7


  • Учителю
  • Разработка урока по Основам православной культуры на тему ' Русское православие в годы Великой Отечественной войны' (7 класс)

Разработка урока по Основам православной культуры на тему ' Русское православие в годы Великой Отечественной войны' (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Оброченская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального Ичалковского района республики Мордовия



Номинация: «Лучший урок Основ православной культуры для общеобразовательного учреждения»


Урок в 7 классе по «Основам православной культуры»

« Русское православие в годы Великой Отечественной войны»



Подготовила: Афанасьева Аксана Евгеньевна,

учитель истории





Оброчное, 2015


Тема урока № 30: « Русское православие в годы Великой Отечественной войны»

Дата проведения: 24.04.2015г.

Цель урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с положением русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. на территории мордовского края.

Развивающая:

  • Развивать умение работать в группе, с текстом учебника, сравнивать, оценивать, использовать знания полученные на уроках.

  • Продолжить учить детей давать характеристику событиям и их участникам

  • Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ.

Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к прошлому своего народа, малой родины, сохранение и поддержание национальных и семейных традиций.

  • Формировать познавательный интерес к предмету.

Здоровьесберегающая:

Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Задачи урока:

  • Выяснить, почему государство в годы войны изменило свое о отношение к церкви.

  • Проанализировать исторические события страны, которые оказали негативное влияние на развитие православия в мордовском крае.

Оборудование:

  • Учебник «Основы православной культуры» для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Белкин, М.Ю.Грыжанкова; под ред.проф. Н.М.Арсентьева; Издат.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева.-Саранск, 2006.

  • ПК, проектор

  • Презентация к уроку

Тип урока: комбинированный урок

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Предполагаемый результат:

  • Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии

  • Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и работа в паре.

  • Умение выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции.

План урока:

  1. Отношение советского государства к православию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  2. Патриотическая работа церкви в годы войны


Ход урока


Название этапа урока

Содержание этапа

Организационный момент

(1 мин.)

Здравствуйте ребята. Проверьте все ли вы приготовили к уроку. Настройтесь на получение положительных эмоций и продуктивных знаний.

Проверка домашнего задания

( 7 мин.)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с положением церкви в начале социальных преобразований. Выяснили, что советская власть на рубеже 1920-30-х гг. поставила перед собой задачу уничтожить церковь.

Групповое задание

Группа учеников целую неделю проводило исследование об истории церкви на территории нашего села, которая также подверглась разрушению в советский период.

Сообщение учащихся: «История церкви Святого Димитрия Митрополита Ростовского». (Приложение 1

Формулирование темы урока

( 3 мин.)

Учитель: К концу 1930-х годов правительству почти удалось создать государство без религии. К началу 1940-х годов в 25 областях России не было ни одного действующего православного храма. В это число входила и наша Мордовия. Но…одно страшное слово изменило все сферы жизни общества.

- Посмотрите на экран. Что вы увидели? (слайд 1)

- Как вы думаете, что могла изменить война?

Я думаю теперь вы сможете сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: Русское православие в годы Великой Отечественной войны» ( слайд 2)

- Подумайте какая цель нашего урока? (слайд 3)

Добиться поставленной цели мы сможем раскрыв план урока.


Изучение нового материала

(20 мин.)

План урока: (слайд 4)

  1. Отношение советского государства к православию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  2. Патриотическая работа церкви в годы войны

Учитель: Итак, перед нами проблемный вопрос:

??? Почему государство изменило свое отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.

Дать ответ на вопрос вы сможете в конце урока.

Работа с текстом.

На парте у вас лежит рабочий лист с текстом. Внимательно изучите его и ответьте на поставленные вопросы. Работа ведется в паре.

Текст

Одна верующая вспоминала: «В Пасхальную ночь 1941 года тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать, так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено...». Никому из участников того крестного хода и в голову бы не пришло, что на Пасху 1942 года крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, будут официально разрешены, что в ту Пасхальную ночь отменят даже комендантский час.

Задание: 1. С чем связаны эти события?

2.Какой можно сделать вывод на основании воспоминаний?

Обсуждение.

Учитель: Действительно, Великая Отечественная война поставила Советский Союз в тяжелое положение. В таких условиях очень важно было добиться поддержки всего народа. При этом правительство понимало, для того чтобы привлечь народ необходимо было изменить и отношение к церкви т.к. верующих составляло 70 % населения. Вера, религия жила в сознании людей и никакое насилие, издевательство над верующими не в силах были ее искоренить.

( слайд 5) 3 июля 1943 г. Сталин обратился к народу:

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы».

- Как вы думаете, почему Сталин обратился к народу такими словами - «Братья и сестры» ведь так обращался священник на службе в церкви, а мы знаем, что церковь была под запретом?

Ответ учащихся.

Микро пауза для профилактики заболевания органов зрения:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Отдохнули? Работаем дальше.


Учитель: Ребята, вспомните, из курса истории, какую роль православие играло в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. (слайд 6)

Ответ учащихся.

Учитель: Известно, что в сложные для государства времена православие играло огромную роль. В годы войны 1941-1945 гг. церковь проводила большую патриотическую работу. О том, какая работа велась, нам расскажет Козлова Марина.

Сообщение учащегося.

Учитель: Несмотря на войну государство продолжало следить за деятельностью духовенства. Примеры из истории Мордовии показывают, что эти ограничения чувствовались буквально во всем. В Мордовии к концу 1945 г. действовало 7 церквей, при которых были зарегистрированы 14 священников и 4 диакона.

Актуализация знаний.

(4 мин.)

Учитель:

- Скажите, какую роль, по - вашему, играет православие на современном этапе развития общества?

- Кто из вас посещает церковь и насколько часто?


Вернемся к проблемному вопросу:

??? Почему государство изменило свое отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.

- Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока? Свой ответ обоснуйте.

Обсуждение.

Резюме учителя.

Советская власть за период своего существования нанесла громадный ущерб православию и православной культуре. Были уничтожены тысячи храмов, огромное количество произведений религиозного искусства, ценнейших книг, культовых предметов.


Закрепление изученного материала

(6 мин.)

Учитель: Предлагаю проанализировать высказывания участников тех страшных военных лет. (слайд 7)

Вот что говорят о Боге пережившие войну:

«В первый день войны... Мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» Ефросинья Григорьевна Бреус, капитан, врач.


«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет», Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона.


«Моя дочь в 5 лет читала молитвы, а не стихи. Тётя Даша учила как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы», Людмила Михайловна Кашечкина, подпольщица.


«Моя мама - малограмотная крестьянка. Она верила в Бога. Она молилась всю войну. Но как? Падала перед иконой на колени: «Спаси народ! Спаси Сталина! Спаси коммунистическую партию и этого ирода Гитлера!», Софья Мироновна Верещак, подпольщица.

Учитель: - Каково было отношение населения к православию в России и Советском Союзе в годы войны?

Вывод:

Итак, каково же было положение православной церкви в годы Великой Отечественной войны?

Ответы учащихся.

Учитель: В любую горькую годину испытаний церковь стояла на защите человека. Нельзя разрушать то, чем был создан духовный мир человека, русского и мордвина, что объединяло людей. Все это в наших генах заложено веками, нужно только пробудить и подтолкнуть. И на помощь к нам приходит Его Величие - Храм.


Рефлексия

( 2 мин.)

Что показалось вам на уроке особенно интересным?

Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 25, написать сочинение на тему: «Православные традиции в моей семье».

Итог урока

(1 мин.)

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!


Литература

  1. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. - М.:ТЕРРА, 1992.

  2. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.

  3. Учебник «Основы православной культуры» для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Белкин, М.Ю.Грыжанкова; под ред.проф. Н.М.Арсентьева; Издат.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарева.-Саранск, 2006.

  4. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Со

брание сочинений: В 11ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.Л., 1948. С. 425-488.

  1. http://ichalki-blagovest.ru/wp-content/

























Приложение

Сообщение на тему:

«История церкви Святого Димитрия Митрополита Ростовского»

Изучая документы архивного фонда Нижегородской области мы выяснили, что церковь построена в 1777 году на средства прихожан и господина Приклонского. В 1889 году расширена в трапезной части. "Здание церкви деревянное на каменном фундаменте, с такой же колокольней в одной связи, крытая железом. Престолов в ней три: во имя Св. Димитрия Митрополита Ростовского Чудотворца, в трапезе теплой во имя Пр. Александра обители неусыпаемых, во имя Пр. Сергия Радонежского Чудотворца. По штату положены священник и псаломщик. Земли при церкви усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины, пахотной 59 десятин, 2130 кв. саженей. На церковной земле находятся церковно-приходская школа с 1885 г., дома священника и псаломщика. К приходу церкви относятся жители села Ульяновка, сельца Атманка, деревни Языковки, всего ок. 900 человек".

23 января 1918 года Советской властью был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому церковь лишалась прав юридического лица и владения собственностью, все ее учебные заведения закрывались, а религиозное обучение запрещалось даже на дому.

Репрессии не обошли стороной нашу церковь и ее священников. В конце 20-х годов, начинаются преследования на священников церкви имени Святого Димитрия Митрополита Ростовского Чудотворца - Глубинского Федора Ивановича и Раева Михаила Михайловича».

Раев Михаил михайлович в 1927 г.был приговорен всего к 6 годам заключения. В 1933 году освобожден.

Также в результате исследования нами был установлен адрес проживания Дупленкова Василия Александровича-сына священника Александра Фроловича. В настоящее время он проживает в городе Ставрополь. Из его воспоминаний: «.....Отвечаю, что знаю о священнике протоиерее Михаиле Михайловиче Раеве. Он был священником в Ульяновской церкви. Его отец-отец Михаил также был священником, а сын его Дмитрий Михайлович учился на врача в Московском институте...Отец Михаил был на выселении. Однажды он приехал в село Ульяновка и какое то время жил у учительницы пенсионерки Соколовой Евдокии Ивановны. Она была моей крестной. Об этом случае быстро узнали и его увезли в НКВД. Мой отец в это время оставался служить священником...»

Иная участь ждала Глубинского Федора Ивановича и Дупленкова Александра Фроловича.

Федор Иванович уроженец Нижегородской губернии. Жену Федора Ивановича звали Степанида Васильевна. У них было трое детей: сын Геннадий и две дочери. Также у Федора Ивановича было два брата, о которых Федор Иванович рассказывал очень мало. Из воспоминаний сторожил села «Федор Иванович был высокого роста, очень добрый, мог для каждого найти слова утешения…» Во время гражданской войны Федор Иванович был красноармейцем. Прошел через все виды и формы гонений как на священно церковнослужителя: лишения избирательских прав в 1923 году, три уголовных преследования. Третье уголовное дело для него оказалось последним в жизни.

Впервые Федор Иванович был арестован в 1931 году, когда решался вопрос о закрытии Никольской и Архангельской церквей села Ичалок. Он был обвинен в беспорядках, учиненных местным населением. Федор Иванович был приговорен к трем годам концлагерей.

Второй раз отца Федора арестовали в 1936 году, но за недоказанностью вины был отпущен. Но становилось все мрачнее и мрачнее. Власти не могли простить отцу Федору его стойкости в вере Христовой. Даже пройдя через концлагеря, он и не помышлял о том, чтобы оставить священческое дело.

В 1937 году отца Федора обвинили в антисоветской агитации. Выписка из справки:

«Справка на попа Голубинского Федора Ивановича 1901 года рождения, русского, женатого, судимого ранее за контрреволюционную деятельность, попа Ульяновской церкви, Оброченского сельсовета, проживающего в селе Ульянки Ичалковского района.

Глубинский Федор Иванович - поп Ульяновской церкви, настроен враждебно к существующей власти, проводит антисоветскую агитацию, пытаясь создать нездоровое явление среди граждан, как пример: 16 марта 1936 года с. Ульянки Оброченского сельсовета в своей квартире в группе церковников доказывал преимущества Гитлера, дискредитировал лично тов. Сталина.

Во второй половине марта 1936 года в своей квартире со своим единомышленником Беляковым вел пораженческую антисоветскую агитацию и говорил: «Война неизбежна, советская власть потерпит крах. В этом виноваты большевики. Если не будет большевиков, то будет Россией править сам Гитлер».

В апреле 1937г. в беседе с колхозниками говорил: «У Советской власти правды нет нигде. Вот вам факт. В колхозах вас дураков и то обманывают. Нет, вам нужно об этом требовать, как полагается. Если слушать не будут, то поступать надо решительно» В этом же году Федор Иванович был награжден Камилавкой

5 августа 1937 года Глубинский Федор Иванович был арестован и этапирован в Саранскую тюрьму, а 11 сентября был расстрелян. Эта же участь постигла и Дупленкова Александра Фроловича.

В 1935 году церковь была закрыта, а помещение было преспособлено под склад, хотя по документам архива - под школу. (Установлено по опросам сторожил).

Проведя опрос среди населения села Ульянок, было выявлено, что несмотря на запреты властей проповедовать православие, местные жители сохранили веру в своих сердцах. А фотографии местных священников на долгие десятилетия были поставлены в передний угол крестьянской избы - к иконе.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал