7


  • Учителю
  • Интегрированный урок по истории, литературе, МХК в 7 классе на тему 'Путешествие по Петербургу' (с презентацией)

Интегрированный урок по истории, литературе, МХК в 7 классе на тему 'Путешествие по Петербургу' (с презентацией)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Интегрированный урок по истории, литературе и МХК для 7 класса

на тему:

"Путешествие по Петербургу".



Учитель истории и МХК Климова Е.О.

Учитель русского языка и литературы Поморева О.В

Цели и задачи урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме «Петербург в архитектуре и литературе».

  • Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала.

  • Воспитание чувства любви к истории нашей Родины, гордости за высокие достижения мастеров и писателей прошлых столетий.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя истории.

  • Напомните, какой временной период мы сейчас изучаем на уроке истории? (18 век)

  • А какой правитель был у власти в первой четверти 18 века? (Петр 1)

  • Какой город при Петре1 стал столицей нашего государства? (Санкт-Петербург)

  • Какая дата является датой основания Санкт-Петербурга? (16 мая 1703г.)

  • Какая юбилейная дата будет отмечаться в этом году? (310 лет)

3. Основание Санкт-Петербурга.

  • Почему Петр1 заложил город именно в это время?

СЛАЙД №1

Сообщения учащихся.

1 ученик: 1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц "не гораздо крепок от натуры", как говорил сам царь. Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря.

2 ученик: Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.

3 ученик: 16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость «Санкт - Питербурх», это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.

План будущей крепости начертил сам Петр. Строить укрепления надо было очень быстро, чтобы успеть за короткое лето. И действительно, к осени 1703 года крепость была «вчерне закончена». В первые годы ее стены для ускорения насыпали из земли, возведение же каменных укреплений началось через три года - в 1706 году.

СЛАЙД №2

СЛАЙД №3



СЛАЙД №4


4 ученик:

5 ученик:


СЛАЙД №5

СЛАЙД №6




6 ученик: Новый город начал расти рядом с крепостью на соседнем острове. Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города, его назвали Троицким. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора.

В 1712 году в Санкт - Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в «столицу Питербурх».


7 ученик: В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты.

Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость.

Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква «П», развернутая к Неве.



8 ученик: Одновременно с главным здание - «Адмиралтейским домом» - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота.


9 ученик: Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.

10 ученик: В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга.

11 ученик: Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро-Невскому монастырю была прорублена дорога, ставшая впоследствии Невским проспектом.

СЛАЙД №7



СЛАЙД №8



СЛАЙД №9

СЛАЙД №10



СЛАЙД №11

СЛАЙД №12

4. Главный символ Санкт-Петербурга.

Слово учителя истории.

  • Одним из основных символов Санкт-Петербурга является Медный всадник. Расскажите, кому посвящен этот памятник.

Сообщения учащихся.

Открытие памятника состоялось 7 августа () . Позднее памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой , хотя на самом деле изготовлен из . Модель конной статуи Петра выполнена скульптором . Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось. Место, где найден был Гром-камень, до сих пор точно не установлено. Транспортировка камня по воде осуществлялась на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября . Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782».



СЛАЙД №13



СЛАЙД №14

5. Архитектура города.

Слово учителя истории.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом - в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн - по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащаемые мировым наследием.

-Вспомните и назовите некоторые памятники архитектуры.

Сообщения учащихся.

1.Исаакиевский собор-построен в - по проекту архитектора ; строительство курировал император ,

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

Поздний .


2. Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов , выполненный в стиле . Построен на в 1801-1811 годах архитектором для хранения чтимого списка чудотворной иконы .

3. Церковь Воскресения Христова, известная как Спас-на-Крови, воздвигнута на том месте, где 1 марта 1881 года был убит император Александр II. Строился собор целых двадцать четыре года - с 1883 по 1901 годы. Ещё издали собор привлекает внимание своим замечательным декором - разнообразными наличниками и кокошниками, в которые заключены мозаичные вставки и иконы, разноцветной черепицей, позолоченными и покрытыми яркой ювелирной эмалью. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского .


4. Дворцо́вая площадь - главная площадь , архитектурный ансамбль, возникший во второй половине - первой половине .

Площадь образуют : , Здание штаба Гвардейского корпуса, с Триумфальной аркой, .


5. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В был утверждён проект архитектора , согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапецевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в - создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - , а также биржи, гостиного двора и собора.


6. Еще один символ Санк-Петербурга _ это мосты. В черте города находится множество , , и (общей длиной ок. 300 км), через которые перекинуто ок. 800 , в том числе 218 пешеходных.

Городских мостов - 342; из них 13мостов

Самый длинный мост - через Неву (полная длина мостового перехода - 2824 метров).

Самый длинный разводной мост - через Неву 629 м.

Самый широкий мост - на реке (99,5 метров).



СЛАЙД №15

СЛАЙД №16



СЛАЙД №17

СЛАЙД №18



СЛАЙДЫ

№19-20



СЛАЙД №21



СЛАЙДЫ

№22, 23, 24

6. Петербург в произведениях русских классиков.

Слово учителя литературы.

Строительство города происходило стремительно, в первые годы город уже выглядел одним из самых красивых городов, но отношение к нему было разным. У каждой эпохи свой образ Петербурга. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Сегодня мы вспомним каким видели Петербург писатели XIX в. и еще раз увидим на слайдах красивейшие великие памятники архитектуры в этом городе.

  • - Вспомните, в произведениях каких писателей одним из образов или даже действующих лиц является Петербург? (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский)

Действительно, только в XIX веке в литературе появляется новый образ Петербурга: город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина, Гоголя, Достоевского.

  • Какой же он - Пушкинский Петербург?..

Петербург для Пушкина - олицетворение русской государственности. Поэт восхищен Петербургом.

…Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…

  • Назовите поэму А.С. Пушкина, отрывок из которой изучали в этом году. («Медный всадник»).

Живя в Петербурге, столице и оплоте русского самодержавия, Пушкин не мог не видеть значения этого города, историю его создания для России. Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, драматургом, историком. Это время, когда обострялся взгляд человека и художника на город. Никто как Пушкин не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу.

Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник».



Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

  • Перу какого автора принадлежат произведения «Ночь перед Рождеством», "Петербургские повести" и "Мертвые души"? (Н.В. Гоголь)

  • Каким Гоголь увидел город в своих произведениях?

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы. Петербург представляется Вакуле чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет.

Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло».


В цикле «Петербургские повести» Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.


  • А Ф.М. Достоевский сделал Петербург соучастником преступления главного героя?

  • В каком произведении? ("Преступление и наказание")


СЛАЙД №25



СЛАЙД №26



СЛАЙД №27

СЛАЙД №28



СЛАЙД №29

СЛАЙД №30



СЛАЙД №31

СЛАЙД №32

СЛАЙД №33

СЛАЙДЫ №34,35,36

7. Практическая работа.

Слово учителя МХК.

К юбилеям всегда готовят памятные открытки, газеты, рисунки, проспекты. Вот и мы сегодня с вами сделаем памятную открытку в технике силуэта.

  • Напомните мне, что это за техника? Откуда она произошла?

У вас на парте лежит шаблон открытки, силуэт памятника, ножницы и клей. Силуэты памятников разные. По окончании работы вы должны назвать, какой памятник архитектуры Санкт-Петербурга на вашей работе.

8. Рефлексия.


СЛАЙД №37



СЛАЙД №38



СЛАЙДЫ №39,40





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал