- Учителю
- Проек по истории 'Образ лешего в славянской и греческой мифологии'
Проек по истории 'Образ лешего в славянской и греческой мифологии'
Образ покровителя леса в древнегреческой и славянской мифологии.
Автор:
Ученица 5 класса
Гаврилова Милена
Научный руководитель:
Учитель истории
Маргазова Татьяна Николаевна
Мифы и легенды древних цивилизаций - это одно из самых интересных культурных достояний человечества. Мифы и сказания открывают увлекательный мир богов и духов, чудовищ и волшебных растений - мир в котором жили обычные люди, передавали рассказы о таинственных небожителях, спорили с ними и выдавали за них замуж своих прекрасных дочерей.
Постепенно мы привыкаем к этим историям, и для нас они становятся обыденными, тем более что на них часто ссылаются, поминают всуе, иносказательно. Мы встречаем их в литературных произведениях самых разных писателей. У А.С. Пушкина есть такие строки:
Плещут волны ,
Своды дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к Пелиона
Из бога мчат.
Именно мифы и сказания дают нам возможность понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, обаяние и красоту древности.
Разнообразие религиозных представлений находило свое выражение и в разнообразности культов, внешняя обстановка которых все более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие и где почитались боги и духи.
Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они находятся здесь же, рядом. Например, покровители леса. Они встречаются в мифах практически всех народов.
У древних греков это Пан, у славян - Леший. У них много общего, но есть и свои особенности.
Пан является героем древнегреческих мифов. Мифы - это устные сказания о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение.
Леший - лесной дух в славянских легендах. Легенда - это рассказы об обычных людях и реальных событиях. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. Общие и особенные черты этих мифических персонажей я попыталась выявить в своей работе.
Происхождение:
Пан - бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов и рыболовов, родился в Аркадии. Он сын нимфы Дриопы и бога Гермеса. Когда родился Пан, его мать взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на Олимп. Все боги радовались рождению Пана и смеялись глядя на него. Пан не остался жить на Олимпе и ушел в тенистые леса, в горы.
Леший - хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Также его называют лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун. Место жительства - глухая лесная чащоба.
Народная легенда рассказывает о лешем как о порождении дьявола: «Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а черта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы».
Внешность: Пан представлялся косматым и козлоногим с козлиными рогами хвостом, олицетворением жизни в горных пещерах и на пастбищах. Рога означали лучи солнца, агрессивную силу. Ноги, покрытые волосами, олицетворяли жизненность основных сил, землю, кустарник.
Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у него длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.
Может явиться человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами, бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатыми волосами.
По другим источникам, это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.
Занятия:
Пан пасет стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника.
Леший - царь над лесными зверями. Более всего он любит медведя, и когда пьет вино, до которого он большой охотник, то потчует непременно и медведя.
Леший перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью славян, лесовик гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Лешим также нравиться петь, поет он порой долго и во все горло, аккомпанируя себе хлопаньем в ладоши. На деревьях лешие проводят большую часть времени, качаться для них - самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от «зыбка», «люлька»). По народному поверью, леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья.
В народном месяцеслове Купальская ночь на 7 июля считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший. А в ночь под Агафона Огуменника (4 сентября) лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и селам, раскидывали снопы по гумнам, и вообще творили всякие бесчинства. 17 октября, на Ерофеев день, леший проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: бродят, хлопают в ладоши, разгоняют зверей, хохочут, ломают деревья.
Отношение к людям:
С человеком Пан общается или во сне или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он бродит в лесах невидимым духом. Особым покровительством Пана пользовались стада. Много благ посылает он пастухам. Если Пан не гневается, то он милостив и добродушен. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Пан может наслать на человека панический страх. Тогда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через горы, через леса, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что в гневе Пан целым войскам внушал подобный страх, и они обращались в бегство.
Отношение лешего к людям - большей частью враждебное. Он старается запутать в лесу путника, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам прикидывается деревом, которое служит приметой. Иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги, иногда он плачет как ребенок и стонет, как умирающий, в чаще леса, чтобы заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. По поверью, записанному в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень.
Лешему приписывается похищение детей. Лешие заманивают детей, которым плохо живется в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное и глупое.
Мифы и легенды:
Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал на состязание самого Аполлона. Судьей был бог горы Тмол. Аполлон явился на состязание в пурпурном плаще, в лавровом венке с золотой кифарой в руках. Пан начал состязание первым. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Когда замолкли звуки свирели пана, Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом как зачарованные слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты.
Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда. Только один Мидас (царь мигдонийцев) не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.
Леший иногда помогает за добрые поступки. Жил на Севере один мужичок, и очень он любил поохотиться в лесу. Часто брал он ружье, собаку и уходил на лесные озера уток стрелять. Мужичок этот рассказывал историю, которая произошла с ним в годы молодости. Послал его как-то отец на луга пасти коров, на дворе тогда стоял конец августа. Собака на привязи громко лаяла, пришлось ее взять с собой. Привел он коров на место, привязал к шесткам. Стоят, мирно пасутся. Не помню, говорит, сколько времени прошло, как-то незаметно задремал в теньке. А с собой была краюха хлеба и молоко, мать дала на дорожку. Дремал, дремал, вдруг слышу, собака стала громко скулить. Вскочил, вижу, стоит какой-то старец, ростом маленький и весь в белом. Глянул, а коров-то нет на лужайке! Спрашиваю его, кто он таков и не видал ли моих коров? А дед спокойно отвечает: - "Да не волнуйся, коров я домой отвел, они сегодня много молока дадут. А ты меня за это, мил человек, угости хлебом". Отдал мужичок ему корзинку с хлебом и молоком, старец поблагодарил и быстро ушел в глубь леса. Иду, говорит, домой с собакой, а навстречу бежит отец, меня разыскивает. Я ему все и рассказал, что со мной произошло. Уже дома мать с отцом сказали, что это был лесной хозяин. Коровы и вправду пришли домой сами, это лесун их привел.
В Тотемском уезде Вологодской губернии, как пишет Т.А. Новичкова, «против проказ леших писали прошения главному лесному хозяину на огромных листах бересты углем, их приколачивали к деревьям и не смели не трогать, ни глядеть на них. Такие прошения писали те, кого леший обошел и завел в непроходимую чащу, кто потерял в лесу лошадь или корову».
До нас дошел пример одного такого «прошения», адресованного трем царям и написанного на бересте. Писали такого рода тексты справа налево в трех экземплярах, один привязывали к дереву в лесу, другой зарывали в землю, третий бросали с камнем в воду. Содержание письма следующее:
«Пишу, царю лесному, царице лесной, с малыми детями, царю земляному и царице водяной. Уведомляю я вас, что у раба Божьего (такого-то) потерялась бурая лошадь (или корова). Ежели найдется у вас, то пошлите, не мешкая ни часу, ни единой минуты, ни единой секунды. А как, по-моему, не сделаете, буду молиться на вас святому великомученику Божью Егорию и царице Александре». После этого пропавшая скотина должна прийти сама на двор к хозяину.
Глубокие корни и древнейшие традиции почитания Пана и Лешего выявляют схожие черты у этих персонажей:
Общее пространство обитания - лес;
Происхождение как проклятие и наказание;
Функция хозяина леса диких зверей;
Покровительство домашним животным;
Общались с простыми смертными
В итоге, можно сделать вывод, что и Пан и Леший были олицетворением тех сил природы, чья деятельность обуславливает физическую жизнь и возбуждает в сердце человека то опасение и ужас, то надежду и доверие. Они - олицетворение загадочных для человека, но владычествующих над его судьбой сил, которые были первыми предметами обоготворения у всех народов. Образы Пана и Лешего были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы. В поступках этих персонажей отражаются нравственные и эстетические отношения человека к действительности. Греки и славяне сделали своих богов и духов подобными людям, наделили их самыми лучшими и самыми дурными свойствами человека. В мифах и легендах рассказывали об их нравах, действиях. Люди восхищались их силой и добротой, осуждали их жестокость и коварство. Разве сегодня мы по-другому оцениваем поступки людей?
Используемая литература:
1.В. Артемов. Духи и существа потустороннего мира, Москва, 2014
2.В. Артемов. Славянские мифические существа, Москва, 2014
3.Н.А. Кун.Боги, дети богов, Москва, 201
Интернет-источники:
-
›
-
›
-
-
›