- Учителю
- ТКУ Условность изображения маски (3 класс)
ТКУ Условность изображения маски (3 класс)
Тема четверти: "Художник и зрелище"
Тема урока: " Условность языка масок, её декоративная выразительность"
Тип урока: комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Форма проведения: мини-лекция с объяснением и элементами игры
Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.
Задачи урока.
-
Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.
-
Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.
-
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
-
обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
-
овладеют умением вести диалог, участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ;
-
сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
-
сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
-
сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;
-
продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Предметные:
-
познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
-
познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; фотографии масок; работы обучающихся.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку "Маски"
Литературный ряд: Н.А. Горяева "Стихи о театре"; учебник "Искусство вокруг нас" - 3 класс.
Музыкальный ряд: Yiruma - River flows in you
Инструменты и материалы: бумага, карандаш, кисти, краски, вода, палитра, тряпочка.
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Доска/ экран
1
Организационный момент
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.
Проверка отсутствующих
2
Создание проблемной ситуации
Наденешь её - и тебя не узнать,
Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь - вновь станешь собой.
-Ребята, актёр в театре играет разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться?
-Что из этого мы с вами можем изготовить?
Сформулируйте тему урока.
Дети отгадывают загадку
(маска)
Костюмы, маски.
Мы будем изготавливать театральные маски.
3.
Мини - лекция (с презентацией)
-Перед тем как изготавливать маски, давайте побольше о них узнаем.
-Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. 2 слайд. То разбойником или пиратом, то феей - колдуньей или принцессой.
3 слайд. С давних времён люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.
4 слайд. Маска (личина) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
5 слайд. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.
6 слайд. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
7 слайд. Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты. Карнавал - праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.
8-9 слайды. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
Маски бывают самые разные, они могут изображать: героев фильмов, зверей и героев сказок - весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц. Маска выражает характер персонажа!
В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности - грим возникло как продолжение искусства маски.
10-11 слайды. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
12-13 слайды. Театральные маски Древней Греции. В Древней Греции существовал один вид театра - античный. На открытой площадке играли всего 2 -3 актёра, и они на глазах у зрителей должны были перевоплощаться в многочисленных персонажей действия.
14 слайд. Маскарад на Руси. И в России то же были праздничные игрища с масками и чучелами.
Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными. Маскарад, как вид развлечения, узаконил Пётр I. Маска давала возможность участвовать в подобных праздниках всем без исключения. Это мы видим на картине Владимира Ивановича Семёнова «Маскарад».
15 слайд. "Золотая маска" - русская престижная награда. В России такой маской, украшенной драгоценными камнями, награждают победителей театральных коллективов в различных номинациях.
16 слайд. Язык масок условен. Большое значение при создании маски играет цвет. Например, желтый цвет говорит о болезненности, смуглый - о силе и здоровье, багровый - о раздражительности, зеленый - о злости и коварстве.
17 слайд. Выразительность маски. Немаловажное значение в характере масок имеет расположение глаз, бровей, линий губ. Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.
Презентация "Слайды театральных масок"
14 слайдов
4
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Ребята повторяют с движениями
5
Постановка учебной задачи. Практическая работа
Слайд 18.
-Любая задумка художника должна начинаться с эскиза - предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, "черновик" художника. Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом, цель работы художника в театре - помочь актёру раскрыть содержание спектакля.
- На сегодняшнем уроке мы с вами должны придумать и нарисовать полумаску.
-А сейчас вы должны нарисовать эскизы масок - сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют маски, учитель ходит по классу и если надо помогает.)
Самостоятельная, творческая работа детей.
Играет тихая музыка
Yiruma-River flows in you
6
Представление полученного результата. Игра "Маска, кто ты?"
-А сейчас мы поиграем в игру "Маска, кто ты?" (выставка готовых работ учащихся)
Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски и послушаем стихотворение Кирсанова Сергея Васильевича "Карнавал в Венеции"
Едва наденете Вы маску,
Как попадёте сразу в сказку.
Встаёт с Венецией из вод
Перед глазами хоровод
Причудливых средневековых масок,
Предела нет палитре красок..
Выставка и обсуждение работ
Ребята представляют свои маски
7
Рефлексия деятельности (итог урока)
- Сегодня на уроке я ...
- Сегодня на уроке я узнал:
- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!
Сегодня на уроке я представлял себя художником.
Какие бывают маски, с помощью чего достигается их выразительность... и т.д.
Уборка рабочих мест