- Учителю
- Программа 'История чувашского народа' ( класс)
Программа 'История чувашского народа' ( класс)
Пояснительная записка
к курсу « История чувашского народа»
5 класс
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций.
Республика Татарстан - многонациональное государство.
Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура.
Настоящая программа курса имеет краеведческое направление. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет усилить интерес обучающихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Поэтому создание данного курса вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего народа и края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.
Программа адресована учащимся 5-го класса, рассчитана на 35 часов. Поэтому создание данного курса вызвано стремлением помочь обучающимся лучше узнать историю своего народа и края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.
Цель курса «История чувашского народа » - расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих.
Задачи программы:
-
овладение методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками информации
-
формирование речевой культуры и культуры общения школьников
-
развитие умений рассказывать о важнейших исторических событиях своей родины, их участниках; давать описание исторических событий и памятников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (сочинений, рефератов, отчетов об экскурсиях)
-
активизация познавательной активности учащихся, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду традиционными. В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-
Лекции;
-
Практикумы;
-
Беседы;
-
Сюжетно- ролевые игры.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценки за занятие в курсе не ставится. Оценить действия ученика можно при помощи слов или жестов.
Наряду с традиционными с традиционным устным и письменным опросом, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации, выполнение проектов, исследования.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-
Устойчивый интерес к истории своей Родины
-
Умение устанавливать связи между прошлым и современностью
-
Способность творчески мыслить и рассуждать
Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Критериями успешности учащихся по окончании занятий является: представление и защита творческой работы, выступление с сообщением, написание реферата, защита исследовательских работ на научно-практической конференции.
Примерная тематика творческих проектов обучающихся:
-
История происхождения чуваш.
-
.Экскурсия «Интерьер чувашской избы».
-
Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино».
-
Традиции и обряды чувашского народа.
-
Герои Отечественной войны нашего села
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
Содержание обучения, разделы, темы.
Количество часов
Формы и приемы обучения
Обеспечения
1.
Введение. Мой край. Моя малая родина.
1
Распределение тем сообщений, докладов
Материалы из сайта, СМИ
2
Прародина чувашей
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
3
Древнейшие жители Поволжья.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
4.
Устное народное творчество - источник древнейшей истории народа.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
5
Предки чувашского народа в составе Волжской Булгарии
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
6
Защита проекта
«История возникновения чуваш»
1
Проект
Материалы из сайта, СМИ
7
Население Чувашского Поволжья в составе Золотой Орды
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
8
Чуваши в Казанском ханстве
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
9
Формирование чувашской народности
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
10
Материальная культура чувашей.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
11
Духовная культура предков чувашей.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
12
Религиозные верования чувашей в древности.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
13
Чувашские обычаи и обряды. Народные знания.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
14
Защита проекта
« Традиции и обряды чуваш»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
15
Присоединение Чувашии к Российскому государству
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
16
Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
17
Расселение чувашей в Х - ХVӀӀ вв.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
18
История возникновения нашего села «Иж-Борискино»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
19
Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чуваш в нашей деревне « Иж-Борискино»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
20
Экскурсия «Интерьер чувашской избы»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
21
Крещение чувашей
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
22
Чуваши вХVӀӀӀв.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
23
Село Иж-Борискино вХVӀӀӀ в.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
24
Чуваши в ХӀХ в.
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
25
Село Иж-Борискино в ХӀХ в
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
26
Просвещение у чувашей
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
27
Первые учителя в ХӀХ в в селе «Иж-Борискино»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
28
Выдающиеся земляки чувашей
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
29
Село «Иж-Борискино в годы революции и гражданской войны»
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
30
Село « Иж-Борискино» в годы коллективизации
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
31
Село «Иж-Борискино» в годы Великой Отечественной войны
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
32
Герои - земляки Отечественной войны
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
33
Защита проекта
« Герои-земляки Отечественной войне»
1
Проект
Материалы из сайта, СМИ
34
Село Иж-Борискино в 20-21 веках
1
Беседа, работа с текстом сайта
Материалы из сайта, СМИ
35
Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино».
1
Путеводитель
Материалы из сайта, СМИ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема:1 Введение. Общая характеристика курса. Понятие «малой Родины», «патриота», «патриотизма». Мой край, моя страна. Панорамное видение малой Родины (село - район - город). Чувства и образы Родины. Любовь к родному краю. Понятие «патриот», «патриотизм».
Тема 2: Прародина чувашей. Протоболгары. Болгары и сувары наСеверном Кавказе. с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.
Тема3: Древнейшие жители Поволжья. Предки чувашей в 1 тысячелетии до н.э. - 1 тысячелетии н.э. Хунну, гунны, сувары, болгары, хазары
Тема 4: Устное народное творчество - источник древнейшей историинарода. Мифы чувашей и других тюркоязычных народов. Чувашские народные сказки. Чувашские легенды и исторические сказания.
Тема 5: Предки чувашского народа в составе ВолжскойБулгарии. Сувар. Савиры.
Тема 6:Защита проекта «История возникновения чуваш»
Тема 7:Население Чувашского Поволжья в составе Золотой Орды. На периферии Болгарского улуса сохранили исконный «р»-язык, т. е. язык чувашского типа.
Тема 8: Чуваши в Казанском ханстве. Казанское ханство.Границы Казанского ханства не везде были устойчивы, но Чувашский край полностью входил в состав ханства, западные границы которого проходили по р. Суре.
Тема 9:Формирование чувашской народности. В Х-ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI - начале ХIII в. единой болгарской народности. 06 этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII - начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем - «болгары». Арабская форма этнонима «су-ваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в "чаваш».
Тема 10:Материальная культура чувашей.Чувашские селения («ял», тюрк, «аул») находились, как правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта кварталами.
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти.
К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть. Баня (мунча).
Тема 11: Духовная культура предков чувашей. Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. Праздник хёр сари (дословно - девичье пиво).
Тема12: Религиозные верования чувашей в древности. Верховный бог Турă. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.
Тема 13: Чувашские обычаи и обряды. Народные знания. Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.Сурхури (овечий дух). Саварни (масленица). «Ссаварни» (саварникарчакё). Манкун (совпавший затем с православной пасхой).Калам кун . Серен или вирём. Тамги (тавры).Счетные документы: земельные брусы и бирки - знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные бирки и т. П.
Тема 14: Защита проекта « Традиции и обряды чуваш»
Тема 15: Присоединение Чувашии к Российскому государству. Присоединение Чувашского края к Русскому государству в ХVI в.
Тема 16: Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан. Земледелие. Скотоводство. Ремесла.
Тема 17: Расселение чувашей в Х - ХVӀӀ вв.
В монголо-татарскую эпоху чуваши вынуждены были оставить свои закамские и средневолжские земли, потеряв абсолютное большинство своей численности. Tерритория расселения чувашей сузилась в несколько раз.
Ко времени присоединения Среднего Поволжья к России в середине ХVI в. одна группа чувашей обитала в центральных и северных районах территории современной Чувашии (южная граница их земель проходила по реке Кубне), другая - в Приказанье и Заказанье. Здесь, от Казани на Восток, вплоть до Средней Камы, широкой полосой растянулась «Чувашская даруга» (позднее она называлась «3юрейской дорогой» Казанского уезда).
В южной части современной Чувашии, а также на территории юго-западных районов и закамской части Tатарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской, Саратовской областей не проживало оседлое население, это был регион кочевий ногайцев, астраханских татар и кыпчаков, а с начала ХVII в. - и калмыков.
Тема 18: История возникновения нашего села «Иж-Борискино». 2-ая половина 17 века.
Тема 19: Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чуваш в нашем селе « Иж-Борискино». Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăналăк)
Тема 20: Экскурсия «Интерьер чувашской избы»
Тема 21: Крещение чувашей .Царизм проводил политику насильственной русификации чувашей посредством их христианизации. Hо эта политика первоначально - в ХVI- ХVІI вв. никакого успеха не имела. Зато активно продолжалась татарская ассимиляция чувашей. Дело в том, что ислам в царской России был в оппозиции к государственной религии - православию. Поэтому чуваши, проживавшие среди татар, стали видеть в исламе средство социального сопротивления. Hо принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши "уходили в татары» (тутаратухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами
Тема 22: Чуваши в ХVӀӀӀ в. По губернской реформе начала ХVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Hижегородской губерний. По реформе 1780-1781 гг. нынешняя территория Чувашии оказалась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. При этом значительная часть чувашского этноса находилась также на землях Уфимской, Оренбургской и Саратовской губерний. География расселения чувашей на территории собственно Чувашского края в конце ХVIII - начале ХIХ в. выглядела практически так же, как и в наше время, т. е. уже тогда достаточно четко определились основные зоны расселения чувашей и других этнических групп края - русских, татар и мордвыПо губернской реформе начала ХVIII в. территория Чувашии в 1708 г, входила в состав Казанской и Hижегородской губерний. По реформе 1780-1781 гг. нынешняя территория Чувашии оказалась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. При этом значительная часть чувашского этноса находилась также на землях Уфимской, Оренбургской и Саратовской губерний. География расселения чувашей на территории собственно Чувашского края в конце ХVIII - начале ХIХ в. выглядела практически так же, как и в наше время, т. е. уже тогда достаточно четко определились основные зоны расселения чувашей и других этнических групп края - русских, татар и мордвы
Тема 23: Село Иж-Борискино в ХVӀӀӀ в.Население. Занятия. Обряды.
Тема 24: Чуваши в ХӀХ в.
К началу ХIХ в. в чувашских селениях увеличилось количество зажиточных крестьян, занимавшихся предпринимательством и торговлей, они содержали мельницы, мелкие предприятия, постоялые дворы, открывали в базарных селениях трактиры. Однако таких крестьян среди чувашей было гораздо меньше, чем среди русских и татар.
Тема 25: Село Иж-Борискино в ХӀХ в. Население.Занятия. Обряды.
Тема 26: Просвещение у чувашей. Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр 1 в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... и книги нужные перевести на их язык».
Тема 27: Первые учителя в ХӀХ в в селе «Иж-Борискино».
Первые учителя : А.Григорьев,П.Е. Ивайкин, Г. Ивайкин, С. Степанов.
Тема 28: Выдающиеся земляки чувашей. Чувашскому народу еще в дореволюционное время удавалось выдвигать из своей среды талантливых людей, овладевших вершинами науки, культуры и искусства. К кругу первых деятелей культуры, просвещения и науки из чувашей принадлежали известный архитектор П. Е. Егоров (1728-1789), выдающийся ученый-востоковед H. Я. Бичурин (Иакинф) (1777-1853), видный этнограф и литератор С. М. Михайлов (1821-18б1), историк и журналист, профессор H. В. Hикольский (1878-19б1) и др.
Тема 29: Село «Иж-Борискино в годы революции и гражданской войны». Революция. Гражданская война. Абасьев И.М. - первый революционер.
Тема 30: Село « Иж-Борискино» в годы коллективизации. Коллективизация. Первые колхозы.
Тема 31: Село «Иж-Борискино» в годы ВеликойОтечественной войны. Тяжелая жизнь иж-борискинцев в годы войны. Дети войны.
Тема 32: Герои - земляки Отечественной войны. А.И. Башкиров . А.П. Егоров. И.С. Палагин.
Тема 33: Защита проекта « Герои-земляки Отечественной войне»
Тема 34: Село Иж-Борискино в 20-21 веках. Колхоз « Заря». Распад села.
Тема 35: Путеводитель: «Экскурсия по деревне Иж-Борискино». История, природа.
ИСТОЧНИКИ.
1.Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902.
2.Болгары и чуваши. Сб. статей. Чебоксары, 1984.
3.Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII века. Чебоксары, 1959.
4.Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986.
5.Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.
6.Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959.
7.Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.
8.Егоров В.Е. Современный чувашский язык в сравнительно-историческом освещении. Чебоксары, 1971.
9.Иванов В.П. Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Трофимов А.А. Фокин П.П. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
10.Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997.
11.Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары, 1998.
12.Иванов В.П. Чувашская диаспора. (Этногеографический справочник). Чебоксары, 1999.
13.История Чувашской АССР. Часть I. Чебоксары, 1980
ЛИТЕРАТУРА.
1.Н. А. Андреев. Данные языка к вопросу о происхождении чуваш .
2.П. В. Денисов. Данные этнографии к вопросу о происхождении чувашского народа
3.Н.Ф.Катанов. Чувашские слова в булгаро-татарских памятниках. Казань, 1920.
4. В.Ф.Каховский . Происхождение чувашского народа. (Основные этапы этнической истории). Чебоксары, 1965.
5.А.П.Ковалевский . Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. Харьков, 1956.
6.А.П.Ковалевский. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. Чебоксары, 1965.
7. Р.Г.Кузеев . Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
8.Культура Чувашского края. Учебное пособие. Часть I. Чебоксары. 1994.
9.С.М.Михайлов . Tруды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.
10.A. П. Смирнов. Археологические памятники Чувашии и проблема этногенеза чувашского народа
11.Б. А. Серебренников. Происхождение чуваш по данным языка
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
-
-
-
-
2010.com/booksRu/V_Prohorova_Etnogenez_Chuvast.pdf
-
-
-
17