7


  • Учителю
  • Культура в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.

Культура в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Учитель истории СШ имени В.И. Пацаева

Успанова Марьям Жукесовна

Культура в Казахстане в 20-30-е гг. ХХ века

Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.


Цели изучения темы: создать условия для понимания общего развития культуры в Казахстане, учитывая негативные и позитивные тенденции развития.

Развивающая:. - отработать навыки выделения главного от косвенного, составления методов наглядной конкретизации мыслительных операций.

Обучающая: создать условия для формиро­вания знаний о развитии культуры в Казахстане в пери­од 1920-1930 гг., а также условий для запоминания дат и названий, относящихся к вопросам культуры.

Воспитательная: создание условий для воспита­ния потребности в самостоятельном мышлении.

Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты. Глоссарий

Тип урока: можно провести занятие в форме лекции или в виде комбинированного занятия.


Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности.

Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет.

Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи.

Однако большая часть школ



работала в неприспособленных Единых учебных

помещениях, программ не было,

99% казахских школ вообще не практически не было учебников

имело своих зданий


Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.


Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования


МЕРЫ:

  1. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению

  2. в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование.

  3. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников.

  4. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

  5. ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

  6. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

  7. удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую.

  8. начала развиваться система высших учебных заведений.

  • В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет.

  • В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева.

  • В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт

  • в 1930 - сельскохозяйственный.

  • В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби).

  • В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.
    На­ука Ка­захс­та­на
    1920-1930-е гг - пе­ри­од ста­нов­ле­ния на­уки Ка­захс­та­не. В 1932 г. соз­да­на Ка­захс­тан­ская ба­за Ака­демии на­ук СССР, ко­торая пер­во­началь­но име­ла в сво­ем сос­та­ве два сек­то­ра - зо­оло­гичес­кий, бо­тани­чес­кий и Бо­тани­чес­кий сад в Ал­ма-Ате.
    В 1936 г. с ба­зой слил­ся Ка­захс­кий на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ский инс­ти­тут на­ци­ональ­ной куль­ту­ры, вклю­чав­ший сек­то­ры ка­захс­ко­го язы­ка и ли­тера­туры, на­род­но­го твор­чест­ва.
    На­уч­ное изу­чение Ка­захс­та­на.
    Боль­шой вклад в изу­чение зем­ных недр и по­лез­ных ис­ко­па­емых внес­ли ге­оло­гичес­кие экс­пе­диции АН СССР с учас­ти­ем та­ких вы­да­ющих­ся со­ветс­ких уче­ных, как А. Е. Ферс­ман, Н. Г. Кас­син, М. П. Ру­саков, С. С. Не­уст­ро­ев, И. М. Кра­шен­ни­ков, Р. А. Бо­рука­ев, А. А. Га­пе­ев. Изу­чалисьАчи­сай­ское свин­цо­вое мес­то­рож­де­ние, Ка­раган­динс­кое и Эки­бас­тузс­кое уголь­ные мес­то­рож­де­ния, Эм­бенс­кий неф­тя­ной ре­ги­он. В 1926-1927 гг. комп­лек­сная экс­пе­диция АН СССР осу­щест­ви­ла ста­тис­ти­ко-эко­номи­чес­кое, поч­венно-бо­тани­чес­кое, ге­оло­гичес­кое, гид­ро­ге­оло­гичес­кое обс­ле­дова­ние все­го Ка­захс­та­на.
    В 1926 г. М. Е. Мас­сон про­из­во­дил рас­копки в Аулие-Ате, на мес­те древ­не­го го­рода Та­раз. На­уч­ные сес­сии Уче­ного Со­вета
    Ка­захс­тан­ской ба­зы АН СССР, пос­вя­щен­ные комп­лек­сно­му ис­поль­зо­ванию при­род­ных бо­гатств Ал­тай-Ир­тышс­ко­го, Джез­казга­но-Улу­та­ус­ко­го районов.
    В но­яб­ре 1935 г. - про­ходи­ла на­уч­ная сес­сия АН СССР, пос­вя­щен­ная проб­ле­мам раз­ведки Ура­ло-Эм­бенс­ко­го района. Вы­воды уче­ных по за­пасам ре­сур­сов Ка­захс­та­на:

  1. Пер­вое мес­то - по за­пасам цвет­ных ме­тал­лов, ба­ритов и сурь­мы;

  2. Вто­рое мес­то - по неф­ти;

  3. Третье мес­то - по уг­лю. В пос­ле­ду­ющие го­ды бы­ли отк­ры­ты ми­ровые за­пасы хро­митов, мощ­ное мес­то­рож­де­ние фос­фо­ритов.


На­уч­ные исс­ле­дова­ния уче­ных Ка­захс­та­на:

  1. В 1935 г. бы­ла из­да­на «Ис­то­рия Ка­захс­та­на с древ­ней­ших вре­мен», на­писан­ная про­фес­со­ром С. Ас­фенди­яро­вым;

  2. Обоб­ща­ющие тру­ды по проб­ле­мам ка­захс­ко­го язы­коз­на­ния и ли­тера­туро­веде­ния в 20-ЗО-е гг. бы­ли соз­да­ны С. Сей­фул­ли­ным, С. Му­кано­вым, А. Бай­тур­сы­новым, K. Жу­бано­вым;

  3. На­кану­не Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны в 57 на­уч­ных уч­режде­ни­ях Ка­захс­та­на (вклю­чая ву­зы) тру­дились бо­лее 1700 уче­ных;

  4. Рас­хо­ды по го­сударс­твен­но­му бюд­же­ту на на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ские уч­режде­ния по рес­публи­ке вы­рос­ли в 12 раз: с 1,2 млн. руб­лей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г.;

  5. Предп­ри­нима­лись ме­ры по соз­да­нию на­уч­ных уч­режде­ний.


Так, еще при Кир­ревко­ме (Каз­ревко­ме) бы­ла об­ра­зова­на Уче­ная ко­мис­сия, пре­об­ра­зован­ная за­тем в на­уч­ный от­дел. Поз­же на­уч­ный от­дел стал функ­ци­они­ровать при Нар­комп­ро­се. Бы­ли соз­да­ны кра­евой ар­хив, му­зей. По­яви­лись на­уч­ные уч­режде­ния: стан­ция за­щиты рас­те­ний, ве­тери­нар­но-бак­те­ри­оло­гичес­кий инс­ти­тут, инс­ти­тут удоб­ре­ний и аг­ро­поч­во­веде­ния.

В 1932 г. в Ал­ма-Ате бы­ла соз­да­на ста­ци­онар­ная ба­за Ака­демии на­ук СССР.

Ка­захс­кое со­ветс­кое ис­кусс­тво
1)В ян­ва­ре 1926 г. пос­та­нов­кой "Ен­лик-Ке­бекотк­рыл­ся пер­вый в рес­публи­ке на­ци­ональ­ный ка­захс­кий те­атр в Кы­зыл-Ор­де. Его возг­ла­вил та­лант­ли­вый дра­матург, ре­жис­сер и ак­тер Жу­матШа­нин (1891-1937). Пер­вую те­ат­раль­ную труп­пу сос­та­вили ар­тисты Е. Умур­за­ков, С. Ко­жам­ку­лов, К. Ба­дыров, К. Ку­аныш­ба­ев, А. Ко­ша­убаев, И. Бай­за­ков. Пер­вые пос­та­нов­ки те­ат­ра - пьесы С. Сей­фул­ли­на «Крас­ные со­колы», Ж. Ша­нина «Ар­ка­лык ба­тыр», Б. Май­ли­на «Шан­шармол­да» («Хит­рый мул­ла»). Ре­пер­ту­ар из ми­ровой клас­си­ки сос­та­вили пьесы «Же­нить­ба» и «Ре­визор» Н. В. Го­голя, «Мя­теж» Д. А. Фур­ма­нова, «Отел­ло» У. Шекс­пи­ра. Круп­ны­ми со­быти­ями в жиз­ни те­ат­ра ста­ли премьеры спек­таклей по пьесе Г. Мус­ре­пова «Ко­зы-Кор­пеш и Ба­ян су­лу» и пьеса М. Ауэзо­ва и Л. Со­боле­ва «Абай» (1940 г.). В 1937 г. те­ат­ру бы­ло прис­во­ено на­име­нова­ние Ка­захс­кий Ака­деми­чес­кий те­атр дра­мы.
2)В 1933 г. в Ал­ма-Ате был ор­га­низо­ван пер­вый в ис­то­рии на­рода уй­гурс­кий му­зыкаль­но-дра­мати­чес­кий те­атр. В его ре­пер­ту­аре проч­ное мес­то за­няла пьеса Ж. Аси­мова и А. Са­дыро­ва «Анар­хан». В 1937 г. в Кзыл-Ор­де отк­рыл­ся ко­рей­ский те­атр. На­иболь­ший ус­пех име­ла му­зыкаль­ная дра­ма «Чуп­хин-дон» Д. И. Дон-Има.

3)В ян­ва­ре 1934 г. был отк­рыт Ка­захс­кий го­сударс­твен­ный му­зыкаль­ный те­атр, ны­не Ка­захс­кий Ака­деми­чес­кай те­атр опе­ры и ба­лета име­ни Абая. Премьера те­ат­ра - опе­ра «Ай­ман-Шол­пан». Толь­ко в пер­вом се­зоне спек­такль был по­казан бо­лее 100 раз. Пер­вой ка­захс­кой опе­рой ста­ла «Кыз-Жи­бек» Е. Бру­силовс­ко­го.
Ам­реКа­ша­убаев по­корил сво­им мо­гучим та­лан­том прос­ве­щен­ных зри­телей Ев­ро­пы: в 1925г. На Все­мир­ной выс­тавке де­кора­тив­ных ис­кусств в Па­риже во Фран­ции, а в 1927 г. на Все­мир­ной му­зыкаль­ной выс­тавке во Франк­фур­те-на-Май­не в Гер­ма­нии. В мае 1938 г. сос­то­ялась пер­вая де­када ка­захс­ко­го ис­кусс­тва в Моск­ве, где бы­ли по­каза­ны опе­ры «Кыз-Жи­бек», «Жал­быр». По­чет­но­го зва­ния на­род­ной ар­тист­ки СССР бы­ла удос­то­ена К. Бай­се­ито­ва.

4)В 1934 г. был соз­дан Ка­захс­кий го­сударс­твен­ный ор­кестр име­ни Кур­манга­зы. Пер­вым ру­ково­дите­лем стал из­вест­ный ком­по­зитор А. К. Жу­бано­вым.

5) В 1936 г. отк­ры­лась фи­лар­мо­ния име­ни Джам­бу­ла.
6)Мно­гое сде­лал для раз­ви­тия му­зыкаль­но­го ис­кусс­тва эт­нограф и ком­по­зитор А. В. За­та­евич. Он за­писал бо­лее 2300 на­род­ных пе­сен и кю­ев и опуб­ли­ковал: в 1925 г. сбор­ник «1000 пе­сен кир­гизс­ко­го (ка­захс­ко­го) на­рода»; в 1931 г. - сбор­ник «500 пе­сен и кю­ев ка­захс­ко­го на­рода». В 1932 г. А. В. За­та­евич был удос­то­ен зва­ния «На­род­ный ар­тист Ка­захс­та­на». Вос­торжен­но от­зы­вались о ком­по­зито­ре пи­сате­ли М. Горь­кий и Ро­мен Рол­лан. Со­ветс­кий уче­ный-му­зыко­вед Б. В. Асафьев спра­вед­ли­во счи­тал труд «1000 ка­захс­ких пе­сен» цен­ней­шим па­мят­ни­ком ве­ковой, а мо­жет быть и ты­сяче­лет­ней куль­ту­ры.


7)
Цент­ром ка­захс­кой про­фес­си­ональ­ной жи­вопи­си ста­ла мас­терс­кая П. Г Хлу­дова. Од­ним из его уче­ников был пер­вый ху­дож­ник-ка­зах Абыл­ханКас­те­ев, впос­ледс­твии на­род­ный ху­дож­ник Ка­захс­та­на.
8)В 1930-е го­ды за­роди­лось ки­но­ис­кусс­тво Ка­захс­та­на. У его ис­то­ков сто­яло Ал­ма-Атинс­кое от­де­ление трес­та «Вос­токки­но», вы­пус­тившее ряд до­кумен­таль­ных «На джай­ляу», «Турк­сиб» и не­мых ху­дожест­вен­ных филь­мов «Пес­ни сте­пей», «Джут», «Тай­на Ка­ратау». В 1934 г. в Ка­захс­та­не бы­ла отк­ры­та пер­вая сту­дия ху­дожест­вен­ных филь­мов, а в 1938 г. «Лен­филь­мом» снят пер­вый ка­захс­кий зву­ковой фильм «Аман­гель­ды».
Ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура
Осо­бое мес­то в куль­тур­ном нас­ле­дии этих лет за­нима­ет ка­захс­кая ли­тера­тура. Она скла­дыва­лась как часть мно­гона­ци­ональ­ной со­ветс­кой ли­тера­туры. У ее ис­то­ков сто­яли С. Сей­фул­лин, А. Бай­тур­сы­нов, Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, М. Жу­маба­ев, Б. Май­лин, И. Жан­су­гуров, С. Му­канов, Г. Мус­ре­пов и дру­гие.
Пев­ца­ми Ок­тября, сво­боды ста­ли С. Сей­фул­лин, М. Жу­маба­ев. Боль­шой по­пуляр­ностью сре­ди ре­волю­ци­он­ной ка­захс­кой мо­лоде­жи поль­зо­валось сти­хот­во­рение С. Сей­фул­ли­на «Мар­сельеза ка­захс­кой мо­лоде­жи». В 1927 г. в ис­то­рико-ре­волю­ци­он­ном ро­мане «Тар жол, тай­гакке­шу» («Труд­ный путь, опас­ный пе­реход») С. Сей­фул­лин опи­сал по­ложе­ние ка­захс­ко­го на­рода во вре­мя на­ци­ональ­но-ос­во­боди­тель­но­го дви­жения 1916 г., Фев­раль­ской и Ок­тябрь­ской ре­волю­ций, в пе­ри­од граж­данс­кой вой­ны. В сти­хот­во­рении «Сво­бода» (1918 г.) М. Жу­маба­ев вос­пе­ва­ет про­летарс­кую ре­волю­цию, поз­во­лив­шую восп­ря­нуть ду­хом «всем го­лод­ным и обез­до­лен­ным», а в сти­хот­во­рении «Крас­ный флаг» по­эт раск­ры­ва­ет пре­емс­твен­ность ре­волю­ции с иде­ала­ми на­ци­ональ­но-ос­во­боди­тель­но­го дви­жения Азии.
Ка­захс­кая со­ветс­кая по­эзия в те го­ды по­пол­ни­лась про­из­ве­дени­ями и по­эма­ми С. Сей­фул­ли­на «Со­ветс­тан», «Кок­ше­тау»; С. Му­кано­ва «Су­лушаш»; И. Жан­су­гуро­ва «Ку­лагер»; И. Бай­за­кова - «Ку­ралайсу­лу».
Ка­захс­кая со­ветс­кая про­за обо­гати­лась та­кими ху­дожест­вен­ны­ми про­из­ве­дени­ями: Б. Май­ли­на - «Аза­матАза­матыч»; Ж. Ай­ма­уыто­ва - «Карт­ко­жа»; С. Му­кано­ва - «Жұмбакжа­лау» («За­гадоч­ное зна­мя»); М. Ауэзо­ва «Қараш-қарашоқиғасы» («Выст­рел на пе­рева­ле Ка­раш»); С. Еру­ба­ева - «МеніҚұрдас­та­рым» («Мои ро­вес­ни­ки»); Г. Мус­та­фина - «Өмір мен Өлім» («Жизнь и смерть»).
Ог­ромные ус­пе­хи дос­тигну­ты в ка­захс­кой дра­матур­гии: «Ай­ман-Шол­пан», «Тун­ги са­ры н» («Ноч­ные рас­ка­ты») М. Ауэзо­ва;. «Жал­быр» Б. Май­ли­на; «Кыз-Жи­бек», «Ко­зы-Кор­пеш и Ба­ян су­лу» Г. Мус­ре­пова; «Ман­сапкор­лар» («Карьерис­ты»), "Ел кор­га­ны («Оп­лот на­рода») Ж. Ай­ма­уыто­ва и др.
В кон­це 1920-х и в 1930-е гг. в ка­захс­кую ли­тера­туру приш­ла та­лант­ли­вая твор­ческая мо­лодежь: Г. Ор­ма­нов, А. Та­жиба­ев, Ж. Сыз­ды­ков, Ж. Са­ин, А. Сар­сенба­ев, К. Аман­жо­лов, Т. Жа­роков. А. Джу­мага­ли­ев, Д. Аби­лев, Х. Бек­хо­жин.
Обо­гати­лась яр­ки­ми про­из­ве­дени­ями по­эзия ка­захс­ких акы­нов. Вол­ну­ющие пес­ни и по­эмы о ре­волю­ции, со­ветс­кой От­чизне, сво­боде, гу­маниз­ме, люб­ви соз­да­ли вы­да­ющиеся ка­захс­кие акы­ны Нур­пе­исБай­га­нин, Ша­шубайКош­карба­ев, ИсаБай­за­ков, Жам­был Жа­ба­ев.
Мно­гона­ци­ональ­ная со­ветс­кая ли­тера­тура Ка­захс­та­на по­пол­ни­лась про­из­ве­дени­ями: И. П. Шу­хова, ав­то­ра ши­роко из­вест­ных ро­манов «Горь­кая ли­ния» и «Не­нависть», вы­соко оце­нен­ных А. М. Горь­ким. На те­му кол­лекти­виза­ции на­писал ро­ман «Се­ло за ту­мана­ми» Ма­mэЗал­ка. Ре­алис­ти­чес­кие ху­дожест­вен­ные про­из­ве­дения бы­ли соз­да­ны уй­гурс­ки­ми пи­сате­лями и по­эта­ми. Пев­ца­ми сра­жа­юще­гося на фрон­тах граж­данс­кой вой­ны на­рода ста­ли Б. Из­то­лин, Б. Джа­нике­шев.
Ве­лик вклад ка­захс­ких пи­сате­лей в про­цесс вза­им­но­го обо­гаще­ния ли­тера­тур: МЖу­маба­ев пе­ревел про­из­ве­дения Ге­те, Гей­не, М. Горь­ко­го, В. Ива­нова, Д. Ма­мина-Си­биря­ка; А. Бай­тур­сы­нов - пе­ревел бас­ни И. А. Кры­лова; Ж. Ай­ма­уытов - А. С. Пуш­ки­на, М. ЮЛер­монто­ва, Ф. Шил­ле­ра, Г. Ту­кая, про­летарс­кий гимн «Ин­терна­ци­онал».
Ис­кусным пе­ревод­чи­ком про­явил се­бя А. Бу­кей­ха­нов, ли­дер ка­захс­кой до­рево­люци­он­ной ин­телли­ген­ции.
Од­на­ко про­цесс раз­ви­тия ка­захс­кой ли­тера­туры был бы пол­нее, ес­ли бы не ста­линс­кие реп­рессии 1930-х гг. Им под­верг­лись Ж. Ай­ма­уытов, М. Ду­латов, А. Бай­тур­сы­нов яко­бы за учас­тие в под­поль­ной ор­га­низа­ции, ру­ково­димой М. Ду­лато­вым. 4 ап­ре­ля 1930 г. кол­ле­гия ОГ­ПУ Ка­захс­кой АССР при­гово­рила к расс­тре­лу од­но­го из ос­но­вопо­лож­ни­ков ка­захс­кой со­ветс­кой ли­тера­туры Жу­суп­бе­каАй­ма­уыто­ва. В ап­ре­ле 1930 го­да М. Ду­латов ре­шени­ем кол­ле­гии ОГ­ПУ был осуж­ден к расс­тре­лу с за­меной на 10 лет зак­лю­чения по ст. 58 УК РСФСР, скон­чался в Со­ловец­ком ла­гере 5 ок­тября 1935 го­да. А. Бай­тур­сы­нов был выс­лан в Ар­хангель­скую об­ласть. В 1934 г. по хо­датай­ству Е. Пеш­ко­вой, ра­ботав­шей тог­да в ко­мис­сии Крас­но­го Крес­та, А. Бай­тур­сы­нов был ос­во­бож­ден, но 8 ок­тября 1937 г. был вновь арес­то­ван по лож­но­му об­ви­нению и расс­тре­лян.
Но нес­мотря на де­фор­ма­цию идей со­ци­ализ­ма, ка­захс­кая со­ветс­кая ли­тера­тура рос­ла и му­жала, обо­гаща­ясь луч­ши­ми тра­дици­ями ми­ровой, в том чис­ле ка­захс­кой ли­тера­туры.
Рос­ла сеть куль­тур­но-прос­ве­титель­ных уч­режде­ний и мас­со­вых биб­ли­отек, клуб­ных уч­режде­ний.
Ши­роко прак­ти­кова­лись куль­тэ­шело­ны, куль­тбри­гады. В 1934 г. в Ал­ма-Ате был отк­рыт биб­ли­отеч­ный тех­ни­кум. При пе­даго­гичес­ких тех­ни­кумах в Ураль­ске и Се­мипа­латинс­ке отк­ры­ты - биб­ли­отеч­ные от­де­ления, в Усть-Ка­мено­горс­ке - та­кое же от­де­ление при по­литп­рос­веттех­ни­куме.
В 1930 г. в рес­публи­ке бы­ло 290 мас­со­вых биб­ли­отек, а в 1939 г. - 3304. В 1939 г. в Ал­ма-Ате бы­ла отк­ры­та Го­сударс­твен­ная пуб­личная биб­ли­оте­ка им. А. С. Пуш­ки­на (ны­не На­ци­ональ­ная биб­ли­оте­ка Рес­публи­ки Ка­захъ­стан). В рес­публи­ке дей­ство­вало 5237 до­мов куль­ту­ры и клу­бов, из них 4908 на­ходи­лись в аулах и се­лах. В 1939 г. име­лось 38 те­ат­ров, в том чис­ле свы­ше 20 кол­хозно-сов­хозных и 1104 ки­но­ус­та­нов­ки.
В то же вре­мя 1920-1930-е гг. - это слож­ный пе­ри­од в ис­то­рии куль­ту­ры Ка­захс­та­на, пос­коль­ку по­мимо дос­ти­жений в об­ласти об­ра­зова­ния и на­уки, а так­же ус­пе­хов в ли­тера­туре, ис­кусс­тве, он имел не­гатив­ные пос­ледс­твия. В 1939 г. гра­мот­ность на­селе­ния всей рес­публи­ки дос­тигла 65 %, сре­ди ка­захс­ко­го на­селе­ния - 40 %. А к 1940 г. лик­ви­дация нег­ра­мот­ности сре­ди тру­дос­по­соб­но­го на­селе­ния в ос­новном бы­ла за­вер­ше­на. Но, с дру­гой сто­роны, это бы­ли го­ды, ког­да вы­хола­щива­лась на­ци­ональ­ная куль­ту­ра, она от­ры­валась от сво­их ис­то­ричес­ких кор­ней, дос­ти­жений ми­ровой ци­вили­зации. Это бы­ло вре­мя, ког­да вол­ны реп­рессий то­тали­тар­но­го ре­жима од­на за дру­гой унич­то­жали мно­гих предс­та­вите­лей ка­захс­кой ин­телли­ген­ции.


По­ложи­тель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

  1. Вы­сокий темп лик­ви­дации нег­ра­мот­ности;

  2. Осу­щест­вле­ние все­об­ще­го обя­затель­но­го на­чаль­но­го об­ра­зова­ния;

  3. Сфор­ми­рова­ние про­фес­си­ональ­ной сис­те­мы об­ра­зова­ния;

  4. Фор­ми­рова­ние но­вых от­ря­дов ин­телли­ген­ции;

  5. Ста­нов­ле­ние куль­тур­ных оча­гов.

От­ри­цатель­ные ас­пекты в об­ласти куль­тур­но­го стро­итель­ства:

  1. Тер­рор и ист­реб­ле­ние на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции;

  2. То­тали­тар­ноеиде­оло­гизи­рова­ние куль­ту­ры на­рода;

  3. От­сутс­твие по­нятия «на­ци­ональ­ная куль­ту­ра» и за­мена его по­няти­ем «ин­терна­ци­ональ­ная куль­ту­ра».



Закрепление. Устный фронтальный опрос..

1. Каков вклад дореволюционной интеллигенции в культурное строительство республики?

2. Каковы были достижения в сфере народного образования?

3. Дайте краткую характеристику процесса становления и развития науки Казахстана.

* 4. Назовите основные тенденции в развитии культуры в рас­сматриваемый период.

Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного было на уроке?

Домашнее задание: параграф 14 внимательно читать. Выучить даты, глоссарий




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал