- Учителю
- Конспект урока по истории на тему 'Египетское общество' (5 класс)
Конспект урока по истории на тему 'Египетское общество' (5 класс)
Методическая разработка урока
Тема урока: Египетское общество
Класс: 5 класс
Цели урока:
Образовательные:
-
Сформировать знания о структуре египетского общества.
-
Составить и прокомментировать соц. пирамиду населения Древнего Египта.
-
Рассмотреть права и обязанности каждой категории.
-
Сравнить роль в обществе и образ жизни представителей сословий
-
Научиться выявлять различия между представителями различных слоев населения
Развивающие:
-
Работать над развитием устной речи;
-
Развивать навыки работы с текстом учебника и документами, умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
-
Формирование интереса к истории;
-
Сформировать у детей уважение к труду и наследию прошлого.
-
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
-
Анализируя отличия социальных слоев древнеегипетского общества, научились определять и объяснять, справедливы ли эти отличия с позиции жителя Древнего Египта человека XXI века.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма урока: урок игра.
Оборудование:
-
Учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 класс. М.: Дрофа, 2010 г.
-
Презентация: «Древнеегипетское общество»
-
Компьютер
-
Проектор
-
Карточки с заданиями для работы в группах
-
Карточки с текстом документа
План урока
-
Структура египетского общества
-
Выступление детей по группам
-
Фараон, вельможи
-
Писцы
-
Ремесленники
-
Земледельцы
-
Рабы
-
Подведение итогов
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный этап
-
Приветствие учащихся
-
Отметка отсутствующих
-
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности
Записывают в тетрадь число, название главы: «Египетское общество»
Ребята делятся на группы
II Создание проблемной ситуации
- Чем отличается общество Египта о первобытного общества?
- назовите общепринятый символ Египта
- Пирамида является не толь культурным символом этой страны. Структуру египетского общества также можно представить в форме пирамиды
- Давайте ее заполним.
- Для этого, перечислите все сословия, на которые делилось египетское общество.
- Установите иерархическую последовательность
- Кто располагается в вершине пирамиды, а кто составляет ее основание?
Оно не было однородным. Появляется неравенство. Население делится на богатых и бедных.
- пирамида
Смотрят на слайд с изображением пирамиды
Перечисляют группы египетского общества
Заполняют пирамиду.
Отвечают на вопрос
III Формирование проблемы
- Работа с документом
- Как фараон советовал укреплять свою власть?
_ чьи интересы защищал фараон в стране?
Можно ли считать, что фараон выражал интересы всех жителей Египта?
- В источниках не сохранилось сведений о бунтах низших против высших
- кто заметил, в чем противоречие?
- Какой возникает вопрос?
Читают документ со слайда
С одной стороны в Египте случались восстания, однако о них мало что известно.
Записывают вопрос
Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоев против высших?
IV Выдвижение гипотезы
- Почему, на ваш взгляд, это могло произойти?
Предлагают свои гипотезы
V Актуализация знаний
Для того чтобы ответить на главный вопрос, нам нужно определить роль, вид занятий и положение в обществе каждого сословия.
VI Поиск решения проблемы
- Сейчас нам предстоит поработать в группах. Вам необходимо узнать, из каких социальных групп состояло древнеегипетское общество, чем отличались их роль в обществе и образ жизни.
- Давайте проверим, что у вас получилось
После выступления каждой из групп, ребята вносят необходимые сведения в таблицы, которые также раздаются каждому учащемуся.
- Чем отличалось положение в обществе знатных слое от положения простых тружеников?
Справедливы ли были эти отличия на ваш взгляд? Н взгляд жителей Древнего Египта
Работа в группах.
Представитель от каждой группы выбирает карточку с заданием и распределяет работу в группе.
Группа № 1 Фараон, вельможи
Группа № 2 Писцы
Группа № 3 Ремесленники
Группа № 4 Крестьяне, рабы
Представители от групп по очереди выходят к доске и дают описание (в виде пантомимы, рассказа от имени представителя группы, загадки, ребуса). Другие группы должны догадаться о каком сословии идет речь. В конце все вместе подводят итог и вносят необходимые сведения в таблицу
Группа № 1 Фараон, вельможи
Фараон был живым воплощением бога на земле, принимал законы. Любой его приказ считался волей богов.
Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали владения, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни
Группа № 2 Писцы
Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовали и контролировали труд земледельцев.
Группа № 3 Ремесленники
В Египте были развиты разные ремесла и жили талантливые люди. Изготовленные вещи ремесленники обменивали на другие товары.
Группа № 4 Крестьяне, рабы
Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, и так и писцам, платили 1/3 урожая фараону. Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение могли быть наказаны.
Рабы - «живые убитые». Они были несвободны и не имели прав
- высказывают свое мнение
Отвечают на вопросы, пытаются приводить аргументы, подтверждающие их точку зрения
VII Решение проблемы
- какой ответ на основной вопрос мы можем дать?
- Восстания в Египте были очень редки, т.к. общественный порядок в Египте жители воспринимали как условие существования государства
Приложение
Задание к тексту
(карточки получают все группы)
-
Прочитайте текст
-
Выделите род занятия сословия, о котором идет речь в тексте
-
Обозначьте роль данного сословия в жизни египетского общества
Варианты презентации выполненного задания
-
Составить ребус
-
Придумать загадку
-
Составить рассказ от имени представителя общественной группы.
-
Показать пантомиму, сценку, отражающую род занятия сословия
Таблица
Сословия древнеегипетского общества
Род занятий
Положение в обществе
Фараон
Вельможа
Писцы
Ремесленники
Крестьяне
Рабы
Текст документов для групп
Группа № 1 Фараон, вельможи
Фараон
«Египетское общество жило не по совсем обычным законам и правилам. Если им правил властитель, поставленный богами и произошедший от их божественной плоти, стране были обеспечены мир и процветание. Однако если это главное основное условие - божественность фараона - не соблюдалась, все шло прахом. Страна приходила в упадок.
Главная обязанность фараона - выражать свою признательность богам. На большинстве стел сообщалось, что фараон, будучи в Мемфисе или в Фивах, совершал угодное богам: восстанавливал пришедшие в упадок святилища, сооружал новые, укреплял стены храмов, устанавливал статуи, обновлял мебель и священные ладьи и щедростью своей превосходил все что делали до него другие цари.»
Вельможа
«Начальник каналов - вельмож Ахтой - вышел из ворот дворца, уселся на носилки, и 8 рабов быстро перенесли его к пристани. Лично спустившись в колодец - ниломер, вельможа убедился, что и здесь уровень воды на нужный отметке - сезон разлива закончился. Взойдя на корабль, вельможа уселся под навес, взмахнул рукой, и 20 рабов опустили весла в прохладную воду. По недавно прорытому каналу вельможа прибыл в Фаюмскую низменность. Бывшее болото превратилось в огромное водохранилище. Сеть малых каналов расходилась вокруг, орошая по плану Ахтоя поля и сады нового оазиса. Довольный проверкой, вельможа вернулся в собственную усадьбу.»
«Назначение судей -
Его величество назначил меня судьей и устами Нехена (судейская должность), т.к. он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела…»
«Приготовление к войне с бедуинами -
Его величество посылал меня пятикратно водить войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что его величество хвалил меня.»
«Когда я был чиновником при дворе и носил сандалии фараона, его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого своего слугу.»
Группа № 2 Писцы
«Будь писцом! Освободит эта должность тебя от податей, защитит она тебя от работ всяких. Удалит она тебя от мотыги и не будешь ты носить корзину. Она отдалит тебя от гребли и весла, удалит она тебя о хлопот. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными.»
«Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения, как в разных селениях готовились к сезону разлива Нила. Старейшины докладывали, что дамбы вокруг полей поправлены, укреплены камнями…
Писец причаливает к берегу. Он записывает урожай…
И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. … писец размышляет: «У нас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зерна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы их копыта укрыли зерна землей. Нет, нам в Верхнем Египте нужно сначала разрыхлить землю». Писец достает папирус с указанием отмеренного на посев зерна.
После пахоты старейшина выразил надежду, что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, никого не придется бить палками за задержку»
Группа № 3 Ремесленники
«Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его - дерево, оружие его - металл.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает, руки его падают, и он утомлен.
Строитель стен постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к верхушкам колонны… все одежды его лохмотья моется он только один раз…Хлеб - отдает он его домой, избиты, избиты его дети…
Ткач - внутри дома, хуже ему , чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно ткани, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…»
Группа № 4 Крестьяне, рабы
«У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устает он … и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… и едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»
«Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают коров в плуги. Одни взмахивают палками, кричат: «О! Иди!», и коровы двигаются вперед, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтоб деревянный сошник с медным наконечником не вилял в вязкой влажной земле. За ними идут сеять, бросая зерна… »
Рабы
«Два раба, тащившие за писцом мешки , жадно облизнулись.
- Да, - заметил один, - «царским людям» живется проще, чем свободным. Нужно только правильно исполнять приказы, а думают за тебя начальники и писцы.
- Ты с детства живешь в сытом рабстве и не знаешь, что такое свобода! - ответил другой. - Я же плакал, когда меня, вольного кочевника, воины фараона в бою взяли в плен. Вельможа назвал нас «живые-убитые», пересчитывая, словно ослов.»