- Учителю
- Церковная реформа Петра I
Церковная реформа Петра I
Церковная реформа Петра I.
В первые годы царствования Петра продолжались жесточайшие репрессии в отношении староверов, начатые в правление Софьи. Так, по данным историка Г.В.Вернадского, с 1684 по 1691 гг. в огне погибло не менее 20 тысяч человек, спасавшихся от преследований самосожжением или сжигаемых своими преследователями . Однако последующая эпоха была отмечена тенденцией к некоторому ослаблению репрессий в отношении «раскольников». Так, прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).
Была восстановлена колония иезуитов, которая ранее, при царевне Софье, была выдворена из России, что, по мнению историка Л.М.Анисова, являлось следствием сильного влияния иезуитов на Петра I и своего рода «платой» за поддержку ими молодого царя в его борьбе с Софьей .
Указом 16 июля 1722 ежедневное хождение в церковь и совершение обрядов было возведено в обязанность, за неявку в церковь без уважительной причины (болезнь и пр.) был установлен денежный штраф .
Есть примеры принуждения «иноверцев» к переходу в православие. Указ 3 ноября 1713 г. обязал всех мусульман Казанской и Азовской губерний креститься в полгода, под угрозой, в случае неповиновения, конфискации поместий и вотчин (не принявших крещения) в пользу царя. В другом случае черемисам-язычникам было прощено сокрытие большого числа душ от уплаты подушного налога, в обмен на то, что они согласились принять православное крещение .
Преследования староверов, хотя и в ослабленной форме, продолжались вплоть до конца царствования Петра I. Как указывает историк Н.А.Рожков, помимо уплаты двойного размера налогов, они были ограничены в правах (не имели права выступать в суде свидетелями, занимать общественные должности), им была запрещена пропаганда своей веры, «тайные раскольники» ссылались на каторгу. Продолжались и гонения - так, преследования при Петре 120 тысяч староверов, поселившихся в Керженском районе Нижегородской области, и нижегородского архиепископа Питирима вынудили их спасаться бегством . Как отмечает Е.В.Анисимов, раскольники должны были отличаться особым знаком на одежде - козырем (лоскут красного сукна с желтой нашивкой). «Несомненно, - пишет историк, - цель этого указа в том, чтобы выделив раскольников особой метой на одежде, подвергнуть их тем самым публичному унижению и сделать предметом всеобщего надзора» .
Литература:
-
Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь - Москва, 2001, часть 2, с. 228
-
А. М. Панченко. Начало петровской реформы: идейная подоплека
-
Анисов Л. Иезуитский крест Великого Петра. М., 2006, с. 47-58
-
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 340
-
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 337
-
Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград - Москва, 1928, т. 5, с. 259
-
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 348