- Учителю
- Технологическая карта урока по ИЗО на тему: ' Сказочная Гжель'.
Технологическая карта урока по ИЗО на тему: ' Сказочная Гжель'.
-
Разрабоитала и подготовила урок Беленева Т.В.
-
Тема урока: Сказочная Гжель
-
Возраст обучающихся: 9-10 лет
-
Название предмета: изобразительное искусство
-
Авторы: УМК «Гармония» под редакцией Т.А. Копцевой.
-
Вид урока: урок-сообщение, изучение.
-
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения
и урока формирования умений и навыков).
-
Цель урока:
- образовательный аспект: познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью
росписи, формировать практические умения и навыки рисования с образца, учить детей составлять узор по мотивам гжельской
росписи, совершенствовать навыки работы с красками.
- воспитательный аспект: создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей
Родины; способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и
формирования окружающего пространства мира, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии, стимулировать
стремление своими руками создавать красоту
- развивающий аспект: развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие, развивать такие качества как
усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
-
Проблемы, решаемые обучающимися: научиться составлять узор по мотивам гжельской росписи, узнать об искусстве гжельского
промысла, особенностях гжельской росписи, создать проект росписи тарелки.
-
Планируемые результаты:
Предметные: владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;
использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения, освоить приемы гжельского кистевого мазка,
создать проект росписи тарелки.
Регулятивные УУД: развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы ( от простого - к сложному)
Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора; давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс,
Фарфор, капелька, мазковая роспись.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;
самостоятельное моделирование узора гжельской росписи.
Коммуникативные УДД: взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, планирование учебного
сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, умение вступать в диалог и
участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные результаты: стремление к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала ученика в
условиях активизации воображения и фантазии; проявлять интерес к истории и культуре своего народа.
10. Оборудование: презентация «Сказочная Гжель», схемы-таблицы с изображением гжельских узоров, художественные материалы
Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением, вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
11. Этапы урока:
-
Организационный этап (1-2 мин).
-
Актуализация знаний (15 мин.).
-
Физкультминутка (2 мин).
-
Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
-
Творческое практическое задание (15 мин).
-
Заключительный этап (3 мин).
-
Домашнее задание (2 мин.)
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
познавательная
коммуникативная
регулятивная
Осуществляемые действия
Осуществляе-мые действия
Формируе-мые умения
Осуществляемые действия
Формируемые умения
Осуществля-
мые действия
Формируе-мые умения
1
2
3
4
5
6
7
8
1.Организаци-онный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
В кабинете оформлена
выставка изделий из гжельской керамики и работ, выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка
Цели и задачи:
для учителя - Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.
-Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира.
-Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких?
Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки.
Учитель: Назовите отличия в Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек.
- Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета.
- Каргопольская - формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек.
- Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков. Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета.
Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел?
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - Гжель.
Кто же вспомнит, что такое Гжель?
Сообщения обучающихся. ( Приложение 1)
Организован-ное самоуправле-ние
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.
Взаимодейст-вие с учителем и друг с другом
Планирование учебного сотрудничест-ва
Осуществле-ние мотивацион-ной установки на предстоящую работу
Волевая
саморегуля-ция
2. Этап "Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
3. Физкультминут-ка
Цели и задачи:
для учителя - научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов
Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется - керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) - майолика.
Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины - фарфор.
Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)
Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?
*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.
(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют)
Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.
Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения
Взаимодейст-вуют друг с другом
Понимание расположе-ния узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек
.
Выполняют последователь-но необходимые операции разработанно-го алгоритма узора.
Осуществляют взаимокон-троль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться.
4.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Цели и задачи:
для учителя - закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.
для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.
Каждому обучающему даётся карточка «Распиши тарелку»
Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости
Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы.
Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;
б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных приемов и упражнений
Построение монологических высказы-ваний,умение строить в коммуника-ции понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.
Самоконтроль и взаимо-контроль выполнения задания и упражнения в парах
Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, обнаружи-вать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.
5.Этап «Первичная проверка понимания».
Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия
Учитель: Ответьте на вопросы.
-
Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой)
-
Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика)
-
Именно они преобладают в росписи посуды. (цветы)
-
Какого цвета гжельская керамика? (белого)
-
Как называют самую тонкую керамику? (фарфор)
-
Как называется самый излюбленный узор - гжельская роза.
Кроссворд.
1.
г
о
л
у
б
о
й
2.
к
е
р
а
м
и
к
а
3.
ц
в
е
т
ы
4.
б
е
л
ы
й
5.
ф
а
р
ф
о
р
6.
а
г
а
ш
к
а
Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.
Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.
Организуют самоуправление, озвучи-вают и мотивационно комменти-руют вариант ответа.
Развивают принципы коллектив-ного творчества и сотрудничес-тва по конкретной теме.
Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.
Принимают и сохраняют поставлен-ную учебную задачу
6.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента
Учитель.
- Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)
Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предваритель-ные эскизы.
В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски
Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществля-емых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся
Осуществ-ляют взаимоконт-роль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предваритель-ных рисунках по форме объекта.
Принимают и сохраняют поставлен-ную -учите-лем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи
7.Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
8.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.
Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.
Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционно-го кистевого письма с использова-нием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.
Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комменти-руют их.
Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктив-ного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Осуществ-ляют самоконтроль и взаимо-контроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживоч-ного» кистевого письма по объемной форме.
Вносят необходи-мые коррективы по ходу практичес-кой деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская
глиняная, Гжельская.
9.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ
Цели и задачи:
обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи.
Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую»
Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»
Анализ дельты «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктив-ной деятель-ности в парах
Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуаль-ные оценки.
Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнитель-ных характеристик с оригинальном
Осуществляют самооценку и взаимо-оценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументиро-ванно оценки.
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.