- Учителю
- Урок 4 по истории 5 класс
Урок 4 по истории 5 класс
Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
-
Подготовка устного ответа по карточке № 3.
-
-
Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, медведей и леопардов.)
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей -расколотая галька).)
-
Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
-
Переход к изучению новой темы
-
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия. - Что такое религия? Почему она появилась?
-
Изучение новой темы
План
-
Причины появления религии.
-
Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, религия, искусство.
-
Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.
-
Работа с дополнительной литературой.
.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное... (Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.)
-
Беседа по вопросам к тексту.
-
Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)
-
Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
-
Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.) - Так что же называется религией?
-
Работа над новым понятием.
-
Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися - в тетради.
-
Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина
О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
-
Работа в тетрадях.
Искусство - творческое отражение действительности.
-
Закрепление изученного материала
-
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
-
Каким словом можно заменить следующие выражения:
-
-
Вера в богов и духов - ... (религия).
-
Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).
-
Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).
-
Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдовской обряд).
-
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).
-
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
(Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.)