7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. '

Конспект урока 'Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №235 им.Д.Д.Шостаковича

с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла

Адмиралтейского района, г. Санкт - Петербурга

_____________________________





Разработка урока

(технологическая карта)

по искусству (ИЗО)

Украшения в жизни древних обществ.

Греческая вазопись

для 5 класса





Автор учитель ГБОУ СОШ №235

Самойлова Марина Николаевна









Санкт - Петербург

2014

Тема урока: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.

Задачи урока:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

  2. содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

  3. способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.



Тип урока: педагогическая мастерская

Форма урока: комбинированный

Практическое задание: изобразить морской сюжет для вазы камарес или мифологический или бытовой сюжет из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы. Форму учащийся выбирает самостоятельно.

Новые понятия: Типы греческих сосудов: гидрия, амфора, пелика, лутрофор, кратер, килик, каиф, лекиф, алебастр, ритон, ваза камарес, чернофигурная и краснофигурная вазы.

Формы контроля: наблюдение, просмотр работ, учет активности при обсуждении.

Материалы к уроку: бумага красного и чёрного цвета, ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Зрительный ряд: презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись», репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз, видеофильм о греческих вазах, раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.

Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.

Домашнее задание:

Ход урока

Технологическая карта урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Время

Иллюстративный материал презентации

(скриншот)

1

Организация учащихся.

Приветствие.

Включение первого слайда презентации (звучит музыка)


Подготовка к уроку.

Приветствие учителя.

Настрой на работу

Словесные и наглядные.

Аудиальный.

Навык подготовки к уроку и умение настроиться на деловой лад


Создание атмосферы, нацеленной на работу на уроке

3 мин

2

Сообщение новых знаний

Организация диалога с учащимися.

Создание условий для

Активное участие в обсуждении предлагаемых тем.

Изложение уже известных фактов по новой теме.

Ответы на вопросы учителя.

Беседа

Обсуждение.

Элементы дискуссии


Создание условий для получения новых знаний о греческих сосудах, развития речи учащихся, формирование культуры общения

Получение новых понятий и терминов.

Опыта ведения беседы и дискуссии


15 мин

3

Объяснение практического задания.

Помощь в организации работы и обсуждение работы с учащимся по необходимости.

Выполнение практической работы

Обсуждение работы с учителем (по необходимости)

Словесные и наглядные.


Отработка навыка самостоятельно организовать свое рабочее пространство.

Работать над умением анализировать свою работу.

Развитие навыка работы гуашью и мелками.

Творческие работы учащихся.

20 мин




4

Организация просмотра детских работ.

Анализ, помощь в самоанализе, обсуждение.

Объявление оценок

Выставление своих работ.

Участие в анализе и обсуждении работ одноклассниковСамоанализ

Словесные и наглядные.


Творческие работы учащихся.

Опыт грамотного зрителя художественных работ.

5 мин



Конспект для учителя

Этап 1.

Оргмомент. Приветствие

- Ребята, эта музыка написанная греческим композитором Крисом

Сфирисом звучит сегодня на уроке у нас, потому что мы сегодня побываем в

маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой,

научными открытиями и олимпийскими играми - это в Греции.

Многие ваши родители, родные, знакомые имели возможность побывать в

удивительной стране.

Скажите ребята, а что они могут привозить из Греции?

А ещё, ребята, с древних времён Греция славится своими вазами, (демонстрация

сувенирной вазы)

Тема нашего урока «Украшения в жизни древних обществ. Греческая

вазопись».

Этап 2.

Кадр 1.

Тема урока: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с греческими вазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами. Ребята, а вы знаете,

из какого материала делали вазы;

как называют станок мастера, который изготовляет вазы;

что делали с вазами, чтобы они были прочными?

(Ответы учащихся)

Кадр 2.

- Слова «Сосуды», «посуда» на латинском - «Вазы». В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

Кадр 3.

- Вазопись - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. А знаете ли вы для чего использовались вазы?

(Ответы детей)

Кадр 4.

- Гидрия - сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой.

Именно их брали греческие девушки, отправляясь к источнику за водой. А как вы думаете, зачем этому сосуду две ручки? (Ответы детей)(При щелчке появляется рисунок наталкивающий детей на правильный ответ: За вертикальную ручку несли, когда была пустой, за две горизонтальные держали, поставив под льющуюся струю воды, или придерживали, неся на голове)

Кадр 5.

- Амфора - яйцевидной формы сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования.

В Древнем Риме объёмом амфоры составлял 26,03 литра (древнеримский кубический пед (квадратал) или греческий «талант») применялись для измерения жидкостей.

Кадр 6.

Грузовые амфоры (остродонные сосуды) - для хранения и перевозки оливкового масла, вина, меда и зерна. Как вы думаете почему у этих сосудов острые днища?

(ответы детей)

Кадр 7.

(При появлении следующего кадра появляется в начале картинка, подсказывающая ответ) При щелчке мыши появляется вначале один ответ, затем другой: 1. В трюме корабля амфоры обычно ставили в несколько рядов, и тогда ножки амфор верхнего ряда вставляли в промежутки между ножками амфор нижнего ряда. Благодаря этому во время качки сосуды не разбивались, 2. Узкое днище - ножку можно было легко воткнуть в песок

Кадр 8.

- Пе́лика - расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Кадр 9.

- Лутрофор - сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.

Кадр 10.

- Крате́р (от греч. «смешиваю») - сосуд для смешивания вина с водой.

Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.

Кадр 11.

- Кратер с ручками - колонками - его вертикальные ручки напоминают короткие колонки. Чашевидный кратер имеет ручки, расположенные в нижней части сосуда. Колоколовидный кратер напоминает перевернутый колокол. Его ручки маленькие в верхней части тула.

Кадр 12.

Анимированный кадр, показывающий помещение кратера в сосуд со людом или холодной водой.

- Для охлаждения вина в кратер опускали особый сосуд - псиктер, наполненный холодной водой или льдом

Кадр 13.

- Ки́лик - сосуд для напитков, плоской формы на короткой ножке и ручками с двух сторон

Кадр 14.

- Киаф - сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Посмотрите внимательно на этот сосуд и скажите как его можно использовать? (Если вопрос вызовет затруднения, вытяните слева рисунок с изображением, наталкивающим уч-ся на правильный ответ)

- Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л)

Кадр 15.

- Лекиф - сосуд для хранения оливкового масла. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка. Использовались как дар в погребальных церемониях спортсменами, которые натирали маслом свои тела, а сосуды крепили к поясу.

Кадр 16.

- Алабастр - сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. использовались для хранения ароматических веществ и парфюмерных мазей.

Кадр 17.

Алебасстры делились на женские и мужские сосуды. Попробуйте определить по изображениям какие из алебастр женские и какие мужские. Обоснуйте ваш ответ.

(ответы учащихся)

- Все правильно, молодцы:

сосуд для женщин назывался - алабастрон, сосуд для мужчин - арибалл

Кадр 18.

- Ритон - сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.


Этап 3

Кадр 19.

- Древние художники использовали различные темы и сюжеты для своих ваз.

Камарес - стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. - 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.

Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период. Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта.

Кадр 20.

- Чёрнофигурная ваза - фон на ней оставался красным, фигуры

покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

- А. более поздняя по появлению, краснофигурная - на ней фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности.

Кадр 21.

- Молодцы, ребята, вы прекрасно работали во время обсуждения!

А теперь перейдем к практическому заданию: А теперь вы попробуйте представить себя греческими мастерами ваз! Вам нужно изобразить морской сюжет для вазы камарес или мифологический или бытовой сюжет из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы. На вашей парте лежит лист с изображением форм греческих сосудов. Выберите наиболее понравившуюся вам форму сосуда и, придумав для него композицию, изобразите композицию на форме данного сосуда.

Этап 4.

- А теперь пришло время устроить экспозицию ваз. Помещайте ваши вазы на магнитную доску и давайте полюбуемся на них.

Обсуждение работ. Анализ и оценивание.

Раздаточный материал для детей



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал