7


  • Учителю
  • Урок ИЗО в 7 классе по теме: 'Великая Отечественная война и её сегодняшнее звучание'

Урок ИЗО в 7 классе по теме: 'Великая Отечественная война и её сегодняшнее звучание'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.


Учитель: Марусина Оксана Юрьевна.

Тема: «Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание».

Цели и задачи: 1. Воспитывать любовь к России и её национальному искусству.

2. Познакомить учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства на тему Великой Отечественной войны и их создателями.

3. Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений.

Тип урока: Урок-конференция.


Зрительный ряд: А.Дейнека. Серия «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 г.», «Оборона Севастополя», «Окраины Москвы». Ю.Пименов «Военная Москва». М.Савицкий. Серия «Лагерь уничтожения». Б.Неменский «Это мы, господи», «О далёких и близких», «Дыхание весны». А.Бут «Боевые подруги». Н.Благоволин «Салют Победы». К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». А.Лактионов «Письмо с фронта». А.Пластов «Фашист пролетел». Т.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов». М.И.Самсонов «Сестрица». Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры «Потеряла я колечко», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и др. П.Корин «Александр Невский». С.Герасимов «Мать партизана». Е.Вучетич Монументальный комплекс воинской славы на Мамаевом кургане в Волгограде.

Музыкальный ряд: А.В.Александров «Священная война», Д.Д.Шостакович Симфония № 7, лирические песни военных лет.

Литературный ряд: Муса Джалиль «Варварство», А.Твардовский «Сыну погибшего воина».

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, диски, репродукции картин, СД плейер.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Одной из великих тем жизни, темой чрезвычайно значимой для нашего народа, является тема Великой Отечественной войны. Эта тема только что стала исторической. Война окончилась во время жизни старшего поколения современников, отношение к ней наполнено живыми эмоциями - не только чувством победы, но и чувством великих утрат: «Праздник со слезами на глазах…»

Звучит «Священная война».

Война была одной из самых жестоких не только по боям на фронтах, но и по уничтожению мирного населения.

Ученик: (читает на фоне музыки седьмой симфонии Д.Шостаковича) «Варварство» Муса Джалиль.

Учитель: Не случайно художники очень часто обращались к теме Вов.

  1. Выступления учащихся с результатами поисковой деятельности (индивидуальной и коллективной) с демонстрацией работ художников.


Учащиеся выступают с результатами своей поисковой работы, демонстрируют подобранный видеоматериал, отвечают на вопросы одноклассников. Имена художников и названия их работ выступающие записывают на доске.


Мини-проекты учащихся:

  1. Александр Александрович Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище, затем служил в Красной Армии и был откомандирован во Вхутемас. Его учителями стали В.А.Фаворский, И,И.Нивинский и Д.С.Моор. В 1924 году институт был окончен. В 1935 году Дейнека совершил поездку в Италию, Францию и США. В суровые дни жесточайших сражений за Москву художник создаёт свой замечательный пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», явившийся по сути дела новым типом пейзажа, вобравшим суровый и героический дух времени, отражавшим чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли.

Показ репродукции.

Картина рисует грозный, настороженный облик готового к отпору города.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми ежами, опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками далёких разрывов. Стремительный бег прыгающего на ухабах грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И, хотя пейзаж лишён людей, их воля и решимость выстоять присутствуют в эмоциональной атмосфере картины, читаются в ритмическом и декоративном строе композиции.

Зимой 1942 года А.Дейнека вернулся с фронта в Москву. Ещё перед глазами стояли тяжёлые бои. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему осквернить его любимый город, написал картину «Оборона Севастополя».

Показ репродукции.

Рушатся здания. Небо в дымах пожарищ. Пикируют «юнкерсы». Грохочет ад войны. Моряки в белых робах в рукопашной схватке встречают серо-зелёные полчища врагов. Сколько силы и ярости в моряке, бросающем связку гранат! Ритм его мощного движения продолжает обнажённый по пояс моряк, развернувшийся в броске. На втором плане в неудержимом движении штыковой атаки столкнулись две силы, знаменующие светлое и мрачное начало - героических защитников и озверелых захватчиков. Картина передаёт наивысший предел человеческих сил, героическую борьбу, свидетелем которой был каждый каиень города-героя.

Акварели и гуаши цикла «Москва военная» воспринимаются как исполненный суровой лирики дневник художника, в котором он стремится передать пульс жизни столицы в этот грозный исторический момент. Выдержанные в холодной монохромной гамме листы переносят зрителя в то тревожное время, когда Москва была поистине военным лагерем.

Показ репродукции.

В рисунке «Вечер. Патриаршие пруды» присутствует суровая атмосфера прифронтового города, где всё говорит о близости врага, о грозящей опасности: и аэростаты воздушного заграждения, повисшие в хмуром небе, и редкие фигуры прохожих, и вооружённые автоматами патрули. Ноту неистребимого оптимизма, веры в неизбежность победы вносит в это произведение незатейливая жанровая сценка: неунывающие мальчишки увлечённо играют в хоккей на расчищенном пятачке пруда.

После Вов открылись новые перспективы творчества А.А.Дейнеки. Он пишет станковые полотна, создаёт мозаики. За комплекс мозаичных работ художнику в 1964 году была присуждена Ленинская премия. Народный художник СССР, Герой Социалистического труда А.А.Дейнека был действительным членом Академии художеств, а с 1962 года по 1966 год её вице-президентом.

  1. Народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премииСССР Тарас Гурьевич Гапоненко родился в деревне Старая Заворонь (ныне Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Пятилетним мальчиком он начал лепить фигурки птиц и зверей, проявляя много выдумки и фантазии. В 1924 году Гапоненко поступил в московский Вхутемас, который закончил по монументальному отделению. Его учителями были П.В.Кунецов, К.Н.Истомин, В.А.Фаворский. Особенно большое влияние на формирование молодого художника оказал Н.М.Чернышев - знаток и ценитель древнерусской стенной живописи.

В годы Вов Гапоненко работает много и плодотворно. Он делает плакаты и рисунки для тематических альбомов. В 1942 году на выставке «Великая Отечественная война» в Государственной Третьяковской галерее Гапоненко экспонировал несколько полотен, среди которых «Рабовладельцы», «Партизаны ведут пленных» и другие. После поездки на Сталинградский фронт была создана картина «Под стенами Сталинграда». Наиболее значительным произведением этих лет стала картина «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-1946), получившая всенародную известность.

Показ репродукции.

Картина «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей, так ярко проявленных в тяжёлые годы войны. Художник показывает эти замечательные черты советского человека в сюжете, полном внутренней драматической напряжённости.

Изображено прощание жителей освобождённого села и воинов с жертвами фашистских оккупантов. Глубина содержания картины постигается по мере того, как внимательно всматриваешься в лица людей, в их позы и жесты. Взгляд зрителя прежде всего останавливается на фигурах трёх женщин в центре картины. В порыве горя одна из них припала к телу старика, замученного фашистами. Две другие застыли в скорбном молчании.

Полная трагизма сцена изображена на втором плане: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице и с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу. В этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелёгкий путь, а впереди предстоят новые испытания. Но веришь, что они не согнут этого человека. В образе воина художник наиболее ярко воплотил силу и стойкость русского характера.

У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно её лица, но чувствуешь материнскую любовь в неторопливых, по-особому бережных движениях, теплоту её ласковых рук. Мальчик, держащий верёвку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. На всю жизнь запомнит он эту минуту, никогда не забудет зверств фашистов.

Невыразимо горе, которое переживают люди, изображённые в картине, но оно не переходит в безнадёжность. Своим произведением художник говорит о том, что могучую душу народа не могут сломить никакие испытания.

Большую роль в эмоциональном строе картины играет превосходно написанный зимний пейзаж - простой, очень знакомый и такой милый сердцу русского человека. Природа в этот зимний пасмурный день полна какой-то особой задумчивости. Она созвучна основному настроению картины. Серое облачное небо контрастирует с белой пеленой недавно выпавшего снега. Вдали виднеются остовы сожжённых домов - следы тяжёлых разрушений, оставленных врагом. И всё же зритель верит в скорое возрождение жизни на этой земле. Сдержанно, но выразительно решён колорит картины. В разработке цветовых нюансов, приглушённых коричневых и охристых тонов художник добился большого разнообразия, тонкости и гармонии. Картина отличается законченностью и полнокровностью живописи.

  1. Александр Иванович Лактионов. Интерес к рисованию проявился у Александра Лактионова очень рано. Начав учиться живописи в Ростовской художественной школе, он в первый же год достиг больших успехов. В1929 году на выставке произведений художников Северного Кавказа Лактионов получил одну из первых премий. В1932 году он поступил в Академию художеств в Ленинграде. Здесь его любимым учителем стал И.И.Бродский. В1938 году, за картину «Герой Советского Союза М.В.Юдин в гостях у танкистов» ему был присуждён диплом I степени с отличием. В 1947 году Лактионов закончил картину «Письмо с фронта», сыгравшую важную роль в развитии советской живописи и сделавшую имя художника широко известным. Вместе с тем картина вызвала немало споров. Пристрастие художника к тщательному изображению деталей, к стереоскопической иллюзорности некоторые трактовали как проявление натурализма. Одновременно произведение Лактионова привлекало к себе искренностью, правдой выраженных в нём чувств, простым и типичным сюжетом, находившим отклик в сердце каждого человека.

Показ репродукции.

Зритель не только видит, что произошло в картине, но может понять, что предшествовало этому моменту и что будет дальше. В картине А.И.Лактионова видно, что солдат вручил письмо, первая радость от получения долгожданной весточки уже позади. Вероятно, мать - женщина, изображённая на первом плане, - уже один раз быстро прочитала, что пишет сын, и теперь с удовольствием слушает, как читает письмо младший сынишка. Внимательно слушает девочка, ей, наверное обидно и завидно, что читать письмо дали брату. Слушает, улыбаясь и покуривая, солдат, он ещё расскажет семье товарища о том, чего не напишешь в коротком письме. Слушает и радуется за соседей девушка - дежурная ПВХО, она, конечно, знает автора письма, и, может быть, он ей не менее дорог, чем родным.

Композиция картины развёртывается по кругу. Первая фигура - девочка слева - находится в тени, ярким светом выделены фигуры второго плана - мальчик, читающий письмо, девушка и солдат. Сильно освещены голова, грудь и руки женщины, стоящей у притолоки справа, эта часть картины вместе с фигурой мальчика является композиционным центром произведения, к нему привлечено главное внимание зрителя.

Солнце придало картине ещё большую звучность и усилило воздействие на зрителя. Солнечный свет и воздух, мастерски переданные художником, дали возможность получить эффекты, которых нельзя было бы добиться при изображении этой сцены в помещении. Художник удачно использовал приёмы лессировочной техники живописи. Картина вся светится, солнечный свет кажется ощутимым на лицах людей, на одежде, на полу и в пейзаже. Он лепит форму, создаёт впечатление трёхмерности, объёмности изображения людей, предметов и глубины пространства.

Картина «Письмо с фронта» - большое достижение художника А.Лактионова и всей живописи в послевоенный период, в ней воплощена идея патриотизма, единства народа в борьбе против захватчиков.

Физкультминутка. Дадим отдохнуть глазам: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), затем слева направо и обратно. Повторить 8-10 раз.

Дыхательные упражнения: 1. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны и максимально отведены назад. Руки скрестить перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки вниз. Поднять плечи - вдох, опустить плечи, округляя спину, - выдох. Поднять плечи - вдох, опустить, слегка прогибаясь в пояснице и сводя лопатки, - выдох. Повторить 5-6 раз.


  1. Жизнь колхозной деревни, её труд и быт на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственных и Ленинской премий Аркадия Александровича Пластова. Родился он в селе Прислониха, ныне Ульяновской области. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Пластов был отдан в духовное училище, затем перешёл в семинарию. В Москве он сначала учился в Строгановском художественно-промышленном училище, а затем в Училище живописи , ваяния и зодчества, в скульптурной мастерской С.М.Волнухина.

Подлинное признание пришло к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда в 1945 на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел». Созданная художником под непосредственным впечатлением пережитого, картина эта имеет значение широкого обобщённого реалистического символа.

Показ репродукции.

Символичны в ней и русская природа, и погибший от вражеской пули пастушонок, и зловещий силуэт улетающего фашистского стервятника.

Художник передал в этой картине своеобразие колорита русской осени: золотисто-жёлтых листьев берёз, порыжелых трав, нежной зелени первых всходов озими. На фоне проникнутого чувством горячей любви к Родине пейзажа преступление фашистского злодея выглядит особенно чудовищным.

  1. Кукрыниксы - творческий коллектив, состоящий из трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова ( 1903 г.р.), Порфирия Никитича Крылова ( 1902 г.р.) и Николая Александровича Соколова ( 1902 г.р.). Кукрыниксы внесли большой вклад в советское изобразительное искусство. Мастера острой политической карикатуры, сатирического плаката, станкового рисунка и книжной иллюстрации, они успешно выступают и как живописцы. В годы ВОв Кукрыниксы плодотворно работают в «Окнах ТАСС», выпускают плакаты и карикатуры. В это время были созданы сотни политических плакатов и карикатур. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» - этот плакат появился через день после начала войны. Лаконичный, острый по композиции, броский по цветовым контрастам чёрного, белого и красного, плакат приковывал внимание зрителей. В образной форме этот плакат показывал вероломное нападение фашистов на нашу Родину. Бесноватый фюрер, откинув маску миролюбия, головой прорывает текст договора о ненападении между СССР и Германией и тянет вперёд хищную лапу со звериными когтями. Чёрная, зловещая фигура Гитлера символизировала собой войну, ворвавшуюся в мирную жизнь советского народа. Мужественный советский воин, олицетворявший мощь нашей Армии, разит Гитлера штыком. Этот плакат, удачно сочетающий героический образ с сатирическим, отвечал духу того времени - начального периода войны.

Показ репродукций.

Как жалок и смешон бесноватый фюрер в рисунке «Не так страшен чёрт, как его малюют» (1942 г.). Маленький, тщедушный, он пыжится изо всех сил, позируя своему министру информации Геббельсу, выступающему в роли художника. И каким героем-богатырём выглядит он на портрете - грудь колесом, могучие мускулы. Так Кукрыниксы в зрительном образе разоблачили существо лживой геббельсовской пропаганды.

Карикатура «Потеряла я колечко» была создана в дни окружения гитлеровских дивизий под Сталинградом. Около карты Сталинграда, замкнутого кольцом советских войск, изображён Гитлер в бабьем платке, причитающий над своей потерей. С.Маршак вложил в его уста пародийный текст:

Я была у Волги-речки,

Любовалась на волну.

Все полки мои в колечке

И фельдмаршал мой в плену.

До свиданья Волга-речка,

Не увидимся мы вновь,

Потеряла я колечко,

Потеряла я любовь!

Кукрыниксам принадлежит ряд выдающихся произведений живописи. В 1942 году они побывали в подмосковной деревне Петрищево - месте героического подвига Зои Космодемьянской, в 1944 году посетили только что освобождённый Новгород, были в побеждённом Берлине. Эти поездки вдохновили их на создание таких полотен, как «Таня» (1942), «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946). Сюжетом картины «Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии. Конец» избрано событие, знаменующее полное крушение фашистской Германии.

Показ репродукции.

Страх запечатлён на лице старого генерала с остекленевшими глазами, судорожно вцепившегося в спинку кресла. В пьяном беспамятстве - фашистский офицер в расстёгнутом мундире. Гитлеровцами владеет звериный испуг, доходящий до степени дикого отчаяния и ужаса. Между ними нет никакой внутренней связи. Они находятся вместе, но каждый заботится только о собственной шкуре. Никто не обращает внимания на появившегося в дверях бесноватого фюрера, голова и руки которого, освещённые мертвенно-зеленоватым светом, резко вырисовываются в чёрном провале двери. Связь с внешним миром прервана. Беспомощно повисла телефонная трубка. Мрачное подземелье освещено находящейся где-то внизу справа аварийной фарой, благодаря чему тени и сами фигуры приобретают фантастический, уродливый характер. «Логово зверя» сильно пострадало от взрывной волны. С тёмными, мышиными по цвету мундирами контрастируют яркая скатерть, золотая рама покосившейся картины и пёстрые ярлыки бутылок. Эти контрасты усиливают ощущение напряжённости и беспокойства.

В картине «Конец» с особенной полнотой раскрылось своеобразие стиля Кукрыниксов как единого творческого коллектива, обладающего своей живописной манерой и достигшего высокой творческой зрелости.

Звучит «День Победы» Д.Тухманова.

  1. После окончания войны на месте ожесточённых боёв появляются первые мемориальные комплексы. Архитекторы планируют застройку городов, живописцы и скульпторы украшают станции метрополитена.

Грандиозный монументальный комплекс воинской славы на Мамаевом кургане в Волгограде, памятники героям и многие другие произведения Евгения Викторовича Вучетича утверждают в веках подвиг русского воина.

Ключевым элементом памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Волгограда ( Е.Вучетич, В.Матросов, А.Новиков, А.Тюренков. 1970) является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию (рассказ сопровождается показом фотографий). Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склонёнными знамёнами отдать почести тем, кто с честью выдержал все испытания. Затем - подъём по лестнице, окаймлённой газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые кулисы монументу, подчёркивают глубинность и направленность пространства. На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и чёрной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоёма. Площадь Скорби, Зал Воинской славы - последняя площадь перед фигурой Матери-Родины. Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге: Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

В Берлине, в Трептов-парке, был установлен в 1949 году мемориальный ансамбль, посвящённый памяти героев, погибших в боях с фашизмом (Е.Вучетич, Я.Белопольский, С.Валериус, А.Горпенко).

Показ фотографии.

Тринадцатиметровая бронзовая фигура воина является центральным памятником ансамбля. Она установлена на зелёном кургане. Внутри постамента-мавзолея находится золотой ларец с именами героев, мозаичные композиции изображают народы, склоняющие знамёна перед могилами освободителей.

Художественное мышление скульптора-монументалиста глубоко символично. Каждая деталь, каждый элемент его композиции несёт смысловую нагрузку. Воин держит в руке не автомат, а огромный меч, символизирующий сокрушающее оружие. Ногой он попирает разбитую свастику - символ фашизма. Левой рукой прижимает к себе маленькую девочку. Это жизнь - жизнь будущих поколений. В основу образа воина скульптор положил портрет солдата-рабочего, с которым встретился в Берлине. И действительно, если оглянуться на более чем полувековую историю нашего народа, то ясно - великий труженик одной рукой строил, а другой всегда держал наготове оружие. Тысячи детей, советских и немецких, детей разных народов спасал наш солдат. Благородство, моральная и духовная красота запечатлены в этом образе. Он несёт в себе не только настроение скорби, но и всенародной гордости, уважения и восхищения русским солдатом, преградившим путь фашизму.

  1. Заключительное слово учителя.

Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны нашёл самое проникновенное отражение в живописи, скульптуре, графике. Эта тема предстала как тема общезначимая, и в то же время, глубоко личная. Картины на военную тему вызывали у каждого зрителя острое чувство сопричастности, глубокой искренней заинтересованности в общем деле.

Эпопея блокады Ленинграда, защиты Сталинграда, темы страшных лагерей уничтожения людей. Всё это не только ещё не забыто, но и не должно быть забыто, чтобы не повторяться. К сожалению, тема войны - это ещё и наша сегодняшняя жизнь, сегодняшние тревоги и мысли. Это Чечня, Югославия, Палестина, Осетия…

Творчество художников не только прославляет силу победивщего народа, но и напоминает о том, что мир необходимо беречь.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал