7


  • Учителю
  • Вне классное мероприятие 'Забытая старина'

Вне классное мероприятие 'Забытая старина'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: «Забытая старина» Внеклассное мероприятие для 4 – 5 классов в форме экскурсии по музею быта Разработку составила Чеботарева Наталья Николаевна, педагог-библиотекарь МБОУ « Рыбно-Слободская гимназия №1» Республика ТатарстанЦель: формирование нравственного и патриотич
предварительный просмотр материала

«Волшебный ларец: забытая старина»

Внеклассное мероприятие для 4 - 5 классов

в форме экскурсии по музею быта


Разработку составила Чеботарева Наталья Николаевна, педагог-библиотекарь МБОУ « Рыбно-Слободская гимназия №1» Республика Татарстан


Цель: формирование нравственного и патриотического воспитания на народных традициях родного края.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о предметах старины родного края;

  • вызвать интерес к самостоятельному поиску аналогичных объектов старины;

  • углубить представление учащихся о профессиях людей в прошлом и настоящем;

  • содействовать формированию у обучающихся интереса к изучению культуры родного края;

  • воспитать бережное отношение к народным художественным традициям.

Оборудование:

Компьютер, проектор, ларец-сундучок, краеведческий уголок с экспонатами (полотенца с вышивками, кухонная деревянная утварь, самовар, утюги, ложки, старинные монеты).

Компьютерная презентация (название мероприятия, высказывание Д.Лихачева, значение слов «историк», «этнограф», «археолог», «экспонат», «краеведческий музей», «экскурсовод», иллюстрации внутреннего убранства старинных домов - русских и татарских, задание для детей).

Книжно-иллюстративная выставка «Забытые ремесла».

Выставка с семейными рукоделиями «Умелые ручки».


1.) Вступительное слово ведущего. - 2-

(На экран проецируется название мероприятия и слова Д.Лихачева»).

(«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи -задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре». Д.С.Лихачев)


Дорогие гости, речь сегодня пойдет о старине, о том, как жили - не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Ведь в повседневной жизни, в обычаях мы постоянно встречаемся с прошлым.

Республика Татарстан - это Родина для всех народов, живущих в нем. Многообразие народного творчества, своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Культура - это все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, обычаев, самого образа жизни людей. Культуру можно сравнить с лестницей, по которой наши далекие предки поднялись от животного к человеку. Следовательно, и мы с вами являемся частью культуры и призваны творить ее. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русские культуры тесно взаимосвязаны, в этом главное богатство нашей республики и страны.

Поговорим с вами о простых вещах - о том, что сопутствует человеку всю его жизнь. Заглянем в прошлое некоторых обыденных вещей.

2.) Словарная работа

Для начала мы вспомним значение некоторых понятий, связанных с мероприятием.

(На экран проецируется значение слов)

историк- специалист, изучающий прошлое человечества на основании исторических документов

этнограф- специалист, изучающий происхождение, быт и культуру разных народов, населяющих нашу планету.

археолог- специалист, изучающий историю человечества по остаткам жизнедеятельности людей - археологическим памятникам (предметам старины, строениям).

экспонат- предмет, выставленный на выставке, в музее.

экскурсовод- специалист, дающий пояснения экскурсантам.

краеведение - совокупность исторических знаний об отдельных местностях страны; краевед - специалист по краеведению.

Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!

(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)


3.) Выступление детей - монтаж

1 ученик: (в русском национальном костюме. В руках у детей закрытый ларец).

Добрый день, дорогие гости! Доброго вам здоровьица, люди добрые!

2 ученик: (в татарском национальном костюме)Исемесес, кадерле дуслар!

1 ученик: Для вас припасли мы

Волшебный ларец,

Там заперт на ключик

Волшебный дворец!

2 ученик: (звонит в колокольчик)

Позвонили в бубенец -

И попали во дворец!

Открывается палата,

Смотрим, чем она богата:

Нет ли там чудовища?

Есть ли там сокровища?

(открывают ларец, заглядывают в него)

1 ученик: Старинных сокровищ

Здесь просто не счесть;

Браслеты и крынки,

И ложки здесь есть!

Старинные вещи

Секреты хранят,

О многом волшебном

Поведать хотят!

2 ученик: Народ твой - умелец,

Моя Слобода!

Мы всех приглашаем

К нам в гости сюда!


4). Выступления детей - «экскурсоводов»

3 ученик:

(На экран проецируется изображение старинной избы )

Человеку всегда был нужен дом. Изба - очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Сейчас изба - сельский дом, но еще в 18 веке избы были и городскими жилищами. Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избенками, колодцами, огородами. А что в доме было главное?

(На экран проецируется изображение печи с чугунками и горшками)

Рады видеть вас у печки

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

С появлением газового отопления забывать мы стали, что главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около 4-х тысячелетий. Печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись! В старину так говорили:

«Печь нам -

мать родная всем,

На печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(На экран проецируется изображение убранства татарского дома)

Татарская печь по внешнему виду близка к русской. Ее отличает меньшая лежанка, низкий шесток, а самое главное - наличие бокового выступа с вмазанным котлом. Блюда над открытым огнем готовились реже.

(Пословица о печи, доме на татарском языке)

4 ученик:

(ученик показывает чугунок)

Печь - это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом.

Наиболее универсальной посудой для приготовления пищи у татар являлись также чугуны и горшки. Широкое распространение у татар получили большие и глубокие сковороды для выпечки беляшей и губадии.

(ученик показывает медный умывальник)

А вот перед вами интересный предмет - это умывальник, его еще называли рукомойник. Сейчас нам достаточно повернуть кран, чтобы умыться, а раньше нужно было приложить усилия: принести воды с колодца в ведрах на коромысле, залить в подвешенный около печи на веревке умывальник и, наклонив вперед, - умываться.


5 ученик: (показывает самовар, на экране изображение разных видов самоваров)

Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в городе Туле, где и сейчас выпускают тульские самовары. Но есть много фактов, дающих повод думать, что самовар был изобретен в Сибири, где развивалась металлургия. Самовары стали делать в России во второй половине 18 века.

У самовара масса достоинств: и экономичность, и малый расход топлива, и удобство эксплуатации, и вместительность, и наливать кипяток из него удобно. Самовар - не просто «водогрейный сосуд». Он - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям. Самовары стоили довольно дорого.

Чай рано вошел и в быт татар, а вместе с ним и фабричная столовая посуда. Чай любили пить из маленьких чашечек (чтобы не остывал). Низкие маленькие чашечки, с закругленным дном и блюдцем, в народе принято называть «татарскими». Предметом сервировки чайного стола также являлся самовар. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пили его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.

В русском же языке имеется слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это - хлебосольство. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого.

1 ученик. (показывает самовар и рассказывает стихотворение)

Шуточное стихотворение «Про чай»

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправы перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам.

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом я догадался,

Что забыл я посолить.


6 ученик: (на экран проецируется изображение керамических изделий,

круг для лепки гончарных изделий,ученик показывает глиняный кувшин)

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО.КЕРАМИКА

Гончарное ремесло - одно из самых древних на земле. Посуда людям нужна была всегда. Заслуженной славой пользовалась в древнем обиходе керамика. Ее выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев. А когда обнаружили, что глина в огне обретает твердость, - стали лепить из глины. В крестьянском обиходе требовались глиняные сосуды для воды, для хранения зерна, кувшины и кринки для молока, подвесные рукомойники.

Расцвет гончарного ремесла приходится на Х-ХШ века. Керамику украшали росписью и покрывали глазурью. Самобытность творчества гончаров проявлялась в сосудах с изображениями птиц и животных. Вылепленные в круглой скульптуре, они украшали ручки и сливные носики кувшинов, придавали им охранительный и культовый смысл.

У татар из гончарной посуды, кроме горшков, применялись корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков.

В Рыбно-Слободском районе имелись мастера-гончары, которые лепили на продажу подобные предметы быта и продавали их жителям.

Сейчас керамику делают на фабриках, но есть еще люди, работающие как древние гончары.

7 ученик: (на экран проецируется изображение мастеров-ложкарей)

КУХОННЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Знакомое всем слово «посуда» появилось в русском языке только в начале 17 века. Более древнее название любой посуды - «судно». «Сосудом» называли посуду столовую и «питейную». Еще в древнерусских записях 11 века упоминается слово «блюдо».

В прошлом у народов Среднего Поволжья и Приуралья, широкое применение находил деревянный кухонный инвентарь: скалки и доски для разделывания теста, колотушка для размешивания продуктов в процессе приготовления блюд и толчения картофеля.

Роль тарелок издавна выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла. Из одной большой миски ела порой вся семья.

В кухонном инвентаре татар конца Х1Х-начала ХХ вв имелись деревянные корыта для рубки мяса, небольшие деревянные ступы с пестами для растирания сахара, соли, пряностей, сушеной черемухи, корта. Использовались и домашние круподерки, состоящие из двух массивных деревянных кругов (жерновов).

Ложка (показывает деревянные ложки) Приступая к обеду, мы неизменно пользуемся столовыми приборами, мало задумываясь об их происхождении. Ложка имеет довольно почтенный возраст. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу бытовала даже пословица: «Запасливый гость без своей ложки не ходит». Ложки у простого люда были деревянными, более зажиточные люди предпочитали деревянным ложкам серебряные.

8 ученик: (проецируются ювелирные украшения, чеканки) 7-

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО.

На Руси художественная обработка металла получила развитие в Х-ХП вв.

Ювелирное ремесло получило развитие в Рыбной Слободе с давних времен. Рыбнослободцы изготовляли литые вещи, производили чеканку бляшек, занимались гравировкой. Гравировкой выполнялись браслеты, бляхи, украшенные в основном растительным, реже геометрическим орнаментом, а также надписями, выполненными арабской вязью, т.е.декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Буквы, текст нередко сливаются с узором, покрывающим предмет. Гравировка изделий часто сопровождалась насечкой или инкрустацией из другого металла, а также чернью (каралтып). Многие мастера владели техникой скани.

Скань(филигрань) - создание из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров.

Для украшений использовали цветное стекло, бирюзу и кораллы. Особого мастерства от умельцев требовало изготовление изделий из тонкой крученой проволоки - филиграни. Рыбнослободцы пленили своими изделиями весь мир. Труд был вреден для здоровья, но оценивался купцами-перекупщиками очень дешево. Большой сбыт изделий был в Средней Азии. Во время Великой Отечественной войны все мастера ушли на войну и не вернулись. Так были утеряны секреты ювелирного мастерства. А их изделия до сих пор хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани и Рыбной Слободы.

9 ученик:

Наиболее распространенными и этнически специфичными для татар являлись серьги из двух сканых блях:малой и крупной грушевидной форм, обычно с подвесками.

Большой интерес представляют накосные украшения. «Татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть», т.к. при движении накосники издавали звон. Звенящие подвески к косам - чулпы - вплетались в косы при помощи прикрепленной к ним тесьмы.

Среди шейно-нагрудных ювелирных украшений популярны ожерелья, которые широко распространились в конце Х1Х-начале ХХ века.

Браслеты для рук были обязательной принадлежностью костюма женщины. Браслеты носили, как правило, попарно: по одному на каждой руке, что считалось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки. Из сплошных браслетов преобладали браслеты пластинчатые, как правило, с закругленными концами. Основными мотивами орнамента являлись стилизованные растения, арабские надписи с изречениями из Корана, молитвами или именем владелицы.

А вот перед вами заготовки серебряных браслетов, выполненных когда-то Рыбнослободскими мастерами-ювелирами. Широко распространенными видами ювелирной техники у татарских мастеров были литье (кою) и гравировка (чоку).


10 ученик (ученик держит вышитое полотенце)

ВЫШИВКА

Там, где выращивали лен, все женщины умели ткать. В каждой семье был ткацкий станок. И девочек с раннего возраста приучали ткать простое льняное полотно. С древнейших времен живет в народе любовь к украшению ткани, потребность в нарядной одежде.

Украшением одежд, постельных и кухонных полотняных изделий издавна являлась вышивка. В старину у русского народа из одежды были рубахи: повседневные и

праздничные. Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. На концах вышитых полотенец располагаются узоры, составленные из3-4 крупных букетов. Иногда встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенные к цветочно-растительному узору.

В настоящее время искусство вышивки переживает второе рождение. Многие сейчас увлекаются этим увлекательным ремеслом.

11 ученик: КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Кружевному делу в нашем селе более 350 лет. Если мужчины занимались изготовлением ювелирных украшений, женщины увлекались кружевоплетением. Кружевоплетение зародилось в селе в конце 16 века. Особого развития достигло в 19 веке. По преданиям, первые кружевницы появились в селе из Нижнего Новгорода при переселении. Плелись кружева коклюшками. Коклюшки - крупные деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создает кружевной узор. Кружевницы применяли льняные нити. Лен выращивали сами, теребили, пряли. В 1909 году в селе Рыбная Слобода открылось художественное училище, где обучались и кружевницы. Их работа оценивалась дешево, хотя работы продавались дорого, и часто выставлялись на выставках в крупных городах России. В настоящее время секреты этого ремесла в нашем селе возрождаются. При районном доме культуры работает кружок кружевоплетения.

12 ученик: СТИРАЕМ, ГЛАДИМ

Как только у людей появилась одежда из ткани, так нужно было стирать (раньше говорили - мыть) эту одежду. Стирали по-разному: топтали белье ногами и «колотили» с помощью специальных валиков. Затем белье гладили при помощи рубеля и скалки. Рубель (сыры-балак-тат.) - это деревянная доска с поперечными желобками, а скалка (уклау-тат) - просто палка. Белье накручивали на скалку, держа одной рукой, а сверху другой рукой катали рубель. Белье разглаживалось, и называлось это «катать белье».

(ученик показывает, как нужно пользоваться рубелем и скалкой)

(Ученик показывает старинный утюг) Потом появился утюг - сначала тяжелый, чугунный, - его нагревали углями, которые закладывали внутрь, или прямо на открытом огне. Такие утюги быстро остывали, да и белье могли испачкать.

13 ученик: ЛАПТИ

Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Русские лапти (чуни,крутеньки,ходоки,шептуны) по татарски сапата - детская, женская, мужская обувь, плетенная или вязанная крючком или иглой из пеньковых веревок или по-другому лыка. Лыко- внутренняя часть липовой коры. Лыко драли в начале лета. Лапти представляли собой низкую обувь на плоской плотной подошве с прямоугольной, круглой головкой и загнутым кверху носком, с высокими бортами и задником. Это домашняя и рабочая обувь. Ее носили в любое время года. Эта обувь бытовала во многих краях до конца 30-х годов ХХ века. Более состоятельные люди шили обувь у сапожников - по личной мерке.

Осенью к лаптям приделывался каблучок, чтобы вода не попадала в лапти.

Лапти носили даже зимой. Валенки в прошлом могли позволить себе лишь состоятельные крестьяне.

(ученик показывает сувенирные плетеные лапти) Эти лапти плетет в селе Урахча Рыбно-Слободского района один умелец. У него всегда много заказов. Все хотят дома иметь сувенир из прошлого.

5)ЧАСТУШКИ. (исполняют учащиеся)

1.Истоплю я жарко печь,

Испеку блиночков,

На вечёрку позову

Милого дружочка!

2.Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю,

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают!

3.Мне не надо винегрет,

Не хочу я лечо,

Мне подайте на обед,

Щи из русской печи!

4.Как у нашего Ивана

Поселились тараканы

В тепленьком местечке-

В валенке на печке.

5.Я дровишек наколю,

Печку жарко натоплю,

На страшна мне стужа

И тулуп не нужен!

6. Мы гордимся стариной,

Стала нам она родной,

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа !

6)Обзор выставок «Умелые ручки» и «Забытые ремесла»

7)Заключительное слово ведущего.

«Старина что незнакомая страна: много там непонятного и чудесного. Успевай лишь рот разевать, да уши топориком держать. Поймёшь: и в старину добрые люди жили, и они не под печкой горох сеяли. Умели и работать, и веселиться не хуже нас». А.Логунов

Искусство наших народов живет несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы искусство передавалось из поколения в поколение. Сегодня вы прикоснулись к истории старинных вещей. Они постарались открыть вам маленькие тайны своего происхождения. Надеемся, что вы будете уважительнее относиться к прошлому своего народа и гордится умельцами, жившими на нашей, Рыбно-Слободской земле. Всем нужно стараться научиться что-то делать своими руками, чтобы не утерялись секреты мастерства, и было что передать своим детям и внукам.

1 ученик:

Вот и закрывается волшебный ларец,

Мы обещаем - беречь сей дворец.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

2 ученик: В подарок получите сладкий леденец!

Позвонили в бубенец -

Хором: К О Н Е Ц!

(всем «посетителям» музея раздаются сладкие леденцы)

Использованная литература:

  1. Маслакова М.Н. Забытая старина: традиции, ремесла, мастера//ЧУИ.-2003.-№4. - С.12-18.

  2. Танкевич Е.В.В старину едали деды// ЧУИ.-2003.-№4.-С.23-26.

  3. Трофимова М Рыбная Слобода. Живые голосса. - Казань:Идел,2006.-376с.

  4. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Культура/Авт.-сост.Н.В.Чудакова;Под общ.ред.О.Г.Хинн.- М.:ООО «Фирма АСТ»,1998.-480с.

  5. Рогов А.П.Кладовая радости.-М.:Просвещение,1982.-240с.,ил.

  6. Культура народов Татарстана/Авт.-сост.Л.А.Харисова.-Казань:Магариф,2005.-367с.

  7. Марьина Т. Русский национальный костюм//Домашнее воспитание.-2004.-№6.-С.39-42.

  8. Мориц Ю.Волшебный ларец. - М.:Малыш,1988. - 12с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал