7


  • Учителю
  • Урок 'От храма в душе к храму в Московском крае'

Урок 'От храма в душе к храму в Московском крае'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГБОУ Школа № 1392 им.Д.В.Рябинкина






Тема урока (занятия):

«От храма в душе к храму

в Московском крае ».


5-й - 9-й класс










Тощевикова Наталия Анатольевна

Учитель православной культуры,

учитель истории,

руководитель школьного музея

«История родного края».






Тема занятия:

«От храма в душе к храму в Московской крае ».

5-й - 9-й класс


Занятие - консультация с элементами проектной деятельности. (Подготовка - генеральная репетиция к проведению экскурсии в форме видеожурнала для учащихся младших классов)

Цели для ученика: «От прикосновения к Истокам - преображение души». Знакомство с проектной деятельностью: участие в экспедициях к храму Покрова Божией Матери на Десне и другим храмам Видновского благочиния, подготовка презентаций, редактирование научно - исследовательской работы ученика 11 класса Бричевского Антона на тему: «От храма в душе к храму в Московском крае» (История храма Покрова Божией Матери на реке Десне 1998- 2007 г.г.). Глава.2. Преемственность древнерусской и современной деревянной храмовой архитектуры».

Цели для учителя:

1) Предметные: расширение темы: «Язык православной христианской культуры» при помощи экспедиций в храм Покрова Божией Матери на Десне и другим храмам Видновского благочиния, с целью выявления древнерусских и современных традиций в деревянном храмостроительстве; древнерусских и современных традиций на примере древнего храмостроительства.

2) Развивающие: Развитие познавательных навыков учащихся, обучение учеников проектной деятельности, умению работать с презентациями, озвучиванию, редактированию, умению представить подготовленный материал для зрителей.

3) Воспитательные: прививать любовь к родному краю, художественный вкус, развивать любознательность, самостоятельное творчество в группе, взаимопомощь, умение видеть в малом целое, от храма рядом с домом - к храмам России.

Наглядность, оборудование урока: доклад Бричевского А., презентация к докладу на пяти листах ватмана, проектор, компьютер, экран, макеты храмов.

В кабинете выделены места для гостей - консультантов, столы сдвинуты для четырех групп участников занятия на столах папки с текстом для каждого выступающего и заголовками:

1-я группа - стр.1 «Православный храм в жизни христиан»;

2-я группа - стр.2 «Душа дерева»;

3-я группа - стр.3 «Особенности храма Покрова Божией Матери на Десне»;

4-я группа - стр.4 «Язык колоколов».


Занятие начинается с мелодии (гусли) и озвучивания презентации (на экране слайды: Древняя Русь, богатыри, храмы.


«… Ой, ты взойди, человече,

На Фавор гору, глянь на землю

Посмотри чема земля русская изукрашена,

Посмотри чема земля русская изнаполнена…

… Ой, изукрашена земля русская

церкви Божьими,

изукрашена земля русская

солнцем праведным…»


Под гусли (2раза проигрыш)

О светло - светлая

И украсно - украшенная

Земля Русская!

Многими красотами

Удивлена еси:

Озерами многими, Реками и кладезьми

Многочисленными,

Горами крутыми,

Холмами высокими,

Дубрами частыми,

Полями дивными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Селами дивными,

Виноградами обительными,

Домами церковными

И князьями грозными,

Боярами честными

Вельможами многими!

Всего еси исполнена

Земля Русская,

О правоверная

Вера христианская!


- Земля Русская … «русский», русская…Русь…

- Как мы можем еще назвать страну, в которой родились и живем? (Россия, Родина… - ответы учеников).

- Родина - страна, в которой мы родились и живем;

- земля, на которой жили и трудились наши предки;

- земля, которую наши предки защищали т врагов;

- наш край, город, поселок;

- место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья;

- это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне;

- особенная природа, обычаи, традиции, православная вера;

- наше прошлое, наша история объединяющая людей;

- …


На уроке литературы, вы представили, какими были славяне в давние времена, когда еще только возникла Киевская Русь, какую одежду они насилии.

На занятиях «Православной культуры» мы говорили о том, как славяне - стали христианами, какой язык православной культуры и символы русичи использовали.

Давайте вспомним:

- Как звали ученика Иисуса Христа, который приходил на нашу русскую землю с евангельской проповедью? (А. Первозванный)

- В каком веке это было? (середина I века н.э.)

- Назовите религию древних славян? (язычество)

- Кто из князей раньше других принимает христианство? (княгиня Ольга)

- Как называют княгиню Ольгу в летописях? (святая, Равнопостальная, Елена)

- Назовите имя крестителя Руси? (князь Владимир)

- Когда произошло крещение Руси? (988год)

- Как называют князя Владимира в летописях? (святой, Красно Солнышко, Равноапостольный, Василий)

- Как изменились города и деревни после принятия христианства? (храмы)

- Какими были первые храмы на Руси? (деревянные, многоглавые)

- Храм - это… (продолжить)

- Храм в жизни православного человека?

- Какие храмы вы знаете? (см. по презентации, где были на экскурсиях)

- Другие названия храма? (собор, церковь)


  1. Деревянные храмы - первые православные храмы на Руси. (Показать макет).

Где мог быть построен этот храм? Что вокруг?

2) Показать модели храмов, выполненных на уроках математики.


Сегодня на занятии, мы продолжаем знакомство с православными храмами. Тема: «От храма в душе, к храму в Подмосковье», и попробуем доказать,

что современные храмы строятся по традициям и законам, которые выработаны были в давние времена.

3) Проект Антона плакаты, доклад,

4) Защита проектов творческие группы работали над текстами во внеурочное время, на занятиях краеведческого кружка, редактировали, вносили свои дополнения, которые были подготовлены в результате экспедиций, чтения дополнительной литературы, работы с Интернет - ресурсами.

Каждая творческая группа работала над своей темой:

1-я группа - стр.1 «Православный храм в жизни христиан»;

2-я группа - стр.2 «Душа дерева»;

3-я группа - стр.3 «Особенности храма Покрова Божией Матери на Десне»;

4-я группа - стр.4 «Язык колоколов».

Редактировали доклад Антона Бричевского (гл.2): дополняли и упрощали, работали над презентациями, репетировали. Был создан видеожурнал «Истоки №6», требующий дополнений, сокращений, и уточнений.

Гостям - консультантам, присутствующим на занятии, был представлен проект экскурсии в форме видеожурнала. После просмотра состоялось обсуждение: каждая творческая группа отвечала на вопросы других групп, гостями были высказаны предложения по улучшению проекта.


Закрепление.

Игра «Зодчие» - паззлы в конвертах - составить храм и вспомнить название (Храм Покрова Божией Матери на Десне).


Домашнее задание - подготовить с учетом дополнений и замечаний, полученных на занятии, видеожурнал - экскурсию для учащихся начальной школы.


Видеожурнал - экскурсия «Истоки» «От храма в душе к храму в Подмосковье, преемственность современного и древнерусского деревянного храмостроения» с презентацией к каждой странице.


СТРАНИЦА 1 .

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН.

Здравствуй Русь: седые дали,

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб…

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты

Вкус полыни, запах мяты,

И кресты, кресты, кресты…


В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного деревянного храма»

Радость и счастье в доме он связывал с красивым светлым жилищем, безопасность и воинскую доблесть - с несокрушимыми башнями крепостных стен, красоту и величие духа - со строгой возвышенностью храма.

Душа России - в этих народных строениях. Наши предки говорили, что через русскую природу Господь будто беседует с ними. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать все чудеса природы.

Большое внимание при строительстве деревянных храмов уделялось окружающему пространству. Все зависело от природы. Рождался архитектурно-природный ансамбль.

Храмы почти всегда размещали на высоких, открытых участках, видных издалека.

Вокруг широкие просторы, заснеженные зимой и зеленые летом. Сама природа научила строителей видеть и ценить простоту и четкость форм. И потому храмы так искусно вписаны в природу, что кажутся ее частью, будто самостоятельно выросли без участия человека.

Стояли церкви часто парами: большая летняя и рядом маленькая зимняя.

Взгляните на купола наших церквей! Как они горят-сияют при ясной солнечной погоде! Вокруг убогие избушки, покосившиеся заборы, а рядом - такая красота! Откуда такое богатство в наших суровых краях? Кто заставлял русских крестьян строить такое великолепие, когда и собственную-то избушку починить было не на что?

А никто не заставлял, сами захотели! Все лучшее - Богу! Церковь ведь - это дом Божий. Зато когда придешь в этот дом, тут все другое: словно на небе оказался - так красиво и празднично.

Идея попробовать воссоздать кусочек «древней» Руси новой православной деревни возникла у группы предприимчивых и энергичных людей что под руководством Куимова Алексея Васильевича. Выбрав место, чтобы поселиться на Подмосковной земле, они, следуя примеру предков, решили обязательно построить в деревне храм.

Закладной камень был освящен Архиепископом Григорием Можайским 25 августа 1998 года . Было дано название будущему Храму - Покрова Божьей Матери. Чтобы был под защитой ее Покрова этот, создаваемый по старинным обычаям, кусочек русской земли.

Место для Храма выбиралось очень тщательно. Храм видно издалека, когда приближаешься к нему, он как бы поворачивается к тебе лицом, постепенно раскрывая свою красоту и величие.

Покровский храм, а так же построенный рядом Православный центр, часовня на природном источнике, магазин, дома жителей Покровки составляют, как было принято на Руси, единый архитектурно-природный ансамбль .


СТРАНИЦА 2

ДУША ДЕРЕВА


Россия-страна лесов, составляющих богатство нашей Родины. На Руси во все времена дерево было наиболее доступным и дешевым. Но, к сожалению, дерево - недолговечный материал. Пожары, стихийные бедствия, войны помешали сберечь старинные образцы народного творчества.

В деревянных, рубленных из добротного строевого леса домах рождались и жили наши предки. Здесь с малых лет они познавали родной язык, учились

читать Псалтири, молились перед семейными иконами. Глядя на старших, осваивали передающееся из поколения в поколение то или иное ремесло. От родных и близких они учились дивным народным песням и сказкам.

Месяца лучами

Божий храм облит,

Крест под облаками

Как свеча горит…

И.С. Никитин

В деревянном зодчестве русские мастера проявляли поразительную виртуозность: празднично-нарядные церкви сооружались быстро и без единого гвоздя.

На Руси ценили мастеров, умеющих построить здание «плотно и крепко, дельно и хитро».

Неповторимость повторяемого - характеристика всего древнерусского зодчества. Русский плотник, работая с деревом, не нарушал, а, наоборот, подчеркивал его естественные особенности.

Начинали работать плотники после молитвы, во время работы не ссорились.

Для строительства храма Покрова Божьей Матери на Десне пригласили бригаду Поморской плотницкой школы. Плотники сохранили традиции своих дедов. Они приезжали из Архангельска и Северодвинска. Строители строили не только храмы, но и дома. Принципы деревянного зодчества при строительстве храмов и обычных домов, а так же принципы рубки одинаковы.

При строительстве храма использовался лесоматериал хвойных пород, который был так же основным при строительстве храмов на Руси.

«Лес должно рубить осенью и в течении всей зимы, так как в эту пору деревья возвращают себе из корней всю силу и крепость и в них нет сокодвижения. Рубить его надо, когда нет луны, ибо в это время он беден тем соком, который разрушительно действует на древесину. Срубленный лес должен быть сложен в такое место, куда не проникает ни солнечный жар, ни резкий ветер, ни дождь».

Сосна - самое почитаемое дерево. Из-за янтарной смолы в нем отталкивается вода. Обычно для строительства использовался лес спиленный зимой, в «спящем состоянии». Из-за сжатых сроков строительства в храм иногда привозился не отвечающий данным требования лес.

При температуре до 30 градусов мороза дома рубят из бревен диаметром 22 - 24 см, при более низких температурах - 26 см и более . Что и было предусмотрено в нашем храме.

При рубке Покровского храма бревна укладывались горизонтальными рядами и соединялись в углах. Это: врубка в обло, врубка без остатка, врубка в лапу. Венцы соединялись между собой в паз. Для более плотного прилегания бревен друг к другу при строительстве Покровского храма в пазы прокладывали паклю. Для большей жесткости и устойчивости венцы соединяли вставными шипами.

Плотники знали, что южная сторона дерева кладется вовнутрь дома, а северная наружу, так как годичные кольца к северу ближе друг к другу и эта часть дерева более плотная, а южная более рыхлая, ее ставят во внутрь здания, а северную наружу, таким образом, стена будет меньше промерзать и лучше держать тепло.

Среди ручного инструмента основным, был топор: топор-колун, топоры-тесла. При рубке древесины уплотняются ее поры, и она становится более устойчивой к воздействию влаги. (Бревно с торцов топорами надежно закупоривается, а после пилы дерево водушку пьет неутолимо, оттого пилу использовали редко).

Каждый венец требовал от плотника терпения, мастерства, верного глаза и твердой руки. Ведь надо было сделать пазы, врубки, потайные зубья, притесать одно бревно к другому так плотно, чтобы между ними не вошло даже лезвие тонкого ножичка.

Каждый лемех тесали вручную из осины, так как она очень пластичная и легкая, никогда с топором не спорит, а послушается во всем, от влаги лемех разбухает и во время дождя уплотняется и воду не пропускает внутрь церкви.

- Какие богатые эти русские! - так с восхищением говорили иностранцы, глядя на деревянные церкви с куполами, крытыми, как им казалось,

серебром. А это были купола из осины. Из нее-то и делали наши мастера ажурную «елочку», или «чешуйку». Со временем дерево темнело и приобретало серебристый оттенок.

СТРАНИЦА 3

ОСОБЕННОСТИ ХРАМА ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА ДЕСНЕ


На Руси самой простой формой деревянного храмового зодчества была «клетская». Такой Храм имел несколько срубов, соединенных между собой с запада на восток: трапезная, храм и алтарный прируб. Таким в соответствии с планом и является храм Покрова Божией Матери на Десне, который венчается роскошным шатром.

Покровский храм имеет с восточной стороны четверика достаточно большой алтарный прируб. Верхнее покрытие алтаря выполнено в виде бочки с фронтоном из бревен. На бочке установлен малый восьмерик и главка с крестом. Фронтоны украшены резьбой и резным «полотенцем».

С западной стороны четверика расположена трапезная.

Храм Покрова Божией Матери на Десне рублен "восьмериком на четверике". Он имеет обширный несущий четверик и над ним - три уменьшающихся восьмерика. Последний восьмерик завершается высоким, стройным шатром, увенчанным небольшой главкой на шейке и крестом. Очень красивый шатер изнутри: потолок - небо.

Вдоль сторон четверика расположены крытые галереи (гульбища). Первоначально, по проекту архитектора, они были открытыми. Но весной 2004 из-за необходимости использовать храм и зимой и летом, галереи были застеклены. Галереи устроены на консолях-выпусках, они были как бы висячие.

Трапезная так же завершается бочкой, и украшен резным «полотенцем». Над бочкой так же располагается малый восьмерик с главкой на шейке и крестом, а в самой бочке размещена ризница.

Трехглaвое завершение храма - символ Божественной Троицы. Все три главки храма Покрова Божией Матери на Десне имеют луковичную форму.

Главки и шейки храма покрыты лемехом. Самый низ главок и шей обрамлен резными воротниками - епанчей.

С течением времени кровля была перекрыта на медную, так как деревянная кровля начала протекать.

Сруб центральной части храма расположен на подклете, что предусматривает наличие крыльца у деревянного сооружения . Храм Покрова Божией Матери на Десне имеет торжественное "всходное" крыльцо из трех, сходящихся наверху вместе лестниц. Верх крыльца покрыт завершением в виде бочки и резным «полотенцем».


СТРАНИЦА 4.

ЯЗЫК КОЛОКОЛОВ


Колокол дремавший

Разбудил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

(Сергей Есенин.)

Вся жизнь русского человека проходила под звон колоколов. Колокольным звоном встречали возвращавшихся с победой на родную землю воинов: дружину Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля.

С древних времен люди знали, что звон очищает, освящает подобно святой воде, «окропляет» воздух звуком. Недаром на Руси был обычай во время эпидемии звонить во все колокола.

Колокола изготовлялись разных размеров и «голосов»- от маленьких до огромных, таких, как знаменитый Царь-колокол. Самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелы». А «ударить во вся тяжкая» означало: начать звонить во все колокола.

Существует особый устав, в котором указано, в какие колокола и как нужно звонить в будни, в праздники. На Руси хорошо знали колокольный язык и легко определяли « по ком звонит колокол».

Благовест - мерные удары в один большой колокол. Он созывает верующих на богослужение.

Трезвон-звон во все колокола, три раза с маленьким перерывом. (ОТ «трезвона» образовался глагол «растрезвонить», то есть рассказать о чем-то всем.)

Перебор - медленный, скорбный похоронный звон поочередно с малого колокола до самого большого, и затем ударяют во все колокола сразу.

Набат - частые тревожные удары в колокол. Он используется при пожаре и при нападении врагов и при других бедствиях

Особенностью проекта храма Покрова Божьей Матери на Десне является устройство звонниц в третьем восьмерике храма. Обычно под звонницы строили отдельное здание - колокольню, но при строительстве Покровского храма территория строительства была небольшой. Из-за того, что колокола весили более 80 пудов, архитектором были предусмотрены опорные балки во втором восьмерике. Несмотря на это через 5 лет после окончания строительства шатер начал заметно оседать. Размещение колокольни определило необходимость устройства системы внутренних лестниц, ведущих на звонницу с четверика.

Как и сто и тысячу лет назад , колокольный звон собирает верующих в храм.


Еще молитвенного зова

В колокола не прозвучало,

Но храм открыт и все готово,

Уж близко всенощной начало.

Он наполняется народом,

Пред образами ставят свечи

И в тишине, под гулким сводом

Звучат шаги и говор речи.

Все в храме ждут, что очень скоро

Наступит строгое мгновенье

Удара в колокол собора

Чтоб началось богослуженье!

И звон смиряющий

Всем в душу просится,

Окрест сзывающий,

В полях разносится!

Звонят ко всенощной,

К молитве благостной…

Приди ты немощный,

Приди ты радостный!..


На Руси существовал обычай : в первую неделю после Пасхи (она называется Светлая седмица) любой христианин мог подняться на колокольню и звонить в колокола. Этот обычай сохраняется и в наши дни.


Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.


«Лепота» - говорили в старину, наблюдая красоту природы и красоту, сотворённую руками мастеров.

Через год после начала строительства 14 октября 1999года в праздник Покрова состоялось освящение храма. 14 октября 2008 года у Храма Покрова Божьей Матери на Десне 10-летний юбилей


Божий храм встаёт вволю вольную,

Ах, и песнь поёт - колокольную!

До небес плывет песня плавная

Оживает Русь Православная!


Тысячу лет предки наши жили по завету «Русь Святая! Храни веру Православную! В ней твоё спасение!»


Тема факультативного занятия:

«От храма в душе к храму в Подмосковье».

5-й - 9-й класс


Занятие прошло в обстановке заинтересованности, творческой активности, приняли участие все участники экспедиций, краеведческого кружка, факультатива «Духовное краеведение Подмосковья». (24 ученика, 6 человек в каждой группе)

На занятии - консультации с элементами проектной деятельности каждая группа участников подготовила свой маленький проект с яркой презентацией: 1-я группа - стр.1 «Православный храм в жизни христиан»;

2-я группа - стр.2 «Душа дерева»; 3-я группа - стр.3 «Особенности храма Покрова Божьей Матери на Десне»; 4-я группа - стр.4 «Язык колоколов».

(Подготовка - генеральная репетиция к проведению экскурсии в форме видеожурнала для учащихся младших классов)

Цели для ученика: «От прикосновения к Истокам - преображение души». Знакомство с проектной деятельностью: участие в экспедициях к храму Покрова Божией Матери на Десне и другим храмам Видновского благочиния, подготовка презентаций, редактирование научно - исследовательской работы ученика 11 класса Бричевского Антона на тему: «От храма в душе к храму в Подмосковье… (История храма Покрова Божией Матери на реке Десне 1998- 2007 г.г.). Глава.2. Преемственность древнерусской и современной деревянной храмовой архитектуры».

Цели для учителя:

1) Предметные: расширение темы: «Язык православной христианской культуры» при помощи экспедиций в храм Покрова Божией Матери на Десне и другим храмам Видновского благочиния, с целью выявления древнерусских и современных традиций в деревянном храмостроительстве; древнерусских и современных традиций на примере древнего храмостроительства.

2) Развивающие: Развитие познавательных навыков учащихся, обучение учеников проектной деятельности, умению работать с презентациями, озвучиванию, редактированию, умению представить подготовленный материал для зрителей.

3) Воспитательные: прививать любовь к родному краю, художественный вкус, развивать любознательность, самостоятельное творчество в группе, взаимопомощь, умение видеть в малом целое, от храма рядом с домом - к храмам России.

Цели факультативного занятия, поставленные при подготовке на уроке, были реализованы.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал