- Учителю
- Исследовательская работа 'Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О. Норзунова'
Исследовательская работа 'Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О. Норзунова'
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лаганская средняя общеобразовательная школа №4 им.Джамбинова З.Э.»
Республика Калмыкия, 359 221, г. Лагань, ул. Пришкольная, 3 «а»
тел. 8 (84733) 9-41-04
Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О.Норзунова
Работу выполнил:
ученик 10 класса
Сарангов Аюш Валерьевич
Руководитель:
Контемирова Анфиса Павловна
г.Лагань, 2015
Аннотация
Актуальность данного исследования заключаются в том, что ни в школе, ни в районе подробной информации о нашем земляке нет. Работа имеет музейную ценность.
Цель: изучить жизненный путь О.М.Норзунова, его роль в открытии Тибета.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, сбор данных) и теоретические (изучение и анализирование литературы, сравнение и обобщение полученной информации).
Продукт исследования:
-
создание статьи «Тибетская миссия разведчика О.М. Норзунова» в школьной газете «Школьный калейдоскоп»;
-
создание мультимедийной презентации «Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О.Норзунова»;
-
создание брошюры «Три поездки в Лхасу О.Норзунова».
Содержание:
-
Введение................................................................................................................................3
-
Тибет - секретная цитадель Далай-ламы.............................................................................5
-
Овша Мучкинович Норзунов (1874-?)................................................................................7
-
Тибетская миссия разведчика Норзунова …......................................................................8
-
Как спасли журнал «National Geographic»........................................................................10
-
Серпантинная дорога жизни О.Норзунова.......................................................................11
-
Калмыки, посетившие Тибет...............................................................................................11
-
Заключение...........................................................................................................................12
-
Список литературы..............................................................................................................13
-
Приложения..........................................................................................................................14
Введение
«Окутанная тайной Лхаса,
расположенная на Крыше мира и впитавшая в себя поэзию веков,
секретная цитадель «бессмертного» Далай-ламы,
вновь и вновь притягивает к себе самых
отважных и дерзких путешественников и авантюристов,
призывая коснуться ее закрытых ворот»
Уодделл
Тибет... Красота Тибета, его городов, храмов, озер и гор потрясает любое воображение, не оставляет неравнодушным никого. Но приехать сюда и любоваться этими красотами мир получил возможность совсем недавно. Мало того, что страна эта расположена в самой труднодоступной части света, так еще и долгие годы она была закрыта для иностранцев. Весь XIX век и половину ХХ века здесь полыхали войны, что делало путешествия в принципе невозможными. И вот в 1984 году китайское правительство открыло Тибет для иностранцев, которые стали добираться сюда сначала на поезде из Пекина в Синин (провинция Цинхай), затем две недели надо было ехать по серпантину горной дороги, любуясь по пути пейзажами горного Тибета.
Совсем недавно мне попалась на глаза статья «Лучший фотограф-разведчик МИДа», на сайте информационного агентства «Бумбин Орн». Первые строки статьи дались мне с трудом, но как только в тексте я встретил имя Овше Норзунова, где рассказывалось о его подвиге и заслугах, ловкости и смекалки, о его невероятном приключении, стал читать не прерываясь. Закончив читать, я для себя решил провести исследование об интереснейшем приключении в страну «небожителей» и духовной гармонии, молодого и отважного путешественника, нашего земляка - Овше Норзунове,
Задачи:
-
изучение биографического материала о деятельности Овше Норзунова;
-
поиск и анализ информации из сети Интернет и научно-публицистической литературы по данной теме.
-
создание статьи «Тибетская миссия разведчика О.М.Норзунова» в школьной газете «Школьный калейдоскоп»;
-
создание брошюры «Три поездки в Лхасу О.Норзунова» и мультимедийной презентации «Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О.Норзунова»;
-
обосновать роль О.М.Норзунова в открытии Тибета.
Предмет исследования: история открытия Тибета.
Объект исследования: жизнь и деятельность О.М.Норзунова.
Гипотеза: «Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений». (В.Н.Алексеев)
Мне, учащемуся нашей школы стало интересно, а знают ли школьники, кто такой Овша Мучкинович Норзунов, какую роль он сыграл в изучении Тибета. Я решил провести социологический опрос (Приложение 1.), где учащимся было предложено ответить на три вопроса:
-
Знаете ли вы, что первые фотографии Тибета сделал наш земляк О.Норзунов?
-
Знаете ли вы, когда произошло это событие?
-
Что вы знаете об этом человеке?
В социологическом опросе приняли участие учащиеся 8, 9, 10 классов- 91 учащихся нашей школы. В результате социологического опроса выяснилось, что:
21% учащихся знают о том, что первые фотографии Тибета сделал О.Норзунов;
38% учащихся знают, когда произошло это событие;
Самые интересные и неожиданные ответы были даны на третий вопрос, оказывается 63% учащихся ничего не знают о О.М.Норзунове.
Результаты социологического опроса показали, что учащимся нашей школы необходимо рассказать о таком необыкновенном человеке, смелом разведчике, энтузиасте и талантливом путешественнике Овше Норзунове.
Тибет - секретная цитадель Далай-ламы
Открытие Тибета, исследование его географии, истории, религии, письменной традиции- это особая страница в изучении Азии европейской наукой. (Приложение 2.) Труднопроходимые горы; обширные территории, часто с немногочисленным населением, а местами и вовсе лишенные такового; тяжелый климат с резкими перепадами температур и влажности; высота, плохо переносимая привычными к равнине людьми, и, самое главное, нежелание властей Тибета допускать в свои пределы иностранцев сделали систематическое изучение Тибета практически невозможным, а всякие попытки этого- героическими предприятиями, полными приключений, побед и крушений, драм и даже трагедий. Иностранцам под страхом смерти был запрещен въезд в Тибет Фотографическая съемка также каралась смертной казнью.
Однако недоступное всегда манило человека. Чем труднее было проникнуть в Тибет, тем настойчивее становились попытки европейцев преодолеть препятствия, возводимые природой и политикой. Цели у всех были разные. Католических и протестантских миссионеров вели туда сначала желание обнаружить на Востоке христиан, в существование которых они твердо верили, а затем идея проповеди христианства среди «диких» народов Азии. Торговцев влекла прибыль. Стратегическое расположение Тибета «в сердце Азии» сталкивало здесь интересы его соседей- Китая, Индии, Персии, а позднее и европейских держав- России и Англии, а это значит - туда шли военные разведчики. Очарованные буддийской религией стремились увидеть святыни Тибета. Путешественников-романтиков привлекала возможность побывать в труднодоступных районах. Ученые- географы, этнографы, историки, биологи - ставили перед собой исследовательские задачи. При этом осознанно служили науке лишь они, но материалы, оставленные всеми теми, кто описывал свои путешествия по Тибету, внесли весьма значительный вклад в науку об этой стране.
В конце XIX - начале XX века Тибет в англо-русско-китайских отношениях фигурировал как один из важных пунктов противоречий. Ситуация осложнялась активизацией японского милитаризма. К этому времени Тибет был закрыт правительством Китая и тибетскими властями для въезда иностранцев. Смелые попытки пробраться в Центральный Тибет таких крупнейших путешественников, как русский Н. Пржевальский, американец В. Рокхиль, француз Г. Бовало, швед С. Гедин и другие, терпели неудачи, а известный французский путешественник Дютрейль де Рэнс в 1893 году поплатился за это жизнью. Однако пекинские и лхасские власти сделали одно исключение в пользу уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм, которые могли быть допущены в Лхасу. Этим исключением воспользовались, прежде всего, английские колониальные власти в Индии, которые стали направлять в Тибет специально обученных агентов, таких как Ниан Синг, Кишен Синг и других.
Конец XIX - начало XX в. - время многочисленных экспедиций по Тибету. Хотя имен исследователей не так много все их привести здесь невозможно. Вот лишь некоторые: немцы братья Шлагинтвейт, венгерский граф Стрэчи, англичане Т.Купер, А.Кэри, американский дипломат В.Рокхилл, француз Г.Бонвало, Н.М. Прежвальский и многие другие. Но одного из них нельзя не отметить особо. Это молодой российский путешественник - калмык Овше Норзунов.
Овша Мучкинович Норзунов (1874-?)
Овша Мучкинович Норзунов (род. В 1874) (Приложение 3.), зайсанг из Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, впервые совершил свою разведывательную миссию в 1898-1899 годах, когда предпринял путешествие в Тибет через Ургу по заданию Русского географического общества. Молодой российский путешественник -калмык Овше Норузнов- под видом буддийского паломника проник в центральный Тибет и, рискуя быть обнаруженным, сделал ряд фотографий. Он был первым, кто смог сфотографировать Лхасу, столицу Тибета (45 фотографий), в том числе резиденцию Далай-ламы XIII в тогда еще запретной и таинственной стране. Восемь снимков были использованы в качестве приложения к статье Г. Цыбикова "Лхаса и главнейшие монастыри Тибета в фотографиях", опубликованной в 1903 году, некоторые фотографии тогда же были перепечатаны и зарубежными изданиями.
Кроме того, французский журналист Дэникер взял у зайсанга интервью и написал статью "Три поездки в Лхасу калмыцкого паломника О. Норзунова". Заинтересовался им один из английских журналистов, который в том же году опубликовал описание его путешествия, сопроводив текст девятью снимками.
Фотографии Лхасы, (Приложение 4.) сделанные О. Норзуновым, были экспонированы на первой буддийской выставке в Эрмитаже в 1919 году. По этому поводу известный русский востоковед и буддолог С. Ольденбург писал: "Для нас, русских, любопытно отметить, что первые фотографии Лхасы, когда-либо снятые, были сделаны русским калмыком О. Норзуновым".
Тибетская миссия разведчика Норзунова
Весной 1898 г. С.-Петербург посетил посланец XIII Далай-ламы, бурят по происхождению и российский подданный Агван Доржиев. Целью его приезда было политическое зондирование - выяснить, могла бы Россия выступить в роли державы-покровителя Тибета, чтобы не допустить захвата последнего Великобританией с территории Британской Индии, который в то время казался неизбежным. Приезд Доржиева в Петербург дал толчок русским экспедициям, нацеленным непосредственно на достижение Центрального Тибета и Лхасы. В 1898 г. к снаряжению такой экспедиции приступил один из спутников и учеников Пржевальского П.К. Козлов. Географическим обществом с помощью Доржиева были заготовлены подарки для Далай-ламы и членов его правительства, поскольку существовала уверенность, что Козлов со своим отрядом непременно пройдет в Лхасу.
Козлову, однако, не удалось пройти в Лхасу - его экспедиция была остановлена тибетцами возле границы далай-ламских владений в Восточном Тибете в октябре 1900 г.
К этому времени в Лхасе уже удалось побывать под видом буддиста-паломника калмыку Овше Мучкиновичу Норзунову (1874-?). Выполняя поручение А. Доржиева - доставить Далай-ламе письмо о ходе его переговоров в Петербурге и подарки - Норзунов совершил поездку в Тибет, опять-таки через Ургу, в 1898 - 99 гг. По его возвращении в Петербург в сентябре 1899 г. Доржиев решил вновь использовать калмыка в качестве связного с Лхасой. В то же время Норзуновым определенно заинтересовалось и Географическое Общество, которому он передал записки о своем путешествии. В начале 1900 г. Норзунов получил от Общества ручной фотоаппарат «Self-Worker» парижской фирмы Пипон (Pipon) с объективами- анастигматами Герца (серия III, № 00) и значительное количество французских пластинок - знаменитой фирмы братьев Люмьер. Было взято и некоторое количество материалов для проявления и закрепления негативов на месте. Фотографическое снаряжение завершалось маленькой светонепроницаемой палаточкой из черной материи с складным красным фонарем, при свете которого заряжались и разряжались кассеты и магазины и упаковывались экспонированные пластинки»- камера Варнерке с роликовой кассетой (Приложение 5.)
Но на этот раз путь Норзунова в Тибет лежал не через Монголию, а через Европу (Францию), где ранее побывавший Доржиев заказал парижским мастерам-литейщикам изготовить несколько сот металлических чашек для лхасских монастырей. Норзунов должен был доставить эти чашки в Лхасу и встретиться там с Доржиевым, который также собирался в Тибет.
О. Норзунов прибыл из Марселя в Калькутту на французском пароходе «Дюплекс» 6 марта 1900 г. Почти сразу же он попал под подозрение калькуттской полиции как русский шпион. После многомесячного разбирательства, учиненного англо-индийскими властями, - в течение всего этого времени Норзунов проживал в монастыре Гхум под Даржилингом и был обязан регулярно появляться в местном полицейском участке - калмык был выслан из Индии в Россию осенью того же года. Все, что ему удалось за время путешествия, это сфотографировать живописные окрестности Даржилинга.
В самом конце 1900 г. Норзунов в третий раз отправился в Тибет - на этот раз вместе с Доржиевым и шестью другими спутниками.(Приложение 6.) Путешествие до Лхасы они совершили более безопасным маршрутом - по караванной «Северной дороге», через Монголию и Западный Китай. В Лхасу Норзунов прибыл 28 февраля 1901 г. и находился там около месяца. Именно в этот короткий период он и сделал свои знаменитые снимки Лхасы. Обратно в Россию он добирался вместе с Доржиевым в составе его «чрезвычайного тибетского посольства» к русскому двору - для подписания русско-тибетского договора.
Свое пребывание в Лхасе и обратный путь, проходивший через Непал, Индию и Цейлон, Норзунов подробно описал в очерке, опубликованном позднее Дж. Деникером. В нем путешественник отмечал, что фотографирование в Лхасе было сопряжено с большими трудностями и риском: ему постоянно приходилось прятаться и скрывать от окружающих свою камеру, поскольку в Тибете «было запрещено, даже буддистам, улавливать образы людей в маленький черный ящик, чтобы затем увезти их на Запад». Особые меры предосторожности Норзунову пришлось проявить при переходе непало-индийской границы: «я поместил фотографические пластинки в маленький ящик, который я обшил снаружи материей и закрепил с помощью веревки на поясе под одеждой. Остальные фотографии я спрятал в сосуде с поджаренной тибетской мукой. Что касается моего русского паспорта, то я положил его под стельку в один из башмаков». Таким способом Норзунову удалось обмануть чрезвычайную бдительность английских таможенных чиновников.
Впереди у путешественника была жизнь, полная приключений и достижений, с загадочным концом, но эти фотографии стали, пожалуй, главным, что в ней было.
Как спасли журнал «National Geographic»
Пять лет спустя эти кадры пылились в архивах. В 1905 году малоизвестный американский научный журнал «National Geographic» (Приложение7.), основанный в октябре 1888 года, через 9 месяцев после создания Национального географического общества и находившийся на грани банкротства, решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Денег на серьезные статьи не было, поэтому он взял безвозмездно предоставленные Норзуновым тибетские фотографии и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. В журнале были опубликованы 11 фотографий с видами Лхасы. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти фотографии спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль. С этого момента началась всемирная слава «National Geographic».
Серпантинная дорога жизни О.Норзунова
В 1901 году О. Норзунов был награжден большой серебряной медалью по определению Императорского русского географического общества. В следующий раз он проник в Тибет в 1905 году в качестве личного секретаря известного бурятского ламы Агвана Доржиева, с которым он тесно сотрудничал впоследствии, в частности, при постройке буддийского храма в Петербурге. После революции судьба бывшего разведчика сложилась также трагично, как и у большинства дворян Калмыцких степей. Летом 1926 года Больше-Дербетовская улусная комиссия постановила конфисковать имущество и выселить за пределы коренных аймаков Больше-Дербетовского улуса восемь наиболее крупных и влиятельных зайсангов. В том числе выселили Овше Норзунова, хотя и не имеющего никакого ценного имущества, но характеризующегося как "наиболее вредный и опасный элемент" - за пределы Калмыкии. Для наглядности можно привести характеристику социальной "физиономии" выселяемого, данную улусной комиссией: Овше Мучкинович Норзунов - бывший зайсанг и землевладелец (до революции - 200 десятин земли), бывший царский чиновник по делам Тибета при Министерстве иностранных дел. Являясь в настоящее время членом ревизионной комиссии Областного духовного совета и активным главой верующих калмыков, использует религиозный фанатизм темной массы во вред Советской власти. Известно также, что он все же был выслан в 1929 году в город Камышин Нижневолжского края, откуда сбежал. Далее сведений о нем не сохранилось.
Калмыки, посетившие Тибет.
Несмотря на такую непростую внешнеполитическую обстановку, калмыки в качестве паломников и под их видом не раз посещали Тибет. В 1891-1894 годах Тибет посетил Бааза-багши (мирское имя Бадма Менкеджуев (1846-1903). В 1898-1900 и 1902-1903 годах - багша Пурдаш-Очир Джунгруев, в 1904-1905 годах капитан Наран Уланов и багша Дамбо Ульянов.
Заключение
В заключении нашей работы надо отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана полностью. Исследование литературного и информационного материала с целью знакомства с ранее неизвестными фактами биографии О.М.Норзунова позволяют сделать вывод о верности гипотезы, о выдающейся роли Овше Мучкиновича Норзунова в истории изучения Тибета. Норзунов первым приоткрыл нам завесу тайны этой загадочной страны. Этот человек сумел поведать нам, своим потомкам тайны и красоты Тибета.
О почитании истории и уважении к памяти людей, живущих до нас, сказал замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков: «Вы не великие герои, не громкие личности, в тиши и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили; но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь поучительна для нас, как мы и наша жизнь в свою очередь будем любопытны и поучительны для потомков».
Публикация и апробация работы.
Мультимедийная презентация «Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О.Норзунова» и брошюра «Три поездки в Лхасу О.Норзунова» готовы к использованию на классных часах, на уроках МХК и для пополнения фонда школьного музея. На основе собранных и проанализированных данных нам удалось:
-
изучить биографию Овше Норзунова;
-
познакомиться с историей открытия Тибета;
-
создать брошюру и мультимедийную презентацию; (Приложение 8., 9.);
-
подготовлена статья «Путешествие в страну духовной гармонии калмыцкого паломника О.Норузнова» для школьной газеты «Школьный калейдоскоп».
Как мы видим, среди путешественников по Тибету были крупные ученые-географы, снаряжавшие большие, хорошо экипированные экспедиции; были люди, одержимые какой-нибудь фантастической идеей; были служаки, исполнявшие долг,- военные, миссионеры. Но была еще одна категория людей, которых толкала в путь другая сила - любовь к приключениям. Я думаю, именно к ним следует отнести замечательную фигуру в тибетологии XX столетия - калмыка Овше Норзунова. Его имя олицетворяет поиски в этой загадочной стране духовной гармонии, призрачного, неуловимого, истинного знания, примирения человека с космосом. Благодаря усилиям Овше Норзунова, который посвятил изучению Тибета свой труд, свой талант, свою жизнь, наконец, мы знаем об этой далекой и таинственной стране.
Список литературы
-
Баженов Е.П.Китай и внешний мир - М., 1990
-
Богословский В.А.Политика XIII Далай-ламы в Тибете - М., 2002
-
Все о Тибете - М., 2004
-
Границы Китая: история формирования/ Под ред. В.С.Мясникова - М., 2001
-
Китай в мировой политике/ Под ред. А.В.Торкунова - М., 2001
-
Лиджиев Б., Информационное агентство Республики Калмыкия Бумбин Орн.
-
Молодцова Е.Н.Тибет: сияние пустоты - М., 2001
-
Современные международные отношения/ Под ред. А.В.Торкунова - М. 1999
-
ЦединаА. И страна зовется Тибетом. - М., 2002
-
Приложение 1.
Результаты социологического опроса учащихся МКОУ «ЛСОШ №4» о калмыцком путешественнике О.Норзунове.
1. Знаете ли вы, что первые фотографии Тибета сделал наш земляк О.Норзунов?
2. Знаете ли вы, когда произошло это событие?
3. Что вы знаете об этом человеке?
В результате социологического опроса выяснилось, что:
-
21% знают о том, что первые фотографии Тибета сделал О.Норзунов;
-
38% знают, когда произошло это событие;
-
63% учащихся ничего не знают о О.М.Норзунове.
Приложение 2.
Маршруты великих первооткрывателей Тибета
Рис.№1.
Рис.2.
Приложение 3.
Овша Мучкинович Норзунов (1874 - ?)
Приложение 4.
Первые фотографии Тибета, сделанные О.Норзуновым.
Кумбум чортен или Ступа Гуан Че
Приложение 5.
Камера Варнерке с роликовой кассетой
Приложение 6.
Слева направо: Сультим Дондоков, Овша Норзунов, Цыдендамба Дугданов, Жэгжэд Галсанов .ФОТО: из архива Музея истории Бурятии
Приложение 7.
Журнал «National Geographic», 1888г.