- Учителю
- Методические рекомендации по элективному курсу 'история Рудовки' в 7 классе (начало)
Методические рекомендации по элективному курсу 'история Рудовки' в 7 классе (начало)
Методические рекомендации по содержанию и проведению
занятий.
-
Введение (урок 1).
Цели:
-
Ввести в данный курс, проведя аналогию в истории Родины, Малой Родины, семьи;
-
Способствовать пониманию того, что история деревни - часть истории страны;
-
Познакомить с основными этапами развития деревни.
-
Способствовать развитию интереса к истории родного села.
Виды деятельности: вводная беседа, формулирование и постановка вопросов по теме учащимися, экскурсия в музей, ознакомление с пособием по истории Рудовки, ознакомление с особенностями данного курса и темами для исследовательской (поисковой) работы.
вводная беседа, экскурсия в музей.
Основные понятия: история, государство, Сибирь, Родина, Малая Родина, семья, деревня, село, поселение.
Формы контроля: фронтальная беседа или заполнение опросного листа по теме.
Примерные темы для годовой исследовательской работы (реферата)
-
История одного дома.
-
Цикл годовых работ в хозяйстве приленского крестьянина.
-
Заботы хозяина крестьянского двора.
-
Крестьянка - хранительница домашнего очага.
-
История одной вещи.
-
Воспитание крестьянской девочки.
-
Воспитание мальчика в семье приленского крестьянина.
-
Орудия труда в крестьянском хозяйстве в XVII - XIX веках.
-
Обычаи и традиции крестьянской семьи.
-
Мастерство изготовления …
-
Способы охоты крестьянина в 17 - 19 веках.
-
Способы рыбной ловли крестьянина в 17 - 19 веках.
Примерная схема выполнения исследовательской работы.
-
Сформулировать вопрос (проблему), на который вы будете отвечать в ходе работы.
-
Дать предполагаемый ответ (выдвинуть гипотезу), привести доказательства в её подтверждение.
-
Составить план работы по подтверждению или опровержению гипотезы (поисковая работа: беседы с людьми, владеющими информацией; работа в архивах; изучение литературы и другое)
-
Написание работы.
-
Подготовка презентации.
-
Устная защита работы (выступление перед аудиторией)
Примерные сроки выполнения работы.
-
Работа по пунктам 1 - 4 - сентябрь - декабрь.
-
Выполнение пунктов 5 - 6 - январь - март.
-
Устное выступление - апрель.
Рекомендации по выполнению исследовательской работы на уроке.
-
Определение темы.
-
Постановка проблемной задачи (можно задать вопрос, на который нужно будет искать ответ)
-
Выдвижение гипотезы (предположительный ответ на поставленный вопрос) и её обоснование (объяснить, почему вы так считаете)
-
Поиск ответа с использованием предложенных материалов.
-
Сравнение найденных ответов с научным или культурно-историческим аналогом.
Самоанализ хода поиска, анализ ошибок, обобщение
II. Местоположение и топонимика (уроки 2 - 3).
Цели: Обучать приёмам работы с картой области, района, поселения, деревни и умению составлять карту-схему;
-
Проанализировать примеры топонимики и гидронимов, способствовать развитию интереса к народной мудрости.
Виды деятельности: анализ карты-схемы Жигаловского района на стр.117 пособия, экскурсия в сельскую администрацию с целью ознакомления с картами, анализ географических названий по главе «Местоположение и топонимика», составление карты-схемы села с нанесением топонимов и гидронимов, игра «Придумай название».
Основные понятия: ономастика, топонимы, гидронимы, карта-схема.
Формы контроля: мини-пресс-конференция (ролевая игра «Журналист интересуется…»)
III. Древний мир и средние века (уроки 4 - 6)
Цели:
-
Ознакомить со следами пребывания древних людей в окрестностях поселения;
-
Углубить представления о жизни коренного населения до прихода русских;
-
Развивать навыки и умения исследовательской работы.
Виды деятельности: исследовательская работа в музее в разделе «Археология»; составление карты-схемы «Народы Сибири в XVI-XVII веках»; доклады учащихся о жизни курыкан и эвенков (тунгусов); исследовательская работа по мифам бурят.
Основные понятия: коренные народы, курыканы, кочевники и полукочевники, тунгусы, буряты.
Формы контроля: письменный контроль «Отгадай кроссворд» или конкурс «Составь кроссворд».
Следы пребывания древнего человека на территории нашего края.
(Текст для проверки проведённого исследования)
Следы пребывания древнего человека найдены на всей территории Жигаловского района. Археологами открыто 55 мест пребывания древнего человека на территории Жигаловского района: стоянки, захоронения, наскальные рисунки. Наиболее близко к Рудовке расположены стоянки Головновка - 1 и Головновка - 2. С археологами на раскопке этих стоянок принимала участие ученица нашей школы Вершинина Наташа. Здесь найдены каменные и костяные орудия труда древнего человека. В середине 80-х годов прошлого века учащимися школы проводился сбор материала на стоянке Красная горка (близ деревни Кузнецовка). В то время там было колхозное поле, при вспашке каменные орудия труда оказывались на поверхности почвы. Именно эти орудия труда составляют археологическую коллекцию нашего музея. Петроглифы (наскальные рисунки) расположены на правом берегу Лены ниже деревни Пономарёво примерно 2 километра. Такие рисунки найдены возле деревень Воробьёво, Заплёскино, Коркино.
Непосредственно на территории села Рудовки следов древнего человека не найдено, потому что древние люди селились по более высоким местам.
Изучая имеющиеся у нас источники, можно сделать вывод, что древние люди занимались прежде всего охотой. Изображения косуль, лосей, оленей, поражённых стрелами, позволяют в этом убедиться. Рисунки рассказывают и о приручении лошади, и о умении преодолевать водные преграды. Не вызывает сомнения факт, что древние люди охотились и на территории нашего села. Это подтверждается и случайной находкой на территории усадьбы Быковых в 2014 году зуба шерстистого носорога, на которого также охотились древние люди.
Эвенки (тунгусы).
(Текст для проверки проведённого исследования)
До прихода русских в XVII веке в Приленье большую часть этой территории занимали многочисленные кочующие племена тунгусов (эвенков). Жизнь этих народов прежде всего связана с охотой на оленя, косулю, кабаргу. Они придумывали хитроумные ловушки для этих животных в виде скрытых самострелов, замаскированных ям; умели с помощью специальных пищалок издавать звуки этих зверей, призывая их таким образом к себе. Важную роль в их жизни играло и рыболовство. Тунгусы плели сети из крапивного волокна, делали ловушки из тальника, на реках и ручьях устраивали запоры. Они разводили и домашних оленей и использовали их как транспортное средство.
Эвенки умели хорошо обрабатывать шкуры животных, шить меховую одежду и обувь. Они изготовляли берестяные коробки и туеса для хранения продуктов. Бересту применяли и для сооружения своего жилища-чума, сшивая её полосы в широкие полотна для покрытия крыши. В зимнее время чум покрывали оленьими шкурами. Основу чума составляли три связанные вверху жерди. На эту связку опирались остальные жерди, после чего сооружение обкладывалось берестой, корой лиственницы или оленьими шкурами. Завершали жилище накладываемые сверху жерди, чтобы покрытие не унесло ветром.
Религия эвенков получила название шаманизм. Её суть заключалась в том, что особые люди, шаманы, обладают способностью общаться с духами и через них лечить больных, предсказывать будущее, помогать в охоте и рыбалке.
Эвенкийские племена делились на роды, во главе которых стояли старшие по возрасту люди. Нередко племена воевали между собой из-за мест охоты и рыбалки.
В верховьях реки Тутура на территории Качугского района и сейчас проживает немногочисленный народ эвенки.
III. Рождение Рудовки (уроки 7 - 10).
Цели:
-
Формировать представления о сложностях продвижения русских в Сибирь;
-
Познакомить с историей жизни основателя села - Ивашки Рудова;
-
Познакомить с историей возникновения Тутурской слободы и деревнями Тутурской волости.
-
Углублять формирование навыков исследовательской работы.
Виды деятельности: составление карты-схемы путей продвижения русских в Сибирь и пути движения Ивашки Рудова до Тутуры; выступление учащихся «От Днепра до Тутуры»; анализ текста «Краткая история Ивашки Оксютина»; составление карты-схемы «Деревни Тутурской волости»; исследовательская работа «Двор пашенного крестьянина» (состав семьи, строения); работа с текстом пособия по главе «Рождение Рудовки».
Основные понятия: зимовьё, волок, казаки, острог, деревня, заимка, слобода, волость, новоприбранный, промышленный человек, гулящие люди, воевода, пашенный крестьянин, государева пашня, льгота, подмога.
Формы контроля: мини-сочинение или конкурс рисунков «Рождение Рудовки»
Сценарий. История Ивашки Рудова.
Сегодня мы расскажем правду и только правду о Ивашке Рудом!
-
Внимание! Все Рудых, Рудовы и Рудаковы! Можете не сомневаться! Вы все потомки Ивашки Оксютина!
-
Да-да! Не удивляйтесь! Именно так звали вашего предка до его поселения на Лене.
-
Угадайте, откуда же он родом? Кто он по происхождению?
-
Ивашко Оксютин - запорожский казак!
-
Да-да! Именно так! Казак - черкасс, черкашен!
-
Почти 400 лет назад проживал он с семьёй и другими казаками под городом Черкасы на берегу Днепра. А в семье его была жена Овдотьица да сын Ондрюшка 5 лет да Трофимка 3 лет да Федка 1 году.
-
Ох и нелегка их жизнь была! В ту пору стонала Украина под гнётом польских панов. Унижения, грабёж, побои!
-
Не утерпели казаки, войной начали свободы добиваться. Да слишком силы неравны. Проиграли!
-
Покинули места обжитые, к царю русскому в службу попросились!
-
Стал Ивашко Оксютин под Воронеж-городом со товарищи службу нести, жалованье от государя получать, землю пахать.
-
Но и тут опасным житьё показалось. Местные дворяне угрожают, недовольство высказывают, что им и земля, и жалованье. А русским дворянам нет денежной выплаты.
-
Прослышали казаки, что перебить их хотят. Посовещались. Решили бежать из земли русской, семьи свои от смерти спасать.
-
Вернули их, в измене обвинили, в тюрьму посадили.
-
Приговор вынесли: в Сибирь на Лену поселить, пусть землю пашут, да рожь сеют, да тем и казну государеву пополняют!
-
Путь 20 казацких семей от Москвы до Лены длился 4 года. Каким он был, представить нам, живущим в 21 веке вряд ли возможно. Да только прибыл Ивашко Оксютин на Лену с женою Овдотьицею и одним годовалым сыном.
-
Приказано было ему и ещё девяти его товарищам поселиться возле Верхоленского острога и земли свободные от леса распахивать.
-
Да только не дошли казаки до Верхоленска. Обмелела река. И приказал им Верхоленский пятидесятник Курбат Иванов выгрузиться на устье реки Тутуры.
-
Произошло это 2 июня 1646 года.
-
Что же было в ту пору на устье реки Тутуры?
-
Были здесь земли распаханные. Место просторное, красивое. Две реки, леса кругом.
-
Вышли поселенцы на берег, и холодок неприятный по телу пробежал.
-
Увидели они вместо жилища следы погрома да пожарища страшного.
-
Что здесь произошло? Где хозяин этой заимки?
-
Поведал Курбатко невесёлую историю жизни их предшественника.
-
Звался он Оверкой Елизарьевым. Соболя добывал, деньги прикопил, купил лошадей, другого скота, в 1644 году попросил у царя разрешение на устье Тутуры поселиться землю пахать. Нанял 5 русских работников. Построился, первый урожай поспевал, радовал. Уже и жатву начали.
-
Вдруг откуда ни возьмись, примчались на лошадях буряты с гиканьем, с луками и копьями. Беззащитных работников убили, скот угнали, все строения и хлеба пожгли. В ту пору Оверка в отъезде был, тем и спасся. Но в следующем году умер. Так и осталась заимка без хозяина.
-
Прослушали поселенцы эту грустную историю. Поняли, нелёгкая жизнь их ожидает. Получили по участку Оверкиной землицы. Да делать нечего! Нужно какое-никакое жильё строить, землю засевать.
-
Так в 1646 году на устье реки Тутуры началась новая жизнь будущего основателя Рудовки Ивашки Оксютина, получившим в Сибири прозвище Рудой. Он и его потомки основали несколько деревень: Рудых (Рудовку), Рудых (Новопашино), Рудаковку (Игжиновку).
Вопросы к сценарию.
-
Каково происхождение основателя Рудовки?
-
Его имя и состав семьи.
-
Почему Ивашку и его земляков называли черкассами, черкашенами?
-
Как черкассы оказались в русских землях?
-
Почему их сослали в Сибирь?
-
Сколько времени занял путь от Москвы до Тутуры?
-
Почему черкашан поселили на устье реки Тутуры?
-
Какие трудности и опасности их здесь ожидали?
Краткая история Ивашки Оксютина (Рудова)
Ивашка Оксютин родился в семье запорожского казака (точный год его рождения неизвестен, предположительно 1615 - 1620 годы). Черкасские казаки (черкашаны)проживали по берегам Днепра южнее Киева (современная Черкасская область Украины). Казаки были православными людьми. В то время эта территория принадлежала полякам. Поляки были католиками. Они подвергали казаков унижениям, оскорблениям, насилию. Свободолюбивые казаки были совершенно бесправны, поэтому часто бунтовали. В 1637 - 1638 годах произошла война между поляками и казаками, в которой казаки потерпели поражение и начали уходить на службу русскому царю. «Июня в 12 день пришли в Белгород … на вечную службу… Черкасково войска будет з жёнами и з детьми с 3000 человек и больши», - сообщал белгородский воевода государю Михаилу Фёдоровичу.
Царь приказал расселить черкашан на окраинах государства, где бы они, получая жалованье и имея землю, защищали бы земли русские. Ивашко Оксютин с другими казаками был поселён под Воронежем. Однако, отношения с русскими служилыми людьми не заладились. И черкасы совершили побег, пытаясь вернуться в Польшу. Беглых изловили, обвинили в измене и отправили в Москву. Это было в сентябре 1641 года. «…Воронежских черкас, штидесят дву человек з жёнами и з большими, и с малыми детми всех приказал государь вести скованными и связанными. Путь до Москвы занял 23 дня. После допросов черкашан отправили в ссылку в Сибирь. В 1645 году черкесы прибыли в Енисейск, а в начале мая 1646 года - на устье реки Куты. Здесь получили они подмогу продуктами, семенами, лошадьми и по рублю денег взаймы. Далее в сопровождении верхоленского пятидесятника Курбатки Иванова они должны были продвигаться вверх по Лене-реке к Верхоленскому острожку, где им приказано осесть на землю. Всего в этот путь отправились 12 мая 1646 года 10 семей ссыльных казаков. 2 июня 1646 года путешественники высадились на устье реки Тутуры, «Вода запала, суды замелели, а в том грузу до Верхоленска не дойти», - докладывал Курбат Иванов. Он принял решение оставить ссыльных на устье Тутуры, где уже была уже пашня Оверки Елизарьева с 1644 года. Но буряты пожгли строения, угнали скот. Оверкины земли Курбат распределил между 10 прибывшими семьями. Здесь началась новая жизнь Ивашки Оксютина (Рудого) и его товарищей. Про Ивашку известно, что в Москве его семья состояла из жены Овдотьицы, сына Ондрюшки 5 лет, Трофимки 3 лет, Федки 1 году», а на устье Куты и в Тутуру он прибыл с женою Овдотьицею и сыном 1 году. По документам 1648, 1656 Ивашко Оксютин (Оксентьев) пахал на Тутуре, в 1661 году - в Кузнецовке. В более поздних документах его писали с прозвищем Чермной, то есть рыжий, а затем по-украински - Рудой, Рудак. В 1665 году Ивашко Оксёнов сын Рудой пахал на заимке Рудовской. В 1672 и 1677 годах на заимке Рудовка пахал Ондрюшка Иванов сын Рудов з братьями: с Якункою, Спиркою, с сыном Ульянком. Так на территории современного Жигаловского района пояились Рудых, Рудовы, Рудаковы.
IV. Земля - основа жизни (уроки 11 - 14).
Цели:
-
Познакомить с хозяйством пашенного крестьянина (земледелие и скотоводство);
-
Воспитывать уважение к крестьянскому труду;
-
Обучать умению составлять диаграммы и схемы-рисунки по теме;
-
Выявить многочисленные трудности в освоении сибирских земель.
Виды деятельности: работа с текстом пособия по главе «Земля - основа жизни»; составление схемы «Двор пашенного крестьянина»; составление круговой диаграммы «Что выращивали Ивашка Рудой и его потомки»; работа по сравнению хозяйства Ивашки Рудова и хозяйства современного жителя Рудовки; исследовательская работа «Что выращивали крестьяне на рудовской земле»; поиск ответа на проблемный вопрос: «Почему во дворе крестьянина проживали не только члены семьи».
Основные понятия: озимь, ярица, двуполье, сошник, серп, сноп, овин, поскотина, вскормленник, бобыль, подворник.
Формы контроля: защита исследовательской работы по теме «Орудия труда в крестьянском хозяйстве» или составление схемы «Чему нас научил Ивашка Рудой»
Тестирование по темам I - IV.
-
Рудовка расположена
А) на левом берегу реки Лены
Б) на правом берегу реки Лены
В) на юго-востоке от Жигалово в 12 км
Г) на северо-западе от Жигалово в 10 км.
2. Древние люди обитали
А) на территории современной Рудовки
Б) на территории современной Игжиновки
В) недалеко от деревни Головновка
Г) недалеко от телевышки
3. В музее можно увидеть следующие предметы древних людей
А) мебель
Б) одежду
В) каменные орудия труда
Г) посуду
4. Самые близкие к Рудовке наскальные рисунки расположены
А) на правом берегу реки Лены напротив деревни Игжиновка
Б) на левом берегу реки Лены ниже Заимки
В) на правом берегу реки Лены немного ниже деревни Пономарево
Г) напротив Тутурского парома
5. Территорию нашего края в средние века населяли
А) курыканы, буряты и тунгусы
Б) буряты, англичане и индейцы
В) буряты, тунгусы и финны
Г) курыканы, китайцы и корейцы
6. В 1644 году недалеко от современной Рудовки появилось первое русское поселение
А) Кузнецовка
Б) Тутура
В) Головновка
Г) Игжиновка
7. Ивашка Оксютин (Рудой) был
А) дворянином
Б) купцом
В) черкасским казаком
Г) охотником
8. Ивашка Оксютин оказался в Сибири потому что
А) выслан за предательство
Б) сослан за разбой
В) отправился добывать пушнину
Г) изучать неизведанные края
9. Рудовка в 17 веке входила в состав
А) Иркутской области
Б) Жигаловского района
В) Илгинской волости
Г) Тутурской волости
Путь черкасов от устья реки Куты до устья реки Тутуры.
От Илимска до устья Куты 60 км - сухопутный участок. Затем добирались по мелководным речкам Купе и Куте до реки Лены. Якутский воевода Василий Никитич Пушкин, который доставлял ссыльных черкас, так описывал этот путь:
«На устье реки Муки деланы плоты, итить два с половиной дни, а Купою да Кутою реками до устья, где та Кута в Лену пала, итить будет на плотах дён пять или шесть. А плотишки те делают малые, и везде, бродя, с камени те плотишки сымают стегами».
На устье Куты черкас 10 семей принял верхоленский пятидесятник Курбат Иванов. Здесь черкасам выдали хлебные и семенные запасы. Десяти семьям выдано на четыре месяца до 1 сентября 199 пуд 21гривенка с полугривенкою муки да 180 пуд 21гривенка 42 золотника ржи. Мужу с женой и детям их с 16 до 20 лет давали по полуторы пуд на месяц человеку ржи, а младшим детям - по пуду на месяц на человека. Так же выдали им по 2 пуда соли на семью, да в долг на 1 год по 4 года. Кроме того каждому было выдано взаймы по 1 рублю денег. Выдан им семенной хлеб на 50 десятин земли: 60 четей овса,40 четвертей ячмени, а овса по 2 чети на десятину.
Одним из главных вопросов было обеспечение ссыльных лошадьми. Лошадей служилые люди отвоевали у братских людей. У служилых и купили пашенных лошадей для ссыльных на государевы деньги. Ивашке Оксютину достался мерин сер, грива на правую сторону, 12 лет, цена 12 рублёв. Ещё выдали каждому по хомуту, по 2 сошника, по 2 серпа и по косе-горбуше.
Для дальнейшего пути были куплены лодки и струги. (Лодки стоили от 1 до 4 рублей). Где позволял берег, тянули дощаники лошадьми. «Пришед на устье Тутуры с великою нужею», - писал Курбат Иванов. Путешествие началось 15 мая 1646 года, закончилось 2 июня этого года.
Состав двора пашенных крестьян.
«Во дворе пашенные крестьяне. Сказались - Корнилей 32, Степан 30, Данило 28, Терентей 13 лет. У них брат Иван девяти, увечной, сестра Пелагея 17 лет. У Корнилея жена Наталья 22 лет, у него сын Матвей 2 лет, дочь Федора к году. У Степана жена Овдотья 23 лет, у него дочери - Ксения 3 лет, Овдотья к году. У Данилы жена Анна 20 лет.
У них на подворье: хлебной обротчик Прокопей Трофимов Байкалов, сакзался штидесяти лет; гулящий человек Василей Сидоров Шашовых, сказался 50 лет; гулящей человек Фёдор Матвеев Сидоровых, сказался штидесяти лет».
«В другом дворе пашенные крестьяне. Сказались - Гаврило 31 году, Михайло 30, Иван 29, Иев 28 лет. У них брат хлебной обротчик Василей 18 лет. У них отец отставной пашенный крестьянин Иван Ефимов семидесят лет, у него жена Улита штидесяти лет, у него ж дочь Анна 15 лет. У Гаврила жена Устинья 29 лет, у него дети - сын Григорей 3 лет, дочери: Татьяна пяти, Домника 4 лет. У Ивана жена Дарья 20 лет. У Василья жена Татьяна 27 лет, у него сын Данило дву лет.
У них на подворье: гулящей человек Фёдор Осипов Белобородых 80 лет; Семён Григорьев Воронин 75 лет.
Сеют оне рожь, ярового овса и ячмени и семени конопляного.
Сена ставят оне сот с шесть копён волоковых.
Скота рогатого имеют у себя 9 коров, пятеро телят, 3 коня да 3 кобылы, 3 жеребёнка.
Две бани, один невод малой, бредник, одиннадцати сажен. Рыбу оне ловят временем, про себя, мелкую: хайрюзы и ельцы. Мельница малая, мутовчатая.
« Во дворе пашенной крестьянин Онтип 20 лет, жена его Матрона 19 лет, бездетны. Племянник ево Герасим 5 лет, братья ево сродные Иван 18 лет, Иван 15, Иван 9 лет. Мать их вдова Анастасия 50 лет, Иванова жена Ирина 18 лет, бездетны. Сестра их Агриппина 11 лет. Работный их гулящей человек Филип Кунгурец 40 лет. Хлебной обротчик Матвей Иванов Созонов 30 лет.Крестьянской сын Никита Назаров 30 лет».
Описание крестьянского двора (1703 год).
«Двор с сенями, амбаром и дворовым строением, цена 10 рублей. Святых икон, два образа Спасителевых, цена 5 алтын. Три лошади, стоимостью - одна 3 с половиной, другая три, третья 2 рубля, 6 коров - 6 рублей, 3 нетели - 40 алтын, 3 бычка - 40 алтын, 20 овец - 3 рубля, хлебного запаса 100 пудов, цена 4 рубля. Вся стоимость этого двора - 34 рубля, 65 копеек».
«Двор: жилая изба на подклете, перед избою сени с забором, перед сеньми анбар о трёх житьях, скотской двор на отставке, да баня, да кожевня…
Три коня работных, жеребец неработный; кобыла з жеребёнком, кобылкою ж; рогатого ж скота 30 скотин; 3 борова, 4 свиньи, 34 овцы больших и малых
Двои ральники, 6 кос,12 серпов, 5 топоров, 6 хомутов конских, 4 узды конские ж.
2 котла медные ветхие, таз меди зелёные, 3 блюда оловянные, одна тарель оловянная. Пищаль - винтовка подержанная, невод да сети; трезуб, 2 сверлока, 2 скобели, тёсла, 2 долота, 2 пешни, 2 безмена, 5 замков висячих у анбаров, один замок задорожчатый, 3 кади, 3 ушата, 3 бочки, 2 поварёнки, 2 сковороды и крюки дверные железные.
Медведно шкура, одеяло песцовое ветхое, 18 овчин, рукавицы «холотные, шиты шёлком по атласу вишнёвому, 4 лоскута сукна, 3 полотенца холщовых; по концам вшиты кружева; два плата , один кисейный, другой китайчатый белый; 3 рубахи холщовые женскиеновые добрые; шубка бельяпод зелёною камкою; 3 пугвицы серебряные; сарафан кумашный красный; 2 кокошника, один с золотым галунцом.
Применение наёмного труда.
Пашенный крестьянин имеет семью, двор и пашню.
Бобыль без семьи, хотя и с двором.
Подворник без двора, хотя и с семьёй.
Обротчик без земли, даже если и с семьёй.
Работный человек (батрак, нищий) без семьи, двора и пашни.
«У него в работе присыльный человек»
«На подворье зять его - обротчик с женой и в работе гулящей человек»
«У него в сроке устюжанин гулящей человек 24 лет»
«Крепостная баба Матрона 40 лет; девка Васса 50 лет»
« 4 февраля (1715 год) писана купчая ясачному человеку Борису Иванову в том, что продал он, Борис, пашенному крестьянину Ивану Ермолину сестру свою родную Шалтуну. Взял за неё 10 скотин»
Нанимались на работу к пашенным крестьянам на год или до октября. Оплата по договору от 3 до 8 рублей или урожаем (например, 100 пудов ржи. Пуд ржи стоил в 1709 году 5 копеек)
Проверочная работа. Повторение. Уроки 4 - 14.
Соотнесите определения и понятия.
-
Поселение крестьян из нескольких дворов.
-
Ограждение, сплетённое из ветвей тальника.
-
Поселение из одного двора вдали от деревни и освоенных земель.
-
Человек, занимающимся сельским хозяйством.
-
Жилище тунгуса.
-
Рожь, посеянная весной.
-
Деревянная крепость в Сибири.
-
Система земледелия, при которой поля, засеянные ярицей и озимью, ежегодно меняются.
-
Зерновая культура, занимающая основную часть посевов.
-
Главная тягловая сила в хозяйстве крестьянина.
-
Главное орудие труда крестьянина в земледелии.
-
Имя верхоленского пятидесятника, поселившего черкашан на устье Тутуры.
-
Жилище крестьянина.
-
Большое хозяйство пашенного крестьянина со всеми постройками, имуществом, с членами семьи и подворниками.
-
Курбат. 2. Двуполье. 3. Рожь. 4. Ярица. 5. Изба. 6. Плетень. 7. Чум. 8. Заимка. 9. Лошадь. 10. Соха. 11. Острог. 12. Крестьянин. 13. Двор. 14. Деревня.
Ответ запишите ниже:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Повинности пашенных крестьян (уроки 15 - 16.)
Цель: способствовать пониманию обучающимися сложности положения пашенного
крестьянина в силу его многих обязанностей;
познакомить с основными повинностями в пользу государства и местной власти;
обучать работе с историческим документом.
Виды деятельности: работа с историческим документом; составление схемы «Повинности
крестьян»; сравнение обязанностей пашенного крестьянина и современного фермера.
Основные понятия: повинность, государственная казна, подводная гоньба, отсыпной хлеб,
Текст для анализа
А з десятинной пашни платят оне в государеву казну отсыпного хлеба 12 четвертей ржи, да с сенных покосов 3 чети с полуосминою ржи.
Денежных окладных податей платили оне з двух дворов: поворотных денег 27 алтын2 деньги, з дву бань оброчных 10 алтын, с мельницы оброку гривну, с рыбной ловли 2 алтына повсягодно. Всего платили оне денежных поборов 5 рублёв 23 алтына 5 денег.
А за домашним росходом в остатке у них хлеба и сена из году в год не бывает и питаютца де оне домашнею своею пахотою хлебом с нуждою.
А междворной подводной гоньбы, ценою на десятину, бывает у них в год на рубль, а на счёт доплачивают оне за подводную гоньбу орленским крестьяном по 7 рублёв по 30 алтын на год. Да ямских денег платят оне в Ылимск наёмным ямщиком за подводную ж гоньбу рублёв по 8 на год.
«Да с них же збирают в казну со всей волости тридцать пуд пенька, тридцать вёдр смолы. Да доски кедровые ж, да дуги черёмуховые. Да они ж ставят к судной избе дров на год. Да собрать ж с семидесяти с пяти дворов по человеку в рекруты. На провиант и на рублёвые деньги на дорожный проезд, на корм и на наём подвод для него ж собрать по 4 алтына с двора».
Тесты по теме «Хозяйство пашенного крестьянина» (уроки 7 - 16).
-
Отметить неправильные ответы:
Пашенные крестьяне в 17 веке выращивали на своём огороде репу, картофель, помидоры, горох, редьку, кабачки, огурцы, капусту, свёклу, лук, чеснок, морковь, бобы, тыкву, шпинат.
-
Двор пашенного крестьянина - это
А) огороженное место для содержания скота;
Б) ограда возле избы;
В) все постройки; все люди, проживающие в данной усадьбе; хозяйство; утварь; огород, конопляник и телячий выпас;
Г) вся территория, занимаемая семьёй и хозяйством пашенного крестьянина, включая пашню.
3. Во дворе крестьянина проживали не только члены его семьи, но и посторонние люди, потому что
А) содержать их приказывал воевода;
Б) крестьяне были милосердны и принимали всех обездоленных;
В) крестьянину нужна была дополнительная рабочая сила, чтобы справляться со многими работами в хозяйстве;
Г) крестьяне были верующими людьми.
4. Цифрами (1, 2, 3 и т. д.) обозначить, какие зерновые культуры преобладали в хозяйстве крестьянина в конце 18 века:
А) пшеница
Б) ячмень
В) рожь озимая
Г) овёс
Д) рожь яровая
5. Отметь лишнее слово:
К подворникам относились гулящие люди, бобыли, вскормленники и дочери крестьянина.
6. Скотский выгон (пастбище) был
А) личным у каждого двора;
Б) общим для всех жителей деревни;
В) общим для жителей нескольких деревень.
7. Каждый крестьянин не имел в собственном пользовании:
А) пашню
Б) сенокос
В) пастбище
Г) огород
8. К повинностям крестьян не относилось:
А) натуральная выплата зерном;
Б) ямская и подводная гоньба;
В) поставка рекрутов;
Г) строительные и ремонтные дорожные работы;
Д) сдача мяса, яиц и кож.
9. Отметить орудия труда, не используемые крестьянами в 17 - 18 веках: соха, плуг, борона, лопата, мялка, сепаратор, веялка, мотыга, коса, серп, молоток, кайла, топор, колун, ножовка, сеялка, прялка, пила, скобель, пазник, веретено, нож.
10. Новоприбранному крестьянину не выдавали бесплатно:
А) лошадь;
Б) семена для посева;
В) необходимые продукты питания;
Г) брёвна для строительства избы.
VI. Система управления (уроки 17 - 18)
Цель: обучать аналитической работе с документом и работе с текстом; развивать навыки исследовательской работы; способствовать пониманию исторической эпохи.
Виды деятельности: анализ текста по предложенным вопросам; мини-исследование
Основные понятия: система управления, воевода, функции, волость, деревня, судная (приказная) изба, мир, сход, целовальник, староста, приказчик, писчик.
Формы контроля: составление схемы «Система управления»
Вопросы к тексту «Система управления».
-
Кто был высшим правителем Сибири?
-
Каковы функции воевод?
-
Какими делами занимался Илимский воевода?
-
Как воеводе удавалось управлять огромными территориями?
-
Каковы функции приказчика?
-
Какие требования предъявлялись к приказчику?
-
Кто управлял делами деревни?
-
Какие требования предъявлялись к целовальнику?
-
Как изменилось управление волостью в 18 веке?
Задания к тексту «Система управления»
-
Сравните современное управление поселения, района, области с управлением в 17 - 18 веках.
-
Составьте схему управления в 17 веке.
28