7


Мои предки и история села

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала




Всероссийская научна практическая конференция

«Бичуриринские чтения: История, культура и религия чувашей»




Мои предки и история села


Россия, Тюменская область, Тюменский район, село Горьковка



Автор работы: Ушакова Анастасия, ученица 7 класса,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа

Научные руководители: Пелымская Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

Шевелёва Нина Михайловна, учитель химии,


2014


Содержание

Стр.

Введение..................................................................................... 3

Объект исследования................................................................ 4-7

Литература …............................................................................. 8

Введение

Славлю тебя, Чувашия,

Сердцу любимый край.

Милая родина, малая.

Навеки дочь твоя, ты знай!


Зародившись глубокой древности, чувашский народ, пройдя через невероятные испытания, достойно выстрадал свою оптимистическую историю. Очень сложным был его путь к осознанию своей самобытности, самостоятельности и самоценности собственной культуры. Несмотря на исторически сильную территориальную распылённость, слабость материальных и интеллектуальных ресурсов, сразу же после революции 1917 года в народе нашлись силы, сумевшие сделать всё возможное для получения чувашским народом своей национальной автономии. Современные чуваши расселены по все Российской Федерации. Вот так и мои предки попали в Тюменскую область, в Тюменский район.

Наш Тюменский район очень большой, и на его территории проживает соответственно много национальностей. У каждой нации своя культура и свои обычаи. Я представитель одной из народностей чувашей сибирских, так иногда называют чувашей, проживающих в Сибири. На территории Тюменского района нас проживает более 25 тысяч человек.

Чуваши стали заселять Сибирь ещё в 16 веке. Тысячи чувашских крестьян выехали на новые земли, особенно активно они это делали в голодные годы. Таким был 1921 год. Из Чувашии выехало 18 тысяч человек. Так некоторые переселенцы и основали наше село Горьковка. В 1928 году 13 семей переселенцев обосновались недалеко от города Тюмень. Так появилось село Горьковка. Именно чуваши и русские стали её первыми жителями.


Цель исследования: изучение истории села Горьковка и жизни чувашей на её территории.

Задачи:

  • изучить историю моего села;

  • собрать информацию о моих предках;

  • составить родословную.









Объект исследования


Древо рода моего

Раскинутые ветви.

Я лишь малый лепесток,

Но память предков светит.

Греет душу связь времён,

Поддерживает нежно.

Древо рода моего -

И память, и надежда.


Родилась я в Тюменском районе, в селе Горьковка, родня у меня большая, корни мои уходят далеко в Чувашию. Мне бы очень хотелось рассказать вам о моей родословной, о своих чувашских корнях.

Мой прапрадед Архипов Евдоким и прапрабабушка Тимофеева Агания родились в деревне Сявалкасы Вурнарского района Чувашской республики. Мой прадед Григорьев Михаил Григорьевич родился там же. Его отец - Илларионов Григорий Илларионович, мать - Иванова Ксения Ивановна. В голодный 1921 год группа семей выехали из своих родных мест и отправились за Урал, в Сибирь. Ехали по железной дороге очень долго, часто стояли в тупиках. Детей нужно было кормить, и приходилось выменивать вещи на еду. В Тюмени семья не остановилась, а поехала в Казахстан, остановилась вблизи Алма-Аты. Но там они не остались надолго, а вернулись обратно в Тюмень. Из Тюмени ушли пешком в деревню Кулаково. Здесь они работали батраками у зажиточных хозяев. Ребятишки собирали милостыню. Моя прабабушка работала нянькой у отца Николая. ( В Кулаково тогда уже была церковь). В 1928 году на земли, примыкающие к сибирской железнодорожной магистрали, ещё не были заселены, там не было ни одного крестьянского дома.

На богатейших землях трудилась беднота, они батрачили, а урожай получало зажиточное население. Годы послевоенной разрухи и гражданской войны усилили приток дешевой рабочей силы в Сибирь. Ехали в Сибирь целыми семьями на поездах и подводах, шли пешком. В пути людей беспощадно косил сыпной тиф. Шли дни, недели сменялись неделями - и вот, наконец, раздольная Сибирь. Но и здесь жизнь для переселенцев была не- легкой. Переселенцы земли не получали и превращались в дешевую рабочую силу.

В 1927 году начиналась новая, неизведанная жизнь: создавались товарищества по совместной обработке земли, колхозы (коллективные зозяйства), коммуны. Вот тогда в 1928 году на бывших кулацких землях, прилегающих к железнодорожной магистрали в 18 км. западнее Тюмени, появилась маленькая деревушка из немудреных домиков. Образовался колхоз, который стал носить имя Рыкова. Алексей Ива́нович Ры́ков - политический и государственный деятель, председатель совета народных комиссаров Советского Союза.

Сюда потянулась беднота из окрестных деревень. Самыми первыми жителями Горьковки были: Береснев Павел, Осипов Василий, Матвеев Антон, Илларионов Григорий, Горохов Михаил, Феоктистов Арсений, Солодовников Никита, Ершов Дмитрий, Архипов Евдоким, Фукалов Андрей, Исаков Григорий и другие. Всего 13 семей. Люди радовались тому, что получили в своё распоряжение землю и на этой земле могли теперь выращивать хлеб для себя и для своих детей.

На состоявшемся собрании новосёлов первым организатором колхоза был избран Павел Береснев, который работал на Тагильском металлургическом заводе, не раз участвовал в стачках и забастовках. Приехал Береснев со своей семьёй (6 человек) в Сибирь из бывшей Вятской губернии и батрачил в деревне Луговая. Он был совершенно неграмотным, документы подписывал крестиком. Помощником Береснева был избран комсомолец Михаил Иванович Горохов с образованием 5 классов. О колхозной жизни представление у всех новоселов было смутное. Никто не знал, что это такое, знали только одно, что будет земля, а это главное и, не колеблясь, подавали заявления в колхоз. Из окрестных деревень потянулись обозы со строительными материалами. Люди строились, создавая немудрёное жильё, приобретали лошадей и коров. Государство помогло кредитами.

В первую посевную было засеяно около 140 гектаров земли. Жили плохо, своих запасов не было, из отпущенной ссуды выдавали 200-300 граммов печёного хлеба, но народ не падал духом. Работали от зари до зари. К первой уборке урожая колхозники готовились, как большому празднику. Сибирская природа щедра, коллективный труд был вознаграждён. Урожай собрали по 10-12 центнеров с гектара. Это был почти рекорд по тому времени. Уже в 1930 год колхоз окреп. В это время колхоз выполняет план по сдаче хлеба (зерна) государству, за это колхоз был награждён денежной премией. Число членов увеличилось за счёт вновь вступивших. После того как А.И. Рыков был объявлен « врагом народа» и репрессирован, колхозу присвоили имя Максима Горького. Тогда же, в 1936 году, сменила свое название и деревня, превратившаяся из Рыковки в деревню имени Максима Горького, а затем в Горьковку.

Все довоенные годы наперекор стихиям колхоз с успехом развивался, но грянула война, и всё изменилось.

С жизнью и развитием колхоза связана и жизнь моих предков:



Мой прапрадед

Мой прапрадед Архипов Евдоким Илларионов Григорий Илларионович

Прабабушка

Прадед Григорьев Михаил Архипова Федора

Григорьевич Евдокимовна

Бабушка: Григорьева ( Шевелёва) Нина Михайловна

Мама: Шевелёва (Ушакова)

Маргарита Анатольевна

И я - Ушакова Анастасия


Мои прапрадедушки, прадедушка и прабабушка работали в колхозе, как и все тогда от зари до зари. Прадед в первый год уборки урожая работал на конной жатке машинистом. Лошадей меняли, а вот машинисты работали всё светлое время суток. Затем, и до войны, и после неё прадед работал кузнецом в колхозной кузнице. На войне он не был, потому что ещё в тринадцать лет, работая на лесозаготовке, повредил коленную чашечку и хромал на одну ногу. Но с июля 1943 года до октября 1946 года работал на Свердловском заводе «Уралмаш» машинистом и кузнецом, потом вернулся в Горьковку и до самой пенсии работал в кузнице. Кроме того, он делал деревянные вилы, грабли, отбивал косы для всей бригады. Обычно люди собирались у нашего дома, брали инвентарь и шли на место работы. И ещё

прадед катал очень тёплые валенки почти для всех жителей деревни, даже маленьким детям. Прабабушка работала вместе с женщинами на поле, на току, на покосе. И ещё Федора Евдокимовна пекла очень вкусный хлеб для всей бригады. Моя бабушка, их дочь, окончила Тюменский педагогический институт и работала учителем химии и биологии почти сорок лет. Моя мама окончила Тюменскую сельскохозяйственную академию, сейчас работает флористом.

Очень интересна история и послевоенной Горьковки. В 1930 году в деревне открыли начальную школу, в 1972 год - восьмилетнюю, 1975 году - среднюю школу на 370 мест. В 1960 году Горьковка вошла в состав учебного хозяйства сельхозинститута, который построил в деревне кролиководческую ферму. Вскоре Горьковку передали в Луговской совхоз, а в 1970 году создали самостоятельный совхоз «Рощинский». С созданием совхоза Горьковка ожила. Её перестроили, провели асфальтированную дорогу, построили клуб, торговый центр, школу, комбинат бытового обслуживания. И потянулся народ в наше село. Сюда переселились жители соседних деревень Мальцовки и Гордеевки, основанных одновременно с Горьковкой также переселенцами из Чувашии. В 1992 году совхоз был реорганизован в ТОО «Рощинское», в котором работало 450 человек. В 1976 году образован сельский совет.

Конечно, наша Горьковка растет и процветает, но мне бы очень хотелось побывать в тех местах, где когда-то жили мои предки. Прочитав литературу, я узнала, что современная Чувашия - это уже не глухая провинция, которой она слыла ещё совсем недавно. Чувашский народ знают сегодня во всём мире. Я с удивлением и интересом узнала о просветителе нерусских народов Иване Яковлевиче Яковлеве, который был даром судьбы чувашскому народу в тёмное и глухое время. Поистине на звёздную высоту поднял честь и достоинство своего народа один из первых космонавтов - Андриян Николаев - дважды герой Советского Союза. В историю мирового хореографического искусство вошло имя народной артистки СССР, солистки Большого Театра России Надежды Павловой. В 1973 году на втором международном конкурсе артистов балета она была удостоена «Гран-при» и золотой медали. Можно приводить многочисленные примеры талантливости чувашского народа.

Изменился и сам город Чебоксары, столица Чувашии. Мне не доводилось там бывать, но моя подруга, Даша Фёдорова, там была и сфотографировала наиболее красивые места и рассказала о достопримечательностях города Чебоксары. Это скульптура Матери-Покравительницы. На постаменте закреплена табличка с надписью: «Благославенны дети мои, живущие в мире и любви». Высота монумента, который был открыт в 2003 году составляет 46 метров. Это и монумент Воинской славы, который был открыт в 1980 году. У его подножья в специальной чаше горит Вечный Огонь, зажженный от Вечного Огня из Зала Воинской Славы на мамаевом кургане в Волгограде. Это и музей пива, так как в Чувашии занимаются выращиванием хмеля. Можно бесконечно перечислять достопримечательности Чувашии и её столицы, но мне хочется закончить своё выступление словами Ивана Яковлевича Яковлева:

  • « Берегите семью: в семье опора народа и государства».


Литература

1. «Этническая история и традиционная культура Чувашей».

2. Иван Яковлев « Духовное завещание чувашскому народу»

3. Тюменский район вчера и сегодня. 1993 год.

4. Рукописная работа: «Горьковка» и « Память сердца» первого жителя Горьковки Исакова Наума Григорьевича - Гвардии майора Панфиловской дивизии.

5. Воспоминания Шевелёвой Н.М. - моей бабушки, прожившей в Горьковке почти всю жизнь.

8




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал