7


  • Учителю
  • Вне классное мероприятие 'Сергий Радонежский'

Вне классное мероприятие 'Сергий Радонежский'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Внеклассное мероприятие для


учащихся 10 класса


устный журнал " Святой Сергий - строитель


русской духовной культуры»"

работу выполнила:

учитель истории и обществознания

МБОУ Зазерской СОШ

Высочева Л.Е.


2013 - 2014 учебный год

Цели:

  1. На примере знакомства с жизнеописанием преподобного Сергия Радонежского способствовать возвращению системы духовно-нравственных ценностей и национальных традиций в современную школу.

  2. Воспитывать качества гражданственности, патриотизма, любви к Родине, чести и долга.

  3. Формировать умения, на основе исследовательской деятельности, систематизировать и анализировать знания, получаемые из исторических источников и художественной литературы.

  4. Формировать умения давать собственную оценку событиям, нравственным качествам исторической личности.

  5. Дать учащимся основные знания о созидательной деятельности Сергия Радонежского.

Задачи:

1. Духовное развитие учащихся на основе нравственных установок и моральных норм.

2. Способствовать принятию учащимися базовых национальных ценностей и духовных традиций.

3.Раскрыть философское понятие о роли личности в истории.

4.Дать оценку деятельности Сергия Радонежского на основе оценок современниками и современными историками.

5.Дать оценку нравственным качествам преподобного Сергия Радонежского: духовность, небывалое мужество, готовность служить во благо Отечеству.

6.Раскрыть историческое значение победы русского войска на Куликовом поле.

7.Показать роль церкви в борьбе против монголо-татарского ига, в объединении русского народа, подъеме патриотического движения.

Оформление: эпиграф к уроку, презентация, красочные плакаты с названиями страниц журнала. На доске икона Сергия Радонежского. В кабинете представлена выставка книг о Сергии Радонежском.

Подготовка к мероприятию: Учащиеся объединены в творческие группы. Каждая группа изучает историческую и художественную литературу и готовит выступление по одной из рубрик журнала. На основе выполненной исследовательской работы создаётся коллективная презентация.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. С современной позиции мы смотрим на роль личности в истории. Опасно переоценивать но и нельзя недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. С личностью мы отожествляем эпоху. Есть в русской истории знаковые фигуры, по которым мы можем проследить этапы развития нашей страны: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I… Именно они и создавали ту историю, которую мы сейчас знаем. Но есть человек, который не был ни политиком, ни воином, но повлиял на историю не меньше, а, может быть, даже и больше, чем князья и цари. Точнее даже сказать, продолжает влиять до сих пор. Это - Преподобный Сергий Радонежский. Своим чистым и светлым обликом Сергий привлек внимание как своих современников, так и далеких потомков.

Слайд 2


Эпиграф к уроку:

Без Бога нация - толпа,

Объединённая пороком;

Или слепа, или глуха,

Иль, что ещё страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом, -

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу.

Иеромонах Роман (Матюшин)


II. Выступление творческих групп учащихся.


  1. Рубрика « Житие Сергия Радонежского» (выступление учащихся первой творческой группы).

Слайд 3

Сергий Радонежский - известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Он является основателем Троице-Сергиевой Лавры, учителем и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Первым о Сергии написал Епифаний Премудрый, монах Троице-Сергиевой Лавры (Житие Сергия, 1392г.). Он 17 лет провел при Святом, был его учеником. Житие - главнейший источник наших сведений о Преподобном. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Своё произведение Епифаний Премудрый написал по личным впечатлениям, рассказам самого Сергия и рассказам близких к нему людей. Жизнь, деятельность и подвижнические труды Преподобного Сергия Радонежского протекали в период становления Московской Руси (княжение Ивана Калиты и Дмитрия Донского). Для князя Дмитрия Сергий Радонежский был ещё и духовным отцом.

Слайд 4

По древнему преданию, Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии. В крещении мальчик получил имя Варфоломей. Несмотря на то, что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребенок в семье - старше его был Стефан, младше - Петр.

Слайд 5

Сергий был особым почитателем и служителем Пресвятой Троицы, которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи в утробе своей благочестивой матери.

Слайд 6

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться. С детства он отличался глубоким благочестием и подвижничеством, но, как известно, учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи. Житие повествует о явлении отроку старца, вручившего ему святую просфору: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». После чего сразу стали заметны его успехи в учёбе.

Слайд 7

В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж. В Хотьковском монастыре они приняли монашеский постриг. Там они были и погребены после своей кончины. После смерти родителей Варфоломей со своим старшим братом Стефаном построили в Радонежском лесу на горе Маковец хижину и маленькую церковь во имя Святой Троицы.

Слайд 8

Стефан не вынес трудной жизни в лесу и ушел. Варфоломей остался один. Трудно было терпеть голод, холод. Волки выли вокруг его домика-кельи, голодные медведи ходили, нечистая сила страшными видениями старалась выгнать его из леса... Но Варфоломей все искушения (трудности) преодолевал молитвой.

Слайд 9

Через семь лет монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана. Это произошло 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха. 1337 год является датой основания Троицкого монастыря.

Слайд 10

Люди, услышав о подвижнике, приходили к нему за советом и молитвенной помощью. Некоторые строили кельи и селились рядом. Так устроился монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой.

2.Рубрика «Чудеса, совершённые при жизни» (выступление второй творческой группы).

Слайд 11

Сергий Радонежский был избранником Божиим и доказывал это своими великими поступками. Выполняя свою миссию, он давал людям великие знания о Боге, учил их выполнять Божьи заповеди, и ставил их на правильный путь. «…Приходили богомольцы, видели нищету пустынную, но видели благочестие и мир и благодать среди братии, и эта закваска благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно стало на Руси имя угодника Божия, и шли многие к нему с верою…».

Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сергий Радонежский умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много. Сам Святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре.

Слайд 12

Однажды он видел множество птиц, и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников.

Слайд 13

Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к Преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал его обрадованному отцу.

Слайд 14

Согласно Житию, во время совершения литургии Преподобному служил ангел. Однажды Святой Сергий Радонежский был удостоен видения Пресвятой Богородицы. Она явилась ему во время ночной молитвы и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, твоя молитва об учениках и об обители услышана. Отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Память явления Пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 24 августа/6 сентября.

Слайд 15

Из Жития Святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Преподобный выбрал место, окрестил его и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо - на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым.

Слайд 16

И родник этот источал чудеса - тот, кто с верой пил воду из него, тот исцелялся.

Слайд 17

Был такой чудесный случай из жизни Святого Сергия Радонежского. Однажды поздно ночью он читал о житии Богородицы, но внезапный порыв ветра затушил лампадку, которая была единственным источником света, позволяющим продолжать чтение. Тогда Сергий настолько воспылал духом своим, что книга, которую он читал, просияла небесным светом. Тогда Сергий смог прочитать о житии Богородицы без лампадного света.

Слайд 18

Как и многие святые, Сергий Радонежский был одарен от Бога даром провидения. Ведь именно он с помощью своего дара благославил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовым поле. Тогда Сергий предсказал великую победу русскому войску. Так и случилось - русское войско победило, а эта победа положила начало возмужанию Московской Руси, а вдохновителем ее стал великий святой Сергий Радонежский.

3.Рубрика «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский» (выступление третьей творческой группы).

Слайд 19

Жизнь, деятельность и подвижнические труды Преподобного Сергия протекали в период становления Московской Руси. Мир в период междоусобиц являлся одним из важнейших факторов стабильности и спокойствия в государстве. Сергий часто способствовал примирению враждовавших князей. Он умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца. Уважение к Преподобному пробуждало великого князя Дмитрия несколько раз обращаться к нему за помощью. Так, например, в 1365 году по поводу спора Дмитрия Константиновича Суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород. Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нём все церкви и принудил Бориса уступить брату. Или, например, в 1385 году Сергий Радонежский ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом.

Слайд 20

Благодаря Преподобному все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство великого московского князя - Дмитрия. Князь Дмитрий и Сергий Радонежский, собирая воедино на Девичьем поле в Коломне дружины русских князей, еще недавно враждовавших друг с другом, понимали, что эта битва станет решающим шагом к единению Руси. Победа на поле Куликовом закладывалась здесь - на Девичьем поле. Полки здесь были поставлены так, как должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя.

Слайд 21

Девичье поле - поле примирения и объединения, оно стало местом, «где замерла вражда» между русскими княжествами. Здесь же русские войска получили благословение от Преподобного Сергия Радонежского на предстоявшее сражение с татарским войском.

Слайд 22

В помощь великому князю Святой благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Дмитрию.

Слайд 23

Пророчество Преподобного Сергия Радонежского исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле. Это событие положило начало освобождению Русской земли от татарского ига. С Куликова поля возвращался с победой уже единый русский народ. Во время сражения Преподобный Сергий Радонежский вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Князь Дмитрий Иоаннович глубоко почитал своего духовного отца - Преподобного Сергия Радонежского, который также являлся крестным отцом его сыновей.

Слайд 24

После победы над татарами Дмитрий Иоаннович стал именоваться «Донским», а к Сергию он проникся еще большим уважением и пригласил его скрепить духовное завещание, согласно которому устанавливался новый порядок престолонаследия - от отца к старшему сыну. До этого престол наследовал старший в роду. А ещё Сергия Радонежского связывала тесная дружба с митрополитом Алексием, который в то время являлся главой Русской митрополии. Алексий часто возлагал на Преподобного важные полномочия и готовил его своим преемником, однако Сергий отказался от данного избрания.

4. Рубрика «Основание Троице - Сергиева лавры» (выступление четвёртой творческой группы).

Слайд 25

Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. На первых порах новооснованный монастырь был крайне беден; в нём было всего двенадцать братий, и по скудности средств к содержанию более этого числа братии не допускалось; положено было правилом принимать нового брата только тогда, когда выбудет кто - нибудь из числа двенадцати. Богослужение нередко отправлялось у них при свете берёзовой лучины, а иногда литургия не могла совершаться по недостатку вина. Игумен однако строго запретил ходить и просить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных, деяний.

Слайд 26

Через некоторое время положение монастыря улучшилось. Туда пришёл из Смоленска архимандрит Симон. Он принёс с собой значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. В 1392 году Преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Это крупнейший памятник старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
Слайд 27

Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула Лавры.

Слайд 28

Троице-Сергиева Лавра является духовным центром нашего Отечества, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения - в 1993 г. этот ансамбль был поставлен под охрану ЮНЕСКО. Это центр паломничества и туризма мирового масштаба. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев-Посад, для того, чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками, в одном из которых покоятся мощи его основателя.

5.Рубрика «Основание монастырей» (выступление учащихся 5 творческой группы).

Независимо от общего аскетического духа, всегда господствовавшего на Руси, в XIV веке были причины, способствовавшие распространению и процветанию монашества. Во - первых, монгольские ханы оградили своими грамотами не только духовенство, но вообще людей принадлежащих к церковному ведомству. Тогда было заманчиво быть причисленным к церкви; это был единственный путь к спокойной жизни. Во - вторых, другая временная причина, увлекшая многих к монашеству. Это была страшная заразная болезнь, опустошавшая несколько раз русские земли. Третья причина - это обычай. Русский человек, чувствуя приближение смерти, думал загладить свои грехи пострижением в монахи. А в то время никто не мог быть уверен, что на другой день не подвергнется внезапной смерти, поэтому многие и в молодые годы поступали как отцы их: постригались в монахи и отдавали в монастыри свои имущества. Таким образом, пример одних увлекал других; усилившееся стремление в XIV веке к основанию монастырей стало обычаем на долгое время.

Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатого и влиятельного монашеского общества. Учениками и духовными друзьями Преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей. Вот лишь некоторые из них.


Слайд 29

Андро́ников монастырь основан в митрополитом как митрополичий монастырь, назван по имени первого - Андроника, ученика . Согласно сведениям, в Киевский митрополит по пути в попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или , в день которого он благополучно достигнет бухты . День пришёлся на празднование .

Слайд 30

Сиимонов Успенский монастырь - мужской монастырь, основанный в вниз по течению учеником и племянником св. прп. - . Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования он не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в был разорен и разрушен едва не до основания. В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя (старшего брата ), который имел здесь собственную келью для уединения.

Слайд 31

Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», сам выбрал место для обители. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли - крупное торговое село Ростовского уезда , центр . В слободы из владения монастыря были переданы своему фавориту графу . В праздник у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

Слайд 32

Зачатейский Высоцкий монастырь основан серпуховским князем по благословению в 1374 году. По приглашению князя Преподобный Сергий со своим учеником пешком приходят в Серпухов и выбирают место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено и Святой совершил на нем молитву. Для строительства обители Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика. Таково церковное предание.

Слайд 33

Голутвенский монастырь один из многих, возникших в результате подвижнической деятельности . Первым настоятелем считается ученик Сергия - .

Слайд 34

В 1397 году вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители (Кирилло- Белозерского монастыря). Московские князья поддерживали тесные связи с белозерской обителью. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников монаха , которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «». На рубеже XV и XVI вв. Кириллов монастырь был одним из главных центров движения .

Слайд 35, 35

Ферапонтов монастырь в течение 400 лет являлся одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров . Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия внесла в 2000 г. монастырь в список . В зданиях бывшего монастыря действует . Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения.

Слайд 37

Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан ростовским архиепископом в 1427 году в (на окраине города , на месте рождения Святого) спустя пять лет после обретения Преподобного Сергия.

Слайд 38

Высоко-Петровский монастырь - мужской в ; расположен на улице . Известен по письменным источникам с . Основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в 17-18 вв. В был закрыт . Деятельность монастыря возобновлена с .

Слайд 39

Свято-Благовещенский Киржачский монастырь отсчитывает свою историю с 1358 года. Обитель появилась в глухом месте, там иноки спасались от мирской суеты. Основателем Киржачского монастыря был великий подвижник Преподобный Сергий Радонежский. Согласно летописным источникам он на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки .

Слайд 40

Дата основания Хотьковского монастыря не известна. В годы в его стенах приняли монашеский постриг родители преподобные . Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии, их могилы стали главной местной святыней. Также, до ухода в пустынножитие в монастыре жил старший брат Сергия Стефан. Долгое время монастырь был достаточно бедным. В году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга - ежегодное продовольственное содержание.

III. Итог урока

Слайд 41

Ответить на вопросы кроссворда:

- Как называется крупный мужской монастырь?

- Имя основателя Троице - Сергиевой Лавры?

- Православный монах?

- Город, название которого является составляющей имени Преподобного Сергия?

- То же, что монастырь?

- Имя Сергия Радонежского до пострига в монахи?


Слайд 42

Учащиеся подводят итоги своей творческой деятельности:


Святой Сергий соединил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, построил монастырь, своими подвигами восстановил высокие идеалы монашеской жизни, напомнил христианам о цели их жизни - преображении своей души для вечной жизни с Богом.
В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой Лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом. По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... <�����������������������������������������������������������������������������������������������������������


Источники информации

Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М., ИЭОПГКО, 2006.

Розина О.В. Духовные основы русской культуры. Терминологический словарь. - М.: Наука и слово, 2009.

Православие от А до Я. Словарь-справочник./под ред. Е.О.Фоминой. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.

значение слова «обитель»

значение слова «инок»

значение слова «лавра»

звуковое сопровождение

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&fp

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?source=wiz&fp=0&uinfo=ww-1392

http://yandex.ru/msearch?text=%D1%86%D0%





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал