7


  • Учителю
  • Разработка открытого урока по истории Казахстана

Разработка открытого урока по истории Казахстана

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГУ Амангельдинская средняя школа




Открытый урок

на тему:


Развитие науки и образования Казахстана в период средневековья



Предмет: история Казахстана

Класс: 7

Разработала: учитель истории Елеусизова Д.К.




2015 год







Тема: Развитие науки и образования


Цели:

  • Познакомиться с основными достижениями народов Казахстана в области науки и образования в период средневековья. Сформировать основные представления о таких мыслителях и ученых, как аль Фараби, Ходжа Ахмед Йассауи, Юсуф Баласагуни, и их роли в становлении науки и образования Казахстана.


  • Развивать умение делать доклад, собирать материал по теме, способность проводить самооценку и взаимооценку, память и критическое мышление.


  • Воспитывать чувство патриотизма к истории и культуре своего народа, самостоятельность, умение работать в группах.

Форма проведения урока: Урок- конференция



Методические особенности: Большинство уроков в данном курсе проводится как заседание исторического клуба. Участники клуба (дети) выступают в роли теоретиков, исследователей, знатоков и т. д. В конце каждого заседания клуб принимает какие-то решения, подводит итоги работы. В начале представленного урока учитель выдает ребятам маршрутные листы, на которых фиксируются заработанные баллы каждого этапа. При организации данного урока можно использовать групповую и индивидуальную форму обучения, работу парами и т. д.



Оборудование:

портреты великих личностей- аль Фараби, Ходжа Ахмеда Йассауи, Юсуфа Баласагуни, Н.Назарбаева, картинки мира и согласия народов Казахстана, видеопроигрыватель, карточки, пресс-релизы, маршрутные листы.



План работы:

Ход урока

Форма работы

Продолжительн., минут

1

Организационный момент. Сообщение темы, целей, задач и этапах проведения урока. Психологический настрой класса.

Разминка. Ознакомление.

5

2

Основная часть.

Доклады «ученых» о жизни и деятельности великих личностей.

Чтение докладов.

15

3

Самостоятельная работа учащихся.

Работа в группах

10

4

Закрепление.

Просмотр видеофрагмента документального фильма «Согласие».

Просмотр.

Обсуждение.

10

5

Итог урока, домашнее задание, выставление оценок.

Рефлексия.

Прослушивание песни.

Все звезды Казахстана- «Мой Казахстан»

5

Лекционный материал к уроку

Духовная культура населения в Каз V - XII вв. (язык, письменность,устное творчесво, наука, искусство)


Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Средне Азиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XI - XII века), расположенный рядом, и мавзолей Кара-хана в самом Таразе.


Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо орхоно-енисейское руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана - Второй учитель», под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад н науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.

Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат груды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости»» «Трактат о

взглядах жителей добродетельного города». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.

Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым». «Благодатное знание». Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Дпшш лушт ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясави возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Его жизнь и деятельность связана с г. Ясы (Туркестан). Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов.

Ходжа Ахмед Яссауи


Ходжа Ахмет Ясави - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"). Биографические данные отрывочны. Известна точно дата смерти - 1166. Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме.

В 7 лет он лишился отца и мать отдала его на учение Арыстанбабу. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в "Хикметах", прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ясави вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом,о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Арыстанбаба - Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: "Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку". По некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным - до 85 лет. Жусипбек Аймауытов, опираясь на текст "Хикметов", считает, что он прожил 125 лет. В таком очень сомнительном случае дата его рождения 1041 г. Построенный в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый "Хазрет султан" - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Поражают даже сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т. д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками.

Город Туркестан в течение XV-XVIII вв. был политическим и культурным центром страны, дворец использовался как ханская резиденция, мавзолей как национальный пантеон, где наряду с многочисленными ханами похоронен великий Казыбек.

Существуют различные версии относительно духовного становления Ахмета как личности и его генеалогии. Одна из них - сугубо местная, согласно которой пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Арыстанбаб, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается аманат. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстанбабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдать мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной "цепью" с самым пророком Мухаммедом, чье слово и учение признается переданным имярек через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином "силсиле". У Ходжа Ахмета "силсиле" начинается с Абу Бакра, первого праведного халифа (и жившего после него Салман Фариса, пишется иногда "Парсы" или "аль-Фараси"), около могилы которого в иракском городе Мадаина имеется мавзолей и мечеть. Салман Фариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. Между ним и Ахметом "силсиле" включает восемь посредников (поколений). Местная легенда спутала Арыстанбаба, жившего в XI-XII вв., с Салманом, жившим в седьмом веке, откуда и появилась цифра в 500 лет. Арыстанбабу уже в XII в. был построен мавзолей, который завершенный вид с достройками приобрел в XIV в. С последним обстоятельством (достройкой мавзолея в XIV в.) связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмета Ясави, разразилась буря и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло эмира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, который дает совет возвести сначала мазар над могилой Арыстанбаба как наставника Ахмета. С выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. О значимости (мавзолея) Арыстанбаба свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в Отраре, возле Арыстанбаба, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, сад. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом территории Арыстанбаба происходили большие религиозные бдения.

Имеется более универсальная, исходящая из суфистских кругов, версия о процессе исламизации Центральной Азии и роли в нем Ясави. Данные об этой версии мы заимствуем из исследования Дэвида Де Визе "Легенда Ясави об исламизации Туркестана". Привлекая к рассмотрению один ранее неизвестный и неизученный текст, он относит его с ясавийскому циклу изображения истории, называемому им "священной историей". Рассматриваемый текст по предположению Визе был написан в XIV в. ясавийском шейхом Ходжа Исхаком, сыном Исмаила Аты. Последний, утверждается в разбираемом тексте, был посвящен в "Ясави тарика" своим родным отцом Ибрагимом Атой, который в свою очередь был обращен Сюксюк Атой, учеником непосредственного последователя Ахмета Ясави, известного под именем Суфи Мухаммед Данышпан. Генеалогию Исмаил Аты и Ходжи Ахмета Ясави автор источника возводит к потомку самого Мухаммеда, третьему сыну знаменитого Али-Ханафийя. Его потомок в четвертом поколении Абу аль-Каххар имел двух сыновей - Абу ар-Рахмана и Абу ар-Рахима. Абу ар-Рахман (т. е. первый сын Каххара) имел также двух сыновей: Исхак Баба - предка Ясави в десятом колене и Абу аль-Джалила - предка Исмаил Аты в тринадцатом колене. Напомнив о предшествующих сражениях против христиан в Ферганской долине, имевших место перед и во время халифата Али, автор источника рассказывает о битвах, совершенных под руководством Абу ар-Рахима (дяди) и Исхака вместе с Далилем (племянниками) во имя распространения и утверждения ислама в районе Узгенда и Ферганы (указаны города Ош и Баб), Шаша и Исфиджаба (используется и более позднее наименование - Сайрам). Исхак Баб одержал победу над правителем-христианином Сайрама Байт ад-Даром и захватил город Каргалык, крепость близ Тараза. После Исхак Баб совершил паломничество в Мекку и по возвращении в Сайрам заложил "деревянную мечеть" ("Хубан или Кубан, Шубан - Масджид") стоимостью в 3500 таньга. Все это повествование имеет определенную степень достоверности и в смысле изучения процесса исламизации. К тому же здесь содержится "священная история", т. е. указание на исламскую традицию в истории Центральной Азии, а создание и передача таких легендарных "священных" историй есть часть самого процесса исламизации.

Существует, помимо этого, и простая, строго достоверная версия, касающаяся ближайших учителей Ясави. Линия идейного происхождения Ясави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре Абу' аль-Фармази из Туса (умер в 1084 г.). Его учениками были Ахмад ал-Газали (умер в 1126 г.) и Йусуф ал-Хамадани (1049-1140). Первый - младший брат известного в истории философского мистицизма суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата "Воскрешение наук о вере". Полное его имя Абу Йакуб Йусуф ал-Хамадани ал-Бузакджирди. Родом Йусуф из курдской деревни в провинции Хамадани. Его рано потянуло к науке, для изучения которой он перебрался в Багдад, где он достиг блестящих и замеченных всеми успехов. Но он вдруг отказывается от классного руководства, которое ему было доверено, и от всяких теоретических спекуляций.

Хамадани возвращается к себе на родину, самостоятельно ведет проповеди в Мерве, Герате, Бухаре. От него ведут свое происхождение две линии - персидская, к Абу ал-Халик ал-Гиждувани и тюркская, к Ахмету Ясави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение Ясави в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране ясавизм был распространен Хаджи Бекташем. Учеником Ясави был Сулейман Бакыргани Хаким Ата (умер в Хорезме в 1186 г.). Ясави определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Важно было соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тенгрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию "тюркского народного мусульманства". Выдающуюся роль в этом процессе сыграло ясавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому - многочисленные культы суфиев-святых, ставшие местами паломничества.

О Ясави говорят как основателе "тюркского" пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, помимо всего сказанного, Ясави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Ясави - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст "Хикметов" без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В лексике и образах Ясави мы видим реалии кочевой жизни. Насколько прочно духовные искания поэта-мыслителя вошли в тюркское сознание можно судить, в частности, по творчеству казахских акынов. Самоопределение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью - таков важнейший идейно-нравственный урок, который подсказывается жизнью и творчеством Ахмета Ясави.


Литература и наука


В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Основные памятники:


• В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата». Коркут ата - знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф.Диц.


• Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).


В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляются литература на арабском языке.

Основные памятники:


Юсуф Баласагуни (XI в.) - в 1069 г. написал поэму «Кудатгу б ил иг» (Знание приносящее счастье) - памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра-хана. Общий объем произведения - 85 глав из 13 тыс. двустиший. Сохранились 3 рукописи поэмы: венская (,гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская - арабским письмом. Основное идейное содержание заключается в том, что знание - единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором, по мысли Юсуфа, должен основываться «счастливый» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.


Махмуд Кашгари (XI в.) - родился в г.Барысхан на берегу озера Иссык-Куль, потом переселился в Кашгар. В 1072-1074 гг. после многолетних путешествий составил на арабском языке «Диуани лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) - энциклопедия тюркских народов, о историк быта, нравов и языка, большой вклад в историю языкознания. Этот большой трехтомный труд содержит богатый фактический материал о жизни тюрков XI в.: о предметах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплеменном делении, о терминах родства, о титулах и наименованиях различных должностных лиц, названиях пищи, о терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрономии, о народном календаре, названиях месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезни и лекарств, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.


Ходжа Ахмед Ясави (XII в.) - родился в г. Сайрам и жил в г.Туркестане. Он был проповедником суфийского направления мусульманской религии. Ему принадлежит сборник стихов «Диуан-и-Хикмет» (Книга о премудрости) на тюркском языке. В книге проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм.

Абу Насыр аль Фараби (870-950) - ученый-энциклопедист. Родился в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), в семье тюркского военноначальника. Первоначальное образование он получил в родном Отраре, дальше продолжил обучение в Бухаре, Шаше, Самарканде, Багдаде и умер в г.Дамаске. Автор свыше 50-ти научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», в основном труды по философии. Аль-Фараби - основатель арабской философии, изучал и развивал идеи древнегреческих философов Аристотеля, Пифагора, Архимеда, Евклида, Птоломея на Востоке, за что его назвали «Муаллим ассана»-«Второй учитель» после Аристотеля. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, математика, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка).

Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской, культуры. Рукописи Фараби разлетелись по многим библиотекам мира. Именно на его работах формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировозрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонарда да Винчи и других мыслителей.

О жизни Абу Насра ал-Фараби известно очень немногое, в основном это сведения из работ средневековых арабских биографов, восходящих к периоду 4/10 - 7/13 вв. Наиболее раннее упоминание у Ибн ал-Насима (ум. в 380/990) в «Китаб ал-Фихрист» дает лишь минимум информации о жизни ал-Фараби; более поздние упоминания добавляют также обширный перечень его работ, сведения о его учителях и учениках, а также несколько историй сомнительной достоверности1. Ал-Фараби, имевший, вероятно, турецкое происхождение, родился около 257/870 г. в Фарабе, в Туркестане. Подробности получения им начального образования неизвестны, однако сообщается, что он изучал логику в Багдаде. Его наставниками были христианские ученые Йуханна ибн Хайлан (ум. в 910) и Абу Бишр Матта (ум. в 940), один из переводчиков работ Аристотеля на арабский. В арабском мире багдадская школа была основным наследником философской и медицинской традиции Александрии, посему знакомство ал-Фараби с этими учителями создало одну из наиболее ранних связей между греческой философией и исламским миром2. Сам же ал-Фараби считается наставником Йахья ибн 'Ади (ум. в 974), также видного христианского переводчика и знаменитого в своем роде логика. Сообщается, что ал-Фараби пре-подавал логику грамматисту ибн ал-Сарраджу, который, в свою очередь, стал наставником для ал-Фараби в области арабской грамматики (Ибн Аби Усайби'а (1965): 606, Zimmermann, Introduction to al-Farabi, (1981a): (XVIII - XXII). Более поздние биографы приводят разнообразные истории, касающиеся последующей жизни и кончины ал-Фараби, однако их историческая точность вызывает сомнения3. По всей видимости, ал-Фараби уехал из Багдада в Сирию в 330/942 г., посетил Алеппо и Дамаск, а также, возможно, Египет, между 330/942 г. и 337/948 г. Затем он вернулся в Дамаск, где скончался в 339/950 г.

Список работ ал-Фараби, предоставляемый средневековыми биографами, свидетельствует о его огромном вкладе в развитие философии - ему приписывают более сотни трудов. (Walzer (1965): 780). Если этот список верен, то до нас дошла лишь малая часть его работ. Многие работы лишь недавно стали доступны в современных изданиях, поэтому интерпретация творчества ал-Фа-

раби постоянно обновляется. В настоящее время считается, что большая частьработ посвящена логике и философии языка. Действительно, по мнению средневековых биографов, проницательность логики ал-Фараби и стала основой его известности. Философ и историк ибн Халдун (732/1332 - 808/1406) заявлял, что именно благодаря своим достижениям в логике ал-Фараби стал известен как "второй учитель" ал-му'аллим ал-сани, т.е. второй после самого Аристотеля ( Nasr (1985): 359-60). Помимо трудов по логике, включающих как независимые рассуждения, так и комментарии к Аристотелю, ал-Фараби также много писал о политической философии и философии религии (которую рассматривал как ветвь политической философии), о метафизике, психологии и натурфилософии.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал