7


  • Учителю
  • Образец настенной печати по краеведению

Образец настенной печати по краеведению

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Создание Самарского музея в конце XIX -

начале XX веков


В XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представляла из себя типичный провинциальный купеческий город. Однако культурные особенности и традиции регионов обширной Российской империи были различны, и свои особенности и самобытные традиции имела и Самара.Об этих особенностях самарского общества и культуры писал П.В. Алабин в историко-статистических сочинениях «25-летие Самары как губернского города» и «Трёхвековая годовщина города Самары».


«В самарском обществе складывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съежавшихся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интелегенции. Развитию этих своих новых сил значительно должен был способствовать колонизаторский характер нашего степного края, в котором не могли иметь место те придания, которые, преобладали в старинных губерниях. а также местной торговли и промышленности, для занятия которыми сюда наезжали ежегодно на временное житьё предприимчивые оборотливые люди из различных центров. Всё это вместе взятое должно было выработать здесь скорее, чем в каком-либо другом русском городе, живой самобытный тип местного общества».1

Все эти особенности самарского общества имели влияние и на состояние культуры в Самаре.П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официально открытия музея (13 ноября 1886 года).Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период. Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах.Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития. В этом - целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением.Фактически музей основывался в течении шести лет.Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II.

29 января 1880 года на заседании Самарской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного Юбиляра».«Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени». Поэтому в заключении доклада

был сделан вывод, что музей нужен.И он был открыт в Самаре 5 февраля 1880 года.

История семей в музейной экспозиции

Сегодня в самарском в Доме-музее В.И. Ленина открывается выставка "Храни меня, мой талисман...", которая продлится до 22 февраля. Как сообщает пресс-центр музея, выставка представляет материалы о семьях и семейных династиях Самары и Самарской области. Через предметы-атрибуты дома раскрываются объединяющие и сохраняющие основы семьи. Экспозицию входной зоны выставки открывает хранительница семейного очага, оберег дома - кукла-рябинка (воспроизведение по старинным русским технологиям изготовления подобной куклы) - одна из самых красивых кукол на Руси. Кукла связана с рябиной, которая у древних славян считалась оберегом дома, семейного очага. Образ рябины, оберега семьи, - центральный образ экспозиции.Первый экспозиционный зал воссоздает, с одной стороны, ситуацию кризиса семьи, сиротства, одиночества с использованием художественных образов обездоленного детства и одинокой старости, а с другой - показывает благополучную семью, счастливое детство. Здесь же представлена детская интерактивная зона, где юные посетители с помощью игрушек познакомятся с традициями семейного воспитания на Руси. Это историческая врезка о традиции русского народа формировать у ребенка будущие социальные роли в семье. Ядро зала - документы, фотографии, материалы о лучших приемных семьях Самары и Самарской губернии. Здесь представлены: семья Красновых (с. Богдановка, Нефтегорского района), семья Савиных (Самара), семья Черновол (с. Виловатое, Богатовского района), многочисленная семья Чекмаревых (Самара), в которой 28 детей и многие другие.

В честь Владимира Высоцкого

В ноябре в Самаре - состоялся большой бардовский концерт в честь легендарного выступления Высоцкого, прошедшего 41 год назад

Самара помнит легендарное выступление Высоцкого большим бардовским концертом. Как сообщает пресс-служба администрации Самары, 41 год назад, 29 ноября, Владимир Высоцкий дал в Самарском дворце спорта свой легендарный концерт. Это было первое большое выступление Высоцкого, собравшее тысячи поклонников его творчества.

Накануне в городе прошла масштабная акция в поддержку творчества Владимира Высоцкого. Стихи и песни поэта целый месяц "звучали" с десятков баннеров по всему городу. Глава Самары Виктор Тархов подчеркнул: "Песни Высоцкого живут до сих пор. Потому что он жил на нерве, остро чувствовал фальшь, трусость, ложь. Его песни - это крик души о том, что надо жить по совести всем. Не врать, не бояться, не изменять себе". И сегодня, в память о легендарном выступлении кумира, организаторы концерта - общественный фонд "Центр Владимира Высоцкого в Самаре" - призывают не забывать великого русского певца

В концертной программе принимали участие Алексей Созонов, Петр Старцев, Аркадий Соловейчик, Евгения Севастьянова, Роман Кленов, Елена Ключникова, Евгений Ломакин, Александр Вольдман, Евгений Разин, Владислав Никифоров, Петр Синицын.

Традиционный облик Деда Мороза

Единственно верный традиционный образ Деда Мороза определить нелегко. Для этого сначала придется ответить на вопрос, что именно считать традицией этого образа: исторические зарисовки, исследования эпоса или же образ, сформированный современными художниками и кинематографистами? По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой, - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые, серебристые. Эти детали облика, кроме своего «физиологического», возрастного смысла (старец - значит седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Как ни странно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). К сожалению, эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом, что вполне допустимо.

Шуба - длинная, по щиколотку или по голень, обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом или белым мехом, с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал, поскольку, исторически, круглая форма шапки традиционна для русских царей: достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного.

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром, символизируют чистоту и святость всего, что Дед Мороз даёт из своих рук. Трёхпалость варежек здесь - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Пояс - белый с красным орнаментом, символ связи предков и потомков. В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

Посох - хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, также серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья.

Снегурочка - уникальная спутница только Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая в белые одежды, с головным убором в виде восьмилучевого венца, шитого серебром и жемчугом.

Исторические корни образа Деда Мороза

В каком же месте древнего обитания народов мог возникнуть этот персонаж? Кандидат исторических наук С.В. Жарникова уверяет, что «... подобный образ мог сложиться только там, где холодная зима и продолжительная ночь во многом определяли жизнь людей, вызывали страх и заставляли поклоняться тем силам, которые останавливали движение рек, замораживали все вокруг». Наш Дед Мороз - это персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную устную летопись: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. Образ Деда Мороза многократно отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала"). Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, выделялся среди славянских божеств своей свирепостью. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. А наиболее близкий современному Деду Морозу образ - это Зимник: старик небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. Несмотря на наличие столь суровых предшественников-прародителей, с течением времени образ и характер Деда Мороза существенно поменялись: из сурового старца, разгуливавшего по земле в компании Солнца и Ветра, насмерть морозившего встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он постепенно перевоплотился в справедливого и доброго деда




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал