- Учителю
- Урок 'Бытовая культура восточных славян'
Урок 'Бытовая культура восточных славян'
Бытовая культура восточных славян
Цель урока: способствовать формированию чувства национального достоинства в процессе ознакомления с традиционной национальной культурой и бытом.
Это занятие по изучению темы "Жилище", оно имеет большое значение для изучения быта и художественной культуры народа, т.к. все виды искусства "вышли" из стен жилища. Человек должен иметь крышу над головой, чтобы успешно заниматься любой деятельностью, в том числе и художественной. Поэтому архитектура - главный вид искусства в художественной культуре.
Сегодня мы поговорим о жилище - том месте, где наши предки отдыхали, спали, согревались и готовили себе пищу. Это - изба. Изначально в русском языке изба - это просто деревянный сруб о четырех стенах. И до наших дней, когда мы говорим об избе, имеем в виду любой бревенчатый крестьянский дом.
Откуда же мы узнаём сведения о старинных жилищах? Почему до нас практически не дошли подлинные крестьянские деревенские постройки возрастом более чем 100-150 лет? Главным врагом деревянных построек является огонь. Редкий год на Руси обходился без пожара - большого или маленького. Иногда выгорали дотла крупные города. Кроме того, дерево подвержено гниению, особенно в нижней части здания, где оно соприкасается с влажной почвой. Разрушают древесину и различные насекомые, в первую очередь - жучки-древоточцы.
Сведения о древних избах дает нам устное народное творчество. Песни, сказки, пословицы и загадки дают обширный материал для реконструкции условий жизни в древности, разъясняют значение тех или иных предметов. Часто действие сказок и былин проходит прямо в избе. Вспомните: великий богатырь Илья Муромец просидел на печи тридцать лет и три года. Это значит, что на печи - в самом теплом месте - размещались больные и...
Вспомним фрагменты разных сказок:
«Жил-был старик, было у него три сына. Третий сын Иван - дурак ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался».
«Лежи, бабушка, на печи, - говорит царевич Бабе-Яге, - я и сам всё сделаю.
Воды наносил, дров наколол, баньку истопил, пол вымел...»
Подумайте, кто мог постоянно сидеть на печи?
Учащиеся делают вывод, что на печи сидели и лежали престарелые люди, уже неспособные трудиться, а также лентяи («Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал…»).
Часто люди уходили из своих домов, и те разрушались: стены обваливались, крыша падала внутрь, нижняя часть жилища сохранялась. На основании этих остатков археологи восстанавливают реально существовавшие еще в прошлом тысячелетии здания. Посмотрите на рис. 1 и 2.
Строение, изображенное на рис. 1 (полуземлянка южной лесостепной зоны Руси в XI в.), более чем на треть заглублено ниже уровня почвы; его стены - тонкие, они сделаны не из бревен, а из горбылей (половинки бревен), обсыпаны землей. Земляными были и пол, и крыша, которая поддерживается столбом. К двери надо спускаться по выкопанным в земле ступенькам.
На рис. 2 мы обнаруживаем полноценный сруб, стоящий на поверхности. На нижних венцах (так называется один ряд бревен в срубе) уложен пол из досок. Кровля не земляная, но покрыта соломой и лежит непосредственно на бревнах сруба. Справа видно что-то вроде крытого крыльца. Чтобы попасть к двери, нужно подняться на крыльцо.
Вывод. Предшественником избы является наземная срубная постройка на рис 2.
Теперь, когда мы уяснили разницу между двумя типами двух древнейших русских построек, давайте решим: почему жилище, изображенное на рис. 1, было распространено в южной, лесостепной, зоне, а то, что мы видим на рис. 2, - в северной, лесной?
Рис. 1
Ученики находят причины различий в климате: на юге значительно теплее и земля не промерзает на большую глубину. Там же менее топкая почва, и землянку не заливает водой в период дождей. Наконец, на юге нет такого количества строевого леса хвойных пород: сосны и ели, из которых делаются северные срубы.
Рис. 2
Южная полуземлянка на столбах развилась затем в тип украинской хаты или мазанки - земляной, глинобитной, со стенами из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Стены жилища закрывали его обитателей от ветра и охраняли их нехитрое имущество, крыша защищала от осадков - дождя и снега. Тепло давал огонь. Мы знаем, что первобытные люди грелись у простых костров. Затем появился очаг - костер, обложенный по периметру крупными камнями. Еще позже возникли разные типы ранних печей: каменка, глинобитная, земляная - вырытая как пещера прямо в грунте. В южной полуземлянке печь глинобитная, т.к. на юге много глины; а в северных избах печь - каменка. Обратите внимание на отверстие в задней стене сруба на рис. 2 - это волоковое окно (вырезанный кусок бревна в венце) для выхода дыма. Печи топились «по - черному», т. е. дым выходил прямо в избу, т. к. труб не было. По мере надобности окно закрывалось этим самым чурбаком.
Из книги Антона Чехова «Мужики»
« ... бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится».
В описании избы он упоминает, что «бревна в стенах лежали криво». И действительно: самые прямые деревья, из которых делаются бревна, постепенно сужаются к концу. Обтесывать их по меньшему диаметру - работа долгая и трудоемкая.
Как, по-вашему, надо подбирать бревна, чтобы сруб не получился кривым?
Школьники могут сообразить, что толстая (комлевая, от слова комель) часть верхнего бревна клалась на тонкую (вершинную) часть нижнего - и наоборот. Так достигалась ровная укладка стены в целом. Соприкасающиеся друг с другом поверхности бревен в стенах сруба обтесывались так, чтобы получилась гладкая поверхность. Это занимало много времени и требовало высокой квалификации строителей. Между тем крестьяне строили дома сами, да и дерево со временем усыхало, образуя щели между бревнами. Этот дефект научились исправлять. Существовала даже поговорка: «Кабы не клин, да не мох - плотник бы сдох».
Щели между бревнами конопатились сухим мхом. При помощи клиньев вколачивались уплотнения мха между венцами сруба.
В настоящее время для этих целей используется пакля, которую забивают сразу при строительстве, а затем - через год, когда бревна окончательно «усядутся на свои места».
Строительство дома имело глубокий смысл. Значение придавалось выбору времени начала работ, места, строительного материала.
Очень важен был исходный материал - лес, который крестьяне заготавливали сами. Делалось это обычно зимой или в начале весны, пока «дерево спит и лишняя вода в землю ушла», пока можно еще вывезти бревна санным путем. Интересно, что и теперь специалисты рекомендуют проводить заготовку леса для бревенчатых рубленых стен зимой, когда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Материал для строительства жилья заготавливали либо сами будущие хозяева, либо нанятые мастера-плотники.
В случае «самозаготовки» часто привлекались родственники и соседи - такой обычай, исстари существовавший в русских деревнях, назывался помочью (толокой). На толоку собиралась обычно вся деревня.
Для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево - всё равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить? Рубя деревья, славяне винились перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, предлагали им угощение, а сами постились.
Подбирали деревья очень тщательно: подряд, без разбору, не рубили - берегли лес. Была даже такая примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубить в этот день. Бытовали и строго выполнялись и специфические запреты на рубку леса, связанные с народными поверьями.
Для дома не годилось скрипучее дерево - в нем плачет душа замученного человека.
Ни в коем случае нельзя было рубить почитаемые (священные) деревья в «священных» рощах, никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле, старое дерево (грешно отнимать у патриарха право на естественную смерть). Грехом считалось отнимать жизнь у "молодика"- молодого, недозрелого леса. В этих случаях мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья.
Деревья с аномалиями развития - большим дуплом, вросшим в ствол камнем, с удивительным переплетением корней - также рубке не подлежали: "Не такие, как все" - мало ли какая сила могла в них затаиться.
Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Такие деревья для наших предков не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти. Запрет налагался на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, «на полночь», эту сторону наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом. Нельзя было использовать и дерево, зависшее в кронах других деревьев - считалось, что в доме из такого леса жильцов ожидают серьезные неприятности, болезни и даже смерть.
Существовал запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. Садовые деревья для наших предков были едва ли не членами семьи. Отзвуки подобных представлений прослеживаются в русских сказках: там с плодовыми деревьями разговаривают, советуются, ухаживают и в ответ на ласку ждут урожая.
Перед рубкой у дерева просили прощения, а вернувшись из леса, непременно следовало попоститься и тщательно вымыться, чтобы души деревьев не разыскали обидчика.
Бревна для строительства дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см), а для нижних венцов сруба - и более толстые, до десяти вершков (44 см). Нередко в договоре указывалось: «А меньше семи вершков не ставить».
Твердая древесина плохо поддавалась удару топора, и поэтому зимой срубали только сучья.
Бревна вывозили в селение, где они лежали до весны, после чего стволы ошкуривали, т.е. снимали, соскабливали оттаявшую кору. Главными орудиями строителя избы были топоры.
Тщательно выбирали и место для дома. Место, конечно же, должно быть "добрым". Не строили на заброшенной дороге (так как по ней уйдут достаток, жизнь и здоровье), там, где раньше стояла баня: банный дух Банник мог проникнуть в новую избу и обижать жильцов, где пролилась кровь, - это худые, плохие места. Спорный участок так же не подходил: в таком доме ладу не будет. Верным признаком "недоброго" места были найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если в этом месте кто-то поранился, сломалась телега, опрокинулся воз, хищники задрали животное, строиться опасались, считая эти места "недобрыми".
Не строили жильё на месте сожжённого молнией дома, оставленного из-за болезни жилища, там, где было наводнение: там куда пал однажды гнев Божий, случилась беда, всё это могло повториться.
Но если никаких недобрых признаков на выбранном месте не обнаруживалось - его непременно надо было "проверить". Вот как это делалось. Считалось, что место, где остановится конь, запряженный в повозку с первой лесиной, где спокойно уляжется корова, выпущенная из хлева, безопасное. Хлеб, шерсть тоже обладали магическими свойствами и помогали проверить место. Зерном обводили контуры будущего дома, "скрепляя углы". Овечью шерсть накрывали горшком и оставляли на месте будущего дома до утра. Отсыреет шерсть - значит место "доброе". На Украине подобный метод гадания существовал ещё в конце XIX века в несколько ином виде: на месте будущего дома оставляли перевернутую сковородку и смотрели, появится ли вода. "Сухое" и "сырое" для славян обозначает то же самое, что "мёртвое" и "живое". Вода, которую в данном случае явно считали "живой", в некоторых разновидностях гадания прямо обозначала "уровень жизни" в будущем доме.
Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле кружок - значит, место счастливое. Вот как ответили бы наши предки - язычники на вопрос: "Что нам стоит дом построить?". А ведь строительство ещё не начиналось.
Современные научные изыскания подтверждают: на земле действительно есть места, благоприятные и неблагоприятные для жизнедеятельности человека. Это связано с расположением силовых линий некоторых энергетических полей нашей планеты. Наши предки, жившие тысячу лет назад, никогда бы здесь не поселились. Они прекрасно знали о "добрых" и " недобрых" местах и умели их отличать. Хотя мифологическое мышление наделяло эти знания мистическими представлениями, считая их знаками Богов. Конечно, учитывались при строительстве дома и чисто практические соображения: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветра, чтобы поблизости была вода и т.д.
Время и начало строительства выбиралось нашими предками не менее тщательно, чем место. К сожалению, примет и поверий, касающихся выбора времени для начала строительства дома, сохранилось до наших дней немного.
Вряд ли строительство дома затевалось под вечер. "Утро вечера мудренее" - гласит русская поговорка, отражающая древнее верование: утро, солнце олицетворяли для древних людей торжество добра, справедливости, светлых Богов. Вечер и ночь - временную власть Тьмы, зла, враждебных сил.
Похожие верования касались и лунных фаз. Не начинали строительство при ущербной луне: убыль или прибыль луны должна была сказаться на благосостоянии семьи. Русские крестьяне ещё в XX веке ко всяким важным начинаниям старались приступить при растущей луне.
Важную роль играл и годовой солнечный цикл, к которому был тесно привязан сельскохозяйственный оборот и с ним последовательность календарных обрядов. Сотворение дома старались приурочить ко дню сотворения мира, а наши предки хорошо знали, в какой день это произошло: а именно, 21 марта, в день весеннего равноденствия. Уже в позднейшие времена бытовало и поверье, что сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: "Без Троицы дом не строится". В этом случае христианские представления наслоились на более древние языческие.
Итак, начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние, а кончать - к 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не успело ещё повернуть на осень. Именно таких воззрений придерживалось русское крестьянство, в Сибири. Существовали и другие интересные поверья. Например, на Украине избегали закладывать дом в понедельник ("Понедельник - день тяжёлый"), среду и пятницу. Несчастливым днём считалось и воскресенье. К хорошим, "лёгким" дням исстари относили вторник и четверг. Четверг считался днём Бога Грозы у самых разных народов: немцев, англичан, норвежцев. Вот и славяне верили, что дом, начатый в четверг, пребудет под особым покровительством Перуна, а значит, живущие в нём могут не опасаться грозы.
Самым ответственным моментом при рубке дома было устройство связующих элементов между бревнами - углов сруба или замков. От точности подгонки здесь зависела форма сруба, его жесткость. Долгое время углы рубили в обло, т.е. кругло, оставляя концы бревен нетронутыми снаружи сруба. Было удобно рубить чашкой вверх, или в подкладку. Чашка - круглое углубление или паз - вырубалась на нижнем венце, а затем в него вставлялось бревно верхнего венца (см. рис. 3).
При этом способе не требовалось долго подгонять соединение, ворочая бревно туда и сюда. Вскоре, однако, выяснилось, что выполненные таким образом соединения быстро гниют, и стали рубить чашкой вниз (в накладку), т.e. вырубать ее в верхнем бревне, накладывая затем на целый нижний
венец (см. рис.4).
В результате подгнивание сруба в этом месте резко замедлялось. Попробуйте догадаться, в чем тут дело.
Достаточно сложный вопрос, ответить на который можно только представив себе процесс движения влаги по внешним стенам сруба. Действительно, способ чашкой вверх предполагает просачивание воды в обработанное углубление, где нарушена цельность древесных волокон. При втором варианте такая ситуация значительно менее вероятна: влага стекает по внешней поверхности бревен.
Борьба с гниением и, соответственно, с влагой, имела первостепенное значение.
Нижний, окладной венец зачастую клали прямо на землю. Для того же, чтобы этот начальный венец - нижник - был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной основы дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно долговечный древесный материал.
Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен, которые от гниения обрабатывали смолой или обжигали. Иногда применялись толстые поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При строительстве жилой избы окладные бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую «для тепла» его даже слегка присыпали землей.
Важность установки первых венцов - нижников - подчеркивалась и тем, что под них часто закладывали по несколько монет: чтобы в доме деньги водились. Этот обычай соблюдался и для каменных строений, поэтому некоторые здания можно при раскопках датировать по этим самым «закладным деньгам».
Вы уже заметили, что избы в старину не строили, а рубили, обходясь без пилы и гвоздей, так как пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-устроители не опиливали, а обрубали топором концы бревен, длина которых редко превышала три сажени (6,5 м): опиленные бревна «дерет ветром» - они трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Такие же процессы происходят и в местах, где вбиты гвозди. Доски же делали вручную из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - тесины. Точно так же - топором, а не пилой - обрабатывались сложные поверхности при новом способе устройства срубного замка, пришедшего на смену системе в обло. Назывался он в лапу и показан на рис. 5.
Помимо плотности соединения, рубка в лапу имела еще одно преимущество перед вышеописанными системами, которые часто называли еще рубкой с остатком.
Посмотрите еще раз на рисунки и подумайте: в чем это преимущество заключалось?
Для правильного ответа ученикам необходимо обратить внимание на предшествующую информацию о том, что длина бревен сруба не превышала 6,5 м. При рубке в обло снаружи оставалось как минимум две толщины бревна, составлявших остаток. Если мы рубим в лапу, то длина внутренней стены будет равна длине бревна без двух его толщин. От 6,5 отнимаем два раза по 0,4, получаем 5,7 м. Жилая площадь сруба оказывается равной 32,49 кв. м.
При рубке с остатком мы должны будем вычесть из длины бревна еще две его толщины, которые остались за пределами сруба. Длина внутренней стены окажется равной уже 4,9 м, а площадь составит только 24,01 кв. м. Экономия жилого пространства оказывается весьма солидной - более 8 кв. м., т.е. в размерах современной кухни в городской квартире.
- С другой стороны, рубка в лапу требовала высокой квалификации и привлечения специалистов. Это, как и последующая заделка углов тесом снаружи, влекло дополнительные расходы.
Простой, на современный взгляд, въезд в новый дом превращался в целое ритуальное действо, имевшее очень глубокие корни.
Древний человек никогда не был до конца в том, что действительно не нарушил ни одного мистического запрета при выборе места, сроков и материала строительства; в том, что во время своей работы должным образом выполнил все необходимые правила; в том, наконец, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение. Следовало обязательно испытать "доброй" ли получилась изба, можно ли в ней вообще жить? Или в ней завелось зло, которое убьет первого вошедшего в дом?
Наши предки хорошо знали, как это проверить. Испытывая безопасность жилища, использовали принцип жертвы по степени значимости для духов. На первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой, на вторую - петуха с курицей, на третью - поросёнка, на четвёртую - овцу, на пятую корову, шестую - лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать хозяин - и то лишь в том случае, если животные оставались живы, веселы и здоровы. Старики первыми входили в новое жилище.
По наблюдению этнографов такого обычая придерживались ещё в начале XX века в Белоруссии.
Полностью обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Только после этого новый дом становился воистину, Домом, в котором, согласно пословице, "и стены помогают".
Покровителем жилища у славян был домовой. Домовой - душа избы. Чтобы обезопасить себя, человек приносил строительные жертвы. Лошадиный череп закапывали под красным углом дома, так как считали, что из души жертвенного животного и возникал домовой.
Домового переносили со старого места на новое в лапте или на лопате для хлебов, с угощением и уговорами. Домовой устраивался жить под печью, на чердаке. Славяне представляли его в виде маленького старичка, заросшего волосами, с коготками на мохнатых лапках. С домовым старались поддерживать хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, иногда оставляли ему немного еды. Домовой платил людям добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал об опасности.
У славян сложился обычай: нельзя здороваться или передавать что-нибудь через порог, так как порог был границей между своим и чужим. Порог - это рубеж, а к рубежам относились серьезно.
Домовой, живший рядом с человеком, - самое доброе из божеств. За порогом избы мир становится более враждебным. Дворовый - хозяин двора - и овинник, распоряжающийся в овине, менее доброжелательны, чем домовой. Банник - дух бани, стоящей на краю двора, - даже опасен.
Банник - крохотный, но сильный старичок, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки, несчастные случаи в бане. Славяне мылись в бане в 2 захода. В «первый пар», самый жаркий, мылись мужчины. Во «второй пар» - женщины и дети. Считалось, что в «третий пар» моется нечистая сила. Люди оставляли баннику хороший пар, свежий веник и лоханку чистой воды.
За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес определял уклад жизни. В славянском доме из дерева делали всё - от жилища до ложек и пуговиц. Лес давал дичь, ягоды, грибы. В лесу росли особо почитаемые деревья - непомерной высоты или толщины; многие из них были овеяны легендами.
Славяне считали, что старое дерево - это праведный человек, который жил очень давно. Такое дерево - хранитель, помощник, оно не пропускает врага в селение.
Дикий лес таил загадки и смертельную опасность. В лесу можно было встретить лешего. Он похож на человека; его одежда вывернута наизнанку - а может быть, это не одежда, а покрывающий тело мех. Волосы лешего - длинные, серо-зеленоватые, глаза горят зеленым огнем. Присаживаясь на пень, он кладет левую ногу на правую. В славянских поверьях левое - это что-то нехорошее, неправильное.
Лешего можно встретить во все времена года, но не зимой. Перед наступлением холодов леший плачет - это осенние ветры и бури.
Лесная стихия, кормившая человека, казалась в то же время угрожающей: как бы не пропасть в тайге, не угодить в зубы хищнику, не стать жертвой злых духов. Приходилось придумывать, как отделаться от лешего: вывернуть наизнанку одежду, съесть чеснок, переменить обувь. Славяне стремились ладить с лешим и не наносить вреда его владениям: не ломать понапрасну ветвей, не обижать муравьев, птиц, зверей, не оставлять горящих костров. Лешему делали подношения: ягоды, грибы, пироги, пряники, блины. Охотники оставляли лешему на пеньке первую добычу.
Славяне, почитавшее и воду, считали, что самые нерушимые клятвы даются возле воды - она им свидетельница. Особой силой славяне наделяли родниковую воду. Вода для славян - добрая, дружественная стихия. Но, как и все стихии, она требовала правильного с собой обращения, а разгневавшись, могла утопить, погубить, смыть деревню.
Водяной опаснее лешего; это существо, враждебное человеку; славяне боялись заблудиться меньше, чем утонуть. Водяного представляли в виде старика, косматая голова которого вся в тине; у него зеленые глаза навыкате, с левой полы его одежды постоянно стекает вода.
Хлеб был для славян священным даром богов. Репу можно есть сырую, зерно же требует тепловой обработки. Чтобы сварить кашу, нужен союз огня, воды и зерна.
Сладкая каша на меду, заправленная ягодами, - языческая ритуальная еда. Другая ритуальная еда - блины, похожие формой на солнце. Их пекут на масленицу. Это праздник воскресения Солнца.
Праздник масленицы - это проводы состарившегося бога. Люди знали: минует зима, и Ярило вернется, воспрянет, как зерно, похороненное в земле, воскреснет стеблем, колосом. Зерновые, которые сеют весной, называют яровыми.
С хлебным полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Всё жизненно важное обставляли охранительными ритуалами. Существовало разделение сельскохозяйственных культур на мужские и женские. Хлеб сеяли мужчины, репу растили женщины.
Иногда люди встречали в поле невзрачного сопливого старичка - полевика. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И, если не брезговал человек, в руке у него оказывался кошель серебра (земля щедро одаривает тех, кто не боится выпачкать об нее руки).
Рабочий день на селе начинался рано. Полуденную жару лучше переждать, дать себе передышку. Полудница смотрела, чтобы в полдень никто не работал. Ее представляли в виде девушки в белой рубахе или косматой старухи. За несоблюдение обычая она могла наказать солнечным ударом, заставляла человека до изнеможения отвечать на вопросы, разгадывать загадки.
Ремесла, которыми владел не каждый, казались таинственными; ремесленников не только уважали, но и побаивались.
Особое отношение у славян было к железу. Ему, как и другим металлам, приписывалась оберегающая сила. К человеку, державшемуся за железо, не смела приблизиться никакая нечисть. Враждебные духи не могли проникнуть в двери, закрытые на железный засов. Железные доспехи не только спасали воина, но и оберегали от колдовских чар. Мечам клялись в верности, им давали человеческие имена; мечи звенели перед победой, стонали, предчувствуя гибель хозяина, выпадали из рук похитителя...
Кузнец - повелитель железа и побратим огня - светлая фигура в мифологии.
А мельнику сопутствовала дурная слава, так как мельница стоит на воде и вращается с разрешения водяного.
Славяне были гостеприимны. Когда в дом приходит гость, он пересекает границу между мирами. Гость является с чужой стороны; откуда знать хозяину, кто он такой?! По мнению славян, людьми нередко притворялись мифические существа, часто опасные. Уж лучше их не гневить. Если на пороге стоит человек, то обижать его нельзя.
У жилья устраивали маленькие очажки. Никакая нечисть не сможет миновать святой огонь, а гость, переступив его, оставит за порогом зло. Своим становился тот, кто делил с хозяином трапезу, садился с ним за стол. Еда - не просто физическое насыщение, а ритуал. Совместная трапеза превращала людей
чуть ли не в родственников. Хлеб-соль, которыми встречают гостей, - это своего рода мирный договор между хозяевами и гостями.