- Учителю
- Рабочая программа по «Культуре народов КБР» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по «Культуре народов КБР» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа
По «Культуре народов КБР»
10 класс (базовый уровень)
Учителя истории (высшая квалификационная категория)
Непочатых И.В.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень), базисного учебного плана и примерной программы «Культура народов КБР» (авторы: : Тхагапсоев X. Г., Казанов X. М., Кучмезова Р. А., УтижевБ.X., Тараненко Т. А., Данилова С. А., Рахаев А. И., Шибелева В. В.- Нальчик.,1993)
При планировании учебного процесса, была определена оптимальная последовательность изучения отдельных тем. Представляется целесообразным объединенное изучение ряда тем из курсов отечественной и всеобщей истории, влияние этих событий на развитие культуры народов КБР. При планировании был учтен школьный компонент и при изучении ряда тем включены вопросы истории г.Прохладного и Прохладненского района в изучаемый период с использованием материалов школьного и городского коаеведческого музеев.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу Культура нардов КБР для 10 класса общеобразовательных учреждений КБР и отражает особенности структуры и содержания учебника «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев» (автор: Мамбетов Г.Х. - Нальчик, 2008). Программа рассчитана на 34 ч при часовой учебной нагрузке.
При всех сложностях и противоречивости происходящих в обществе процессов отход от однотипности школ и учебных программ, нивелирующих личность, поворот к культуре становятся доминирующими в развитии образования, в деятельности школы, воспитательных учреждений. Речь идет прежде всего о повороте образования к национальной культуре.
Школа - фактор консолидации общества, она открыта для всех, прокладывает путь от взаимных знаний к взаимному уважению, согласию и дружбе. Эта идея отразилась в содержании и структуре курса «Культура народов КБР»
Ориентация на глубинную гуманизацию образования также предполагает культуротворческий (культурологический) характер обучения, что естественно невозможно без обращения школы, системы образования к национальной культуре.
«Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы» - пишет академик Д.Лихачев.
Научные знания и художественно-эстетические образы, как известно, по-разному действуют на сознание человека. Знания при всех их достоинствах автоматически не превращаются в мировоззрение личности, тогда как образный мир - незаменимый источник для нравственного воспитании и напрямую связан с отношением человека к жизни, ко всему окружающему.
В то же время -искусство, духовная культура пробуждают самосознание и питают историческое сознание. Это таит и известную опасность - замкнуть сознание на национально- исторический и культурный опыт, что может привести к неприятию иной культуры.
Задача же курса - поиск путей к диалогу культур, ведущий к общечеловеческим ценностям культуры.
Ведь реальность национального не только в культуре, как таковой, но и в стремлении равняться на эту культуру, воспроизводить ее своими деяниями, поднять ее до признанных ориентиров мировой культуры. Это невозможно без глубокого познания культуры,
С другой стороны уровень национальных отношений, мера их человечности и уважительности зависят от верного представления о другом народе, его культуре. Личность, включенная в культуру собственного народа, задумывающаяся о ее истоках, не может не относиться с добрым интересом и доверием к иной культуре. Мы надеемся, что данный курс будет способствовать утверждению этих важнейших нравственных качеств личности. Ведь в созданных народами духовных ценностях сконцентрировано то, что ценно для каждого парода; в них отражен опыт нации (этноса), пульсирует неуловимый, уникальный отсвет национальной неповторимости. Постижение этих категорий культуры невозможно не только без знаний, но и духовных усилий, личных оценок. Поэтому курс рассчитан не только на изучение, информационное познание национальных культур, но и на ознакомление с его образами, эталонами, шедеврами.
Включение юной личности в пространство образного мира народа, его этики и эстетики, созданных им материальных и духовных ценностей, поможет не только представить уникальный и яркий национальный лик того пли иного парода, но и ощутить драму его исторического пути, проникнуться к нему уважением.
Главная цель предмета «Культура народов Кабардино-Балкарии» - способствовать формированию в системе образования гуманистической культуры, восстановлению культурно-исторической и духовной приемственности поколении, возрождению и развитию национальных культур.
В связи с этим весьма разнообразен и крут задач этого курса:
- ввести учащегося в самобытный мир культуры
кабардинцев, балкарцев, других народов республики;
- показать историзм культуры, ее обусловленность историческими судьбами народа, объективными внешними (например, природно-географическими) факторами, этно-культурными контактами и так далее;
- раскрыть двоякий характер функции культуры: охранительный (обеспечение выживания народа, этноса) и консолидирующий (развитие культуры и ее идеалов к общечеловеческим ценностям и критериям).
Структура и конкретное содержание программы «История народов Кабардино-Балкарии» построены таким образом, чтобы обеспечить достижение указанных целей и задач.
Курс включает краткие исторические очерки- происхождения (этногенеза) кабардинцев и балкарцев, сведения из истории национальных языков, краткий очерк традиционной культуры. В программу курса включены самостоятельные раздели, касающиеся экономической и политической культуры балкарцев и кабардинцев. Однако главенствующее положение в программе отведено национальной духовной культуре, определяющей ее специфику и самобытность. При этом как один из важных факторов духовной культуры рассматривается и религия.
В программу вошли также краткие очерки культуры горских евреев, терских казаков; сведения из истории культуры других народов, проживающих в Кабардино-Балкарии (осетин, немцев, турок-месхитиицев, корейцев).
Основными формами работы являются:
-
Лекционно - семинарская система
-
Игровые технологии
-
Интегрированные уроки
-
Проектные технологии
-
Индивидуализация и дифференциация образования
-
Нетрадиционные уроки
-
Информационно - коммуникационные технологии.
2. Содержание программы (35 час)
I. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ (1ч)
Происхождение термина «культура», трансформация его содержания. Научное и обыденное понимание (узкое, расширенное) ьультуры. Типология культуры.
Культура и цивилизация. Культура в классической философии.
Современная концепция культуры. Общечеловеческое, национальное и классовое содержание культуры. Историзм культуры.
Понятие национальной культуры. Признаки национальной культуры. Природно-исторические условия формирования национальной культуры. Роль географической среды в формировании национальной культуры. Роль социальной среды в этом процессе.
Взаимовлияние национальных культур, общечеловеческая культура.
II. КУЛЬТУРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
1. Географическая среда и ее роль в формировании этноса.
Географическое положение Кабардино-Балкарии, География расселения. Влияние природных условий па формирование культуры и хозяйственной деятельности кабардинцев и балкарцев.
2. Экономическая культура. (10ч)
Специфика первичного производства адыгов, зависимость его от природных условий. Садоводство и огородничество. Пчеловодство. Охота и животноводство. Домашняя промышленность и ремесла.
Типологические особенности и этническая специфика культуры первичного производства балкарцев. Скотоводство, охота, ткачество, горное земледелие, кузнечное и кожевенное дело.
Культура жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев. Особенности поселений адыгов. Тип адыгского жилища. Хозяйсвтенные постройки. Одежда. Распространение элементов адыгского костюма в быте других народов. Традиционная пища адыгов. Система питания.
Особенности поселений балкарцев. Балкарские башни. Тип жилища и хозяйственных построек. Специфика национальной одежды, украшений. Домашняя утварь. Основные продукты питания и система питания.
Земельные отношения в Кабарде и Балкарии в XV - начала XX вв.
Торговля и обмен в системе жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев между собой, с другими народами.
История экономической деятельности кабардинцев и балкарцев. Развитие экономических связен Кабарды и Балкарии с другими регионами Северного Кавказа, с Россией, странами Востока.
3. Социализация Личности. (15ч)
Принципы и способы социализации у кабардинцев и балкарцев. Взгляды на воспитание. Общие принципы трудовою воспитания. Трудовое воспитание в земледельческих и скотоводческих хозяйствах. Народные игры как форма трудового воспитания.
Этические нормы кабардинцев, моральный кодекс «Адыге хабзэ». Понятие «совесть», «честь», «стыд». Рыцарский моральный кодекс, «Уэркъ хабзе». Отношение к женщине.
Культурные параллели со Спартой и рыцарским кодексом средневековой Европы. Современные нормы культуры поведения.
Этические нормы балкарцев: «Тау адет», «Езден адет». Этикет как выражение степени зависимости члена рода от воли и интересов рода. Обязанности индивида перед семьей и родом и рода - перед индивидом. Этические нормы взаимоотношений родов и индивидов.
Бытовой этикет кабардинцев и балкарцев: встреча, поведение за столом, оттенки дистанции при общении. Традиции и народная педагогика.
Эстетический и этический идеал мужчины и женщины у адыгов и балкарцев. Образно-эпическое отражение в фольклоре исторического пути развития народа, его нравственного идеала.
4. Политическая культура.(2ч)
Исторические традиции самоуправления у кабардинцев и балкарцев. «Хасе» и «Тёре», как традиционные народнодемократические органы самоуправления кабардинцев и балкарцев. «Адыгэ хабзе» (адыгские каноны), «Тау адет» (балкарские каноны), как регулятивные нормы личных (семейных) и общественных, внутренних и внешних отношений в Кабарде и Балкарии.
5. Художественная литература.(6ч)
Театральное и музыкальное искусство Кабардино-Балкарии. Значение театра в жизни общества. Краткая история театра.
Истоки театрального искусства Кабардино-Балкарии: ритуальные и бытовые сцены (у адыгов - вак 1уэдэкъ «начало пахоты», щ1эпщак1уэ «сцены, устраиваемые при больном», хъэмтехьэ «начало молотьбы», цыщ «начало стрижки овец», унэише «ввод невесты в дом жениха», щауэишыж «возвращение жениха», у бал-карцев - сабан той «праздник пахоты», кюрек бийге «обряд вызывания дождя», бичинге чькъгьан «выход на сенокос», уучу той «праздник охоты», ындыр басхан «праздник обмолота», къыркъар «начало стрижки овец», чоппа «осенний праздник завершения сельскохозяйственных работ» и др.).
Искусство народных певцов-импровизаторов (джэгуак!уэ - у адыгов, халкъ жырчы - у балкарцев и карачаевцев).
Народные актеры-импровизаторы (ажэгъафэ - у адыгов, теке или гябчи - у балкарцев и карачаевцев). Обрядовые и детские игры у адыгов, балкарцев и карачаевцев.
Зарождение театрально-сценического искусства у адыгов: любительская драматическая труппа, организованная в 1905 году в реальном училище кабардинским дворянином Таусултаном Ше-ретлоковым. Постановки «Кушук и его невеста», «Казаноко Джа-баги».
Благотворительные театрализованные вечера в Екатеринодаре в 1908 году, 1914 гг., спектакли «Черкесская программа», и «Набег Кучука на Азов» (по мотивам одноименной повести Хан-Гирея).
Развитие театральной культуры в Кабардино-Балкарии в 20-е годы. Первые самодеятельные драматические кружки. Спектакли «Неграмотный - что слепой», «Одолели», «У кого лучше», «Зули», «Борьба за хлеб», «Мещане» М. Горького и .«Ревизор» Н. В. Гоголя.
Открытие ТЮЗа в Нальчике в 1933 году. Спектакли ТЮЗа «Аул Гюдже», «Дальний путь».
Создание кабардинской театральной студии в 1933 году в Нальчике. Репертуар студии: «Корогот» П. Шекихачева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Мажид и Марьят» М.Тубаева, «Аул Батыр» А. Шортанова и др.
Открытие Кабардинского колхозно-совхозного театра (1937 г.) и его репертуар.
Создание балкарской театральной студии в 1938 году.
Открытие балкарского колхозно-совхозного театра (1939 г,).
Первые шаги кабардинских и балкарских драматургов (Пшика и Шекихачев, Джансох Налоев, Аскерби Шортаиов, Мухамед Афаунов, Омар Этезов, Берт Гуртуев, Сайд Шахмурзаев и др.).
Кабардинский государственный драматический театр им. Али Шогашукова. Открытие профессионального кабардинского драматического театра (1940 г.). Первые постановки: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Каншоби и Гуашагаг» 3. Кардангушева и др.
Послевоенный репертуар театра.
Обновление труппы одаренными выпускниками театральных учебных заведений. Талантливые мастера кабардинской сцены: Арзрум Шериев, Калиса Балкарова, Куна Дышекова, Мухарби Соинов, Буха Сибекова, Мурат Болов, Али Тухужеп, Хусейп Топ-куев, Султан Коздохов, Пшизаби Мисостишхов, Купа Жекамухова и другие.
Режиссеры кабардинского театра: А. Шортаиов, X. Мидов, Л. Эркенов, С. Теуважев, Р. Фиров.
Национальная драматургия на сцене кабардинского театрл: пьесы Пшикаиа Шекихачева, Зелимхана Аксирова, Мухамеда Шха-гапсоева, Мухамеда Тубаева, Хаути Дударова, Биберда Журтона, Хамиши Шекихачева, Бориса Утнжева и др.
Репертуар кабардинского театра. Гастрольные поездки.
Балкарский государственный драматический театр. Открытие профессионального балкарского драматического театра (1940 г.). Первые постановки: «Овечий источник» Лоне де Вега, «Бронепоезд 1/69» Вс. Иванова, «Проделки Скалена» Мольера, «Кровавая свадьба» Р. Геляева.
Талантливые мастера балкарской сцены: М. Кучуков, III. Куч-мезова, О. Балаев, И. Маммеев, З.Махиева, И.Джаитусв, Х.Юсупов.
Режиссеры балкарского театра: Н. Логотип, Е. Скляров, Б. Кулиев.
Национальная драматургия на сиене балкарского театрл - пьесы Иссы Боташева, Ибрагима Маммеева, Алнма Теппеева, Жа-гафара Токумаева и др.
Репертуар бялкарского театра. Гостролыше поездки.
Русский драматический театр им. М. Горького. Открытие русского драматического театра в г. Нальчике (1936 г.). Первые постановки: «Слава» В. Гусева, «Аристократы» и «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского,
Талантливые мастера русского драматического театра: А, С. Яралов, А. Е. Матвеева, Н. Т, Волошин, Н. Н. Сергеев, В. Б. Поздняков, М. Ф. Зуббэк, М. Н. Расторгуев и др.
Репертуар театра. Гастрольные поездки по стране.
Музыкальный театр. Открытие музыкального театра в г. Нальчике (1968 г.). Зарождение национального балета. Первые балетные спектакли: «Лялюпа», «Аминах», «Даханаго», «Бахчисарайский фонтан» и др. Деятельность А. И. Проценко по созданию балетной труппы. Талантливые артисты - X. Дашуков, Р. Хаку-лова, X. Архестов, Т. Энеев.
Произведения кабардинских и балкарских композиторов русской и зарубежной классики на сиене музыкального театра: «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, «Тропою грома» Кара-Караева, «Мадина» М. Балова и X. Карданова, «Свадьба Шамхуна» М. Балова и др.
Тлантливые артисты театра: М. Жилоков, X. Дабагов, Г. Тау-кенов, IIJ. Наршаова и др.
Режиссеры и балетмейстеры: А. Шереужев, Л. Эркснов, Б. Губ-жоков, А..Абидов.
Театр-студия «Коврик» и его репертуар.
Театр кукол, его репертуар. Роль театра в эстетическом воспи тании детей и подростков.
Государственный ансамбль песни и танца «Кабардинка». Создание ансамбля (1930 г.). Репертуар коллектива. Гастрольные поездки по стране и за рубежом. Известные артисты ансамбля: X. Дышеков, С. Шериева, М. Ульбашев, С. Тутуков, Б. Каширгов, С. Бсппаев, П. Ашуров, Ф. Дышекова, К. Дзахмышев и др.
Ансамбль танца «Балкария» .Создание творческого коллектива (1990 г.), репертуар и гастрольные поездки. Самодеятельные коллективы «Зори Кавказа», «Нальчанка», «Бжъамин».
Музыкальные традиции кабардинцев и балкарцев. Мпогожа-нропость традиционного музыкального фольклора.
Музыка в быту народов. Приуроченные песни. Музыкально-поэтические особенности архаического пласта народной музыки.
Эволюция песенного жанра. Нартские эпические песни - ведущий жанр эпохи средневековья кабардинцев и балкарцев. Культура* феодального периода развития в Кабарде и Балкарии. Ге-роико-исторические песни XVII, XVIII и XIX вв. - своеобразный исторический документ, отразивший основные вехи развития кабардинцев и балкарцев в эпоху позднего реализма.
Лирические песни, песни-плачи, отражение в них социальной несправедливости.
Современные кабардинские и балкарские песни.
Народные музыкальные инструменты: традиционные шикапшина, къыл къобуз, жия къобуз, жора къобуз, къэмыл бжьамий, нюйуз, сыбызгъы, пхачич, пшыиэдыкуакъуэ, Ьпэпшына, гыбыт къобуз, шах-шах, пыннуу. Органично взаимосвязанные народные инструменты - пшынэ, къобуз, зурна, бубен.
Инструментальные наигрыши и танцевальная музыка. Музыкально-стилистическая особенность. Сказители, исполнители народных песен и инструментальных наигрышей: Л. Апюков, К- Си-жажев, Д. Малкандуев, Б. Пачев, X. Биттиров, Ш. Биттироп, А. Хавиачев, Р. Атабиев, И. Кансоров, К. Каширгова, Ю. Чочаев, М. Чапаев, 3. Кардангушев, О. Отаров.
Зарождение и развитие профессиональной музыки, становление национальной композиторской школы.
Первые национальные композиторы: X. Карданов, М. Балов, композиторы 60-80-х годов: Н. Османов, В. Молов, А. Байчекуев, Дж. Хаупа, М. Жеттеев, Т. Блаева, А. Казанов, А. Рахаев, и их произведения.
Музыканты и музыковеды: С. Абаеп, Ю. Темирканов, Ю. Би-цуев, Б. Мизов, Н. Гасташева, Л. Кульбаева, 3. Тутов, X. Хавпа-чев, Ю. Карданова, Б. Ашхотов.
Влияние музыки народов Кабардино-Балкарии на музыкальное творчество А. Алябьева, М. Балакирева, И. Мясковского, С. Прокофьева, А. Гольденвейзера, А. Александрова, А. Крейна, С. Фрейн-берга и др.
Дирижеры: X. Афаунов, И. Щербаков, Б. Темирканов.
Изобразительное искусство. Основы изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство. Народное творчество.
Народное творчество кабардинцев и балкарцев. Традиционное. Современное.
Проблемы взаимовлияния национальных культур и отражение этого процесса в изобразительном искусстве.
Народное декоративно-прикладное искусство. Адыгские арджс-ны (циновки). Вышивание по ткани, кожаным изделиям. Художественная резьба по дереву. Балкарские киизы, кузнечные изделии.
Мастера декоративно-прикладного искусства и народного творчества.
3. Требования к уровню усвоения программы
Изучение Культуры народов КБР на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории культуры народов КБР;
• современные версии и трактовки важнейших проблем культуры народов КБР ;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности культуры народов КБР, ее роль в мировой культуре;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической и культуроведческой информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по проблемам культуры народов КБР, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации по культуре народов КБР;
-
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
4. Дополнительные материалы
Абаев М. К. Балкария. «Исторический очерк». Нальчик, 1992 г. См. ж. «Мусульманин». Париж 1911 № 14-17, с. 586-627.
Асанов Ю. Н. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик, 1976 г.
Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы - древний народ. Черкесск, 1963 г.
Андреев-Кривич С. А. "М. Ю. Лермонтов и Кабардино-Балкария. Нальчик, 1979 г.
Адыги. Культурно-исторический журнал. Нальчик, 1991, 1992 гг.
Адаб Баксанского культурного движеиия. Нальчик, 1991 г. Составитель 3. М. Налоев.
Актуальные проблемы литературы Кабардино-Балкарии. Сб. статей. Нальчик, 1991 г.
Античные источники о Северном Кавказе. Составитель В. М. Аталнков. Нальчик, 1990 г.
Азаматов К. Г., Хутуев X. И. Мнсост Абаев. Общественно-политические взгляды. В помощь учителю. Нальчик, 1980 г.
Азаматов К. Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. Нальчик, 1968 г.
Басият Шаханов. Избранная публицистика. Предисловие, составление и комментарии Т. Ш. Биттировой, Нальчик, 1991 г.
Бейтуганов С. Н. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. Нальчик, 1991 г.
Бербеков X. М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 19G3 г.
Бжеников М. М. Радио и телевидение КБАССР. Нальчик, 1985 г.
Бгажноков Б. X. Адыгскнй этикет. Нальчик, 1978 г.
Бетрозов Р. Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчнк, 1991 г.
К древней истории племен Центрального Кавказа. Нальчик, 1982 г.
Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и кабардинцев. Нальчик, 1986 г.
Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов. М. 1967 г.
Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев Нальчик, 1986. (ответств. редактор В. К. Гарданов).
Гераидоков М. X. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии и 1917-1940 гг. Нальчик, 1975 г.
Гугов Р. X. Совместная борьба народов Терека за Советскую власть Нальчик, 1975 г.
Дзамнхов К. Ф. Проблемы социально-экономического строя Кабарды XV1I1 - первой половины XIX вв. в русской историографии I860-1917 гг (см. сборник «Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии» Нальчик, 1992 г.
Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Избранные произведения. Составитель Хашхожева Р. X. Нальчик, 1991 г.
Документы по истории борьбы за Советскую власть и образование автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922 гг.). Составитель У. А. Улигов и др.
Документы но истории Балкарии. 40-90 гг. XIX в. Нальчик, 1959 г.
Думанов X. М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990 г.
Дозорец С. М. Из истории библиотечного дела в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971 г.
Документы но истории Балкарии (конец XIX-начало XX вв.) Нальчик, 1982 г.
Живая старина № 1. Нальчик, 1991 г. Журнал по проблемам краеведения КБР.
Записки А.П.Ермолова 1798-1826 гг. Москва. «Высшая школа» 1991 г.
Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1981 г. (Сборник статей).
Из истории русско-кавказской войны (Документы и материалы). Составитель, автор предисловий, комментариев и примечаний А. М. Эльмесов.
Кавказ в русской поэзии. Издательство РГУ. 1986 г.
Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. Века и народы. «Наука», 1984 г.
Kaвказцы. 1750-1820 гг. Репринтное издание книги С. Броневского «Новейшие географические известия о Кавказе», опубликованной в Москве в 1823 г.
Кожаров В. X. Адыгская хаса. Нальчик, 1992 г.
Краткий статистический справочник Кабардино-Балкарской автономной области. Нальчик, 1925 г.
Культурнее строительство в Кабардино-Балкарии (191Я-1941 гг.), т. 1, сб. документов. Нальчик, 1980 г.
Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941 гг.), т. II, сб. документов. Нальчик, 1985 г.
Касумов А. X. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX в. Нальчик, «Логос», 1992 г.
Карданов Ч. Э. У истоков дружбы. Нальчик, 1982 г.
Жабагн Казаноко. Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г.). Нальчик, 1987 г.
Карданов А. Т. Рабочий класс Кабардино-Балкарии (1958-1980 гг.). Нальчик, 1984 г.
КБГУ - 50 лет. Нальчик, 1982 г. Кабардино-Балкарский фольклор. Нальчик, 1983 г.
Кауфов X. X. В зеркале социальной жизни. Нальчик, 1980 г. Кабардинские пословицы и поговорки. Кн. 2 (на каб. языке). Нальчик
Карачаевцы. Исторнко-этнографический очерк. Черкесск, 1978 г.
Кумыков Т. X. Выселение адыгов в Турцию. «Адыги» № 3. Нальчик, 1992 г.
Кумыков Т. X. Дмитрий Кодзоков. Нальчик, 1985 г,
Кумыков Т. X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965 г.
Кумыков Т. X. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX в. Нальчик, 1991 г.
Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1992 г.
Культура и быт адыгов. Майкоп, 1989 г.
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв., т. 1 л 2. М., 1957 г.
Казн Атажукин. Избранное. Нальчик, 1991 г.
Кудашсв В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Вступительная статья, подготовка текста и редакция профессора Т. X. Кумыкова. Нальчик-, 1991 г.
Крупное Е. И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957 г.
Кузнецова А, Я. Народное искусство карачаев и балкарцев. Нальчик, 1982 г.
Лобач-Жученко Б. Б. Марко Вовчок на Кавказе. Нальчик, 1976 г.
Мамбетов Г. X. Кабардино-Балкарскому НИИ - 50 лет. Нальчик, 1976 г.
Мамбетов Г. X., Хутуев X. М. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984 г.
Медалиев X. Т. Социалистическая индустриализации Кабаридно-Балкарии. Нальчик, 1959 г.
Мамбетов Г. X. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971 г.
Мизиев И. М, Очерки истории и культуры Балкарин и Карачая XIII- XV1I1 вв. В помощь учителю. Нальчик, 1991 г.
Мечиев К. Б. Собрание сочинений в двух томах. Стихотвор. и поэмы. Нальчик, 1989 г.
Мафсдзов С. X. -Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991 г.
Мамбетов Г. X. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. Нальчик;, 1962 г.
Мусукаев Л. И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990 г.
Мусукаев А. И. Балкарский тукум. Нальчик, 1978 г.
Мусукаев А. И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик, 1982 г. Народное хозяйство КБАССР за 70 лет. Статистический сборник. Нальчик, 1987 г.
Нагоев А. X. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.). Нальчик. 1981 г.
Ногмов Ш. Б. История адыгского народа. Вступительная статья и подготовка текста Т. X. Кумыкова. Нальчик, 1982 г.
Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981 г.
Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961 г.
Опрышко О. Л. По тропам истории. Документальное повествование. Нальчик. 1МО г.
О происхождении балкарцев н карачаевцев. Нальчик, 1960 г. Материалы научной сессии.
Сабанчиев X. А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии. Нальчик, 1989 г.
Савенко Ю. И. История КБАССР в художественно-исторических образах. Нальчик, 1978 г.
Сафарян С. Н. Султан-Бек Абаев. Нальчик, 1988 т.
Тресков И. В, Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974 г.
Туганов Р. У. Талиб Кашежев. Нальчик, 1981 г.
Текуев А. К. Путь к новой жизни. Победа колхозного строя в Балкарии. Нальчик, 1968 г.
Улигов У. А. Па истории национально-государственного строительства в Кабардино-Балкарии. Нальчик. 1972 г.
Хатукаев А. Т. Боевой путь 115-й кавалерийской дивизии. Нальчик. 1971 г.
Хашхожсса Р. X. Адыгские просветители второй половины XIX--начала XX веков. Нальчик, 1983 г.
Хакуешев А. X. Адыгские просветители. Нальчик. 1978 г.
Хакуашес Е. Т. Кабардино-Балкарская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Нальчик, 1978 г.
Хутуев X. И, Становление и развитие социалистической культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984 г.
Чеченов Ш. Ш. Осуществление ленинской программы народного образования в Кабардино-Балкарской АССР (1920-1970 гг.). Нальчик, 1971 г.
Черкесы. (Адыги). Нальчик, 1991 г. В этот сборник вошли:
Чеченов И. М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969 г.
Чеченов И. М. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1969 г.
Али Шогенцуков. Стихи и поэмы. Нальчик, 1990 г. (Hа русском, кабардинском и балкарском языках). Нальчик, 1973 г.
Шлыков Б. А. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1973 г.
Шабаев Д. В. Правда о выселении балкарцев. Нальчик, 1992 г.
Шортанов А. Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961 г.
Цораев М. М. Восстания кабардинских и балкарских крестьян в 1913 году. Нальчик, 1963 г.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 июня 1993 г. №546 «О социально-экономической поддержке балкарского народа».
КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО- БАЛКАРИИ
10 КЛАСС
Учебник Мамбетов Г. Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев»,
Всего 35 час
№
Тема урока
Часы
Дом задан
Дата план
Дата факт
I полугодие
16
Глава 1. Материальная культура.
10
Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием.
1
§1-2
Скотоводство. Охота.
1
§3-4
Пчеловодство. Крестьянские промыслы.
1
§5-6
Пути сообщения и средства передвижения.
1
§7
Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев.
1
§8-9
Усадьба и жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев.
1
§10-11
Традиции и обычаи, связанные со строительством жилища.
1
§12
Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки.
1
§13-14
Одежда. Общественная взаимопомощь.
1
§15, 17
Пища.
1
§16
Глава 2. Общественные институты
2
Княжеские съезды - советы. Народные собрания -хасы.
1
§1-2
Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы.
1
§3-5
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции
3
Контрольная работа№1 по главам 1-2 «Материальная культура». «Общественные институты».
Гостеприимство. Куначество.
1
§1-2
Сам-но
Аталычество. Другие формы искусственного родства.
1
§3-4
Кровная месть.
1
§5
Глава 4. Семейная культура
5
Большая и малая семья.
1
§1
II полугодие
19
Брачные запреты. Сватание. Калым.
1
§2-4
Свадьба.
1
§5
Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод.
1
§6-8
Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием.
1
§9-10
Глава 5. Культура воспитания
7
Контрольная работа№2 по главам 3-4 «Некоторые обычаи и традиции». «Семейная культура».
Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание.
1
§1 сам-но
Трудовое воспитание.
1
§2
Военное воспитание.
1
3
Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Уважительное отношение к родителям.
1
4-5
Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине.
1
6-7
Обычаи приветствий и прощаний.
1
8
Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.
1
9-10
Глава 6. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев
7
Устное народное творчество. Нартский эпос.
1
§1-2
Музыкальное искусство. Танцы и танцевальный этикет.
1
§3-4
Театральное искусство. Народные певцы.
1
§5-6
Прикладное искусство.
§7
Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.
1
§8-10
Контрольная работа№3 по главам 5-6 «Культура воспитания». «Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев».
1
Повторение по курсу «Культура народов КБР»
1
Итого:
34
Резерв:
1
Содержание программы КНКБР
10 КЛАСС
Учебник Мамбетов Г. Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев»,
Всего 35 часа
№
Темы
Кол-во часов
1.
Глава 1. Материальная культура.
10
2.
Глава 2. Общественные институты
3
3.
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции
3
4.
Глава 4. Семейная культура
5
5.
Глава 5. Культура воспитания
7
6.
Глава 6. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев
7
13