7


  • Учителю
  • Ученическая работа по истории родного края

Ученическая работа по истории родного края

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ Большемакателемская СОШ

«Нет забытых деревень»



Мазинская история



Воронов Дмитрий Николаевич

7 класс, МОУ Большемакателемская СОШ

руководитель Горбунов Иван Николаевич, учитель истории и обществознания



Однажды, посещая библиотеку, мой взгляд задержался на полках краеведческой литературы, и особенно заинтересовала меня одна надпись: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Передо мною встал вопрос: «А знаю ли я свою малую Родину?». И тогда я поставил перед собой цель, узнать все, что связано с родным краем, с историей моей малой Родины, моей многочисленной семьи, деревень и сел, расположенных в нашей местности.

Изучая историю, я выявил немаловажную проблему нашего времени - это проблема ликвидации деревень и сел - основы матушки России. Идет постепенное стирание с лица земли деревень, сел и малых городов, в которых еще сильны традиции православия, культуры и быта местного населения.

Таковой оказалась и деревня Мазь, в которой родились и выросли несколько поколений нашей семьи (по линии моей мамы) - Гусаровых.

Летом, отдыхая в пришкольном лагере, мы с ребятами и воспитателями ходили туда на экскурсию. Разбили палаточный лагерь с ночевкой, обследовав каждый уголок этой забытой деревни.

Ночёвка в деревне Мазь

Когда то это были очень живописные места: пышные сады, обширные поля, разнотравные луга, густые леса. Жили, любили, рождались здесь трудолюбивые люди. Строили избы, играли свадьбы, пели песни. Все это было в недалеком прошлом. А в настоящем - « полуразрушенные часовня, церковь да погост, заросшие высокой травой». Среди всей этой угасшей жизни, все еще не сдается и продолжает, не смотря ни на что, жить небольшой родник. Через некоторое время с ребятами мы решили вернуться туда и облагородить его, чтобы он радовал нас еще долгие - долгие годы.

Обустройство родника у деревни Мазь

После всего увиденного там, мне захотелось побольше узнать об этой деревне, в которой жизнь била ключом, но сейчас она исчезла с лица земли и незаслуженна позабыта.

Много интересного мне об этой деревне рассказала моя мама - Гусарова Мария Николаевна, а в свое время это ей рассказывала ее бабушка - Гусарова Аксинья Григорьевна. Также за помощью я обратился к бывшему местному учителю истории - Рахманкиной В.И., которая активно занималась сбором краеведческого материала. И вот что у меня получилось в итоге:

Прапорщик дворянин Елагин Александр Андреевич в 50 годы XIX в. вышел по состоянию здоровья в отставку с военной службы и получил от царской казны участок земли, в тогдашней Большемакателемской волости, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Он был из знатной семьи, многие из этой фамилии находились на службе при дворе императора Российского государства, занимали немалые посты в губерниях, но как водится, с течением времени отдельные ветки клана Елагиных по причине многодетности и невезения по службе обедняли и превратились в малопоместных дворян. У прапорщика, Александра Андреевича, только и осталось от наследства 7 семей крепостных из богатого с. Дектярево (русского), Темниковского уезда, в нынешней Мордовии.

Село принадлежало старшему брату, и Александр Елагин, получив от казны участок леса в Ардатовском уезде за свою службу и ранения, забрал крепостных, которые отошли ему в качестве доли наследства, и приказал им отправиться на новое место жительства. Это было в 1851 году. Этот год и нужно считать год рождения новой деревни.

Старейшие жители Мази помнили рассказы своих родителей, о том, как происходило это переселение. Шли пешком, на санях везли скарб, инструменты, орудия труда. Коров, овец гнали своим ходом. А путь был неблизкий, верст 100 с лишним. Кругом лес, жилье попадалось редко; много на пути пришлось преодолеть рек, ручьев. Вышли в путь зимой, когда лежал снег, только так и можно было пройти. Дорог не было, в общем непроезжая, непроходимая дикая глушь. Когда пришли на место - возроптали: ничего похожего на жилье и все тот же лес. Погоревали, но принялись за дело. Наладили шалаши, стали рыть землянки, валить деревья, заготавливать лес для будущих домов.

Самый старый дом

Надо было корчевать пни, отвоевывать землю для огородов и пашни. Там, откуда пришли первые жители Мази, земля была черноземная, быт был налажен. А здесь земля супесчаная, суглинистая, с тонким слоем дерна, а уж об остальном нечего и думать.

Место для постройки домов выбрали на краю оврага, на котором было поменьше деревьев. Когда вырыли колодцы, то убедились, что до воды недалеко, но она быстро иссякала, становилась мутной, грязной.

Елагин назвал деревню своим именем - Александровкой. Но это название не прижилось, деревню стали называть Мазь. Видимо по причине мутности воды в колодцах и очень грязного оврага (муть, грязь - Мазь). Но Александр Федорович Клюев (наш местный историк) счел, что название «Мазь» - от мордовского слова - мазый - красивый. Лес вокруг деревни был красивый,светлый.

В лесу около д. Мазь

Крестьянский труд на земле для жителей деревни так и остался малопродуктивным занятием. Жили больше тем, что давал лес : рубили срубы для изб, бань, собирали смолу, живицу, варили деготь, драли лыко на лапти и т.д.. Предприимчивые, неунывающие, выносливые русские люди не только выжили в таких суровых условиях, но и обжились, основали новые поселения.

Гусарова Аксинья Григорьевна

Старый дом семьи Гусаровых

Церковь они не осилили, и впоследствии с 1900 года стали прихожанами церкви с. Лапша. А до этого. скорее всего, обращались в Рогожку к священнику Владимирскому.

Церковь в с. Лапша

Школа у жителей д.Мазь появилась при советской власти, а так приходилось детям ходить в соседние села: Большой и Малый Макателемы.

По переписи 1897 г. в деревне Мазь было 40 дворов, в них жило более 100 мужских душ, женских - вдвое больше. Мужчины умирали чаще от тяжелой физической работы, а не от пьянства. Пьяницы были и тогда. Их воспитывали всем народом: пороли на сходах публично, предавали остракизму, то есть не здоровались, не разговаривали, смеялись весьма зло.

Так как приход был в с. Лапша, туда же и везли усопших.

Моя прабабушка (Гусарова Аксинья Григорьевна )- это четвертое поколение жителей деревни. В их семье было 5 детей: 4 сестры и один сын, мой дедушка (Гусаров Николай Павлович). Их детство пришлось на военные годы. С уходом отца на войну, на детей легли все тяготы того времени. Им пришлось много работать. Было очень голодно, особенно зимой. Летом можно было находить пропитание в лесу, который располагался сразу за околицей деревни: собирать грибы, ягоды.

Жизнь деревенская была тяжела, но уехать из деревни было невозможно. Даже после войны ничего не изменилось. Нужно было восстанавливать хозяйство. Жителям не выдавали паспортов, и старшая дочь была вынуждена выйти замуж за заключенного, чтобы только уехать из деревни (при условии заключении брака с неместным паспорт выдавали).

Три других сестры вышли замуж за мужчин из соседних деревень. А дедушка - Гусаров Николой Павлович - остался в деревне, не смотря на трудности, и жил с матерью, которая так и не дождалась мужа с фронта (он был признан без вести пропавшим).

Потом он создал свою семью с коренной жительницей д. Мазь - Ивлевой Анной Ивановной. У них родилось 6 детей: 2 сына и 4 дочери, в том числе и моя мама: Гусарова Мария Николаевна.

Все дети в семье моего деда получили образование, это и послужило причиной того, что никто из них не вернулся в свою деревню. Там не было работы. Сельское хозяйство из-за скудности почв не развивалось. Местным жителям, ежедневно преодолевая несколько километров пешком, приходилось работать на мебельной фабрике, расположенной в соседнем рабочем поселке, или в селе Лапша на животноводческой ферме.

В 70 - 80 годы 20 века трудности с трудоустройством в деревне продолжались, закрыли начальную школу, не было медпункта, магазина. И трудоспособному населению д.Мазь была предложена работа в совхозе «Новая жизнь». Там же было предоставлено жилье. И большая часть населения деревни переехала именно туда. Переехали в село М.Макателем и мои дедушка с бабушкой.

После этого в деревне осталось несколько домов, в которых доживали свой век пожилые люди, не желавшие куда-либо переезжать. Они постепенно умерли, и жизнь деревни Мазь, вместе с ними, закончилась.

Но память о деревни продолжает жить в сердцах тех людей, чье детство прошло в этих местах. Ежегодно на праздник святой Троицы наша дружная семья Гусаровых (несколько поколений) собирается вместе и отправляется по бездорожью туда, где когда-то была шумная, веселая, трудная мазинская деревенская жизнь, для того чтобы предаться воспоминаниям, рассказам и надышаться вволю родным воздухом. Для моих родственников это очень важно - это дает жизненный заряд еще на целый год.

Семья гусаровых

На этом я заканчиваю свой рассказ, сделав для себя вывод, что мы не должны становиться Иванами, не помнящими родства. И создав эту исследовательскую работу, я получил хороший урок заботливого, уважительного отношения к родному краю, к истории своей семьи.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал