7


  • Учителю
  • Интегрированный урок 'Дворянская усадьба XIX века' 10 класс

Интегрированный урок 'Дворянская усадьба XIX века' 10 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема урока: Дворянская усадьба первой половины XIXвека.Тип урока: интегрированный урокКласс: 10           Цели урока:- познакомить учащихся с характерными чертами усадеб первой половины XIX века на примере усадьбы А.К. Толстого – Красный Рог;- продолжить развитие вниматель
предварительный просмотр материала

Тема урока: Дворянская усадьба первой половины XIX века.

Тип урока: интегрированный урок

Класс: 10

Цели урока:

- познакомить учащихся с характерными чертами усадеб первой половины XIX века на примере усадьбы А.К. Толстого - Красный Рог;

- продолжить развитие внимательности, эстетического восприятия;

- продолжить воспитание чувства прекрасного, всесторонне развитой личности

Оборудование: проектор, репродукция картины «Мадонна Кинестабиле».

Ход урока:

I.Орг.момент:

У: Здравствуйте ребята. Рада всех вас видеть! Настраивайтесь на работу, поскольку урок у нас сегодня насыщенный.

II. Подготовка к восприятию:

У: Сегодня мы с вами проведем интересный урок, который позволит нам одновременно совместить несколько занятий. Посмотрите на тему нашего занятия, как вы думаете, с чем мы можем соединить урок истории?

У - к: С уроком по литературе.

У: Естественно, но мы с вами уделим внимание еще и изобразительному искусству.

Мы поговорим сегодня о усадьбах первой половины XIX века на примере усадьбы известного вам поэта и писателя - Алексея Константиновича Толстого. Но по ходу изучения усадьбы в Красном Роге, мы коснемся творчества Толстого, на которое его вдохновило проживание в данной усадьбе, поговорим о картинных галереях, которые хранились в каждой усадьбе.

III. Осознание и осмысление нового материала:

У: Ребята, прежде чем начать разговор об усадьбе в Красном Роге, давайте прослушаем доклад, из которого нам станут ясными типичные черты усадеб первой половины XIX века.

У - к: «Дом господина и многочисленные строения, окружавшие его, были укрыты от нескромных глаз высоким забором. Такой участок называли усадьбой.

Во-первых, усадьба - это отдельный дом со всеми примыкающими к нему строениями, угодьями. Во-вторых, это поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. Наконец, участок земли, находящийся при доме. Каждая из усадеб - отдельный мир, в котором великолепный господский дом, хозяйственный двор со всеми необходимыми строениями и огороженные стеной парки, куда не долетает шум городской жизни.

Замкнутая, обособленная усадьба, предназначенная для одной семьи, выражала понимание собственного я ее владельца.

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII и первой половиной XIX века. Начинается он с «Указа о вольности дворянской» и завершается через несколько лет после казни декабристов.

Каждый владелец усадьбы стремился к тому, чтобы облик его дома, а так же сада и парка, отличался от других. Видимо, эта особая индивидуальность усадебных строений и придавала провинциальной архитектуре особую лирическую красоту.

На протяжении XVIII - XIX веков кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал к непарадным комнатам. Обстановка его была достаточно строгой. Дубовые или красного дерева стулья, диван, кресла. Вместо просторного письменного стола - секретер, бюро или конторка.

В кабинете утверждалась жизнь усадьбы. Здесь хозяин выслушивал доклады управляющего о делах, писал повеления в другие поместья и письма многочисленным родным и знакомым, здесь обсуждали проекты новых строений и разбивки парка.

На одном этаже с кабинетом размещались спальни. По европейской моде - отдельно хозяина, хозяйки и детей. Порой встречались и «вседневные» спальни для дневного отдыха. А позже в некоторых усадьбах появились и парадные спальни. Они располагались на первом, парадном этаже. Ими, как правило, не пользовались, но их пышное убранство свидетельствовало о знатности и благосостоянии владельцев усадьбы. О вкусах хозяев, их культуре и воспитании судили по убранству анфилады парадных залов на первом этаже. Главным из них была большая гостиная.

В XIX столетии гостиные постепенно «теплеют». Не только из-за смены золоченой мебели на красное дерево или перемены белых и голубых тонов на розовые и охристые. Меняется само предназначение гостиных. Если раньше они служили для официальных приемов или торжественных церемоний, то теперь они все больше и больше обретают некий личный характер. В гостиной появляется рояль. Здесь музицируют в семейном кругу, здесь устраивают семейное чтение французских романов.

Вторым по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья, без веселого пира не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Новая мода на парадные столовые, утвердившаяся во Франции, нашла своих последователей в России.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Русская усадьба была не только приятным местом времяпровождения владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени.

Одним из ценных мест в усадьбе по праву можно считать библиотеку, каждый уважающий себя дворянин считал своим долгом иметь у себя коллекцию различных книг, пособий, журналов. Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы.

Непременным украшением усадьбы становились портреты и картины. Важной составной частью усадеб были садово-парковые устройства, в их планировочных системах отражались жизнь эпохи и ее стилистические черты. Многие из них были созданы мастерами - садоводами, зодчими, порой достигали большого совершенства и являлись яркими произведениями садово-паркового искусства.

Любовь к земле, к саду, к деревьям - ко всей природе - была всегда сильна у русского человека. Дворяне не скупились на средства и возможности, когда дело касалось садово-паркового искусства, холили, берегли природу и заботились о своих садах.

За многовековую историю садов сложилась традиция сочетать в них самые различные виды искусства: собственно парковое, архитектуру, скульптуру и даже поэзию. Помимо влияния на человека самой природы - открывающимися панорамами, запахами цветов и деревьев, пением и щебетанием птиц, парк говорил и своими архитектурными постройками, символикой своих украшений: беседками, павильонами, обелисками и скульптурами».

У: Теперь мы приступим непосредственно к изучению усадьбы Алексея Константиновича Толстого, а в процессе урока вы мне ответите, типична ли данная усадьба для эпохи XIX века и в чем ее своеобразие.

У нас есть еще один доклад, который даст нам представление о детских годах поэта, проведенных в родовом гнезде - в Красном Роге.

У: «Усадьба Красный Рог стала колыбелью для творчества А.К. Толстого. Будущий писатель был единственным сыном у своих родителей, брак которых распался вскоре после его рождения. Но, несмотря ни на что, детские годы Толстого были счастливыми. Воспитанием ребенка занимались его мать и дядя Алексей Перовский, известный в русской литературе писатель под псевдонимом Погорельский. В усадьбе имелось все, что могло воспитать юное дарование. Влияние дяди на А.К. Толстого было чрезвычайно многосторонним. Он наполнил душу своего воспитанника богатым и очень интересным содержанием, знакомя его с природой, с жизнью местного населения, с народным творчеством. Дядя-писатель рано разбудил у Толстого живую душу поэта. Одновременно мальчика знакомили с литературой русской и зарубежной. Перовский сочинял для племянника рассказы и сказки, раскрывал суть художественного творчества. Толстой начал писать стихи в шестилетнем возрасте, а дядя самым внимательным образом следил за его первыми творческими шагами.

То есть, воспитанием и обучением ребенка занимался человек энциклопедически широкого образования, доктор философии и словесных наук и писатель. Но это не означало, что мальчик был чрезмерно перегружен изучением наук. Погорельский воспитывал в нем многогранную личность.

Обстановка, в которой Толстой рос и воспитывался в Красном Роге, во многих отношениях была идеальной. В своей автобиографии поэт вспоминал: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

У: Какие выводы мы можем сделать из доклада?

У - к: Мы видим, что талант писателя, его тяготение к творчеству проявились еще в детстве. А в раскрытии способностей будущего поэта и писателя немаловажную роль сыграл дядя Алексей Перовский.

У: Верно. Давайте посмотрим на особенности архитектуры усадьбы в Красном Роге и ее интерьер. Типичны ли они для данной эпохи.

Мы с вами уже слышали из доклада, что центром усадьбы являлся естественно господский дом. Красный Рог - имение большое, около двадцати тысяч десятин

Старых планов толстовской усадьбы не сохранилось, поэтому ее планировку, размещение строений приходится восстанавливать на основании рассказов старожилов и современников Толстого.

Ворота в усадьбу представляли собой колонны, обычные в дворянских усадьбах этого ранга. От ворот уже открывался вид на охотничий замок. Справа от замка находились флигели: два из них стояли друг к дружке близко и предназначались для гостей и третий немного поодаль, в глубине парка. В настоящее время два из них уже не существуют. В уцелевшем флигеле в последние годы жизни Толстой работал. С левой стороны от замка размещались кухня, людская, служебные и хозяйственные постройки, а дальше внизу - скотный двор, конюшни.

Несомненно, наибольшую ценность в историко-культурном отношении представлял собой охотничий замок. Он представлял собой значительное по размерам одноэтажное деревянное здание, обложенное кирпичом. Особых украшений на фасаде не было, если не считать каменных карнизных бордюров и окаймлений окон, которые, можно сказать, лишь подчеркивали простоту оформления.

В целом здание было спланировано оригинально, оно было намного выше трехэтажного дома. Необходимо так же учесть, что каменный фундамент равнялся почти полуэтажу, а комнаты были с очень высокими потолками.

Что же касается интерьера усадьбы, то здесь нам необходимо обратиться к описанию охотничьего замка. Давайте зачитаем его.

У - к: «Охотничий замок имел своеобразную внутреннюю планировку. В нем сочеталось великолепие дворцов с удобством богатых загородных домов.

Входная часть представляла собой парадный вестибюль петербургских дворцов в миниатюре. Довольно широкая лестница вела вверх. На уровне почти полного этажа она достигала коридора, который проходил по всей длине дома. Под лестницей вестибюля были две двери, ведшие в служебные помещения.

Роскошные перила лестницы вверху соединялись с балюстрадой, отделявшей коридор от вестибюля. Парадную часть дома украшали мраморные изваяния. Дверь напротив балюстрады вела в огромный круглый зал, освещавшийся сверху полукруглыми окнами. Это была столовая. При недостатке дневного света здесь иногда обедали на английский манер, при свечах. Этот сумрачный зал наиболее соответствовал «замковому» характеру дома и, по словам современников, напоминал о мрачных замках средневековья. Семья, обитатели дома, гости - все вмести собирались главным образом только в этом зале.

За круглым залом находилась просторная полукруглая комната, дверь которой выходила на террасу-балкон, обращенную в парк. Украшением дома был не только балкон, но и с правой стороны выступавшая часть здания, перекликавшаяся с ассиметричной его надстройкой.

Круглый зал делил дом на две неравные половины: меньшую, северо-восточную, где находился рабочий кабинет Толстого, буфет, некоторые служебные помещения, и большую, юго-западную, где комнаты располагались по обе стороны коридора».

У: Типична ли усадьба Толстого для рассматриваемой нами эпохи? В чем ее своеобразие?

У - к: Можно сказать что эта усадьба соответствовала типичным усадьбам того времени. Судя по архитектуре, можно сделать вывод, что здесь проживали знатные люди. Тем более что это усадьба замкового типа. Так же в интерьере усадьбы, как и в остальных усадьбах, можно выделить кабинет писателя, столовую, большую залу, спальни. Все они, как и в типичной усадьбе, располагались на первом этаже. Мебель была из ценных пород дерева.

У: Да, в основном усадьбу в Красном Роге можно назвать типичной. Еще одной характерной чертой в усадьбе Толстого является наличие библиотеки и картинной галереи. В библиотеке было сосредоточено все ценнейшее из огромных книжных богатств Толстого. Наряду с древнейшими рукописными, а также позднейшими печатными произведениями русской литературы в библиотеке широко была представлена английская, французская, немецкая, итальянская литература.

Картинная галерея состояла главным образом из полотен западно-европейских художников, особенно эпохи итальянского Возрождения. Каждая из усадеб имела картинную галерею. Но нужно заметить, что собрания живописи были представлены фламандскими натюрмортами и итальянскими пейзажами. В первую очередь это портреты владельцев усадьбы и их предков. Почти каждый помещик пробовал себя в живописи. Давайте рассмотрим с вами следующую картину, которая принадлежит эпохе Возрождения (см. Приложение Х).

Эта картина написана Рафаэлем в 20 лет, я думаю всем вам известна. Опишите, что вы видите на переднем плане?

У - к: На переднем плане мы видим Мадонну, которая держит младенца, их взгляд устремлен в книгу.

У: Верно. Нужно заметить, что образ матери был очень популярен в эпоху Ренессанса. А что мы видим на заднем плане?

У - к: На заднем плане автор изобразил какой-то пейзаж. Мы видим деревья, озеро, даже горы.

У: Давайте теперь посмотрим, какие краски использует автор.

У - к: Автор использует в основном холодные краски. Например, одежда Марии синего цвета, который гармонирует с небом.

У: Да ребята, а снежные горы и озеро создают впечатление чистоты.

Скажите, а почему автор оформил картину в круге?

У - к: Для того, чтобы композиция картины вцелом казалась завершенной.

У: Итак нам осталось поговорить о неотъемлемой части каждой усадьбы - парке. Парк в усадьбы Красный Рог был заложен еще первым ее обладателям - Разумовским.

Старинный парк в усадьбе не поражает размерами, его площадь всего около девяти гектаров. Мал парк потому, что он составлял лишь небольшую часть парковой зоны, в которую входили луга и огромнейшие леса. Парк представляет собой улучшенный искусными посадами деревьев и кустарников участок красивого природного краснорогского леса. Разумовский, Перовский, Толстой ревниво следили за всем, что произрастало в окрестностях Красного Рога, особенную заботу проявляли о лесе.

Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей. По обеим сторонам этой главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород. Древесные насаждения парка довольно разнообразны, в нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Их комбинации создают красивые пейзажные группы. Живописные и разнообразные во все времена года, они придают парку нарядность, неповторимость его панорамам и отдельным уголкам, обеспечивают непрерывную смену видов и настроений. При небольшой территории парк производит впечатление значительно большего и богатого по растительности, чем он есть в действительности.

Парк связан не только с именем Алексея Константиновича Толстого, но и со всем его творчеством. В Красном Роге им написано много произведений, в которых так или иначе сказывалось влияние окружавшей его здесь красоты. Давайте прочитаем выразительно некоторые из них.

У - к:

***

В Красный Рог вхожу, как в храм поэзии.

Здесь всегда таинственно, красиво,

Ароматы трав такие нежные, ими дышит милая Россия.

Кроны сосен устремились к небу,

Словно песни, птичьи голоса.

Жаль мне тех, кто никогда здесь не был.

Не увидел брянские леса.

Не услышал, как Рожок струится,

Не увидел алый свет зари…

Только здесь Толстой и мог родиться,

Как певец России и любви.

Мелодии Красного Рога

Знакомые с детства дороги.

Рассвет омыт тихим дождем.

Мелодии Красного Рога

Вливаются в сердце мое.

Здесь в юности неповторимой

Бродил я с дивчиной одной.

Была она стройной, красивой,

С распущенной черной косой.

Дышал лес черемухой мая

И пели не в лад соловьи.

И музыка леса, играя,

Вселяла в нас чувства любви.

Над соснами синее небо,

Весенняя свежесть во рту,

И гроздья сирени несмело

Нам дарят свою красоту.

У: Почему Красный Рог назван автором «храмом поэзии»?

У - к: Потому, что Красный Рог стал тем местом, где Толстой стал приобщаться к литератур, именно здесь открылся его талант, и именно здесь он смог этот талант развить. Красота живописных мест его родины, родного уголка сподвигали на написание очень лиричных произведений.

У: Сумел ли автор передать красоту здешних мест?

У - к: Я считаю, что Толстой, конечно, смог передать всю красоту Красного Рога, потому что он жил среди этих мест, каждый день сталкивался с природой нашего края и каждый день находил в ней все новые и новые черты, которые излагал на бумаге.

IV. Подведение итогов:

У: Ребята, что нового вы узнали из нашего насыщенного урока и что вам понравилось больше?

У - к: Мы сегодня наиболее полно рассмотрели усадьбу нашего земляка - Алексея Константиновича Толстого. Благодаря этому мы смогли представить себе характерные черты типичной усадьбы первой половины XIX века. Мне очень поразили стихи данного автора, поскольку в них прослеживается огромная любовь к своему родному краю.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал