7


  • Учителю
  • Урок-путешествие 'Тропами деревни Боровой'

Урок-путешествие 'Тропами деревни Боровой'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Экскурсия-путешествие «Тропинками деревни Боровая»

Цель: дать общее представление о деревне Боровая, как об одной из исконно русских деревень, но имеющей свое уникальное историческое прошлое.

Задачи:

- повышение интереса к прошлому и настоящему родного края;

- развитие наблюдательности, умения обращать внимание на «детали», видеть необычное в обычном;

- расширение и углубление знаний о родном крае;

- расширение общего кругозора.

Возраст учащихся: 5-6 класс, но можно проводить и с младшими школьниками.


Количество учащихся в группе: 10-15 человек

Маршрут: п.Красные Ткачи - мост через Которосль - тропинка в деревню - лес - второй перекат - деревня Боровая- райский уголок - родовой дом Букиных -Красные Ткачи


Оборудование: карта маршрута, цветные карандаши, ручки, фломастеры, «словарик экскурсии», блокноты для записей, простые карандаши для зарисовок, альбом со старыми фотографиями.


Содержание экскурсии:

1) Подготовительный этап (проходит в школе перед началом экскурсии)

У: - Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами знакомиться с историей родной земли (малой родиной). На этот раз, мы отправимся путешествовать в деревню Боровая. Боровая - деревенька каких много на ярославской земле, но сколько таит в себе загадок, преданий, легенд! В ней все навеяно историей.

А теперь вспомните, ребята, что обязательно нужно взять с собой путешественнику, который отправляется в новые края?

Уч: перечисляет необходимые предметы

У: - А главным в путешествии остается?

Уч: карта. И по традиции наша карта не заполнена, на ней много пустых мест. В процессе нашего путешествия мы будем ее заполнять. Но это ещё не всё. Настоящие исследователи не просто смотрят и узнают новое, но ещё и делают записи, зарисовки, записывают новые слова.

(Далее учащиеся распределяются на следующие творческие группы:*

- Картографы - 2-3 человек (учитель поясняет обязанности картографов: аккуратно делать записи, рисовать условные знаки, следить маршрут по карте);

- Художники - 3-4 человек (по пути экскурсии делать зарисовки простым и цветным карандашом. Цель - по окончанию экскурсии сделать уголок набросков)

- Корреспонденты - 3-4 человек (делают краткие записи, пометки и т. д. по своему усмотрению. Цель - по окончанию экскурсии написать мини-очерк, репортаж, сочинение-миниатюру «Экскурсия в деревню Боровая»)

- Фотографы - 3-5 человек (их цель - создать фоторепортаж).

- Филологи - 3-4 человека (они работают над «словариком экскурсии». «Словарик» выдаёт учитель в начале экскурсии (см. приложение), а слова - по ходу экскурсии.)

У: - Что ж, а теперь в путь!

Основной этап.

У: - Ребята, мы с вами начнем экскурсию с поселка Красные Ткачи. Давайте найдём его на карте. И обозначим. Пройдем через парк «Березки» и окажемся у моста через реку Которосль. Обозначим ее название на карте.

У: Дорогие друзья, давайте вспомним, почему так названа наша река?

УЧ: ученики вспоминают или самостоятельно пытаются дать предположение.

У: - Учёные выдвигают несколько версий. Согласно первой, самой загадочной, Которосль происходит от финно-угорского слова «котораться» - объединяться. Две реки Устье и Векса, вышедшие из озера Неро, что под городом Ростовом, слились в одну реку. И не договорившись между собой, какая из них главная, основная - образовали третью - Которосль. Вот от слова «котораться» и получила наша река такое название. По другой версии, название реки происходит от древнеславянского слова - «котораться» - перекликаться. Первые поселенцы жили по обоим берегам реки, и перекликались, переговаривались между собой через реку. Существует и еще одна версия. Которосль происходит от слова «слева». Эта та река, которая располагается слева от Волги. И действительно, если стоять на стрелке, мысе при слиянии Волги и Которосли, можно в этом убедиться.

Итак, Которосль происходит от слов «объединяться», «перекликаться», «которая слева».

(корреспонденты записывают эти 3 слова)

У: Река Которосль в давние времена была достаточно глубока, по ней ходили ладьи, груженые товарами. Именно по ней когда-то из Ростова Великого проплывал Ярослав Мудрый, основатель нашего города. Может быть, даже останавливался в этих местах.

У: Перейдем через Которосль по мосту. Полюбуемся пейзажными видами деревни Боровой и синевой виднеющегося справа леса. Вот в него, таинственный и загадочный лес, и направимся. Именно с него мы начнем знакомиться с историческим прошлым нашей деревни. (Художники и фотографы делают фотоснимки и зарисовки).

У: Далеко в глубь веков уходит история деревни. В древности ее места были покрыты дремучим лесом, в котором водились олени и кабаны, волки и лисы; в душистом бору звенели ручьи, раздавались голоса охотников. А по берегам полноводной некогда реки поселились древнейшие люди.

Люди каменного века появились здесь в 5-2 в.до н.э. (корреспонденты могут записать эту дату) Учеными-археологами к северу от деревни Боровая были обнаружены курганы (могильники) и стоянка, относящиеся к этому времени.

Ребята, кто из вас знает, кто такие «археологи»?

Уч. вносят предположения.

У: - Давайте обратимся к «словарику экскурсии».

У. даёт «лепесток» со словом «археолог», «филологи» читают определение и прикрепляют степлером слово к «ромашке» (аналогично ведётся работа со всеми новыми словами.)


Уч.: Дорогие друзья, а что такое «могильник» или «курган», помогите мне пожалуйста.

(Дети вновь высказывают предположения. «Филологи» прикрепляют новое слово к «ромашке».)

Проходя лесом, мы находим впадины и углубления недалеко от входа в лес. Показываем несколько углублений в земле, и говорим, что именно здесь и нашли археологи стоянки первобытных людей.

У: Как же жили здесь первые поселенцы? Древние поселения - это большая семья (род) из нескольких поколений. Жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и хозяйственным помещением. Такие дома строили в разное время все народы Земли. Род, представлял собой группу людей, и притом очень крепкую. И уж если значение семьи и сейчас для нас очень велико, то для древних людей их род определял поистине все. Человек не выделял себя как индивидуальность, а рассматривал себя как члена того или иного рода. Моральным считались только такие поступки, которые способствовали процветанию рода. Мощную поддержку рода человек чувствовал постоянно. Никто не хотел срамиться перед родственной группой - как перед ныне живущими, так и перед умершими и теми, кто еще не рожден…

У: Дети, давайте напишем послание и пожелание в будущее, и зароем в одном из углублении. (Дети пишут на заранее заготовленных листках письма себе или потомкам. Затем опускают в пластиковую бутылку, и зарывают ее в землю.)

У: Молодцы, капсула времени будет дожидаться своего часа и сослужит большой помощью нашим потомкам.

Пройдя основной дорожкой через лес, мы выходим к реке, а именно «второму» перекату, где река, перекатываясь по камням, издает мелочное звучание.

Уч.: Давайте сделаем небольшую остановку здесь. Любуясь красотой природы и реки, приходят поэтические строчки про родной край и его красоту. Может быть кто-то знает стихи про природу, родину?

(Отдохнув, по тропинке держим путь к главной цели - деревне Боровая)

А наш путь лежит дальше - к деревне. По дороге встречаем огромный валун.

У: Старожилы деревни утверждают, что это камень мирозданья, впитавший за многие тысячелетия энергию земли и космоса. И если загадать желание у него, и приложить ладони, то камень обязательно его исполнит. Попробуем? Только надо в него очень верить.

(Дети прикладывают ладошки к камню и загадывают желание). Картографы занесите его на карту. Фотографы, пожалуйста, сделайте снимки на память.

У: И вот показалась деревня. Название у нее - Боровая. Давайте, дорогие друзья, поразмышляем, а почему она так может называться.

Уч: Дети делают предположения.

У: Правильно, название деревни происходит от слово бор - сосновый лес. Деревня, расположена вокруг бора, подарившего ей название. («Филологи» степлером прикрепляют слово «бор» к «ромашке».)

У: Главная особенность этой деревни, что она расположена на полуострове, омывающийся рекой, и защищена густым сосновым бором. Крутой порот реки и бор, придают неповторимость и своеобразие данной деревне. Посмотрим на карту? Что напоминает данная местность? Молодцы - подковку.

У: Пройдём в деревню и продолжим знакомиться с ней. Когда была образована ныне существующая деревня не известно. Но сохранилась предание о первом упоминании деревни. Давайте вспомним, что такое предание? Или заглянем в словарик. (Учитель ведёт словарную работу со словом «предание», даёт «лепесток», филологи прикрепляют его в «словарик экскурсии»).

Старожилы из поколения в поколение передают: «В давние времена, где-то в 1815-1830 годах по нашей дороге в Сибирь вели каторжан, четверым из них удалось сбежать, и попали они в сосновый Бор на высоком берегу речушки. Вот они-то и основали деревню. О существовании деревни долго никто не знал, она сохранилась в тайне. Рядом же проходил Московско-Архангельский тракт. Дорога была не такая как сейчас, брусчатая, и у Варино (сейчас 4 проходная НПЗ) жили разбойники. И кто ехал из Ярославля, а обычно ехали на лошадях, подвергался разбою. И как благополучно доберутся мимо разбойничьих мест до Кормилицына, так шли в трактир чаю попить и осторожненько вино. Неосторожно было нельзя - при трактире работали вышибалы. И вот однажды боровской мужик по имени Мирон попал в этот трактир, и на радостях загулял, что разбойники не ограбили его. Вышибалы его и спрашивают, а начинали они всегда вежливо вышибать, с вопросов: «Кто такой? Откуда будешь?» И тот в ответ «Ну, что не знаете, что я из Боховой?» Бедняга Р не выговаривал. «А, где же Боровая?» И на вопрос такой, Мирон ответил с пьяна «Что вон за той рекой». Вот так и узнали, что есть Боровая. И с тех пор налоги стали брать и миронами стали боровских мужиков величать».

У: Это лишь предание, а вот точный исторический факт - хозяевами деревни Боровая были князья Щербатовы. Род Щербатовых вел свое начало от легендарного князя Рюрика. Юрий Федорович и Михайло Юрьевич служили Петру Великому, сражались, строили, занимались просветительством, собирали книги и рукописи для родовой библиотеки. Это была семья государственников, поставивших долг и честь, служение государству выше личного благоденствия. Михаил Михайлович - историк России и публицист века Екатерины Великой, автор памфлета «О повреждении нравов в России». Написал и издал 15 томов "Истории государства Российской".

Уважаемые корреспонденты, запишите пожалуйста, основные факты легенды и исторических фактов.

У: Продолжая наше путешествие, обратим свой взгляд на ее расположение, количество домов. Мы видим достаточно крупный населенный пункт. Однако первоначально, деревня была небольшая, расположена вдоль берега реки, имела всего 8 домов. Сегодня намного больше - 70.

Дорогие друзья, давайте рассмотрим один из домов. Основной частью каждого дома была клеть (деревянный сруб), в народных представлениях она связывалась с землей, крыша дома - с небом, подклеть дома - с подземным миром. Лицевая часть дома - называлась фасадом и выходила на улицу. Давайте найдем фасад дома, а значит и улицу. (У. ведёт словарную работу с новыми словами, даёт «лепестки», филологи прикрепляют их в «словарик экскурсии».

Особенно нарядны в доме фронтон (верхняя часть фасада) и наличники (украшения на окнах). Покажите их пожалуйста. («Корреспонденты» работают со словом «наличники», фотографы фотографируют части дома, художники делают наброски).

У: Какие символы мы заметили на наличниках? Что они символизируют? (Если дети знакомы с символикой, то продолжаем разговор, если нет, оставляем на отдельную тему экскурсии).

У: В середине фронтона находится окно светелки, которое ведет на чердак. Окно светелки как правило было украшено деревянной резьбой: причудливыми травами, цветущими кустами, гроздьями винограда, листьями вьюна. Завершает фронтон лобовая доска, которая соединяет крышу и сруб дома.

Крыши домов первоначально крыли соломой, затем - дранкой. Сегодня черепицей.

У: Ребята, а что такое «дранка»? (Корреспонденты делают записи) У. по необходимости повторяет и проговаривает сложные слова. Вот так она выглядела. (Учитель показывает фото)

Возле домов стояли сараи, амбары, риги. (Знакомимся и работаем со словом «рига».) Площадка для обмолота снопов возле риги называлась здесь «гумно». С любовью отделывали дом умельцы, украшая его резным подзором и наличниками. (После осмысления новых понятий, отправляемся дальше по деревне, где фотографы могут фотографировать интересные элементы домов)

У: А мы с вами продолжаем путь и подходим к удивительно-трогательному месту под названием «райский уголок», За красоту и первозданность природы местные жители так прозвали данное место. (Картографы заносят название на карту, фотографы фотографируют, художники делают эскиз.) Кстати, здесь очень любят купаться дети, а старики посидеть на берегу и насладиться уединением и тишиной.

Движемся дальше по деревне и делаем остановку у колодца.

За колодцем повернем налево. Перед нами небольшой покосившийся домик, утопающий в цветах. В нем живет старожил деревни - Петрова (дев.Архипова) Наталья Алексеевна, из рода Букиных. Она родилась в Ярославле, но в летние каникулы проводила в деревне у бабушки (по материнской линии). Сегодня дом, принадлежит Наталье Алексеевне и ее сыну Михаилу. По утверждению хозяйки дому более 150 лет. Наталья Алексеевна очень коммуникабельный, доброжелательный человек. Страстная любительница цветоводства, разводит на огромной площади разные диковинные цветы, делится с окружающими. Посмотрите, какие удивительные цветы растут у Натальи Алексеевны. С этим домом связана жизнь Андрея Анатольевича Букина, олимпийского чемпиона по фигурному катанию. Здесь, он, как и его двоюродная сестра проводил свои лучшие детские каникулы у бабушки. В этом доме родился его отец и бабушка. От сюда его отец ушел на фронт и дослужился до звания полковника. Здесь Андрей учился читать, познавать житейскую грамоту. Сюда, в этот небольшой, но ухоженный дом, он приезжает почти каждый год и сейчас.

В этой деревне жили люди работящие, трудолюбивые. Занимались земледелием, мельничным промыслом. Жернова мельницы и сегодня еще лежат на поле деревни, и напоминают, как в годы Великой Отечественной войны мельница спасала людей от голода.

В деревне имелась мебельная артель, делавшая прекрасную мебель, и если бы нам разрешили войти в один из домов, то обязательно в нем мы увидели бы «рукотворную» мебель. Жители деревни были все верующие и ходили в воскресные и праздничные дни в церковь, в село Козмодемьянск, что в 3 км от деревни. Посмотрим на карту и отметим храм Пресвятой Богородицы Всех скорбящих радости. (У. показывает фото).

Деревня - дачи…

На обратной дороге - показать фабрику. Сказать вскользь о Сакиных и Достоевском.

Заключительный этап

У: - Итак, ребята, мы с вами побывали в роли исследователей тропинок деревни Боровой. Скажите, что вам больше всего запомнилось?

уч. отвечают.

У: - Какими новыми словами обогатился ваш словарный запас? Что они обозначают?

уч. отвечают, поправляют друг друга, дополняют ответы.

У: - А теперь проверим, насколько внимательны вы были на экскурсии. Поиграем в историческое лото, и вспомним из каких элементов состоит русская изба.Время работы - 10 мин.

Место проведения: кабинет или зал (в теплое время можно проводить на улице)


Необходимое оборудование: стол


Раздаточный материал: Этнографическое лото. Каждая карта содержит 1 смысловую иллюстрацию, термин, определение.

Задание: детям раздаются карты лото. Каждая карточка состоит из трех частей, на одной иллюстрация - изображение части дома, на другой - термин, на третьей - определение. Педагог раскладывает карточки с изображениями частей дома, рядом в перемешенном виде в отдельных группах лежат карточки с терминами и карточки с определениями. Нужно найти соответствие иллюстрации термину и определению. Воспитанники ищут ответы на своих картах лото, раскладывают. Задача ребят - разложить правильно ( по смыслу) карточки.

Цель игры: Этнографическое лото даёт возможность осуществить контроль знаний, ориентироваться в понятиях атрибутики русского дома, расширить свои знания. Игра также развивает внимание ребят, образное ассоциативное мышление, вызывает у них активный интерес, умение работать в группе.


Как выявляется победитель? По окончании работы педагог сверяет правильные ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, за половину верного ответа - 0,5. имеют пробелы в знаниях. Награждается команда.

Что необходимо для награждения? Можно наградить ребят свидельствами, с формулировкой «Знатоку русской избы», возможен и сладкий поощрительный приз.


Приложение 1. Задания прилагаются.

Можно провести викторину:



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал