7


  • Учителю
  • Славянское язячество по данным византийских, арабо-персидских и древнерусских источников

Славянское язячество по данным византийских, арабо-персидских и древнерусских источников

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Ходаницкая Антонина Александровна.

Учитель истории и обществознания

МОУ Дмитровской СОШ № 2.


Славянское язячество по данным византийских, арабо-персидских и древнерусских источников


Одной из актуальных и малоизученных проблем отечественной исторической науки по прежнему остается вопрос происхождения и развития славянской мифологии. Наибольший пробел в изучении данной проблемы мы наблюдаем в школьной программе шестых классов, в которой большое место отведено изучению мифологии народов Древнего Востока, в то время, как изучению процесса становления и эволюции язычества восточнославянских племен уделено недостаточное внимание. Цель данной статьи заключается в раскрытии наиболее важных положений восточнославянского языческого культа на основе анализа ряда византийских, арабо-персидских и древнерусских источников.

Вся жизнь восточнославянских племен была пронизана верой во вмешательство сверхъестественных сил и зависимость от богов и духов. Христианская церковь с ее заботой о спасении души считала религиозные представления древних славян суеверием, язычеством. Язычники - это народы, не верящие в единого Бога и не почитающие его Завет - Библию: народы в Библии назывались "языками", то есть людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово "язычество".

Древнейшее известие о вере славян принадлежит византийскому историку Прокопию Кесарийскому. Он писал, что славяне "считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти они, они приносят в жертву то, что обещали, и думают что спасение ими куплено ценой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания".

Славяне почитали наряду с высшими богами, которые олицетворяли природные стихии - гром и молнию, землю и т.п., низшие божества, или духов, их Прокопий называл н и м ф а м и. Через полтысячелетия, уже после крещения Руси, русский средневековый книжник в своем поучении против язычников сходным образом описывал верования славян. Как древние греки приносили жертвы Аполлону и Артемиде, так и славяне приносили "требы" Роду и Рожаницам, а также упырям и берегиням; потом же стали поклоняться Перуну. До сих пор,- негодовал в своем поучении против язычников христианский книжник, - на окраинах тайно молятся "проклятому" богу Перуну, Хорсу, Мокоши и духам-вилам.

Ценное описание языческого погребального культа восточных славян сохранил арабо-персидский историк, миссионер и путешественник Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан, который в 921 - 921 гг. побывал на берегах Волги и оставил "Записку" (Рисала) об этом путешествии (в тексте сам автор именует свое сочинение "книгой" - китаб). Из сочинения Ибн Фадлана мы узнаем, что в ответ на просьбу правителя волжских булгар Алмуша о помощи против хазар, об укреплении в вере ислама тех булгар, которые уже стали мусульманами, и об обращении в ислам еще не верующих, на берега волги было отправлено посольство халифа ал-Муктадира (908 - 932). Ибн Фадлан был секретарем этого посольства и наставником в вероучении. Выйдя из Багдада 21 июня 921 г., караван прошел через города Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, проследовал по Амударье до Хорезма, миновал Аральское море и через плато Устюрт и р. Урал достиг 12 мая 922 г. территории средней Волги, где, южнее впадения в волгу р. Камы, находилась ставка "царя ас-сакалиба", как называл Ибн Фадлан правителя Волжских булгар. Такой обходной путь был выбран миссией, видимо, из-за исходящей со стороны хазар опасности.

Ибн Фадлан встретил на берегу Волги отряд торговцев-русов и в своей "Запсике" подробно рассказал о языческих верованиях и обрядах восточночлавянских племен.

Древнерусские источники сообщают о том, что верховным божеством славян был Перун верховное божество славян, бог грома и молнии. что имя "Перун" означает в славянских языках "гром". Кто такие Род и рожаницы, можно также догадаться по их именам,- это духи, покровительствующие рождению потомства и рода - коллективу сородичей в целом. Другое название этих духов у славян - "суд" и "суденицы": покровители при рождении человека наделяли его судьбой, долей. Упыри хорошо известны по славянским народным верованиям вплоть до XX века. Это вредоносные покойники, которые по ночам поднимаются из могилы и нападают на людей, сосут их кровь. Славяне-язычники сжигали своих умерших, значит, упырями становились те, кто не был погребен по этому обряду. Берегыни - это не духи, призванные беречь людей, а духи, обитающие на берегах водоемов, видимо, связанные с культом источников и рек. Представления о вилах также сохранились в славянских народных верованиях до нового времени: и они считались духами источников и колодцев. Вилы появлялись в образе прекрасных девушек в длинных платьях, но с козлиными или ослиными ногами. Они были крылаты и наделены способностью летать. Вилы, берегыни, упыри, рожаницы относились к низшим духам, их было множество, и обычно они не имели личных имен. Исследования по славянской мифологии показывают, что Перун и Волос неслучайно уместились на одном холме в Киеве.

До нашего времени не дошли мифы языческой поры. Христианские книжники не могли записывать рассказы о богах, к которым они относились как к проклятым, как к бесам и веру в которых осуждали. Но сохранился фольклор и мифология родственных индоевропейских народов: сравнивая древние мифы и фольклор, можно восстановить славянскую мифологию в основных чертах. В мифах индоевропейцев главный подвиг бога -Громовержца - сражение со змеем, драконом, который похитил воду и скот. Громовержец поражает змея громом и молнией, освобождает воду и скот, возвращает на землю плодородие и домашних животных - главное богатство древних индоевропейцев. Имена змея в разных мифах напоминают имя Велеса - Волоса.

Ближе всех к славянским богам - балтские. У балтов Громовержца звали Перкунас, своими громовыми стрелами он поражал черта, который носил имя Велс, Велняс. У восточных славян также сохранились рассказы о том, как Перун - Бог, библейский Илья - пророк или Гром - преследует громом и молнией Змея или черта, который скрывается в скоте, в дереве, под камнем, в человеке. Громовержец повсюду настигает черта, пока он прячется в воду, или убивает Змея.В некоторых мифологических сюжетах Змей похищает женщину или соблазняет ее, за что его и убивает Громовержец. Может быть, эта женщина -воплощение богини Мокоши или самой Матери - сырой земли. После победы над Змеем на землю проливаются небесные воды -идет дождь. Таким образом, гром и молния очищают весь мир от нечистой силы, увеличивают плодородие земли. Имя Змея у славян не сохранилось, но, скорее всего им был Велес, Волос - мифический покровитель скота. Зато имя языческого "скотьего" бога совпадало с именем христианского святого покровителя домашних животных - Власия. После обращения славян в христианскую веру он заменил древнего "скотьего" бога. Громовержцем в народных верованиях славян стал Илья-пророк, разъезжающий по небу в огненной колеснице. В дохристианскую пору образ Велеса сочетал и доброе и злое начала: Велес был и богом плодородия, и злым демоном, воплощением смерти. Это совмещение добра и зла в одном божестве было характерно для языческих верований древних славян. Перун, Велес, Мокошь были общеславянскими и даже балто-славянскими богами и персонажами мифов. В христианских средневековых хрониках почти не осталось известий о богах и верованиях южных и западных славян.


Литература

1. Прокопий из Кесарии - Война с готами. М.-Л. 1950

2. Ибн Фадлан. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л. 1939.

3. Повесть временных лет. М.-Л. 1999.

4. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М, 1982.

5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. в 3 т. М., 1993 - 1994.

6. Мифы и магия индоевропейцев: выпуск 1, М. Менеджер, 1995.

7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1989; 2 изд. 1994.

8. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М, 1989.

8. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал