7


  • Учителю
  • Открытый урок по истории в 10 классе 'Золотой век русской культуры'

Открытый урок по истории в 10 классе 'Золотой век русской культуры'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема урока: Художественная культура России в первой половине XIX в. Золотой век русской культуры.Цель урока: Выявить общие закономерности и особенности развития культурыв первой половине XIX в. Задачи урока:Образовательные:показать исторические особенности развития золо
предварительный просмотр материала

Тема урока: Художественная культура России в первой половине XIX в. Золотой век русской культуры.


Цель урока:

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры

в первой половине XIX в.

Задачи урока:

Образовательные: показать исторические особенности развития золотого века русской культуры; показать вклад живописи, архитектуры в мировую культуру; показать значение русской литературы первой половины XIX в.; познакомить с основными памятниками русской культуры.

Развивающие: развивать познавательные способности, внимание, вообра­жение, память; умения анализировать произведения искусства и литературы; продолжать развивать умения работать с текстом учебника.

Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, воспитывать уважение к людям творческого труда.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, видеоролики, картины

Тип урока: урок - воображаемая экскурсия

Эпиграф: Жизнь коротка, искусство вечно.

Густав Моро

Ход урока.

План урока:

I . Введение в тему.

II. Изучение нового материала:

  1. Особенности развития русской культуры в первой половине 19 в.

  2. Архитектура и скульптура первой половины XIX века.

  3. Живопись.

  4. Музыка.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Проблемное задание:

Почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культуры?

Ход урока

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. В это время происходит стремительный взлет в культурном развитии России. Это время называют Золотым веком русской культуры. Два крупных события первой половины XIX века: Отечественная война 1812г., восстание декабристов 1825 г., повлияли на развитие русской культуры. У писателей и поэтов, ху­дожников в своих произведениях появился интерес к истории Отечества.

Сегодня мы поговорим о вкладе живописи, архитектуры в мировую культуру, познакомимся с основными памятниками русской культуры; выясним, почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культу­ры.

2. Архитектура и Скульптура.

Конец 18 - начало 19 века - это эпоха классицизма в русском зодчестве. Она оставила яркий след в архитектурном облике Петербурга и Москвы.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.

Начало 19 века было временем быстрой застройки двух столиц - Петербурга и Москвы.

Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Архитектор - Андреян Дмитриевич Захаров

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделенных водным каналом, по которому в верфь заходили корабли. Главный фасад Адмиралтейства имеет протяженность более четырехсот метров. В центре здания находится башня, над которой возвышается купол и золотая «адмиралтейская игла». Здание украшено скульптурами и рельефами.

Андрей Никифорович Воронихин - сын крепостного крестьянина.

Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с возведением в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. За образец был взят собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. В Казанский собор был перенесён прах М.И. Кутузова.

Видеоролик Казанский собор

Огюст Монферран

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге - самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. Собор заложен в честь Петра I и назван по имени святого Исаакия Далматского, день которого совпадает с датой рождения императора.


Видеоролик Исаакиевский собор (внутренний вид)

По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами.

Колонна упоминается и в стихотворении А.С.Пушкина:

Видеоряд Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Мечта Карла Ивановича Росси сделать Петербург - произведением искусства. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, Дворцовая площадь.


Вывод: Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси - это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

Московский Классицизм

А теперь перенесёмся в Москву.

(слайд) Красная площадь после реконструкции после пожара 1812 г.

После пожара 1812 года здесь были построены такие выдающиеся по красоте здания театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота. Главный архитектор комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812 года. Бове Осип Иванович

Иван Петрович Мартос

На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптор Иван Петрович Мартос облачил своих героев в одежды античных героев. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой - победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского.

Ребята, вспомните, за какие заслуги перед Отечеством был поставлен памятник этим героям? (Освобождение Москвы от интервентов в 1612 году, в честь чего мы 4 ноября и празднуем День национального единства).

Константин Андреевич Тон

В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство этого храма, задуманного в память избавления России от нашествия Наполеона, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма состоялось в 1883г. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы.


Видеоролик Большой Кремлевский дворец


РК. Это церковь Николая Чудотворца в селе Орловка - образец русского классицизма, построена в 1835 году на средства дворянина Алексея Писарева и его супруги. В настоящее время, усилиями земляков Яковлевым, Панфиловой, Зубковой, Попковым, Российским фондом культуры, местными жителями она восстановлена и здесь ведутся богослужения.

Живопись.

Классицизм в живописи получил название академизма.

Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов был потомственным художником.

Нам представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал ее в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур - волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками.


Видеоряд Брюллов

В каком жанре написаны эти картины?

Художник был блестящим автором парадного портрета

Александр Андреевич Иванов

Александр Андреевич Иванов родился в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме.


Видеоряд Художник Иванов

За картину «Явление Христа Марии Магдалине» Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал 20 лет

Два замечательных портретиста того времени, Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет Пушкина работы Кипренского, мы видим, что художник изобразил его торжественно, в ореоле поэтической славы. Пушкин, взглянув на портрет, сказал художнику: " Ты мне льстишь, Орест".

На портрете Тропинина мы видим другого Пушкина. Здесь он по - домашнему обаятелен, спокоен, нет особой торжественности и помпезности.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова. Он, еще во время армейской службы писал озорные зарисовки. Обратите внимание на две наиболее знакомые нам картины. Здесь мы видим критическую позицию автора по отношению к действительности. Художник высмеивает пороки общества.

Представленная картина называется «Сватовство майора». Ее написал художник Павел Андреевич Федотов. На картине изображена сцена появления жениха-офицера в купеческом доме. Купец, видимо, рад породниться с дворянством, смущенная же невеста пытается убежать. Майор находится в соседней комнате и виден только зрителям. Он стоит в бравой позе, подкручивая усы. Можно предположить, что женитьбой на дочери богатого купца майор хочет поправить пошатнувшееся из-за карточных проигрышей материальное положение.

Алексей Гаврилович Венецианов одним из первых стал писать портреты крестьян. Но в его картинах продолжает чувствоваться влияние классицизма. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника.

Итог: Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Свои двери открыл Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Видеоролик Экскурсии по Эрмитажу

4. Музыка.

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке.

Проект (презентация) Михаил Иванович Глинка

Даргомыжский Александр Сергеевич - последователь М.И. Глинки. Наиболее известна его опера «Русалка».

Родился в с. Троицкое, Белёвского района Тульской области

Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского - старейшее учебное заведение, отметившее недавно свой столетний юбилей. Основанное в 1908 году.

Александр Александрович Алябьев.

Вся первая половина 19 века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.А. Алябьева.

Звучит романс «Соловей»

5. Обсуждение проблемного задания

Почему первую половину XIX века называют «Золотым веком» русской культуры?

Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры

Задание: написать отзыв об экскурсии.


Задание на дом: написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение русской культуры первой половины Х1Х века».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал