- Учителю
- Исследовательская работа 'Оконные наличники вчера, сегодня, завтра'
Исследовательская работа 'Оконные наличники вчера, сегодня, завтра'
Районная научно-практическая конференция
«Новое поколение Курагинского района» для 8-11 классов
НАЗВАНИЕ (ШНОУ)
МКОУ «Имисская СОШ №13», ШНОУ «Икар»
Полное название темы работы
Оконные наличники - вчера, сегодня, завтра.
Название секции конференции
Краеведение
Тип работы
исследовательская работа
Возрастная номинация
8-11 класс
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения
Черепанова Евгения Ивановна, 08.01.1998
Домашний адрес автора
с. Имисское, Совхозная 22-2
Место учебы:
МКОУ «Имисская СОШ №13»
Класс
11
Место выполнения работы
МКОУ Имисская СОШ №13, ШНОУ «Икар»
Руководитель
Гивиряк Елена Юрьевна, учитель- логопед
Научный руководитель
-
Ответственный за корректуру текста работы
МКОУ «Имисская СОШ №13», учитель русского языка и литературы. Ипатова Галина Николаевна
Е-mail (обязательно)
Контактный телефон
телефон 89024687468
АННОТАЦИЯ
Черепанова Евгения Ивановна
Красноярский край, Курагинский район, МКОУ Имисская СОШ №13, 11 класс
«Оконные наличники: вчера, сегодня, завтра»
Руководитель:Гивиряк Елена Юрьевна, МКОУ Имисская СОШ №13, педагог-логопед
Цель работы:
-
изучить различные виды оформления окон в современных селах и деревнях округа Таёжный: Жербатиха, Имисское, Можарка, Тюхтята, Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка, Жаровск;
-
доказать, что в эпоху новых технологий существует большая вероятность утраты одного из элемента русской традиции, на примере деревянных резных наличников.
Методы и методики достижения цели:
1. Литературный анализ по изучаемой проблеме.
2. Анкетирование. Анкета для выявления предпочтений .
3. Беседа с местным населением по оформлению окон своих домов.
4. Фотографическая съемка домов в округе Таёжный.
5. Анализ фотографий, рисунков.
Основные результаты работы:
1.Установили, что деревянные резные наличники с каждым годом исчезают. Поэтому в своей работе мы хотим показать необходимость хранить традиции резьбы, которые вполне могут сочетаться с новыми современными материалами.
2. Изучили различные виды оформления окон в современных селах и деревнях округа Таёжный.
3. Задачи, поставленные для реализации цели, выполнены полностью и подтверждены собранным материалами.
Новизна работы состоит в том, что впервые проведен сравнительный анализ деревянных резных наличников для окон следующих сёл и деревень: Жербатихи, Имисского, Можарки, Тюхтят, Петропавловки, Черемшанки, Гуляевки, Жаровска. Полученные материалы дали возможность выявить и описать общие и отличительные особенности резных наличников для окон округа Таёжный.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В мире всё движется и развивается, мы живем в век технологического прогресса. Эти технологии добрались и до российской глубинки - в далёкую сибирскую сельскую местность и стали вытеснять самобытность русской культуры деревянного зодчества. Активно строятся новые современные дома. И мы обратили внимание, что на фоне новых построек, старые дома с резными деревянными наличниками для окон стали особо выделяться. Многие сейчас меняют окна с деревянными рамами на пластиковые.При этом старые наличникистановятся не актуальны: их совсем убирают и заменяют современными. К сожалению, русские резные наличники как элемент традиционной народной архитектуры уходит в историю. И если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять-двадцать лет деревянные резные наличники как символ сохранения традиций и культурного наследия исчезнут навсегда.
Научная разработанность заключается в углублении имеющихся знаний о русских резных наличников для окон и в расширении научного представления об особенностях оформления окон русских сёл и деревень.
Иван Хафизов, фотограф,который долгое время исследует историю происхождения резных наличников в России, в своей книге пишет:«Хочется привлечь внимание к наличникам. Хочется, чтобы люди, которые владеют домами, на которых есть резьба и наличники, ценили их и сохраняли, чтобы люди поняли, что есть дома с пластиковыми окнами и пластиковое окно не приговор, чтобы снимать наличник. Это все хорошо уживается».[ 8 ]
В своих научных статьях Е..А. Ащепков пишет:"Наличники - умирающий вид искусства. В той же Костроме в день исчезает по одному такому резному чуду."[1]
Таким образом, исследователи с большей вероятностью утверждают, что наличников с каждым годом становится меньше. Поэтому в своей работе, мы хотим показать необходимость сохранять традиции русского деревянного зодчества.
Цель исследования:
1. Изучить различные виды оформления окон в современных селах и деревнях округаТаёжный
2. Доказать, что резные деревянные наличники, как элемент живого деревянного зодчества, уходят в историю и показать на примере, что их вполне можно сочетать с современными материалами
Задачи исследования:
-
Проанализировать литературу по заданной теме и выяснить всё о видах резных наличников.
-
Провести исследование: выявить предпочтения населения округа Таёжный в оформлении наличников для окон.
-
Собрать материалы и провести сравнительную характеристику, в результате которой выявить различные типы оформления наличников окон.
-
Составить дневник исследования.
-
Сопоставить результаты и сделать выводы.
Гипотезы исследования:
-
Мы предполагаем, что существует несколько типов оформления наличников для окон домов округа Таёжный.
-
Мы предполагаем, что через 10-20 лет наличники, как украшение для окон домов, могут исчезнуть из наших сел и деревень, поэтому изучение и сохранение наличников для окон необходимы для будущего поколения.
Методы исследования:
-
Изучение литературы по данной теме.
-
Опрос.
-
Фотографическая съемка домов в округе Таёжный.
-
Анализ фотографий, рисунков, схем.
-
Беседа.
Объект исследования:
Объектом исследования являются окна домов сел округа Таёжный: Жербатихи, Имисского, Можарки, Тюхтят, Петропавловки, Черемшанки, Гуляевки, Жаровска.
Предмет исследования:
Предметом исследования является актуальность сохранения русской культуры и традиций на примере деревянных резных наличников
Теоретическая значимость:
Представленные материалы расширяюти углубляют общетеоретические знаний о деревянных резных наличниках округа Таёжный. Впервые установлены типы наличников и их особенности в нашем округе.
Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что она может использоваться преподавателями на классных часах по теме "Культура и традиции России", а также использовать презентацию на уроках "История Красноярского края"
Проблема исследования: Противоречие заключается в том, что мы нашли теоретическое обоснование проблемы, а повлиять на её решение мы не можем.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Мы живем на юге Красноярского края - в селе Имисское . Средний возраст деревень и сёл нашего округа Таёжный примерно 200-250 лет.
Были хутора и небольшие деревеньки, которые в середине XX века потихоньку стали присоединяться к более крупным сёлам. И дома просто разбирались и перевозились на новое место. Это такие деревни как Пласт, Ключи. Практически все дома были с деревянными наличниками для окон. И на сегодняшний день, у нас еще есть возможность любоваться этими наличниками, но с каждым годом их становится всёменьше и меньше .
Если мы обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова, то прочитаем такое определение: « Наличник - накладная планка на дверном или оконном проёме.»[5]
То есть, наличники изначально имели защитную функцию -они закрывали щель между стеной и оконной рамой, тем самым предотвращали от попадания влаги во время дождя и защищали от ветра. Но в дальнейшем, наличник стал использоваться ещё как декоративный элемент в оформление фасадов домов.
Деревянные резные наличники - это явление именно русское. Как пишет И. Хафизов: " распространения русского языка на момент расцвета искусства домовой резьбы - то есть на вторую половину XIXвека."[4]
Исследовав наличники в селах и деревнях: Жербатихе, Имисском, Можарке, Тюхтятах, Петропавловке, Черемшанке, Гуляевке, Жаровске , мы отметили , что у нас есть часто встречаемые, схожие, типичные наличники . И у них у всех мы выделили четыре заметных элемента, придающих ему форму. Это "шапка"- верх карниза самого разного вида. Выступающие части, как бы поддерживающие карниз по бокам, - "ушки". Парные выступы на нижнем карнизе - "ножки". И парные ставни, которые полностью закрывают створки окна.
Мы фотографировали в каждой деревне деревянные наличники и сделали вывод, что все четыре элемента на одном наличнике можно увидеть довольно редко. Чаще всего встречаются ставни и "шапки", а "ножки" и " ушки " -редкий элемент.
шапка ножки
ставни ушки
Населённый
пункт
Жерба-
тиха
Имисское
Можарка
Тюхтята
Петропав-
ловка
Черем-шанка
Гуляевка
Жаровск
Шапка
83%
95%
80%
90%
60%
60%
80%
15%
Ушки
3%
2%
2%
1%
2%
3%
1%
Ножки
10%
15%
20%
30%
10%
30%
25%
3%
Ставни
90%
80%
80%
60%
50%
70%
60%
15%
По результатам сравнительной характеристики,сопоставляя все данные, у нас получилась таблица:
Чаще всего именно верхняя часть наличника выглядит нарядно, и она богаче украшена. Встречаются солярные символы (изображения солнца полукругом и четвертью круга). В наших селах на наличниках преобладает растительный орнамент, а в селе Имисском и Петропавловке чаще всего встречается изображение солнца полукругом. Входе нашего исследования, мы отметили основные цвета наличников , характерные для нашего округа: зеленый и синий.
Зелёный - символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца - купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.[3]
Синий - цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.[ 1]
Следующий этап нашего исследования - это рассмотреть, какие чаще всего встречаются рисунки и изображения на оконных наличниках. Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. Человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики.[2] Так со временем возникает символика на оконных наличниках, которые служили оберегом дома. Анализируя наши фотографии ,мы отметили присутствие символики в наших наличниках.
Птицы- утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем всё, что имеет крылья и способность к полёту;
также ласточка - символ домашнего счастья и крепкой семьи;
лебедь- чистота, милосердие и символ Девы Марии;
гусь- символ предусмотрительности и бдительности;
ласточка- чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала;
голубь- воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия.[6]
единственный наличник с голубями (с.Тюхтята)
Земля - то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.
Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично - ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.[7]
Символ «S» - ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнца». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды - часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов.Этот символ встречается в нашем округе чаще всего.[9]
Мы провели опрос трёх возрастныхгрупп среди населения округа Таёжный. Большинство из числа опрашиваемых предпочтение резным наличникам отдают люди пожилого возраста, а молодежь отказывается от наличников. По причине того, что они уже не модные, современные наличники проще в установке, практичны и долговечны, мастеров не найти, а резные деревянные наличники дорого стоят. Результат опроса можно посмотреть в следующей таблице (в процентом соотношении из числа опрашиваемых)
Вопрос
16-30 лет
30-45 лет
46-70 лет
Нравятся ли деревянные резные наличники?
20%-да
80%-нет
60%-да
40%-нет
100%-да
Хотели бы вы установить себе такие наличники?
10%-да
90%-нет
30%-да
70%-нет
90%-да
10%-нет
Из данных результатов опроса можно сделать вывод ,что современное общество отдают предпочтение новым современным материалом , таким образом, через 10-20 лет резные деревянные наличники встретить можно будет достаточно редко.
Также для сравнения мы фотографировали и современные постройки домов с оформлением наличников и сопоставив это, увидели такую картину , что в основном хозяева домов действительно используют современные наличники.
Но в с. Тюхтятав результате беседы с местным жителем, одним из хозяев ажурных наличников на вопрос: "Когда и кем были выполнены наличники," - он ответил: "Когда соседи, живущие напротив, меняли старые окна на окна с пластиковыми рамами, то убрали наличники и хотели их выбросить, я попросил разрешение установить их на свои окна". Вот так у красивых резных наличников началась вторая жизнь. Приводим на фотографиях для сравнения оба дома.
Чтобы сохранить традицию наличников, хорошо бы ориентироваться на таких хозяевах , которые, используя новые технологии, сохраняют самобытность русской культуры. На примерах фотографий можно увидеть, насколько легко и гармонично совмещаются старые и новые способы декорации окон.Но к сожалению, это редкие случаи в нашем округе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели анализ литературы по заданной теме. Много книг по техники исполнения резьбы, а также по символике и орнаментов оконных наличников. В наше время, современники активно поднимают вопрос об исчезновение деревянных резных наличников для окон. И это действительно на сегодняшний день является актуальным вопросом.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о предпочтениях населения в оформлении наличников для окон. Население склонно к выбору новых технологий в строительстве и оформления фасадов домов, говоря о том, что дерево само по себе не так долговечно, работа по резьбе дорого стоит, да и мастеров нет. Дома обезличиваются,теряется самобытность деревень и сёл. Эта тенденция ведёт к тому, что наши дети будут узнавать о резных деревянных наличниках со страниц книг и фотографий в альбомах.
ВЫВОД
Наши гипотезы частично подтвердились. Мы предполагали, что существует несколько типов оформления наличников для окон домов округа Таёжный. И в ходе исследования мы увидели общие элементы резных наличников и в основном в нашем округе стандартные наличники для окон, символика наличников тоже похожа, и лишь в одном случае мы встретили один элемент в виде голубя.
Также наша гипотеза, что через 10-20 лет наличники, как украшение для окон домов, могут исчезнуть из наших сел и деревень, тоже частично подтвердилась. Но ещё существуют умельцы и ценители деревянного резного искусства. И мы надеемся, что резные наличники не исчезнут из нашей богатой русской культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири
2. Булавин Е.А. Деревянное кружево Костромы (фотоальбом)
Верхне-Волжское книжное изд-во. Кострома. 197560 с.
3.ДаниловаЛ., Окно с затейлевой резьбой.-Издательство:Просвещение,1986 210с.
4. Прохоренко А.И.Архитектура сельского дома: прошлое и на стоящее - Издательство:Агропромиздат. Москва. 1992
5. Ожегов Словарь русского языка. Под ред. Скворцова Л.И.-М., Оникс 2008 976с.
6.Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву - под общей редакцией Луначарского А.В. и Эфроса А.М.- Издательство:Академия. Москва. 1934
7.http://www.symbolarium.ru/
8.http://nalichniki.com/o_proekte/
9.http://allsymbols.ru/simvoly-simvolov/vosmiluchevaya-zvezda.html
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Имисская средняя общеобразовательная школа №13
Дневник выполнения исследовательской работы
-
Дата
Мероприятие
Результат
Сентябрь 2014
Выбор направления исследования и темы
Выбрана тема«Оконные наличники: вчера, сегодня, завтра»
Сентябрь-октябрь 2014
Определение целей и задач исследовательской работы
Определена цель работы и пути ее достижения
Ноябрь 2014
Сбор и получения информации
Проведен опрос, выводы по беседе. Проанализированы полученные результаты и сопоставлены выводы
Ноябрь-декабрь 2014
Исследование, фотосъёмка наличников округа Таёжный
Сбор фотографий наличников окон сел и деревень: Жербатиха, Имисское , Можарка, Тюхтята, Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка, Жаровск
Ноябрь 2014-январь 2015
Подбор специальной литературы по теме
Изучили научную и историческую литературу. Анализ литературы
Январь 2015
Оформление работы
Установление последовательности изложения материала
Январь-февраль 2015
Подготовка доклада и презентации для выступления на районной научно-практической конференции.
Оформлена презентация