7


  • Учителю
  • Урок-экскурсия на тему: 'Эрмитаж'

Урок-экскурсия на тему: 'Эрмитаж'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа

Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями культуры и искусства больших и малых народов;

  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство гордости за свою страну, за соотечественников;

  • способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.

Оборудование:

  1. На доске написан эпиграф: "Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош…" К. Паустовский.

  2. Слайды.

  3. Репродукции картин.

  4. Музыкальное сопровождение.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один из крупнейших музеев России - Эрмитаж.

В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает "храм муз". В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона - покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны, в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Посещая их, люди восхищаются представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и художников. Создатели музеев бережно сохраняют всё это великолепие не только для современников, но и для своих потомков. В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за многовековую историю. Музей называют исторической памятью народа.

2. Исторический экскурс.

Ведущий I: В центре Санкт - Петербурга, на левом берегу реки Невы, находится Эрмитаж - крупнейший музей истории мировой культуры.

Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес.

Пройдя сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев, он хранит в своих стенах около двух миллионов семисот тысяч памятников культуры и произведений искусства, которые охватывают колоссальный исторический период от первобытного общества до наших дней.

Музей занимает пять зданий, под экспозиции отведено более трехсот пятидесяти залов.

Поистине Эрмитаж " обширен и необозрим, как наша страна… его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинулись, как необъятные равнины и моря".

Среди музеев мира найдется лишь немного таких, которые могли бы поспорить с Эрмитажем объемом и многообразием своих коллекций. Собранные здесь сокровища знакомят с творчеством многих десятков стран и народов Востока и Запада.

Эрмитаж заботливо сохраняет в своих стенах мировые художественные ценности, проявляя уважение к тысячелетним достижениям культуры и искусства больших и малых народов, делает его предметом национальной гордости.

Трудно переоценить значение Эрмитажа для формирования человеческой личности в наши дни, когда его памятники стали общедоступным, всенародным достоянием.

Ведущий II: Из всех исторических событий, свидетелем которых стал Эрмитаж, ни с чем не сравнимыми, имевшими подлинно мировое значение были дни Великой Октябрьской Социалистической революции. Память о штурме Зимнего дворца хранят его стены и многие залы.

Мемориальной доской отмечена лестница подъезда, выходящего на Дворцовую площадь. Теперь она носит название Октябрьской. Главным образом именно по ней в ночь с 25 на 26 октября 1917 года устремились отряды красногвардейцев и революционных частей армии и флота, штурмовавшие дворец. Мемориальной доской отмечена и Малая столовая. На белом мраморе начертано: " В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство".

Специального внимания заслуживает то обстоятельство, что благодаря исключительно высокой сознательности революционных масс дворец остался невредим.

Ведущий III: Позднее особо значительным периодом в истории Эрмитажа явились годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Силами сотрудников музея, с помощью многочисленных ленинградцев, художников, студентов коллекции в кратчайший срок были подготовлены к эвакуации. Спасению величайших ценностей было уделено особое внимание правительства страны.

В июле 1941 года двумя эшелонами в глубокий тыл (г.Свердловск) было вывезено 1118000 экспонатов, находившихся под наблюдением научных сотрудников. Оставшиеся экспонаты, вместе с поступившими на хранение в Эрмитаж из других музеев города, были укрыты под крепкими сводами подвалов. На местах пребывали лишь такие гиганты, как статуя Юпитера, Колыванская ваза и другие памятники, переноска которых угрожала их сохранности. В опустевших залах - бочки с водой, груды песка и различный противопожарный инвентарь да осиротевшие витрины и рамы, со специально оставленными на них этикетками. В исключительно тяжелых условиях блокады, под обстрелами и бомбежками, причинявшими музею большие повреждения, день за днем свершали свой подвиг сотрудники Эрмитажа. 10 октября 1945 года коллекции вернулись из эвакуации, и 4 ноября того же года состоялся торжественный общественный просмотр первых вновь открытых шестидесяти девяти залов. 8 ноября 1945 года Эрмитаж возобновил свою регулярную деятельность.

Ведущий IV: В наши дни Эрмитаж посещает ежегодно около трех с половиной миллионов человек.

В этом (2010 году) Эрмитажу исполняется 246 лет. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла крупная партия картин, приобретенная Екатериной II, у берлинского купца. Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. Ныне в музее хранится немало первоклассных памятников искусства, приобретенных еще в петровское время. К их числу, прежде всего надо отнести всемирно известную "Сибирскую коллекцию Петра I".

Если фасады Зимнего дворца и других эрмитажных зданий в основном сохранили свой первоначальный облик, то с интерьерами дело обстоит иначе. В течение двухсот лет назначение многих из них неоднократно менялось, что влекло за собой изменения и во внутренней отделке. Наиболее сложной оказалась архитектурная судьба Зимнего дворца, самого старого из строений, занимаемых ныне Эрмитажем. 17 - 19 декабря 1837 года, страшный пожар в три дня уничтожил весь огромный дворец, от которого остался лишь обгоревший остов. Уже 29 декабря 1837 года была создана особая комиссия по восстановлению дворца. Колоссальные по объему работы велись в исключительно сжатые сроки и были завершены менее чем за два года - всего лишь! Одновременно на строительство было занято 8 тысяч человек. Трудились днем и ночью.

3. Заочное путешествие по Эрмитажу.

Экскурсовод I: Войдя в музей со стороны Невы через Главный подъезд Зимнего дворца в полной мере, ощущаешь барочный характер организации пространства.

Галерея, покоящаяся на мощных столбах, декорированных колоннами, направляет вошедшего к парадной лестнице <������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�����������������ний с Петровским Гербовый зал <���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

����������������������������
�������������������������
�������������������������������
����������������������������
��������������������������
���������������������������
���������������������������������
�����������������������������
��������������������������
���� тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.

На стенах галереи в простых золоченых рамах размещены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Среди изображений центральное место занимают большие, в рост, портреты прославленных фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Вокруг расположены портреты их ближних сподвижников Багратиона, Ермолова и других. Пожар 1837 не пощадил галерею, однако портреты были спасены и после восстановления галереи архитектором Стасовым возвращены на свои места. Военная галерея - своеобразный памятник героическому военному прошлому русского народа.

Экскурсовод III: Георгиевский или Большой тронный зал <���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

���������щение Блудного сына" - это последняя крупная картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее, не оправившись от постигших его тяжелых потерь смерти сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя была ему близка. Художник выбрал тему из Евангелия. В одной из притч говорится о сыне, покинувшем кров отца ради веселой и беззаботной жизни. Перетерпев ряд невзгод, юноша вернулся в отчий дом. Старик отец, забыв свои несчастья и одиночество, радостно кидается ему на встречу. Рембрандт изображает отца старым, слабым, полуслепым. Он стремится увидеть сына, но не может. Лицо его полно страдания и радости. Руки бережно и любовно ощупывают, бережно притягивая к себе, коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, пораженные ноги загрубели и опухли, одежда лохмотьями падает с плеч. Его лицо почти не видно. Он весь замер у ног отца, отдаваясь ощущению ласки. Убедительнее и ярче образов нет даже в творчестве самого Рембрандта. При свидании отца и сына присутствуют свидетели, однако они настолько второстепенны, что мало останавливают внимания. Этой картиной Рембрандт дает свой последний урок любви к человеку, понимания его и прощения его слабостей.

Никола Пуссен - крупнейший французский художник XVII века. Будучи очень образованным человеком, он везде находил "высокие примеры", которые должны были воспринимать зрители его картин, или героические подвиги, которым они могли бы подражать. Обычно Пуссен, использовал для своих произведений сюжеты, связанные с гражданской доблестью, самопожертвованием ради своего народа или Родины. Одним из лучших произведений Пуссена является "Танкред и Эрминия". Любящая рыцаря Танкреда Эрминия находит его тяжело раненым в поединке с мавром. Эрминия, с точки зрения людей XVI века, приносит своему любимому самую большую жертву, она отрезает ему на перевязку свои волосы, обладающие волшебной силой. Художник концентрирует все внимание зрителя на своих героев, заключая их в круг, разорванный телами лошадей. Эрминия бросается к Танкреду. На бегу отсекает себе волосы. Нагнувшийся к Танкреду оруженец как бы служит ему обрамлением.

Искусство Тициана - крупнейшего живописца венецианской школы - преисполнено громадной жизненной энергией. "Святой Себастьян" - одна из характернейших картин позднего Тициана. Согласно легенде, Себастьян был римским легионером, казненным за приверженность христианству. Тициан изображает героя: сильным, высоким; мускулистый мужчина жестоко страдает, но переносит мучения гордо, едва ли не спокойно. Зритель, кажется, физически ощущает, как вонзаются громадные стрелы, но Себастьян стоически переносит мучения, дух его не сломлен, он стоит, выпрямившись, его тело прекрасно, как тело атлета, только во взгляде поднятых к небу глаз можно прочитать, каких сил стоит Себастьяну его гордая выдержка. Тициан пишет всего тремя красками: черной, белой и красной, создавая с их помощью сложный живописный организм. Тело героя выделяется из красочной массы и в то же время с ней связано, подобно тому, как его образ и принадлежит миру страданий и мрака, и противопоставлен ему.

4. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили с вами удивительное путешествие в прошлое, приобщились к художественной истории Санкт - Петербурга, почувствовали себя сопричастными к творчеству великих зодчих. Каждый из вас ощутил себя достойным наследником наших духовных ценностей.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал