- Учителю
- 'Всепрощающая любовь' (разработка урока по МХК по картине Рембрандта 'Возвращение блудного сына'
'Всепрощающая любовь' (разработка урока по МХК по картине Рембрандта 'Возвращение блудного сына'
«Всепрощающая любовь»
Классный час проведен в 11 классе
Андреевой Светланой Витальевной
Цель ЧКР: на примере картины Рембрандта «Возвращение блудного сына « показать силу родительской любви, милосердие и покаяние.
Задачи ЧКР: 1. Познакомить с творчеством Рембрандта
2. Развивать умение работать в группах
3. Воспитывать эмоциональную доброту, отзывчивость
и милосердие.
Оформление: репродукция картины Рембрандта, эпиграфы на доске, музыкальные записи.
На доске эпиграфы:
« Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»
Е.от.П.(13, 14-8)
«Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
Антуан де Сент- Экзюпери.
Звучит колокольный звон.
Учитель: «Не спрашивай никогда по ком звонит колокол: он звонит
по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель
Эрнест Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком
звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему справляться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить ее.
Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви - одна из таких тем. Её - то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт. Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет - «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощение, ненависти и всепрощающей любви.
Чтение притчи.
Притча о бдудном сыне .
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
- Лк.15:11-32
Еврейская традиция
Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.
Израильский учёный Галина Любан указывает [4], что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника - День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар - это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).
Учитель - Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики: Встреча отца и сына.
Учитель: Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины (репродукция). Внимательно рассмотрим картину.
Провести беседу нам помогут вопросы, написанные на доске.
-
История создания картины (1669г.).
-
Отец и сын.
- Чьи фигуры изображены в центре картины?
- Видно ли лицо отца?
- Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких? (стертые ступни и развалившиеся башмаки)
- Что говорит о его раскаянии?
- Каким чувством проникнут отец?
- Что выражают руки и лицо старика?
3. Реакция окружающих.
- Что выражают лица стоящих рядом?
- Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
4. Композиция картины.
Рухнувший на колени, измученный бродяга и полуслепой старик, положивший ему на плечи слабые руки, молчат, даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств ( позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклоненного сына).
5. Идея картины
(После беседы расставить на четырех столах таблички - «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи»).
- Предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.
Звучит музыка. Брамс Симфония №3, часть II.
- В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына».
Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадания и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет великий голландский художник.
Учитель: - Ребята, я прошу вас порассуждать о прощении
художника - согласиться или поспорить с ним.
Я предлагаю вам ролевую игру, где учитель -
корреспондент, берущий интервью, а вы все - персонажи
картины.
Учитель: - «Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали,
когда младший сын ушел из дома, взяв полагающееся ему
наследство?
- Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой
сына?
- Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас
сына?
- «Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца,
встречающего вас с радостью?
- О чем вы подумали, когда пришли в себя?
- Как изменится впоследствии ваше поведение?
- «Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
- Каково ваше отношение к брату?
- «Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
- Каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
- Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Учитель: - Спасибо. А теперь вопрос ко всему классу - Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Ученики: - Им руководило чувство всепрощающей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель: - Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть
об оскорблении. Взгляните на доску. Вы видите цитату из библии. Это концепция христианской любви. (Зачитать цитату).
- Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне:
«…был как бы мертв и ожил»?
Ученики: - Ожил. То есть в нем возродилась способность к любви.
Учитель: - Кто, по-вашему, в « Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя?»
Ученики: - Старший сын.
Учитель: - Что такое притча? Это небольшой рассказ, в
иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учат эта притча и картина Рембрандта?
Ученики: - Милосердию, прощению.
Учитель: - Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился принять
ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть её. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам родители, у некоторых из ваших родителей я заранее взяла интервью. Они отдельно друг от друга отвечали на один вопрос: «Если ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно серьезную, так что все отвернуться от него, вы готовы простить, помочь и любить несмотря ни на что?»
(Зачитать анкеты).(Звучит Симфония №3 И.Брамса)
Учитель: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят
и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?
Ученики: Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности,
благородству мыслей и поступков.
Учитель: Ваши родители доказали вам, что всепрощающая любовь
существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери… (Зачитать эпиграф)
Учитель: Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны
сами.
Звучит песня «Прекрасное далеко»
- Песня, которая сейчас прозвучала - мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной - зависит от вас!
К сведению:
В искусстве
«Блудный сын» И.Босха
Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
Блудный сын в таверне - автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
«Возвращение блудного сына» (картина Рембрандта)
«Блудный сын» - балет С. С. Прокофьева (1929)