7


  • Учителю
  • Разработка урока по истории на тему 'Жизнь египетского вельможи' (5 класс, параграф 8)

Разработка урока по истории на тему 'Жизнь египетского вельможи' (5 класс, параграф 8)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Представленный конспект урока разработан по учебнику "История Древнего мира" 5 класс (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), по главе 4 "Древний Египет", разделу 2 "Древний Восток".План изучения урока включает:1.                  О чём могут рассказать гробницы вельмож.2.    
предварительный просмотр материала

Раздел: Древний восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 8. Жизнь египетского вельможи.

План:

  1. О чём могут рассказать гробницы вельмож.

  2. В усадьбе вельможи.

  3. Служба вельмож.

  4. Вельможа во дворце фараона.


1. О чём могут рассказать гробницы вельмож. Вельможи - знатные люди, царские советники, военачаль­ники. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ЗНАТИ ПО ИХ ГРОБНИЦАМ. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение тому, как их похоронят. Простому люду наверно трудно было подготовить всё для загробной жизни, хватало забот о каждодневном прокорме при жизни. А вот знатные вельможи, сделали роскошь, присущую царскому двору, своим достоянием, и стали, вслед за фараоном, ещё при жизни строить себе КАМЕННЫЕ ГРОБНИЦЫ.

Так как древние египтяне считали, что всё изображённое оживёт и будет с ними после смерти, то заставляли художников расписывать стены гробниц и изображать всё-всё как в жизни. Египетских художников называли 'санх', то есть 'творящий жизнь'. Создавая изображение, художник тем самым как бы магически уже дарил жизнь. Поэтому-то мы по этим росписям и представляем жизнь Древнего Египта.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снаб­дить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, ино­гда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. (Бальзамировать - пропитывать специальными веществами, мумия - обработанный особым образом труп, саркофаг - гроб).


2. В усадьбе вельможи. Рассматривая росписи в гробницах, мы видим, что рельефы и росписи имели одинаковые сюжеты. Это красивый дом вельможи, который окружает сад, полный цветов и фруктовых деревьев. Перед домом обязательно изображался водоём. Вода, водоём в Египте - это показатель богатства. Сам владелец гробницы за пиршественным столом, процессии слуг с продуктами питания, наиболее желанными дарами для «вечной жизни».

Из-за жары в Египте не носили много одежды, тонкой льняной тканью с цветной каймой опоясывали нижнюю часть туловища, но принимая гостей, вельможа надевал множество ювелирных украшений: золотые, браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. По росписям видна мебель: кресла и лежанки из резного дерева с инкрустацией из слоновой кости. Надписи над процессией слуг перечисляли яства, которые преподносились на пиршество вельможе. Вблизи пиршественного стола находятся музыканты, ублажающие слух хозяина, а перед ним танцовщицы. Последовательно развёртываются сцены различных сельскохозяйственных работ в поместье вельможи, в ремесленных мастерских при его доме, сцены охоты и рыбной ловли.

В гробницах были не только росписи и рельефы, но и скульптуры. Кроме обязательного скульптурного портрета хозяина гробницы, выполненного со всей тщательностью, в захоронении было и большое количество статуэток, изображающих слуг, занятых различными хозяйственными работами. Они изображались более схематично, так как важно было не кто они, а что они делают. Как и при жизни, они должны были обслуживать хозяина в 'стране мёртвых'.


3. СЛУЖБА ВЕЛЬМОЖ. В гробницах вельможи, стены были разрисованы, но было там и много надписей. Так в надписях вельможа с гордостью сообщал в вечность, кем он был при жизни, кем служил у фараона. Вельможи выполняли в государстве то, что поручал им фараон. Один был главным распорядителем в каменоломнях, где добывали строительный камень для дворцов и гробниц фараонов, другой вершил суд и расправу над тайными врагами фараона, замыслившими свержение его. Вельможи следили за пополнение казны налогами землепашцев и ремесленников, возглавляли военные походы в соседние страны и гордились своими военными успехами. Об этих успехах вельможи обязательно рассказывали в надписях в гробницах, чтобы и в «стране мёртвых» быть такими же важными и знатными.

Вельможи отвечали за разные отрасли в огромном хозяйстве Древнего Египта, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражников и писцов, для ведения дел, учета и сбора налогов.


4. Вельможа во дворце фараона.

В торжественных случаях фараон восседал на троне, на голове его была корона (после объединения Севера и Юга корона была двойная), а в руках он держал жезл и плеть. Жезл символизировал власть над всеми подданными, а плеть - право наказывать их всех.

Все кто должен был приблизиться к фараону (простые люди или вельможи) подходили, подняв руки в знак обожания, а потом падали ниц и не смели подняться, пока не поступало разрешения фараона. В обращении к фараону свою речь просители заканчивали таким оборотом речи: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон - сын бога, а потому он мог осыпать подданного благодеяниями, а мог лишить всего: дома, сада, да и самой жизни. А потому перед фараоном трепетали не только простые египтяне, но и самые знатные вельможи. На то он и владыка Египта. НЕ ТОЛЬКО ПРОСТЫЕ ЕГИПТЯНЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ИСПОЛНЯТЬ ПРИКАЗЫ ФАРАОНА И УГОЖДАТЬ ЕГО ПРИХОТЯМ. ОН И ВЕЛЬМОЖ СЧИТАЛ СВОИМИ СЛУГАМИ.


Вопросы и ответы:

1). Беседа по прочитанному.

  • Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

  • В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

  • О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае - о вере в загробную жизнь.)

2). Вопрос - Ответ:

1. Правитель Египта - Фараон

2. Специальные приспособления для поднятия воды - Шадуф

3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д. - Государство

4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов - Дельта

5. Знатные люди - Вельможи

6. Столица Египта - Мемфис

7. Море, в которое впадает река Нил - Средиземное море

8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля - Каналы

9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну - Налоги

10. Место захоронения знатных египтян - Гробница

3). Так благодаря чему или кому жизнь вель­мож отличалась от жизни крестьян и ремесленников? (Не только благодаря своей знатности и происхождению, но и близостью к фараону, возможностью выполнять его личные поручения.)

4). Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство…. Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».
- Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Егип­те? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это - обогащение…).

5). Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Давайте проверим, сможете ли вы ответить на вопросы.

Игра «Да» или «Нет».

Учитель: Я утверждаю, что…

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)

  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)

  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)

  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)

  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)

  • Вельможа носил много украшений. (Да.)

  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)



Информация для учителя (ненужная, но может пригодиться)

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сооб­щается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

  • Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств - с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво). Мы видим, как земледельцам выдают одежду - короткий передник - и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
    Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет.
    Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках "собственный дом" вельможи выступает как нечто "внешнее" по отношению к "внутреннему", государственному (царскому) хозяйству. В состав "собственного дома" вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему "за вознаграждение", т.е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием "по истине" (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице). Наряду с достоянием "по истине" вельможа располагал достоянием "по службе", которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние "по истине" и "по должности" вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в "собственном доме" вельможи тесно переплетается.


4



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал