- Учителю
- «Образование и культура в XVII в.».
«Образование и культура в XVII в.».
Предмет: «История Отечества» Класс: 8 Дата: 18. 12.14 Тема урока: «Образование и культура в XVII в.».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа с элементами работы с учебником и картинами. Цели урока: 1) обучающие - познакомить учащихся с наиболее характерными явлениями русской культуры XVII века;
2) развивающие - развивать познавательный интерес к истории отечества;
3) воспитательные - воспитывать чувство гордости за отечественную культуру, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Основные понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна. Оборудование урока: картины, учебник, атлас, контурные карты, настенная карта, книги. Продолжительность урока: 45 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся и учителя. Проверка наличия учащихся в классе. Повторения Д/З.
2. Проверка домашнего задания.
3.Подведение уч-ся к изучению новой темы.
4. Новый материал:
План изучения новой темы:
1. Образование
2. Литература. Новые жанры: биографическая повесть, автобиографическая повесть, сатирическая повесть.
3. Живопись. Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций. был УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ - (1625-26 - 1686). Новый жанр - парсуна (светский портрет
4. Первопроходцы. Рассказ учеников и учителя (присоединение и освоение Восточной Сибири).
5. Архитектура. Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций (стили: шатровое строительство, «нарышкинское барокко», «дивное узорочье»).
6. Театр
5. Закрепление материала: учащиеся отвечают на вопросы делаем выводы. Вывод: в 17 в. нужды экономического развития, борьба с расколом, расширение связей с зарубежными странами, освоение Восточной Сибири привели к росту грамотности населения, появлению первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, дальнейшему накоплению научных знаний, особенно в области географии страны. Русское искусство и литература все больше становятся светскими, т. е. обращенными к людям, а не к Богу.
6. Домашнее задание.
1.Учебник параграф 25. Читать, пересказывать.
2.Ответить на вопросы после параграфа.
Предмет: «История Отечества» Класс: 8 Дата: 18. 12.14 Тема урока: «Образование и культура в XVII в».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа с элементами работы с учебником и картинами. Цели урока: 1) обучающие - познакомить учащихся с наиболее характерными явлениями русской культуры XVII века;
2) развивающие - развивать познавательный интерес к истории отечества;
3) воспитательные - воспитывать чувство гордости за отечественную культуру, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Основные понятия: Славяно-греко-латинская академия, «Синопсис», первопроходцы, «дивное узорочье», «нарышкинское барокко», парсуна. Оборудование урока: картины, учебник, атлас, контурные карты, настенная карта, книги. Продолжительность урока: 45 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся и учителя. Проверка наличия учащихся в классе. Повторения Д/З.
2. Проверка домашнего задания.
3.Подведение уч-ся к изучению новой темы.
4. Новый материал:
План изучения новой темы:
1. Образование
- Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, в 17 веке активизируется процесс развития образования. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами.
Как вы думаете какое образование существовало в России в 17 веке? (домашнее, школы при монастырях).
Невозможность восполнить потребность в знающих людях приводила к притоку мастеров из-за границы (главным образом из Польши). Широко в дворянской среде использовалось обучение иностранным языкам (латынь и польский язык)
В России действовала система домашнего образования, но возникают и школы в качестве учителей приглашаются монахи из Польши.
- Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий.
Монах московского Заиконоспасского монастыря, богослов, просветитель. Родом из Полоцка, в Москву прибыл в 1664 г. Царь Алексей Михайлович назначил Симеона воспитателем своих старших детей - Федора и Софьи. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти. Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре. Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр Медведев. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1687. В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии. В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса - низший, средний и высший. Братья составили учебники по европейским образцам. Учениками академии были: В.Татищев, М.Ломоносов. В 1814 было преобразовано в Московскую Духовную Академию.
2. Литература. Новые жанры: биографическая повесть, автобиографическая повесть, сатирическая повесть.
В литературе XVII в. помимо церковной появились первые «светские» произведения, новые жанры, (Например, сатирический жанр - повесть «О Шемякином суде», повесть «О Фоме и Ереме», « О Ерше Ершовиче» в которых обличались феодальные порядки, высмеивались неспособные к труду дворянские дети). Главными источниками развития научных знаний, являются книги западноевропейских авторов: это в основном руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др. Из-за границы в Россию доставлялись технические новинки(подзорная труба, компас, бурение, башенные часы)
В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов 17 века - «Синопсис», ставшая самой популярной книгой.
Появляются новые направления в искусстве. В традиционных направлениях усиливается влияние светских элементов.
Из жития святых, начал формироваться новый жанр биографическая повесть ( например «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой- образ ничем не примечательной женщины - дворянки.) Большой популярностью пользовалась зарубежная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.
3. Живопись.
- Живописные произведения представлены в основном иконами, но можно заметить в ней усиливается стремление к портретности, реалистичности изображения. Во второй половине XVII в. художественным центром не только Москвы, но и всей страны становится Оружейная палата. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, писать иконы и миниатюры. При палате состоял целый цех «рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий.
Кроме того, Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Наиболее значительными из иконописцев Оружейной Палаты были Иосиф Владимиров, Яков Казанец, Федор Зубов. Возглавлял эту школу Симон Ушаков.
УШАКОВ СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ - (1625-26 - 1686) - знаменитый московский иконописец. Работал при царском дворе в качестве кормового иконописец. Возглавлял различные работы, квалифицировал иконописцев, принимал иконописцев в обучение. До настоящего времени сохранилось довольно много живописных произведений Симона Ушакова. Последнее из известных произведений икона « Тайная вечеря» датируется 1685 годом. Скончался Симон Ушаков 25 июня 1686 г. Погребен в Знаменском монастыре.
В его работах центральное место занимало изображение человеческого лица «Троица», «Спас Нерукотворный» и др. Новым стало возникновение и развитие портретной живописи (портрет Скопина-Шуйского). Новым явлением в живописи XVII в. стало появление парсуны (от латинского - личность, т.е. портрет реального лица). Именно в парсуне получили свое развитие реалистические тенденции в живописи.Жанр парсуны зародился на рубеже XVI-XVII вв. Но свое развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине XVII в. Известны портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в Государственном историческом музее. Там же хранится портрет юного царевича Петра.
4. Первопроходцы. Рассказ учеников и учителя (присоединение и освоение Восточной Сибири).
XVII стал веком великих русских географических открытий, которые внесли большей вклад в мировую науку. Середина и вторая половина XVII в были временем непрерывных экспедиций Русских первопроходцев на восток.
1628-1655. Петр Бекетов. Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.
Дежнёв Семён Васильевич предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 первым открыл пролив между Азией и Америкой.
1649-1653. Ерофей Хабаров
Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.
В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил "Чертеж по реке Амуру". Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).
1696-1697. Владимир Атласов1696-1697
Владимир Атласов
Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная - пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.
Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел практически весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире, а также удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя.
За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.
Архитектура. Беседа учителя с уч-ся с применением картин, иллюстраций (стили: шатровое строительство, «нарышкинское барокко», «дивное узорочье»).
- В архитектуре шёл постепенный отход от старых церковных канонов, стало проявляться стремление к внешней нарядности и стиль стали называть «дивное узорочье», в строительстве использовали изразцы, лепнину.
Изразцы- керамические плитки для облицовки стен, печей. Могут быть гладкими, рельефными покрытыми глазурью. С обратной в кладке. В России в 17 веке стороны имеют вид открытой коробки, для крепления были весьма популярны, особенно зеленые поливные (покрытые глазурью).
Лепнина- рельефные украшения на фасадах и интерьерах зданий
Так появляются новые здания:
-Теремной дворец Московского Кремля, каменные жилые покои построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Б. Огурцовым, А. Шарутиным и Л. Ушаковым, богато украшен многоцветными изразцами, красочными узорами, золоченой кровлей.
-Деревянный дворец в селе Коломенском, стал наиболее ярким примером деревянной дворцовой архитектуры, построенный в 1667-1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Спустя 100 лет после его постройки дворец был разобран "за ветхостью". Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех - для царевен.
-Казанский собор в Москве на Красной площади. Казанский собор, освященный в честь Божьей Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах.
Изменила свой облик, и архитектура многих церквей появляется СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ МОСКВЫ
Архитектурный стиль барокко (XVI-XVIII века)- вычурный и пышный, был призван прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Сложные изогнутые формы, подчеркнутые яркостью красок, обилие позолоты на фасадах, множество витых колонн, спиралей - характерные черты барокко.
Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Покровская церковь является признанным шедевром московского барокко
Церковь Ильи Пророка, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Скрипиных. После реконструкции Ярославля по плану 1778 года храм стал центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города.
Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи и составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников. С 1920 года храм открыт как музей.
Церковь «Троицы в Никитниках». Не далеко от Кремля в Никитниковом переулке расположен один из красивейших русских храмов - церковь Троицы в Никитниках.
Она построена в 1631-1634 годах на средства богатого купца Григория Никитникова родом из Ярославля. В ней находилась чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан. Во время моровой язвы она прославилась чудотворением.
-
6. Театр. Впервые театр в России появился в 1672 году и просуществовал до 1976 года. Царский театр принадлежал царю Алексею Михайловичу. Появление театра связанно с именем боярина Артамона Матвеева, он подал царю идею о создании русского театра по образцу западного.
Вывод: в 17 в. нужды экономического развития, борьба с расколом, расширение связей с зарубежными странами, освоение Восточной Сибири привели к росту грамотности населения, появлению первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, дальнейшему накоплению научных знаний, особенно в области географии страны. Русское искусство и литература все больше становятся светскими, т. е. обращенными к людям, а не к Богу.
5. Закрепление: уч-ся по записям в тетрадях повторяют пройденное на уроке. 6. Домашнее задание.
1.Учебник параграф 25. Читать, пересказывать.
2.Ответить на вопросы после параграфа.
5.Закрепление, вывод и подведение итогов урока. 5мин.
3.Подготовиться к проверочной работе. 4.Нанести на карту маршруты путешествий первопроходцев.
5. Составить кроссворд по теме «Русская культура XVII в.»
Тетради, дневники.
В средневековой России духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви. Все элементы культуры- образование, живопись, литература, зодчество. Были пронизаны христианскими образами и идеями.
- Однако в 17 веке получает развитее процесс обмирщение культуры.
Обмирщение- это усиление светских начал в культуре.
Элементы обмирщения в русской культуре 17 века появляются при контакте с западноевропейской культурой. Так
- Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.
- Пережил реконструкцию и Московский Кремль. Возведен в 1491году архитектором Пьетро Антонио Солари. Его строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля.
В 1624-1625 годах русский архитектор Б. Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх с часами, заканчивающийся каменным шатром. Нижняя часть была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Башня стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля.
. Великолепие главной площади отразилось в её названии «красной».
Новым стало открытие 1672 году первого в России театра при дворе царя Алексея Михайловича.