7


  • Учителю
  • Поурочный план по истории Казахстана по теме: «Верования и представления казахского народа», 5 класс

Поурочный план по истории Казахстана по теме: «Верования и представления казахского народа», 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Поурочный план по истории Казахстана по теме: «Верования и представления казахского народа», 5 классЦель: Определить особенности религиозных верований и представлений казахского народа.Задачи: 1.Повторить материал по теме: «Музыкальное искусство казахского народа», вы
предварительный просмотр материала

Поурочный план по истории Казахстана по теме: «Верования и представления казахского народа», 5 класс

Цель: Определить особенности религиозных верований и представлений казахского народа.

Задачи:

  1. Повторить материал по теме: «Музыкальное искусство казахского народа», выполнив задания.

  2. Изучить особенности религиозных верований и представлений казахского народа.

  3. Способствовать развитию умений: самостоятельно работать с учебной информацией; элементарно анализировать учебную информацию; работать в группе; выработать навыки работы с тестом, составление кластера.

Проблема: Как повлияли древние религиозные представления и верования на развитие и распространения религий в современном Казахстане?

Ожидаемые результаты: Все - повторят пройденный материал, выполнив задания; большинство - изучат новый материал, закрепят свои знания с помощью построения кластера, смогут рассказать часть материала другим ребятам; некоторые - запомнят весь материал в деталях, оценят значимость этой темы в разделе, ответят на вопрос проблемы.

Ход урока:

время

Этапы урока

Действия учителя и учеников


Форма работы/вид оценивания

3

1.Создание коллаборативной среды и деление на группы

Деление на группы (1, 2, 3,4,5,6)




Индивидуальная/ нет оценивания

12

2.Усвоение и закрепление знаний

Каждому даются задания, которые ученики выполняют индивидуально с учётом возможностей каждого:

Задание № 1. Разгадайте кроссворд

Задание № 2. Ответьте на поставленные вопросы исторической викторины

Задание № 3. «Четвертый лишний».

(Приложение 1)

индивидуальная/ взаимооценивание

6 б.-«5»

5 б.-«4»

4 б.-«3»

3 б.-«2»


3

3. Актуализация новых знаний

Учитель называет тему урока, формулирует цель, задачи и выявляет проблему урока. Подводит к теме урока.


Коллективная/нет оценивания

25

4. Практическая работа

Изучение нового материала

Задание № 4. Работа по группам

1-я гр. Религиозные представления дренего мира.
2-я гр. Древнейшие формы религии.

3-я гр. Первоначальные верования казахского народа.
4-я гр. Тенгрианство
5-я гр. Религии, распространявшиеся по Великому Шелковому пути.
6 -я гр.Ислам.

(Приложение 2)

Индивидуальная/взаимооценивание

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время

  2. Правильность

  3. Доступность изложения

  4. Логика изложения

  5. Речь


1

5.Рефлексия

Ребята давайте оценим наш сегодняшний урок:

Если вам понравился урок, вам было комфортно работать, понравилось работать в группе, то приклейте на доску зеленый стикер;

Если вы что-то не поняли, у вас есть вопросы, то приклейте на доску оранжевый стикер;

Если вам урок совсем не понравился, и вы ничего нового и полезного для себя не взяли, то приклейте на доску голубой стикер;

Групповая/самооценка

1

6.Домашнее задание

§ 43 пересказ. Заполнить таблицу на стр. 153

Приложение 1

Ф.И.______________________________

1.

2.


3.

Задание № 1. Разгадайте кроссворд


  1. Великан искусства игры на

кобызе

  1. Один из авторов казахскоого шежире

  2. Кого джунгарский хунтайши назвал «Кыздаусты»


Задание № 2. Ответьте на поставленные вопросы исторической викторины:

  1. Какой музыкальный инструмент казахи считают священным?

Ответ:______________________________________________

  1. Создатель казахского музыкального инструмента кобыза?

Ответ:______________________________________________

Задание № 3. «Четвертый лишний». Из четырех слов три связаны между собой по смыслу. Четвертое - лишнее - зачеркните и объясните свой выбор:

Кобыз, домбра, гармонь, сыбызгы.

Лишнее __________________, потому что___________________________.


Приложение 2


Религиозные представления древнего мира

Человек верил в сверхъестественные силы природы. Люди считали, что стихийные проявления природы, связаны с духами природы или с самим Создателем всего на земле. Человек поклонялся солнцу, огню, воде, горам, рекам, птицам, душам умерших.

Создавая для себя картину окружающего мира, человек определяет духовные понятия и знания - РЕЛИГИЮ - систему взглядов человека на мир и бытие, окружающую среду и тайны природы, основанную на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы.

Люди были бессильны перед силами природы, не могли объяснить причины многих явлений природы, не могли от них защититься и поэтому боялись стихийных проявлений природы.

Верования людей были разными, а время накладывало на них свою печать и они менялись вместе с человеком. С помощью археологических источников мы можем определить верования и представления древних людей. Такие свидетельства как сжигание на огне умершего говорит нам о том, что люди поклонялись огню. В эпоху бронзы люди поклонялись душам умерших. На территории Казахстана люди эпохи бронзы поклонялись богу смерти Ариману или воде и огню, которых считали священными.

Создателя мира и всего в мире, высшее сверхсущество люди стали называть Богом, но представляли его себе по-разному. В каменном веке люди делали фигурки богов из дерева, камня, кости и помещали их на самое почетное место. Такие изображения назывались ИДОЛАМИ.


Древнейшие формы религии

Первоначальная религия выражалась в виде тотемизма, анимизма, магии.

ТОТЕМИЗМ - это вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо животным, которое считалось родоначальником, покровителем рода. Люди считали, что они происходят от определенного животного. Например, от волка, оленя, тигра. Их почитали как предков. Тотемизм был своеобразным отражением связи человеческого рода с окружающей природой.

АНИМИЗМ (от лат. anima - душа) - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в присутствии независимой души у людей, животных, растений. Такие представления о душе и духах получили в науке определение анимизма, и являются одной из примитивных форм религии.

МАГИЯ (от лат. magia - волшебство, колдовство) - это вера в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Первобытный человек полагал, что с помощью определенных действий и слов можно вызвать дождь или обеспечить удачную охоту. Люди для того, чтобы оградить себя от различных невзгод, использовали различные обряды и ритуалы. Примерами таких религиозных ритуалов могут быть поклонения богам, жертвоприношения, ношение амулетов. Все эти действия были связаны с магией - обрядами, связанными с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных.

Первоначальные верования казахского народа.

В древних религиозных представлениях отражалась жизнь человека, его отношение к природе, окружающей среде, другим людям.

Существует наука, которая изучает различные религиозные учения - ТЕОЛОГИЯ.

Одной из самых древних религий, получивших распространение на казахстанской земле, считается зороастризм. Свое название получила от основателя пророка ЗАРАТУШТРЫ. Греки считали ЗАРАТУШТРУ мудрецом - астрологом и переименовали его в ЗОРОАСТРА. «АСТРОН» по-гречески ЗВЕЗДА.

А его вероучение получило название ЗОРОАСТРИЗМ

Зороастризм являлся основной религией народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. Последователи учения Заратуштра - АРИИ - поклонялись огню.

Важнейшая особенность зороастризма - постоянная борьба в мире двух противоположных начал - добра и зла.

Одну из древнейших книг мира - «АВЕСТУ» - последователи Заратуштры оставили нам. Эта священная книга стала источником знаний о древних зороастрийцах и их религии. Некоторые зороастрийские религиозные представления со временем легли в основу древней религии тюрков - ТЕНГРИАНСТВО.


Тенгрианство

Основой религиозных воззрений древних тюрков было поклонение богу Неба - ТЕНГРИ. Тенгрианство широко распространилось среди всех племен, живших тогда в Казахстане, а затем стало общей религией для всех тюрков.

ТЕНГРИ - верховное, всемогущее и всевидящее божество. Он устроитель и творец мира.

Легенды гласят: « До появления Тенгри во вселенной был первобытный хаос, океан, из которого и возник мир. Тенгри распоряжается судьбами людей. Только ему ведомо, когда человек родиться, как будет жить и когда должен умереть»

С особым почтением относились тюрки к Богине Умай. БОГИНЯ УМАЙ была покровительницей и хранительницей семейного очага и детей.

У тюркских племен существовали различные религиозные культы: культ священных гор ( ыдык баш), культ предков, куль солнца. Почитали тюрки «Священную «Отюкенскую чернь» - Хантайские горы, дух которых считался покровителем каганов.

Существовали и различные традиции захоронения умерших, в основе которых лежали шаманские обряды.


Религии, распространявшиеся по Великому Шелковому пути

С VI века среди тюркоязычных народов Казахстана стали распространяться такие религии как БУДДИЗМ, МАНИХЕЙСТВО, ХРИСТИАНСТВО. Распространение этих религий шло по Великому Шелковому пути, который играл важную роль не только в торговле, но и в распространении духовно-культурных ценностей народов мира. Буддизм проник на территорию Казахстана вместе с торговыми караванами из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан, христианство и манихейство пришло в Казахстан из Сирии, Ирана и Аравии, а затем ИСЛАМ.

В ходе археологических раскопок на месте городов ТАРАЗ, БАЛАСАГУН, ИСПИДЖАБ и других, расположенных вдоль Шелкового пути, были найдены руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями.

Сегодня, как и в древние времена, в Казахстане сотрудничают и мирно живут люди различных религиозных убеждений и это одно из завоеваний Независимого Казахстана.


Ислам

В конце IX-начале Х веков началось обширное распрстранение ислама среди тюрских народов на территории Казахстана. В Х веке ислам стал официальной государственной религией средневековго государства Караханидов. Отличительной особенностью исламской религии являлась ее гибкость. Распространяя религиозные каноны(правил), заповеди Корана и шариата, мусульманские проповедники умело связывали их с народными традициями. Два основных направления в исламе - суннизм и шиизм. Казахи исповедуют суннизм. Получив широкое распространение и став государственной религией сначала в южных городах, затем в Семиречье, мусульманство постепенно проникло и в среду кочевников и полуоседлых скотоводов. Неизменные общечеловеческие ценности - доброта, честность, чистота помыслов и деяний, терпение - дали возможность идеологам мусульманства приобщить к своей религии широкие народные массы.

В IX -XII веках в связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал