрессинизм» адекватно воспринимается большинством учащихся, и вполне приемлем для самостоятельного изучения темы на основе технологии «Критическое мышление через чтение и письмо» с использованием приема «Погружение».
Приложение 1 (для работы группы 1)
Европейская художественная культура 19 века развивалась под влиянием политических, экономических, социальных, религиозных и национальных факторов.
Культура 19 века наследует и продолжает движение от английской буржуазной революции через Великую французскую революцию, потрясения индустриальной революции к нац.-освобод. и нац.-демократич. движениям в странах Западной Европы.
19 век - время поразительных успехов науки, время открытий и веры в прогресс:
- Лаплас, Пуассон, Гаусс - теория вероятностей;
- Вольта, Фарадей, Ампер, Джоуль, Ленц - открытия в области электричества; Максвелл - волновая теория света;
- Дарвин - труд «Происхождение видов путем естественного отбора», Мендель - три закона о распределении в потомстве наследственных факторов;
- покорение воздушного пространства при помощи воздушного шара, затем с помощью самолета; появление первого парохода, автомобиля, метрополитен в Лондоне, Нью-Йорке, Париже;
- появление радио, телефона, фотографии.
С утверждением машинной индустрии, стандартизации, увеличением армии безработных, ещё раньше - разочарованием в последствиях Великой французской революции, проявляется протест художников против обезличивания жизненного пространства.
Искусство 19 века - это переплетение различных стилей.
Романтизм, отражающий перелом в жизни Европы с особенной глубиной, объединяя и восторг перед открывающимися возможностями нового свободного человека, и ужас перед воцарившимся хаосом, мечту об утраченном идиллическом патриархальном мире. Романтизм открыл особый тип героя: сильную возвышенную личность, противостоящую враждебному окружающему миру. Романтическое понимание универсального идеала недостижимо, что порождает «мировую скорбь» и утверждает культ исторического прошлого. (Художники-романтики: Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Франсиско Гойя).
Реализм - это стремление художников к воссозданию «правды жизни», проявляющееся в присутствии в объективном отражении действительности авторского идеала, воспроизведении типичных характеров в типических обстоятельствах при сохранении их индивидуальности, жизненная достоверность образов. Реализм в произведениях искусства зависит от глубины проникновения художника в окружающую реальность и полноты ее отражения. (Художники-реалисты: Домье, Курбе, Милле)
Крайняя форма реализма - натурализм, где художник со скрупулезностью ученого исследует человека и окружающую его социальную среду.
19 век не знал господствующего стиля в изобразительном искусстве: начало века - конфронтация тенденций классицизма и романтизма; середина века - возникновение реализма, приведший к натурализму. Апогея реализм достигает в ? (Для учителя - апогея реализм достигает в таком проявлении как импрессионизм - ответ на поставленный вопрос - цель урока)
Приложение 2 (для работы групп 2-4, каждая выбирает свое)
-Объяснение человека в его целостности с конкретными условиями социальной среды;
-большее внимания на способе живописи, чем на её объекте;
- драматические сюжеты полотен;
-многоликость и красота природы в бесконечных превращениях;
-тема труда человека;
-резкая, энергичная передача жизни чувств, движения души;
-точное изображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах»;
-свежесть впечатлений художника и открывающееся перед ним красочное богатство видимого мира;
-борьба с враждебной средой, мятежность, революционный порыв;
-отражение суровой повседневности в правдивых образах;
- нанесение краски чистого цвета раздельными мазками разной величины;
-акцент на личность, главный предмет искусства - область внутренних переживаний личности;
- искусство не должно выражать субъективные чувства художника;
- вибрация света на поверхности предметов в зависимости от наклона лучей, растворение форм в вибрации света и воздуха;
- взгляд на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребёнок, способность человека видеть мир на уровне интуитивного , образного мышления, а не на уровне понятийного мышления;
-вера в возможность реального воплощения своих идеалов;
- умозрительные образы идеальной недостижимой красоты;
-случайность движений и ситуаций, неожиданные ракурсы фигур;
- обыденность колорита.