- Учителю
- ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВЕ В 1930-Е ГОДЫ
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВЕ В 1930-Е ГОДЫ
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В САРАТОВЕ В 1930-Е ГОДЫ
Самохин, А.Н.,
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Саратовский областной колледж искусств»
(845 2) 23-06-09, qqwert25@yandex.ru
В системе образования России важное место занимают средние специальные учебные заведения. Среднее специальное образование в нашей стране возникло в XVIII веке, но в дореволюционный период получило очень незначительное развитие. Средние специальные учебные заведения подразделялись на промышленные, транспортные, строительные, медицинские, музыкальные и находились в ведении министерства внутренних дел, министерства путей сообщения, министерств торговли и промышленности, юстиции, народного просвещения и земледелия. Правительство субсидировало их очень скудно. Недостающие средства выделяли земства, различные благотворительные общества и частные лица. Выпуски из средних специальных учебных заведений были крайне ограниченны, и должности техников в промышленности и строительстве замещали, как правило, либо иностранцы, либо практики. С приходом к власти в нашей стране большевиков положение начинает постепенно меняться и ключевым периодом в его становлении стали 1930-е годы. Рассмотрим процесс организации среднего специального образования на примере творческого учебного заведения - Саратовского музыкального техникума.
1 октября 1924 года Саратовская консерватория была превращена в музыкальный техникум. Преподаватели и руководство учебного заведения попытались сначала отменить это решение, и Госплан СССР опротестовал решение коллегии Народного комиссариата просвещения о превращении консерватории в техникум, но Совет Народных Комиссаров всё же принял решение о реорганизации Саратовской Алексеевской консерватории в Саратовский музыкальный техникум. В техникум перешли на работу большинство преподавателей консерватории, что повысило уровень подготовки выпускников этого учебного заведения. Учебные планы и программы техникума способствовали подготовке высокопрофессиональных музыкантов исполнителей и педагогов, способных легко перестраиваться на потребности идеологической политики советской политической машины [5, с. 142-149]. Основой подготовки специалиста в Саратовском музыкальном техникуме этого периода времени явилась практическая деятельность, которая была выражена в концертных выступлениях студентов в течение всего учебного года, привлечение учащихся к совместной игре в ансамблях и оркестре, участие в хоре [1, с. 116]. В начале 1930-х годов была окончательно выработана концепция и определены пути развития искусства на ближайшие десятилетия. В этой связи были значительно увеличены ассигнования на развитие культуры, строительству различных учреждений культуры и искусства, в том числе и открытие, расширение учебных заведений. Так в 1934-1937 годах было открыто 12 консерваторий, 44 музыкальных училища и 446 театров. Все эти мероприятия позволяли расширить сеть художественно-зрелищных предприятий и донести культуру в широкие народные массы, в том числе и на селе, окраинах государства. Формирование новых задач по перестройке образования в области культуры и искусства потребовало перестройку всей системы управления ею. Поэтому было необходимо упорядочить её и предать ей более строгие организационные формы, направить культуру и искусство на достижение целей, которые ставило перед ней государство. Этот процесс характеризовался глобальной централизацией управления всеми ведомствами и организациями, входившими в сферу культуры, идеологическим диктатом на композиторов, сценаристов, режиссеров, писателей с целью создания нужных произведений. В масштабах страны вопросами культуры и искусства занимался Наркомат просвещения, созданный в 1918 году и которым долгое время руководил А.В. Луначарский, а затем сменивший его в 1929 году А.С. Бубнов. На местах эту роль выполняли краевые, областные, окружные отделы народного образования, которые имели в своей структуре отделы и сектора курирующие культуру, искусство, библиотечное дело, борьбу с неграмотностью. Вместе с этим в Москве в структуре Народного комиссариата просвещения создаются другие специальные органы курирующие сферу культуры - Главискусство и Главный репертуарный комитет во главе с выпускником Тамбовского музыкального техникума О. Литовским. Особое внимание государства к вопросам культуры и искусства характеризует и такое обстоятельство, что ни одна центральная газета этого времени - «Правда», «Коммунист» - не обходились без статей в каждом номере посвящённых концертам, выступлениям, съездам и другим насущным проблемам сферы культуры. Каждая статья уделяла особую роль государства, руководства партии и лично товарища Сталина в развитии отечественной культуры. Вместе с этим страна испытывала острый дефицит в кадрах. Стране были необходимы квалифицированные педагоги, режиссёры, сценаристы, художники, писатели, драматурги, актёры, музыканты-исполнители и другие работники сферы культуры.
Новая эпоха ставила перед людьми новые задачи. Поэтому уходила в прошлое дореволюционная культура, оказавшаяся в представлениях новых властей пережитком прошлого. Так же приняли отторжения революционные идеи 1920-х годов. Многие из творцов, символов этих эпох к этому времени оказались за границей, были арестованы или ушли из жизни. Поэтому одновременно перевоспитывая старое поколение деятелей культуры и искусства, новая власть сосредоточила свой взгляд на формирования новой интеллигенции, верной новым политическим идеалам и которая в массе своей являлась выходцами из среды рабочих и крестьян. Власть особо подчёркивала, что новые деятели культуры и искусства должны были формироваться из рабочей, и в меньшей степени крестьянской среды. Именно они должны были стать новой советской интеллигенцией. «Рабочий класс должен воспитать свою собственную пролетарскую художественную интеллигенцию» - говорилось в резолюции одного из съездов работников искусства этих лет [2, с. 23]. В начале 1930-х годах необходимость в появлении новой интеллигенции ещё более усилилась: расширение сети профессиональных городских и деревенских театров, концертных площадок требовало подготовки новых профессиональных и идеологически подкованных кадров. И больше всего в рядах новой интеллигенции государство хотело видеть выходцев из пролетарской или, в крайнем случае, крестьянской среды, получивших профессиональное образование. Учебный процесс этого времени в Саратовском музыкальном техникуме характеризуется постоянными изменениями учебных планов выраженные как в изменении количества часов отводимых на изучение той или иной учебной дисциплины, так и на отказ от части дисциплин. Только к концу 20-х годов происходит окончательное завершение перестроек учебных планов и программ, что нашло отражение в учебном плане 1927 года [3, с. 56]. Важным итогом всех преобразований явилось утверждение окончательного срока обучения в музыкальном техникуме, который составил 4 года. Директором саратовского музыкального техникума в рассматриваемый период являлся музыкант, педагог, занимающейся большой просветительской деятельностью Яков Кузьмич Евдокимов [6, с. 102-115]. Он родился в уездном городе Аткарске и с самого раннего детства проявил тягу к музыке, которая приводит его в стены Саратовского музыкального училища. Здесь он обучается по классу скрипки у Я.Я. Гаека, а по теоретическим дисциплинам его преподавателем являлся Л.М. Рудольф. Проявив хорошие способности по окончании музыкального училища Яков Кузьмич поступает на теоретическое отделение Московской консерватории, а по окончании которой начинает работать в Аркадаке и Балашове [7, с. 44-46]. В 1922 году Яков Кузьмич Евдокимов переезжает в Саратов и становится преподавателем Саратовской консерватории. Здесь он активно включается в творческую деятельность, возглавляет симфонический оркестр техникума [7, с. 44-46]. Важной задачей в работе техникума тех лет явилась организация регулярной концертной жизни в Саратове и приобщение к музыке народных масс. Широко известны музыкальной общественности Саратова стали такие исполнители-виртуозы, как В.В. Зайц, Н.Э. Цеделер, Б.К. Радугин, В.К. Бездельев, М.Я. Александров, Г.К. Поповицкий, Г.Я. Белоцерковский, В.П. Пацевич и другие. Ситуация сложилась ещё в годы гражданской войны, когда гастроли исполнителей из Москвы и Петрограда были редки, а местные концертные организации отсутствовали. Поэтому эта задача была восполнена организацией концертных выступлений учащимися Саратовского музыкального техникума. Концертная деятельность выражалась в выступлениях учащихся средних и старших курсов с произведениями своей учебной программы, выступлениях симфонического оркестра техникума и хора. Особое место в жизни Саратовского музыкального техникума занял 1927 год, когда отмечалось столетие со дня смерти знаменитого композитора Людвига Ван Бетховена. К этому юбилею преподавателями и учащимися техникума были подготовлены шесть вечеров. Примечательно то, что в апреле 1927 года симфоническим оркестром техникума под управлением Я.К. Евдокимова впервые в Саратове была исполнена 9-я симфония Бетховена. Исполнение её настолько понравилось слушателям, что она в дальнейшем стала исполняться симфоническим оркестром техникума на большинстве концертов, в которых он принимал непосредственное участие. В юбилейных мероприятиях посвящённых памяти Бетховена приняли участие почти все учащиеся и преподаватели техникума. Поразил слушателей своим исполнением хор техникума, руководителем которого являлся незаурядный музыкант, талантливый педагог Николай Семёнович Чумаков [8, л. 4].
Большинство учебных заведений Саратова этого времени большей части влачили жалкое существование. Саратовский музыкальный техникум не был в этом исключением. В техникуме не хватало нот, инструментов, другого оборудования, а около половины всех обучающихся в Саратовском музыкальном техникуме бросали учёбу в середине процесса обучения[4, с. 3]. Подобная ситуация происходила не только в Саратове, но и по всей стране. Поэтому в середине 1930-х годов власть возложит персональную ответственность за каждого выбывшего на руководителя заведения. В это время в учебных заведениях всех ступеней образования начинают вводиться единые образовательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Однако в учебных заведениях культуры и искусства ещё до конца тридцатых годов не будет существовать стандартных учебников ещё по многим учебным дисциплинам.
Перед началом нового 1935-1936 учебного года происходит реорганизация Саратовского музыкального техникума. В Саратове была восстановлена в правах высшего учебного заведения консерватория, которой в связи с кончиной знаменитого певца, народного артиста СССР Л.В. Собинова присваивается его имя, а музыкальный техникум, оставаясь средним специальным учебным заведением, продолжил свою образовательную деятельность, поменяв своё название на музыкальное училище.
Список литературы:
-
Кузнецова, И.Н. Традиции и новаторство в историческом аспекте развития музыкального образования в Саратове // Культура и искусство Поволжья. Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2002.
-
Резолюция VIII Всесоюзного съезда союза работников искусств. - М.: Наркомпрос РСФСР - Учпедгиз. 1932.
-
Сборник материалов по художественному образованию. М., Госиздат, 1927.
-
Учебный план театральных техникумов. М-Л.: Наркомпрос РСФСР - ОГИЗ - Учпедгиз, 1934.
-
Очерки истории Саратовского Поволжья (1917-1941). Т. 3, ч. 1. / Под ред. Ю.Г. Голуба. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2006. - 496 с: ил.
-
Гиревая И.Е. По страницам истории музыкального образования Саратова // По страницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове: / ред.-сост. Н.И. Владимирцева. - Саратов: Изд-во Сарат. консерватории, 2004. - 180, [4] с.: фот.
-
Демченко, А.И. Два столетия музыкальной культуры Саратова. Саратов: Приволжское изд-во, 2006.
-
О большом успехе исполнения «Девятой симфонии» Л. Бетховена в Саратове // Саратовские известия. 5 мая 1927 года. № 99.