7


  • Учителю
  • Реферат по истории на тему 'Святые русские княгини. Святая Евфросиния Московская'

Реферат по истории на тему 'Святые русские княгини. Святая Евфросиния Московская'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Администрация городского округа Стрежевой Томской области Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

городского округа Стрежевой







Святые русские княгини в истории Отечества.

Святая Евфросиния Московская.


Реферат выполнила:

учащаяся 10 «Б» класса

Янкевич Милана

Руководитель: учитель

истории и обществознания

Попова Ирина Геннадьевна


г. Стрежевой

2015

- 1 -


Содержание реферата.


  • Введение. 2 - 3 с.

  • Личность и деяния святой Евфросинии Московской. 4 - 7 с.

  • Заключение. 8 - 9 с.

  • Примечания. 10 с.

  • Источники информации. 11 с.

  • Приложения


- 2 -

Введение.

Великий старец Порфирий (Байрактарис) - один из самых почитаемых в мире подвижников благочестия XX века сказал: «Мир прекрасен в той мере, в которой женщина исполняет верность своему долгу» 1. Как важно для нас иметь перед собой тот идеал, тот образ, который несли великие святые жены, для воспитания девочек - будущих жён и матерей! Воспитать в них удивительные свойства именно женской природы: тепло души, сострадание и любовь к своим детям и ближнему, «нетленную красоту кроткого и молчаливого духа»2, целомудрие, милосердие, доброту. Женщины благодаря этому способны на великие дела любви и самопожертвования. Именно эти лучшие качества русских женщин во многом сформировали национальный дух России.

Духовный подвиг великой княгини Евдокии Дмитриевны (в монашестве - Евфросинии) - супруги московского князя Дмитрия Ивановича Донского -особенно актуален для нашего времени, когда для молодёжи теряется значимость брака и крепкой семьи, заботы о детях и престарелых или нетрудоспособных родителях. Эта великая русская святая посвящала себя как заботе о своей семье, так и о государстве.

Евфросиния была канонизирована Русской православной церковью в 1407 году.

Святой, с точки зрения церкви, - Божий. Это тот человек, чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждый святой - уникальная и прекрасная личность, в сердце которой живут вера, надежда и любовь. Церковь канонизирует святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о православных святых, их жизни, вдумываться в их жизненный подвиг. Память о них бережно хранится и передается из поколения в поколение.

- 3 -

Русская православная церковь прославила Евфросинию как святую в чине преподобных и благоверных. В Православии преподобные - разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные - «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» 3 и преуспел в этом уподоблении. Благове́рные - лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Церковью установлены дни памяти святой Евфросинии: 17 (30) мая и 7 (20) июня.

В 2007 году появилась высокая церковная награда - орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. В 2010 году во имя святой Евфросинии был освящен столичный храм на Нахимовском проспекте. Туда перенесли ее мощи. Ныне она почитается как один из небесных покровителей Москвы.

Целью моего реферата является знакомство с удивительным духовным миром русской культуры на примере рассмотрения личности почитаемой в течение многих веков святой Евфросинии Московской. Сведения о жизни и деятельности Евфросинии Московской содержатся в Житийной литературе, в википедии, в различных академических словарях, в сочинениях православных священнослужителей. Эти произведения стали источниками для написания данного реферата.

- 4 -

Личность и деяния святой Евфросинии Московской.

Скульптурная реконструкция по черепу, работы

В 1353 году в семье суздальского князя Дмитрия Константиновича родилась девочка, которую назвали Евдокией. Детство она провела в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. Изящная и хрупкая, княжеская дочь прославилась своей красотой и тихим нравом, и ее взял в жены в 1367 году московский великий князь Дмитрий. Тот самый, которого позже назовут Донским.

Брак был очень счастливым. Евдокия Московская стала настоящей помощницей мужу. Она родила ему двенадцать детей (восемь сыновей и четыре дочери). «Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Дмитрия был учеником Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор

- 5 -

(впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей» .

Своей душевностью Евдокия обогревала не только семью, но и нуждавшихся в помощи людей. Княгиня строила дома погорельцам, жертвовала деньги вдовам, детям, бедствующим. По великим праздникам она приходила в дома бедных, приносила им угощения, а во время моровой язвы стала, по сути, первой сестрой милосердия.

Княгиня Евдокия поддерживала своего супруга Дмитрия Ивановича в нелегком деле - борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Поход Московского князя против Мамая победоносно завершился 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник). Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Основание монастырей и строительство храмов княгиней Евдокией содействовали расцвету русского зодчества в XIV веке. «Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией» 5. В 1383 году великий князь Московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и умер.

Князь Дмитрий просил жену после его смерти не принимать монашество до совершеннолетия их детей, чтобы она могла помогать им в правлении своим авторитетом. Овдовевшая княгиня прежде всего заботилась о



- 6 -

воспитании своих детей. Вместе с тем она начала строительство Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские хоромы. Видимо, изначально она видела этот монастырь местом своей будущей иноческой жизни. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.

Княгиня после смерти мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах. Но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. «Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы» 6.

«Главной сокровенной целью княгини после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Ее подвиг увенчался явлением ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы» 7.

Об этом подвиге настоящей молитвенной, духовной жизни никто бы и никогда не узнал, но однажды враги Евдокии решили убрать ее с политической арены и оклеветали перед детьми, «приписав нецеломудренный образ жизни» 8. В эту клевету поверил сын Юрий, и мать не стала переубеждать его словами. Она просто сняла перед ним часть своих одежд, и оказалось, что тело ее было иссохшим от поста, а тело до крови



- 7 -

растерто тяжелыми веригами. Правда открылась, но Евдокия попросила до ее смерти никому не говорить о ее подвиге.

В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земнаго отрешенная» 9, решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня заложила в монастыре новую каменную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года она скончалась.

«Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости» 10.

- 8 -

Заключение.

Шестьсот с лишним лет прошло с тех пор, как не стало великой княгини московской Евдокии Дмитриевны. Но память о ней жива и через века. Уникальна история её жизни, достойной подражания и у наших современниц. Евдокия Дмитриевна - великая женщина земли русской, пример духовного жертвенного служения своей семье, Родине, людям.

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии - супруги князя Московского Дмитрия - совпадает с эпохой великого игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского. «Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками Преподобного Сергия. Не случайно летописец сравнивает их со святыми равноапостольными Ольгой и Владимиром» 11.

Это память отражена и в иконах Святой, где она изображается кроткой, величественной, одухотворенной, страдающей матерью и прекрасной женщиной, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором. Другая особенность духовного облика Евфросинии открывается через её благотворительную и созидательную деятельность, пронизанную любовью и заботой о семье, государстве и людях. . Евфросиния считается покровительницей Москвы. Она также основала Вознесенский женский монастырь, ставший усыпальницей многих представительниц великокняжеского и царского сорта и разрушенный в 1929 году. Кроме этого по инициативе Евдокии были построены каменный храм Рождества Богородицы и Вознесенский скит в Кремле, Сретенский, Рождественский , Зачатьевского монастыри, приглашен в Москву иконописец Феофан Грек.

В 2003 году под руководством Алексия Ладыгина была основана домовая церковь в честь Евфросинии Московской в районе Котловка, и тогда же при



- 9 -

ней была создана на бесплатной основе воскресная школа для детей и взрослых Первый камень в основание каменного храма был заложен в июле 2005 г. В мае 2008 года в храм были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской, а в декабре 2010 г храм был освящен.

В ноябре 2013 года на Нахимовском проспекте в Москве перед храмом Евфросинии был открыт памятник Евфросинии Московской и Дмитрию Донскому, созданный молодым скульптором Дмитрием Кукколосом.

С годами не уходит память прошлого… Сегодня каждому из нас необходимы любовь, доброта, сочувствие к ближнему. Евфросиния Московская - пример такой личности для современного поколения.

- 10 -

Примечания.


  • 1 И. Ахундова. О конференции «Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елисаветы», посвященной святому служению великих женщин - правительниц, просветительниц, матерей и жен, состоявшейся 23.01.2015 в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. //

  • 2 Там же

  • 3

  • 4 Житие преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. -

  • 5 Преподобная Евфросиния Московская. - Русский патерик. Жития ста великих русских святых. - М., 2013, с. 135-138.

  • 6 Там же, с. 136

  • 7 Там же, с. 137

  • 8 Там же, с. 138

  • 9 Там же, с. 138

  • 10 Житие преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. -

  • 11 А. Мень. Откровение Иоанна Богослова. - bible-center.ru/article/revelation

- 11 -

Источники информации

  • Ахундова И. . О конференции «Святые русские княгини в истории Отечества: от равноапостольной Ольги до преподобномученицы Елисаветы», состоявшейся 23.01.2015 в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. -//

  • Мень А.. Откровение Иоанна Богослова. - bible-center.ru/article/revelation

  • Русский патерик. Жития ста великих русских святых. - М.: «Даръ», 2013. - 384 с.

Приложения к реферату



Икона преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, ХV век



Чудотворная икона преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, ХХ век







Княгиня Евдокия. Эскиз В.Васнецова для фресок Владимирского собора в Киеве




Мощи святой Евфросинии в приделе св. Уара, Архангельский собор, Московский Кремль





Храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Москве - единственный храм в честь святой




Памятник супругам Димитрию Донскому и Евфросинии, открытый в ноябре 2013 года перед храмом. Скульптор Дмитрий Кукколос






Икона преподобного Дмитрия Донского и преподобной Евфросинии, , ХIХ век




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал