7


  • Учителю
  • Открытый урок 'Культура Древней Руси 14 – 15 веков'10 класс

Открытый урок 'Культура Древней Руси 14 – 15 веков'10 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок по истории в 10 классе.

Тема урока: Культура Древней Руси 14 - 15 веков.


Цели урока:

  • Выявить особенности развития художественной культуры Руси 14 - 15 вв.

  • Определить причины культурного подъема 14 - 15 вв. (Как события 14 - 15 вв повлияли на художественную культуру?)

  • Дать представление о наиболее значительных достижениях и видных деятелях русской культуры 14 - 15 вв.


Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания, сформированные на предыдущих занятиях по темам: «Художественная культура Руси», «Мировая художественная культура».

Выявить и охарактеризовать особенности архитектуры, живописи и литературы Древней Руси в 14 - 15 веках.

Изучить творчество писателей, живописцев, архитекторов данного периода.

Рассмотреть тематику и особенности жанров произведений древнерусской литературы.

Обеспечить усвоение:

достижений культуры 14 - 15 вв.;

причин культурного подъема изучаемого периода.

Выявить и осмыслить:

особенности развития художественной культуры Руси;

явления и события формирующие атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;

на основе анализа произведений подвести учащихся к пониманию роли народа как творца истории.

Воспитательные:

1) Развивать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной

литературе.

2) Продолжать развивать чувство патриотизма.

Развивающие:

1) Совершенствовать навыки учащихся:

самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;

работать с документами и текстом учебника;

формулировать собственную точку зрения;

аргументировано отстаивать свои взгляды.

2) Способствовать совершенствованию навыков систематизации пройденного

материала.

Форма урока: интегрированный урок (история, литература, МХК).


Жанр урока: урок - презентация.

1. Вступительное слово учителя.

Средневековый человек строил храмы для бога, изображал на иконах «верхний», «горний» мир. Но только ли культовое предназначение имеют эти древнерусские творения: храмы с фресками, иконами, музыкой. Я предлагаю вам сегодня поразмышлять об этом.

Проблемные вопросы:

Является ли культура актуальной вечностью, единственной осуществленной формой человеческого бессмертия?

Как влияет древнерусское искусство на современного человека?


2. Иконопись и монументальная живопись Древней Руси в 14 - 15 веках.

Расцвет иконописи в России приходится на 14 - 15 вв, когда Россия, еще полностью не освободившись от монголо - татарского ига, старалась преодолеть междуоусобную войну, стремясь к объединению. Строились храмы в Москве, Новгороде, Пскове и других городах средневековой Руси. В это время образовались два культурных центра: Новгород и Москва. Они стали развивать самобытное искусство, отличающееся друг от друга, как сами города и их уклад жизни.

1.клокова Новгород - боярско-купеческий город, более демократичный, а значит, принимал всё новое, что появлялось в искусстве. Москва - княжеско-церковный, а значит, и искусство ей больше нравилось придворное и утончённое. Конечно, это разделение условное и оно не сразу обозначилось.

Византийская иконопись прочно завоевала позиции в России. Иконы писались художниками профессионалами по канонам, выработанным в Византии.

Строительство храмов повлекло за собой необходимость украшать их. Стены и столпы покрывались фресками, в алтарные стены - иконами.

Русские художники обретали свой собственный стиль, все более отходя от византийского наследия и опираясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом феодального дробления. Так, новгородская школа с присущими ей чертами суровой выразительности, энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов сложилась уже в 12 - 13 веках, а расцвета достигла в конце 14 - 15 веках. Характерная черта новгородской иконописи заключается в сочетании христианских и фольклорных начал.

Ярким событием в развитии художественной жизни Новгорода второй половины 15 века стало появление в этом городе византийского живописца Феофана Грека, оставившего свой неизгладимый след прежде всего в монументальной живописи Новгорода.

2.ягодзинская Феофан Грек (1340 - 1405) - живописец, родом из Византии.

Феофан не только живописец, но и философ, сумел так глубоко понять и выразить в своем искусстве то важное, что отвечало духовным и художественным устремлениям русских людей той эпохи. Он настолько сжился с русским народом, настолько крепко вошёл в русское искусство, что его имя стало неотделимо от русской культуры. «Преславный мудрец, философ зело хитрый… среди иконописцев отменный живописец», - говорил о нем современник, русский церковный писатель Епифаний Премудрый.

В Новгороде он расписал церковь Спаса на Ильине улице, в Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский и вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым Благовещенский соборы. Сохранились от этих работ только фрагменты фресок новгородской церкви и иконостас Благовещенского собора.

Манера письма Феофана Грека резка и лаконична. Темный фон, четкие белые блики, вытянутые, угловатые фигуры, жесткие складки одежд. Каждому образу свойственна мощная внутренняя энергия и - что совершенно не вписывалось в канон - индивидуальная характеристика, точная и неповторимая.

Стиль Феофана Грека ярче всего проявился во фресковой живописи церкви Спаса Преображения - на Ильине. (Демонстрация фресок.)

Глядя на них, сразу вспоминаешь эпитет, которым часто награждают иконописца искусствоведы - неистовый Феофан. Таковы и образы из деисусного чина для иконостаса Благовещенского собора. Феофаном были написаны фигуры архангела Гавриила, апостола Павла, Василия Великого и Иоанна Златоуста; а также центральная часть Деисуса с образами Христа, Марии и Иоанна Предтечи.

Мастер нарушал иконографический канон. Показательна в этом отношении фреска «Троица». Строгая симметрия, уравновешенность всех частей и художественная целостность сообщают ей торжественную монументальность. В «Троице» нет и следа христианской «благости». Она воспринимается как возвышенное и грозное видение, напоминающее о божественном могуществе.


А какие вы знаете произведения Феофана? 3.данилин Икона «Преображение». Икона «Донская Богоматерь» (конец 14 века). Считалось, что она приносит победу. С нею Иван Грозный шел в поход на Казань, закончившийся присоединением к Русскому государству Казанского ханства.

Андрей Рублёв - крупнейший мастер московской художественной школы, его иконы и фрески отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Произведения Рублева проникнуты особой тишиной, задумчивостью, мягким лиризмом. Вместо сумрачного, резкого, контрастного письма Феофана Грека - плавность линий, просветленный колорит, тонкая гармония ясных, звучных цветов.

4.суков В 1425 - 1427 году Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами работал в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (росписи не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, в том числе знаменитую «Троицу». Рублеву принадлежат иконы звенигородского чина: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», а также деисусные и праздничные иконы из Успенского собора во Владимире.

Икона «Троица» - шедевр всей древнерусской живописи. Была создана по поручению игумена Никона, давшего свой жизнью пример осуществления нравственного идеала. Во времена смуты, раздора и всеобщего разъединения Сергий Радонежский нашел вернейший для православного человека довод против обособления от прочих - это была идея единства, воплощенная в образе Троицы. Рублев на языке живописи выразил то внутреннее соборное объединение, которое, по мысли Сергия Радонежского, должно побеждать разделение и вражду мира и человека. Художник обратился к известной ветхозаветной истории, в которой рассказывается о посещении пристанища Авраама тремя мужами и оказанном гостям радушном приеме. В христианском богословии этот сюжет толковался как провозвестие троичности Бога - будто бы сам Бог в трех лицах, приняв облик ангелов, явился Аврааму.

На иконе изображены три ангела, восседающие вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца - Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь, готовность Спасителя идти на смерть ради всех людей на земле. Ангелы подобны, в их образах царит гармония абсолютного родства - именно единство ипостасей подчеркивает Рублев. Плодом постижения великой гармонии трех лиц должна быть уверенность в возможности обретения некоего сходного единства и между людьми, ведь люди созданы по образу и подобию Бога. Всем строем иконы живописец дает понять, что явлены три собеседника в самый трагический и высокий момент - между ними принято решение о нисхождении Бога-Сына на землю, чтобы пострадать за людей и принять смерть. Призыв к согласию у живописца сливается с проповедью самозабвенной любви - одного без другого не существует.

О рублевской «Троице» можно много рассказывать, но все слова в данном случае лишние: на неё надо просто смотреть. Здесь тайна, недоступная разуму, но с такой изумительной глубиной и точностью угаданная кистью гениального иконописца.

В чём отличие икон Андрея Рублева от икон Феофана Грека?

5.данилин В противоположность Феофану Греку, его мятежному и энергичному письму со скрытой внутренней силой, Андрей Рублев создает образы проникновенные, лиричные, умиротворенные. Этому способствует и светлая палитра красок, но самое главное - это тонкий психологизм, присущий и образу «Троицы», и «Спасу», и другим его произведениям.

3. Архитектурный облик Древней Руси.

Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки.

В русской культуре эпохи феодальной раздробленности формируются региональные архитектурные школы. Процесс этот начинается ещё в эпоху Киевской Руси.

Архитектуре свойственна в целом особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля.

Появляется трехлопастное завершение фасадов (церковь Успения на Волотовом поле), широко используются различные декоративные элементы (церковь Спаса на Ильине).

К 14 веку сложился почти каноничный тип новгородского храма (запись) - четырехстопная одноглавая постройка с одной апсидой (аспиды - алтарные помещения, полукружиями выступающие на внешней стороне).

В 14 веке из новгородского зодчества выделилась самостоятельная ветвь - Псковская архитектура (запись). Близка новгородскому типу храмостроительства церковь Архангела Михаила в Городце (1339 г.), представляющая собой четырехстолпную постройку с одной апсидой. Характерная особенность здания - ступенчато повышающаяся конструкция сводов.

В 14 - первой половине 15 века закладываются основы московской школы зодчества (запись), пышный рассвет которого приходится на последующие столетия. Успенский собор Московского Кремля. Собор был построен в 1479 году. С 1900 года в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Расписывать деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца.

6.данилин Множество легенд связано с Благовещенским собором, много православных святынь там хранилось, именно отсюда начиналась история кремлевских курантов. Собор сильно пострадал в ноябре 1917 года, а в 1918 году был закрыт большевистским правительством. Ныне Благовещенский храм действует как музей. Сегодня, когда многие наши святыни оказались разрушенными, именно храмы рождают в нашей душе чувства восхищения, просветления, радости и, конечно, гордости за наш великий народ


4. Литература (пар. 24, стр. 160-161).

Зарождение и развитие московской литературы было обусловлено политическим возвышением Москвы.


- Назовите крупнейшие произведения Древней Руси 14 - 15 веков.

- Какова их главная тематика?


5. Заключительный этап урока.

- Какое же предназначение имеют эти древнерусские творения: храмы, фрески, иконы?

В храме русский народ видит величие русского духа, величие нации.

Храм - национальная святыня, символ единства русской земли.

Главная идея - единение Руси и ее независимость.

Главные темы фресок и мозаик - прославление небесной и земной церкви, божественной княжеской власти.

- Только ли культовое назначение имеет древнерусская культура?

Понимать русскую культуру вне её духовной основы нельзя. Духовная культура помогает осмыслить мир не только в широком смысле, но и как эстетической ценности, то есть в формах красоты. Красота не существует в мире вне человека. Человек не только создает красоту, но и придает ей смысл. Через искусство мы можем заглянуть в свою душу и подумать: чем она заполнена? А через содержание совершенной красоты можно прийти к постижению смысла и сущности бытия.

Связывая воедино прошлое, настоящее и будущее, культура оказывается актуальной вечностью, единой осуществленной формой человеческого бессмертия.


6. Итог урока (оценка работы обучающихся).





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал