7


  • Учителю
  • Исследовательская работа «След моей семьи в истории России»

Исследовательская работа «След моей семьи в истории России»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУЗДЯКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА СТАРЫЕ БОГАДЫ





Исследовательская работа

«След моей семьи в истории России»






Работу выполнил:

учащаяся 11 класса Байкова Г.,

Руководитель: учитель истории

Файрушина Р.В., Байкова В.Н.






2014/2015

Оглавление.


  1. Введение

  2. Риваять о происхождении рода Пэри.

  3. Шежере рода «Пэри».

  4. Шежере рода «Таулы».

  5. О моем деде Азаматовом Насрулле Хабибулловиче.

  6. О моей бабушке Азаматовой -Гимаевой Разие Фаррахутдиновне.

  7. Семья Яушевых.

  8. Заключение.

  9. Использованная литература.

  10. Метрические данные.

  11. Ксерокопии документов.


















Введение.

Шежере- слово арабское, буквально означает дерево. В очень давние времена именно в форме дерева - ствола, ветвей и листьев записывались генеология, происхождение племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью шежере является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых шежере считалось обязательным. По обычаю люди должны знать своих предков до седьмого поколения.

Поэтому раньше каждый аксакал и глава семейства должны были оставить младшему сыну свое шежере .Это шежере было святое. Его хранили в сундуках и перед смертью отец, как завещание передавал его сыну и просил продолжить род семейства.

Пробудившийся бурный интерес в последнее десятилетие к изучению своей родословной вызван многими позитивными переменами в стране, давшими возможность для более глубокого исследования духовных истоков нашего народа. Поиски своих родственных корней всегда считалось престижным занятием и, не только в России. К, сожалению, многие нити родственных связей, уходящих в седую древность, были оборваны в результате классовых бурь и противостояний…Но известная корейская пословица гласит: «тот кто забывает свое прошлое, рискует вновь вернуться к нему».

Буздякский район известен богатой историей. Историю, как известно, создают люди. А люди - главное богатство нашего района: и те, кто здесь родился, вырос, возмужал, трудился и творил, приумножая его славу, и те, кто трудился и трудится за пределами района, при этом никогда не забывая о своей малой родине. Сегодня мы гордостью называем имена замечательных людей, выходцев из нашего района.

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование. Мы плохо знаем свои корни, и это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - ветви одного дерева. Нельзя жить не зная родства, так же, как нельзя изучать историю России в отрыве от истории родного края. Потому что история России складывается из истории каждого отдельного края. А история родного края - из истории каждого отдельно взятого рода. И среди знаменитых имен в истории Родины - множество имен рядовых, имен наших дедов и прадедов. Людей, передавших нам по наследству свои черты: достоинства и недостатки.

В этом году Россия празднует 200 летие победы в Отечественной войне 1812 года. Я задумалась: не участвовал ли кто-нибудь из моих предков в этой войне? Ведь моя родословная богата знаменитыми людьми. У меня появился огромный интерес . И я решила провести исследовательскую работу. Я понимала что это сложный процесс, ведь 200 лет- это большой срок.

Целями моей исследовательской работы были:

- изучить и написать родословную моей семьи;

- показать, как судьба моих предков тесно переплеталась с событиями, происходящими в стране в 1812 году.

Исходя из этих целей, в моей исследовательской работе были поставлены следующие задачи:

- собрать материалы о родословной моей семьи на основе воспоминаний и записей родственников;

- собрать фотодокументы;

- составить генеалогическое дерево моей семьи по материнской линии.

Источниками для написания работы в основном были воспоминания о моей семье, собранные и бережливо хранимые моей мамой, грамоты, фотографии. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Работа интересна тем, что при изучении крупных событий, произошедших в X1X веке в стране на уроках истории Отечества, можно проследить связь этих событий с историей моей семьи.


Риваят о происхождении рода «пэри»

О происхождении моего рода Пэри, существует ривайат.

Когда-то в эти заброшенные края, где не было ни одной человеческой души забрел одинокий охотник. Он полюбил эти богатые дичью лесистые холмы, где рождались звонкие ручьи, на поймах которых было множество мелких озер, где в изобилии водилась всякая рыба. Он построил себе добротный охотничий дом и решил остаться здесь навсегда. Однажды он пришел вечером домой и видит в доме чисто прибрано, в печи варится похлебка из зайчатины, пахнет свежими лепешками. Аучы-егет очень удивился, но ужин съел с удовольствием. И так повторялось несколько дней. И вот он решил узнать кто-же готовит ему ужин и прибирается дома. Он встал рано утром, но на охоту не пошел, а затаился возле дома и стал ждать. Вдруг слышет кто-то дома поет и занимается хозяйством. Егет не растерялся, быстро зашел в дом и увидел красивую юную девушку, которая хозяйничает у него дома. Какой разговор состоялся между ними история умалчивает.

Но известно, это таинственная девушка стала его женой. У них друг за другом появились сильные рослые сыновья. Они жили в мире и достатке. Только одно омрачало охотника, жена категорически запрещало мужу заходить к ней в баню, когда она мылась сама и купала своих детей.

Однажды охотник решил нарушить запрет своей жены и вошел в баню. И видит жена сидит в банной скамейке и держит в руках свою снятую из туловища голову и расчесывает длинные русые волосы. А из шеи видно, что из нутри пылает яркий полыхающий огнем свет. Увидев мужа она вскрикнула, поставила на свое место голову и не объяснив ничего исчезла на месте. Сколько бы не звал ее муж, она не вернулась обратно. Так охотник узнал, что эти долгие годы он жил не с человеком, а с пэри. Вот так начался род Пэри в наших краях.


Шежерэ рода «Пэри» села Арсланово Буздякского района РБ.


Ильшат Тимур Раян

Ильдар Ильгиз Гузель Нияз Гаяз Ильшат

Гали Тахир Венера Рамиль Раиль Финар



Миргасим Исламгали Насрулла Халиулла Галимжан


Миннихан Хакимулла Хабибулла Сахиулла

Насибулла Галиулла Адулла

Азамат


Гузель Ильгиз


Тахир Лира Зухра Рамиль Венера Рауза Раиль Гали


Гимаева (Азаматова) Разия


Фаррахетдин(1887 г)/ Рабига


Гыймадетдин(1840)


Сатлыган(1790)


Санжап (1760)


Атнагол (1730)

О моем деде Азаматовом Насрулле Хабибулловиче.

Я горжусь своими предками. Мой дед по материнской линии Азаматов Насрулла Хабибуллович 1914 года рождения, потомок рода Пэри, хорошо знал историю своего рода, вел дневники на арабском языке, которые еще ждут своего исследователя. Его рассказы хорошо помнит моя мама Азаматова - Байкова Венера Насрулловна.

По устным рассказам моего деда, которые записала моя мама, я знаю мои предки относили себя к кыпчакам, к древнему роду Пэри. Из нашего рода вышли, такие известные люди как профессор казанского университета Низамутдинов Шамиль Гильмутдинович, известный хирург г.Уфы Азаматов Роберт Шамилевич, руководитель татарской труппы Московской филармонии в шестидесятых годах прошлого века, Азаматов Галимжан.

Мой дед Азаматов Насрулла Хабибуллович, родился в апреле 1914 года.

В голодном 1921 умер его отец Азаматов Хабибулла. О своем отце мой дед не рассказывал, очевидно, он его плохо помнил, ведь когда умер его отец, ему было всего 6 лет.

Наша бабушка Фатима, родом из деревни Тюпкилы Туймазинского района, сумела сохранить детей и себя от голодной смерти. Фатима была голубоглазой, русоволосой и белолицей женщиной, умела читать и писать. Научила арабской грамоте и своих детей. В нашей семье все еще хранятся старинные книги бабушки Фатимы. Ушла из жизни трагически. В 1944 году поехала навестить свою старшую дочь Хурлыгаян, которая была замужем в деревне Таулар, погостила несколько дней. Дочь Хурлыгаян утром уехала колхозным обозом в Буздяк ее проводила здоровая бабушка, а вечером приехав Хурлыгаян апа обнаружила что муж уже похоронила мою бабушку Фатиму.

Дед Азаматов Насрулла закончил семилетку в деревне Шланлыкуль, учился очень хорошо.

Закончив семилетку, поступил в Уфимский техникум землеустроителей, потому что там давали общежитие и один раз в день кормили. Там он стал комсомольцем. После окончания техникума его сразу забрали в армию. Служил он кавалеристом, в военном на горнизоне Алкино. В то время служили 3 года. После демобилизации он приехал в Буздяк. Поехал в райком комсомола встать в учет, где ему посоветовали стать учителем. Районный отдел образования послал его учителем физики и математики в деревню Тюреш. Где он женился на девушке по имени Салия. У них родились две дочки Асия и Марьям. Но вскоре началась Финская война, отец уехал на войну. Эта война закончилось быстро для истории, но долго длилась для простых солдат . Дед живой, без ранения вернулся домой. Но вскоре началась самая кровопролитная, страшная Великая Отечественная война. И он, одним из первых в деревне, отправился на фронт. На фронте стал минометчиком, в дивизии Шаймуратова. Он не мог спокойно рассказывать как в первые дни боев, под автоматы и пулеметы, фашистов, бросали башкирскую конницу, где наши бойцы так глупо погибали, не успев уничтожить ни одного немца. Дед рассказывал, что наши командиры в грошь не ставили человеческую жизнь. Можно было победить врага и с меньшими потерями. Но наши военначальники не думали о солдатах, они выслуживались и прежде всего спасали свои шкуры перед вышестоящими чинами. Дед оказывался всегда на самом пекле страшной войны. Он воевал под Сталинградом, где страшнее фашиста были зимние трескучие морозы и голод. Где пред одной из битв он стал коммунистом, во время войны стать партийным давало только одно преимущество, первым бросаться в огонь, первым умирать за Родину. Потом участвовал в Курской битве, где получил тяжелое ранение. Со своей дивизией форсировал Днепр. Их плот накрыло волной от удара снаряда, и он переплыл пол Днепра, а на том берегу они вступили в рукопашную битву с рослыми хорошо обученными немецкими солдатами, а ведь многие солдаты просто утонули, а многие вышли на берег потеряв оружие. Моего деда спасло его умение хорошо плавать, его дальновидность. Перед тем как сесть на плот он сам разделся и приказал раздеться остальным, он был командиром минометного расчета, оставшись в одной рубашке и в одних штанах без ремня, но крепко привязав к себе оружие и патроны и главное держа на готове штык. Он не раз говорил, что наши солдаты прекрасно орудовали в рукопашной битве штыками. Дальше он участвовал в освобождении Кенегсберга, Варшавы -столицы Польши. И врага добили в его логове Германии. Дивизия, где воевал мой дед брала Зиильские высоты, ведь именно там стояли основные силы фашистов, защищавших Берлин. Перед этой битвы солдаты попрощались друг другом написали прощальные письма семьям, они понимали, что идут на верную смерть ради Родины. Погибли почти все его товарищи, а дед остался живой. Дед награжден медалям и орденом. Документы за награды хранятся в семейном архиве, в данной работе будут представлены их ксерокопии.

На родине деда ждала семейная трагедия, его жену Салию обвинили в краже горстки зерна, и она не выдержав позора выпила яда и умерла, остались сиротами дочки. А где она похоронена, как она погибла, можно было только догадываться. В доме матери жил уже старший брат с семьей. Его дочерей от голодной смерти спасали всей деревней, брат отца и его жена делали вид будто этих девочек и нет.

Отец пришел с войны в конце августа 1945 года. Приехав женился на моей бабушке Разие Гимаевой -Фаррахутдиновне. Наша бабушка Разия относится к не менее древнему и известному татарскому роду «Таулы» ее шежере тоже представлено в данной работе. Райком партии послал его парторгом в Каранский МТС. После ликвидации МТС, стал председателем колхоза имени Ленина. В годы своего председательствования он заложил наш пруд, который все еще служит людям. Начиная с 60 года работал учителем физики, черчения и рисования в Арслановской восьмилетней школе. Он прекрасно пел татарские, башкирские, русские песни, талантливо рисовал. Когда он пел лирические песни, многие плакали от избытка чувств. Мама все еще помнит его рисунки, где из лесной чащи выходит лось, бегущий табун лошадей, зайцев убегающих от лисицы, волка оскалившегося на жертву, летящих птиц, пляшущих журавлей. Все эти картины он быстро рисовал на доске перед учениками. Но в нашей стране не ценят талантов, не сами люди, не их окружение. В семье не сохранился не один рисунок деда, в школе их было много, они тоже не сохранились. Ведь еще когда он работал, рисование дали учительнице, которая умела рисовать лишь оконные рамы, но умела нравиться начальству. Наш дед был гордым, никогда не перед кем не унижался, не умел угождать, был достойным человеком, служил своему народу и защищал Родину.


О моей бабушке Разие.

Моя бабушка Разия дочь древнего татарского рода «Таулы». Она помнила и очень любила рассказывать об истории своей семьи и деревни. Первоначально наша деревня стояла ниже урочища Туржы, на берегу реки Каратал, ближе к нынешней деревне Богады. Их старые могильные холмы только недавно исчезли, когда колхоз стал поднимать целинные земли, не погнушавшись даже места старых кладбищ. В деревне началась эпидемия .Болезнь называли ваба. Люди умирали, заразившись болезнью, за одни сутки. Умирали в страшных судорогах. Люди думали что болезнь разносит убыр (упырь, то есть вампир) Аюп, потому что первым умер от этой болезни именно он. Говорили, что он ночью выходит из могилы,пьет кровь спящих и заражает их страшным недугом. Люди решили раскрыть могилу Аюпа и за его телом опустили на могилу его брата, он сказал, что с телом все в порядке, но к вечеру уже заболел и стал метаться в горячке. Его брат сообщил перед смертью, что его брата не было в могиле, он увидел только саван. Потом жители деревни вытащили тело Аюпа и сожгли, после этого за день погибло больше половины деревни. В деревню приехали русские врачи, первым приехал молодой русский врач, он тоже вскоре умер. Был очень высоким и красивым, его похоронили не в кладбище, на другом берегу реки. Это место моя бабушка показала, моей маме. Приехали не то солдаты, не то специальная бригада врачей эпидемиологов, всех жителей вывели на улицу, сожгли их одежду, дома, всех наголо побрили, всех обработали и поселили выше по течению реки Каратал, запретив даже приблизиться к старым могилам и месту деревни. Это место люди называли женлеурын, обходили до этого стороной, а русским землеустроителям это было не известно. И с тех пор деревня Арслан стоит на месте, где обитали, устраивали игрища забытые сейчас древние духи (Жен, периляр). И сейчас люди часто видят их или слышат их голоса. Все описывают их так, у них голова человека, но с глазами овцы, а вместе ноги копыта как у лошади. Когда они злятся то слышно как ревет разъяренный бык. Часть этого места и называется «Угез кулы» то есть урочище быка.

Бабушка Разия хорошо знала подробности происхождения и родственных отношениях всех жителей деревни Арсланово. Она была очень религиозным человеком, наизусть знала многие суры корана. Сумела привить глубокую веру и в своих детей. Рассказывала жизнь и бытие пророков, объясняла их роль в развитии исламского отношения к миру. Рассказывала содержание аят и сур корана. Молилась 5 раз в день. Моя мама и ее сестры имеют глубокие познания в философии и мировоззрении ислама осмысленным и пересказанным их далекими предками читавшими коран и понимавших их на языке фарсы и арабов.

По рассказам бабушки наш древний дед Атнагол приехал из более южных районов, где стоял древний город Булгар. Переехал в наши края с большим количеством лошадей и скота. Имел трех жен, всегда носил с собой семикончную камчы, то есть кнут. Не любил когда ему перечили. Мой дед Насрулла шутил, когда в эти края приехали Таулы, все Пери увидев злобных женщин Таулы покинули эти места. Они были очень трудолюбивы и чистоплотны до крайности. Их могильные камни мы сфотографировали, карточки представлены.
















Семья Яушевых.

К нашему роду «Пэри» относятся и наши родственники Яушевы, из деревни Монтал Туймазинского района. С ними у нас общие предки. Сейчас, проживающие в городе Туймазы, Яушев Фагим Ильдарханович является двоюродным братом моей мамы, они нам родственники и со стороны моего деда Насруллы. Прапрадед Яушева Фагима Идьдархановича был героем отечественной войны 1812 года. Проявил в этой войне героизм, и был награжден крестом героя, стал носить титул дворянина. За героизм перед отечеством ему были дарованы земли близ деревни Монтал, ныне Туймазинского района. Моя бабушка рассказывала, что перед приходом красных, Отец Яушева Ильдархана закопал все свои бумаги на право землепользования, дарованной указом самого царя, и крест, полученный его дедом от самого царя, положив в стеклянную бутылку, под деревом на краю участка возле дома. Моя мама Байкова Азаматова тоже приблизительно знает это место. В 1999 году писатель Яушев Карим собрал всех Яушевых в деревню Монтал. Была приглашена и моя бабушка Разия. Несмотря на то, что она женщина ее удостоили чести читать молитву в честь усопших предков.

История сохранила очень скупые сведения об участниках Отечественной войны 1812 года из Башкортостана.В своей книге А.З. Асфандияров отразил список войнов башкир и мишар, награжденных за подвиги орденами и медалями России и только доживших до учета в 1836-1839 гг. Среди них Гадельшин Абдулгалям, зауряд-есаул -житель деревни Арслан. Награжден медалью» За взятие Парижа» и «Память войны 1812 г.»

У моей семьи есть прекрасная традиция, каждый год 7 июня (сагатьсукканкунь) мы всеми близкими и дальними родственниками посещаем Святое место нашей округи ШифалыЧишме, который находится близ деревни Ментал сейчас Туймазинского района.

Это традиция не только моей семьи, 7 июня поклониться к святому источнику приезжает многие из округи, это традиция корнями уходит в глубь веков. Для моей бабушки Разии эти места были самыми дорогими, ведь ее молодость прошла здесь. Она вспоминала каждого жителя полузаброшенной деревни, знала истории их семей. Но самое глубокое впечатление в ее памяти оставила дед Яушев Касыймхан, он рассказывал любознательной, стремящейся к знаниям девочке историю своего рода.

Яущев Касыймхан с гордостью рассказывал, как его предки были бесстрашными воинами. Особо останавливаясь как его прадед воевал в чине подпоручика в армии Кутузова. За отвагу был награжден медалью « За взятие Парижа». Любил повторять, что они «дуаряне», не боялся этого хотя жил уже при коммунистах. Из рода Яушевых наиболее известны: 6/2. Семеней, жалован в 1628 г. «княженьем, как был пожалован отец его князь Багиш»; 104/95. Мухамет, подпоручик; 129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь; 132/104. Баязит, подпоручик; 177/131. Ахметзян, коллежский регистратор.
Я запомнила эти рассказы, знала что это не выдумки. Решила искать именно они подтолкнули меня к поиску исторических документов о семье Яушевых. Тем более на каждое наше семейное торжествао приезжал наш дядя - имам мечета деревни Субханкулово - Яушев Флюр Ильдарханович, двоюродный брат моей мамы. Он настолько не похож на остальных приземленных людей, которые меня окружают. Он весь светится мудростью и спокойствием. Флюр абый действительно не плебей, а человек с исключительным достоинством. Внимательный к людям, добрый, отзывчивый. Наверное, его дед Касыймхан, тоже был таким же незаурядным человеком, одаренный мудростью и человеколюбием от всевышнего Аллаха. Его сын Яушев Ильдархан был кавалером орденов Великой Отечественной войны. На его груди не хватало места орденам и медалям, но больше всего он ценил медаль «За отвагу».Он был видным и незаурядным человеком.

Такая семья не могла не оставить след в истории. Прежде всего мы решили узнать не было ли другие исследователей этой семьи. В 1999 году моя бабушка участвовала в празднике жителей деревни Ментал, которую организовал Яушев Даим, выходец из этой деревни один из многочисленных Яушевых, учитель истории школы Бишкурай, большая личность, знаток своего края, патриот своей Родины. Мы с моим учителем истории Файрушиной Резедой Вилевной подробно изучили его научную работу «Татарский дворянский род Яушевых» и нашли знакомые имена Касыймхан Яушев (186/144), Мухамет Яушев( 104/95)

Именно Мухамет Яушев участвовал в Отечественной войне 1812 года. Он вернулся с войны не только участником, а героем, награжденным медалью за отвагу и за бескорыстное служение Родине. Во время войны Дед Касыймхан показывал моей бабушке Гимаевой Разие Фаррахутдиновне, где он спрятал медаль и еще ценные исторические бумаги своей семьи, боясь коммунистической власти. Также сказал, что она должна сохранить эту тайну, и передать его Ильдархану, если он сумеет живым вернуться с войны. Он вернулся с войны не только героем, но и инвалидом. Дальше к этому разговору они не возвращались, документы могут хранится у семьи Яушевых. К 1877 г. в д. Арсланово Богадинской вол. Белебеевского у. проживало 87 душ мужского пола дворян князей Яушевых

Из рода Яушевых наиболее известны: 6/2.Семеней, жалован в 1628 г. «княженьем, как был пожалован отец его князь Багиш»; 104/95. Мухамет, подпоручик; 129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь; 132/104. Баязит, подпоручик; 177/131. Ахметзян, коллежский регистратор.


Заключение


Воспитать и вырастить человека не просто. Человек воспитывается не только на настоящем, но и прошедшей историей Родины. Потому что Родина - это не только сегодняшний день и не только нынешнее поколение. Это понятие вневременное, оно объединяет нас всех в великий, могучий род. Это тысячи лет за нашей спиною, это дети, внуки и правнуки… Не зря даётся ему великая и героическая история. Наша задача - не уронить, не растратить, не выпустить из рук своё наследство, а приумножить и передать детям.
В ходе исследовательской работы я познакомилась историей, родословной моих родственников. Хочу отметить, что история хранится не только в исторических документах, но и в памяти народной. Именно народ дает нравственную оценку историческим событиям и отдельным личностям в истории. В наших родословных вообще не уделяется или отводится второстепенная роль в родословных женщинам. По-моему, это не справедливо, ведь в семьях с уст женщин передается память поколений, матери воспитывают детей на примере отцов и дедов, бережно храня в своей памяти деяния предков.

Род Яушевых, род давно забытых мурз, героев отгремевших давно битв и сейчас продолжается. На многих из них лежит печать благородного рода, Это Флюр Яушев имам мечети поселка Субханкулово, Даим Яушев учитель -ветеран, историк, краевед и праправнук Касыймхана - Яушев Ильдар Фаимович. Да они не кричат на каждом углу, что их прадеды были героями, но если выпадет на их участь испытания, они не подведут своих великих предков. И я горжусь, что они выходцы из моей родной деревни Арслан.

Как важно для человека иметь Родину. В этом и заключается смысл моей работы, в этом заключается смысл всей моей жизни. Когда утрачиваются связи, человек, по-моему, теряет свое прошлое.

Использованная литература

1.Асфандияров А.З. «Есть история у дедов».

2. Кинзикеев У.И. «Буздякское краеведение».

3. Краткая энциклопедия Башкортостана.

4. Национальный состав по населенных пунктов по переписям 18-20 веков. Буздякский район. 2002 г.Уфа

5. Хрестоматия по истории Башкортостана. «Китап». 2005 г.Уфа
6. Воспоминания родителей.
































Метрические данные

















Фотографии из семейных арховов семьи Азаматовых и Яушевых































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал