- Учителю
- Доклад на цикловой комиссии
Доклад на цикловой комиссии
Учебные задачи по истории культуры России.
Доклад.
Культура народа России является частью его истории. Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. В современной науке существует множество её толкований. Иногда они даже противоречат друг другу.
Но как бы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает образование умственное и нравственное. Огромную роль в этом направлении играют учебные задачи по истории культуры нашей Родины.
Основными задачами при решении этих задач являются следующие:
-
Способствовать познанию специфических особенностей и основных этапов культурно-исторического развития России.
-
Способствовать осознанию студентами многогранности и богатства отечественной культуры.
-
Способствовать развитию у студентов исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе.
-
Развивать предметные компетенции студентов в самостоятельной работе с историческими источниками и учебными сайтами Интернета.
-
Формировать уважительное отношение к традициям, историческому прошлому своего народа.
Во время проведения учебных занятий могут быть использованы различные виды парной групповой и индивидуальной работы. Оптимальным является использование активных и интерактивных методов обучения при решении учебных задач по истории. Поистине прав художник В.М.Васнецов, который отмечал: «Плох тот народ, который не помнит и не знает своей истории, культуры своего народа…»
Наиболее эффективными формами ведения занятий при решении учебных задач являются: семинар, дискуссия, «круглый стол», защита проектов.
Ресурсным материалом при подготовке решения задач могут быть:
-
Фонд библиотеки;
-
Исторические справочники и хрестоматии;
-
Художественные фильмы;
-
Тематические передачи;
-
Альбомы художников;
-
Компьютерные программы;
-
Интернет-ресурсы.
Чтобы успешно решить учебные задачи по истории культуры России, студентам необходимо проделать огромную работу:
-
Проанализировать документы;
-
Сделать устные сообщения или реферат;
-
Написать мини-сочинение;
-
Конспектировать лекции;
-
Участие в экскурсии.
Социально-исторические условия формирования и система ценностей русской культуры - многогранны и интересны.
Чтобы успешно решать задачи, студентам необходимо в комплексе познать русскую архитектуру от Киевской Руси до современности, изобразительное искусство ( монументальную живопись, интерьер храмов, фресковые росписи, иконопись) от великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублёва до великих русских художников (А.Венецианова, В.Перова, И.Айвазовского, В.Васнецова…).
Немаловажную роль в познании русской культуры сыграли и великие имена:
-
К.Растрелли;
-
В.Баженова;
-
И.Е.Репина;
-
В.А.Серова;
-
Н.Рериха;
-
К.Малевича.
Интересны и увлекательны задачи, они уводят подростков в мир настоящей культуры нашей Родины.
Задача №1. «Живописец Главного морского штаба» (это звание ему было присвоено в 1844 году), он запечатлел эпизоды
Севастопольской обороны, морских сражений на Чёрном и Балтийском морях, битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои.
«Каждая победа наших войск на суше или на море,- писал художник ,- радует меня, как русского в душе, даёт мысль, как художнику, изобразить её на полотне…»
О каком художнике идёт речь? (И.К.Айвазовский).
Задача №2. Идея вневременности передаётся на иконе спокойствием ликов, одухотворённостью взглядов, плавностью круговых форм (круг как символ вечности). Мотив круга всё время ощущается как лейтмотив всей композиции. Он звучит и в склонённой фигуре первого ангела, и в очертаниях горы и дерева, и в наклоне головы среднего ангела, и в придвинутых одно к другому подножиях…
О каком произведении идёт речь? Расскажите о его авторе. («Троица» Андрея Рублёва).
Задача №3. Этот храм был построен в Москве на Красной площади в 1560 году в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Возводили храм два архитектора - Барма и Постник. Строили же по плану, утверждённому Иваном Грозным. Современники воспринимали символику храма как образ небесного града Иерусалима. Собор служил не только местом моления москвичей, но и символом русской столицы - «Третьего Рима». Именно сюда накануне Страстной недели двигалась процессия, напоминая о последнем въезде Иисуса Христа в столицу Иудеи.
Назовите этот шедевр русской архитектуры. (Храм Василия Блаженного).
Задача №4. В 1892 году в Московскую Городскую Думу поступило заявление, в котором заявитель сообщал: « Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, процветанию искусства в России, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». Этот меценат передал родному городу 1287 полотен, 518 рисунков, 19 скульптур русских и несколько десятков произведений иностранных, принадлежавших ему и его покойному брату. Дар братьев был оценён почти в полтора миллиона рублей, но в действительности он бесценен.
Назовите этот музей. (Третьяковская галерея).
Задача №5. Это - одно из лучших исторических полотен мастера. Ни к одной картине художник не сделал так много этюдов, как к этой. Он писал не только лица, но и мельчайшие детали: шапки, пальцы рук, крест, чашу с монетами, посох, обнажённую ногу юродивого. Причём старался делать этюды в условиях, близких к реально изображённым на картине. Увиденного на толкучке торговца огурцами, послужившего прототипом для босоногого юродивого, художник заставил позировать прямо на снегу в одной холщовой рубахе, угостив его водкой, чтобы не замёрз. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял»,- шутил художник.
Но всё было «завязано» на главном герое. Долго не давалось художнику её лицо. Терялось в толпе. Наконец, случайно, на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве, он повстречал нужный типаж - немолодую богомольную женщину. «Я с неё писал этюд в садике, в два часа. И как вставил её в картину - она всех победила»,- вспоминал художник.
Назовите картину, о которой идёт речь. Кто её автор? ( Суриков. «Боярыня Морозова».)
Задача №6. Важная деталь русского наряда - пояс. Пояс в древности носили не только для красоты. Он выполнял и полезные функции: поддерживал одежду, придавал фигуре стройность, к нему можно было привязать кошелёк - калиту, чернильницу, заложить плеть, нож, ложку. Разновидность пояса - кушак, его заимствовали с Востока. Кушаком подпоясывали кафтаны, шубы.
Каково было отношение к человеку, лишившемуся по какой-то причине пояса? (Лишить человека пояса значило опозорить его. Про того, кто несдержанно себя ведёт, распускается, по сей день говорят - «распоясался».
Задача №7. Общественным центром средневекового города считалась торговая площадь. В Москве она долгое время так и называлась - Торг - и находилась у кремлёвских стен. В Средние века площадь была занята многочисленными лавками - чуть ли не 40 тысяч. В 17 веке число торговых рядов на Московском Торгу превышал 120.
Хлебные изделия можно было купить в Хлебном, Калачном, Пирожном, Пряничном рядах; мясные изделия - в Ветчинном, Сальном, Мясном рядах; рыбные - в Посольном, Живом, Свежем рядах; овощи - в Капустном, Луковичном, Чесночном, Огуречном, Яблочном, Дынном рядах; одежду - в Кафтанном, Шубном, Шапочном рядах. Имелся даже особый, Ветошный ряд, где продавали старьё. Существовали также ряды Иконный, Свечный, Зеркальный, Фонарный, Книжный и другие. Всех поражало обилие и разнообразие товаров на Московском Торгу. В 17 веке площадь приобрела то название, которое сохранилось и до наших дней.
Как она называлась и почему? (Красная площадь, что означало «красивая»).
Задача №8. В древности к ним как к предмету поклонения относились с большим уважением. Выражение «купить» по отношению к ним считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости их уничтожать, но разрешалось закапывать в землю или пускать по воде. Если они погибали во время пожара, не говорили, что они сгорели - они «выбыли». В старину ими украшали дома и развилки дорог, храмы и ворота при въезде в город, вывешивали у колодцев. В настоящее время их рассматривают и как произведения искусства.
О чём идёт речь? (Об иконе. В переводе на русский означает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли - «образа»).
Задача №9. Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами для отправки в Германию, но враги не смогли вывезти его из города: помешало наступление советских войск. За время оккупации Новгорода из 2532 домов было разрушено 2508. Город лежал в руинах. Он просматривался насквозь. Солдаты 221-й стрелковой дивизии, освобождавшей Новгород, больше всего удивились тому, что они увидели в кремле. В центре его торчал наполовину демонтированный памятник, верхняя часть шара-державы была снесена, словно напоминала о наполовину захваченной врагом России, а вокруг, точно воины, павшие на поле боя, валялись полузасыпанные снегом статуи. Дмитрий Донской грозил поднятым мечом, Владимир осенял крестом, Михаил Романов возносил молитву, Пётр Первый грозно смотрел в низкое зимнее небо. Это было настолько страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам стало не по себе. Все поняли драматическую символику этого зрелища. Оставлять в таком виде памятник значило оставлять поруганной Россию.
Восстанавливали памятник 8 рабочих во главе с новгородским реставратором Чернышовым ещё в военное время. В лютую стужу, под порывами ветра, без инструментов…
Как называется этот памятник в Новгороде? ( «Тысячелетие Руси»).
Задача №10. В поэме «Зодчие» Дмитрий Кедрин писал:
Как побил государь Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё приходить мастерам.
И велел благодетель, - гласит летописца сказанье,-
В память оной победы да выстроят каменный храм!
О каком Храме говорит Дмитрий Кедрин? ( Храм Василия Блаженного в Москве).
Задача №11. О какой любимой игре Ивана Грозного идёт речь в отрывке?
В прихожей комнате соседней,
Как и обычно по утрам,
Ждал патриарх, чтобы к обедне,
Идти с царём в Господень храм.
Тому ж и дела было мало,
Что на молитву стать пора:
Зело кормильца занимала
Сия персидская игра!
(Игра в шахматы).
Задача №12. Новорождённых мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек - розовые.
Откуда пошёл этот обычай? (Учреждённые для новорождённых детей царской фамилии ордена Святого Андрея Первозванного и Святой Анны имели ленты соответственно голубого и розового цвета).
Задача №13.
Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Именно эти изделия составляли главное богатство казны. Предметы из царской казны постоянно использовались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах. Их дарили иностранным монархам и послам, отличившимся боярам и дворянам. Особенно удивляет количество золота и драгоценных камней.
Назовите источники драгоценных металлов и камней, которыми пользовались русские цари при пополнении своей коллекции.
Ответ: До XVIII века в России не добывали золото. Главным источником драгоценных металлов были иностранные золотые и серебряные монеты - английские, немецкие, арабские, попавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока - из Персии, Китая, Индии, Ирана.
Таким образом, учебные задачи по истории культуры России позволяют разнообразить изучаемый материал, знакомить студентов с новыми, подчас малоизвестными фактами, расширять их общекультурный кругозор и стимулировать из познавательную активность.
Литература.
-
Н.И.Чеботарёва. Н.И.Григорьева. Элективные курсы по истории России для профильного обучения в 10-11 классах. М., «Глобус», 2007г.
-
М.Н.Чернова. Великий Новгород на уроке истории. Вып. 31 библиотечки «Первое сентября», М., 2010г.
-
Н. Дорожкина. Познавательные игры по Отечественной истории. Вып. 16 библиотечки «Первое сентября», М., 2007г.
Министерство образования Администрации Волгоградской области
ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»
Учебные задачи по истории культуры России.
Доклад.
Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории высшей категории.
Елань 2013г.