- Учителю
- Методическая разработка по истории 'Цифры на сердце' (11 класс)
Методическая разработка по истории 'Цифры на сердце' (11 класс)
Аделгужина Резеда Талгатовна
Методическая разработка урока
«Цифры на сердце».
11 класс
(выставка для 4-11 классы)
Э.Пугачева «Михаил Савицкий». Минск 1982 год
Учебник Левандовский А.А. «Россия в ХХ веке ». М., 1999 г.
Цель: 1.Показать преступления фашистов в концлагерях.
2.Воспитание антифашистов, патриотов своей страны.
3.Умение работать с иллюстрациями.
Оборудование: Плакат «Цифры на сердце», карта концлагерей, иллюстрации картин М.Савицкого, видеоматериал «Освенцим», аудиозапись песни « Бу-
хенвальдский набат». Оформляется отдельная комната для выставки иллюстраций картин. Стены драпируются черной тканью, под каждой иллюстрацией горят свечи.
Звучит аудио запись песни « Бухенвальдский набат». На фоне песни выходят ведущие.
1 ведущий: 11 апреля 1945 года записано в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. В этот день узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован самими восставшими.
2 ведущий: Бухенвальд - нацистский лагерь. Создан в 1973 году в окрестностях города Веймара. Первоначальное название Эттерсберг. За 8 лет около 239 тыс. человек были узниками Бухенвальда.
В начале это были немецкие антифашисты, позднее представители других национальностей. Около 10 тыс. заключенных было казнено, в том числе почти 8, 5 тыс. советских военнопленных. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тыс. заключенных восемнадцати национальностей.
В одежде узника на фоне музыки учащийся читает стихи:
Бараков цепи и песок сыпучий
Колючкой огорожены кругом.
Как будто мы жуки в навозной куче:
Здесь копошимся, здесь живем.
Чужое солнце всходит над холмами.
Но почему нахмурилось оно?
Не греет, не ласкает нас лучами,-
Безжизненное, бледное пятно…
3 ведущий: Дахау - первый концентрационный лагерь в нацистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тыс.человек из 24 стран. Около 70 тыс. там были зверски убиты,140 тыс. переведены в другие концлагеря, 30 тыс. дожи до освобождения. В Дахау проводились преступные « медицинские опыты» над людьми.
В одежде узника учащийся читает стихотворение:
Мы, словно пни, отупели, ослепли
от крови и пота,
Нас штейнбрух швырнул на колени,
Для многих он стал эшафотом -
Ну, что же! Мы тягостным сном
Равнодушья заснули…
Тогда его вывели. А ветер в тот день
Был, как нож, нацелен,
И стынь, как сталь, раскалена.
А вода лилась, лилась, лилась,
Лилась…
И лед схватил его, как пламя
Схватил Джордано Бруно.
Вдруг мы опять ощутили муки -
Его муки,
И волю - его волю, и ярость -
Ярость бойца.
В тот день, когда ветер был бритвы
Острее,
К жизни нас подняла боль Прометея!
4 ведущий: В феврале 1945 года в лагере Маутхаузен был зверски замучен генерал Дмитрий Карбышев. Эсэсовцы облили водой тело генерала, превратив его в ледяную статую. Его последними словами были: «Бодрей товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!»
В Маутхаузене было уничтожено свыше 122 тыс. человек.
(Смотрят видеофильм «Освенцим»)
Звучит аудиозапись Лунной сонаты Бетховена. На фоне музыки учащийся читает стихи: Думал я - горе притихнет с годами,
Боль отойдет, зарубцуется память
Но хоть промчались и весны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллионов людей на планете.
Ждут матерей невернувшихся дети.
Был я недавно в Освенциме, мама,
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемой жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошел я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жесткие нары давно опустели.
В карцер спустился я - тихо и голо.
Стужей несло от цементного пола.
Только наручники в склепе остались
Может в твое они тело впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая.
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер - клеймо на руке узловатой.
Сердце прожег мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы.
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В замять, в январскую ночь ледяную
Вывели в легкой рубашке, босую
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая наземь, опять поднимаясь…
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка…
( Поэт Бровка)
5 ведущий: Концлагеря являлись настоящим «фабриками смерти». Лагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей с применением современной техники - газовыми камерами, крематориями. Лабораториями для преступных медицинских экспериментов. В 1943 году в Данциге нацисты построили здание под вывеской «Фармокологический институт медицинской академии». Там они в промышленном масштабе организовали производство мыла из человеческих тел, дубление человеческой кожи. Женские волосы использовались для производства войлока и пряжи, из которых делали носки для подводников и железнодорожников. Разум отказывался верить, что все это придумал и создал человек.
1 ведущий: Художник Михаил Савицкий в годы войны был узником Бухенвальда, Дахау.
Лишь через 30 лет художник сумел воскресить пережито в художественных образах.
2 ведущий: «Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений. И говорить о них необходимо. Поэтому я взялся писать серию картин о фашизме, чтобы показать то, что не почерпнуть ни из словесных описаний, ни из документов».
3 ведущий: Лишь в 1974 году художник начал писать эти картины. В 1979 было уже создано 13 картин. Эту серию Савицкий назвал « Цифры на сердце».
4 ведущий: Сами сюжеты картин обличают преступления: вереницу обреченных эсэсовцы гонят в газовую камеру, еле сдерживая кровожадных псов, тела жертв сгребаются бульдозером, как строительный мусор, или наоборот « аккуратно» укладываются в штабеля бревен для сожжения. Чадят дымные факелы в руках палачей…. Самые молодые и красивые девушки не расстреляны, а обречены на муки медицинских экспериментов.
1 ведущий: Юноша с кровавой звездой на груди, распятый в мрачном бункере, где находились одиночные карцеры и камеры пыток - олицетворение страданий, причиненных человечеству фашизмом.
Эттерсберг - холм, где размещался Бухенвальд, - Голгофа ХХ века.
2 ведущий: В своих картинах Савицкий показывает то, что зло всегда отличимо от добра, а человек в истинной своей сущности видится прекрасным. Поэтому отточен хрупкий рисунок мертвых тел, которые кажутся благородным мрамором среди грубых и тяжких бревен. От того прекрасны лица мертвых с печатью отрешенного, возвышенного спокойствия. Поэтому тела обреченных девушек подобны слиткам золота на фоне мрачного лагерного пейзажа.
3 ведущий: Подобна героической симфонии картина « Поющие коммунисты». Юноши прикованы к столбу. Ноги их лижут языки огня. Но гордая и гневная песня пронзает небо. И она вдруг разрывается грозовыми разрядами, как бы предвозвещая возмездие и торжество свободы.
4 ведущий: Из рабочих лагерей постоянно устраивались побеги. Обычно они провоцировались предателями или самими эсэсовцами и были поводом для истребления сотен людей. Но, зная это, узники все равно решались на побег, надеясь, что кто-нибудь спасется, хоть кто-то расскажет миру об их доле… В картине « Побег» люди карабкаются по доскам, перекинутым через колючую проволоку и провода под током. Другие - падают, сраженные перекрестным огнем с дозорных вышек. Шаткую, разрушающуюся пирамиду тел беспощадно осветила вспышка прожектора. И, кажется, взметнулось ввысь голубоватое пламя, которое гаснет, как сама иллюзия спасения.
1 ведущий: В период наступления советской и союзных армий на территории Германии печи Бухенвальда работали на полную мощность. Они не справлялись с уничтожением убитых, умирающих. Трупы сжигались в специальных ямах, называемых на жаргоне палачей « летними театрами».
2 ведущий: Выхвачена светом из плотной тьмы группа узников. Мучительное напряжение на их изможденных, заострившихся лицах. Эти лица нельзя было написать с нынешних друзей или знакомых. Они возникли « оттуда», озаренные нестерпимо ярким светом надежды, исступленной жажды свободы. А маленькая рация посылает в эфир сигналы бедствия «SOS!» Затерянные в бурях II мировой войны, эти слабые позывные превратились в мощный гул « бухенвальдского набата».
Картины «Побег», «Канада», «Надсмотрщик», «Проклятье» убедительно достоверны.
3 ведущий: Картина - символ «Мадонна Биркенау». Здесь просветленно, реквиемно звучит образ. Над крестообразным силуэтом крематория парит мадонна, такая же торжествующе прекрасная, как в живописи итальянского Возрождения. Лишь дитя не лежит в ее руках, а тоже парит, улетая из мира зла. И багровое сияние в небе, подобно нимбу, напоминает о кругах того ада, мрачный образ которого не могла бы создать фантазия Данте. Через них прошла мадонна лагеря смерти Биркенау….Но идеал красоты, любви и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим. Он бессмертен.
4 идеал: На одном из 13 полотен этого цикла изображен исхудавший человек в короткой не по росту арестантской одежде. Красный треугольник на его груди означает - русский, политический. И рядом номер - 32815. Вот они цифры на сердце…. Но название серии многозначно. 11 млн. погибших из 18 млн. мучеников концлагерей.27 млн. жизней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Это новые бесчисленные, хотя никем не подсчитанные, жертвы реакционных, агрессивных, расистских, террорис-
тических движений. Вот цифры, которые тяжким грузом ложатся на сердце…
Учитель: Уважаемые ребята! Сейчас мы пойдем с вами смотреть выставку. Во время просмотра должна быть полная тишина. После просмотра вам необходимо написать о том, что вы поняли.
(Учащиеся смотрят иллюстрации при свечах под органную музыку. Это необходимо для восприятия.)
Размышления учащихся после посещения выставки.
« Раньше я хотел попасть на войну, узнать, что такое война. А сейчас не хочу. Мне стало страшно. Когда я читал об этом книгу, я воспринимал все не так. И в фильмах тоже не так. Посмотрев картины, я понял». (Бондаренко Антон ,4Г кл.)
«Не надо воевать. Надо жить. Хорошо, что мы победили. Если бы мы проиграли, меня бы сейчас не было, не было бы и этих строк». (Хафизов Игорь, 4Г кл.)
«Я поняла, что война - ужас, после просмотра картин. Никогда не надо забывать! Никогда! То, что мы живем, учимся, существуем, в конце концов, мы должны быть благодарны им». (Рубан Вероника, 7В кл.)
«Иногда я думаю, каким сильным должно быть человечество, если перенесло эту чуму? И почему в мире, который прошел через все это, заново рождается фашизм. Очень горько и больно, что люди равнодушны». (Недошивина Настя, 10А кл.)
«Ужас войны усилился в моем понимании. Страх того, что это может случиться со мной или еще с кем - либо когда - ни будь. Наверное, стоит чаще вспоминать и думать об этой войне всему человечеству и не забывать ее страшные последствия, и избежать ее повторения». (Истомина Маша, 11Б кл.)