- Учителю
- Урок по истории 'Петровские реформы'
Урок по истории 'Петровские реформы'
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №39
г. Владимир
«Петровские реформы: за и против»
Реформы Петра I в области образования, науки и искусства.
Практическая работа с использованием ИКТ
(Занятие историко - краеведческого факультатива «Героика Российской державы»)
Подготовила: учитель истории
Савчина В.Н.
Цель занятия:
- углубить знания учащихся о петровском периоде, особенно его реформах в области культуры и просвещения; дать оценку реформам Петра Первого: определить достоинства и недостатки реформ;
- развить и расширить умения работы с историческим источником: анализировать материал, обобщать и делать выводы;
- воспитание чувства патриотизма и уважения к деятельности наших предков;
Оборудование занятия:
Историческая карта, картины, видеофильм «Первый император России», документы из хрестоматии по истории России.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
Реформаторская деятельность Петра I привлекала к себе внимание многих исследователей и интерес к этой теме не ослабевает до наших дней. Как справедливо отметил В.О.Ключевский, «люди вообще неравнодушны к временам, исполненным чувства и движения».
Петровское время - именно такое время, когда «Россия встала на дыбы». Можно по-разному относиться к личности самого Петра, к его преобразованиям и их результатам, но нельзя не согласиться, что они оставили глубокий след в истории.
Петр I велик по масштабам своих преобразований, поэтому имя, присвоенное ему Сенатом,- Петр Великий - и сохранилось в памяти народа. Вряд ли стоит обвинять или оправдывать Петра, да он и не нуждается в этом.
Наша задача - без гнева и беспристрастно рассмотреть основные направления его преобразовательной деятельности в области культуры, науки и просвещения, углубить знания по данной теме и дать оценку реформам Петра Великого в области культуры, науки и просвещения.
Почему мы взяли эту тему? Одно из направлений работы нашего факультатива - подготовка к городскому конкурсу «Героика Российской державы», который посвящен 300-летию Полтавской битвы и охватывает весь период правления Петра Великого.
Сегодня мы рассматриваем тему - реформы культуры, просвещения и науки.
Реформы были подготовлены предшествующим развитием России во второй половине 17в. Некоторые исследователи считают Петра Великого первым реформатором, другие - считают, что истоки петровских реформ были в начале 17в. еще при Алексее Михайловиче.
Ваше мнение?
Мнение В.О.Ключевского (стр.97 )
Современники Петра Великого и современные исследователи о реформах (журнал Родина №11-2007г. стр. 16-18)
Проблема: «Петр Первый надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства-это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная» (В.О.Ключевский).
2.Просмотр и обсуждение видеофильма «Первый император России».
Каким показан Петр в фильме?
Какими целями он руководствовался при проведении реформ?
Какие средства использовал для их реализации?
3.Обсуждение хода и содержания реформ с использованием ИКТ.
1.Какими обстоятельствами диктовалась нео6ходимость светского образования? Почему новая школа сохранила черты средневекового учебного заведения?
2.Какова была роль науки в развитии страны в начале ХVIIIв.? Какие практические задачи она решала?
А) Образование и наука
Направленные на модернизацию и европеизацию общества радикальные реформы Петра 1 были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта революция сверху», активизировавшая внутренние
резервы феодализма, коснулась и культуры. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествовавшем столетии, определил особенности историко-культурного процесса России в нач. ХVП в.: дальнейшее обмирщение культуры и более быстрое развитие рационализма; утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития . Относительно быстрые темпы перехода от средневековья к новому времени в России предопределили своеобразную спрессованность культурного процесса, .которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре (которые в Европе хронологически сменяли друг друга) и т.п. Несмотря :на коренные преобразования, русская культура нового времени демонстрирует преемственность лучших национальных традиций.
В те годы, как никогда ранее, с особой остротой встала задача подготовки отечественных кадров, специалистов самого различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов, геодезистов, знатоков естественных и гуманитарных наук. Жизнь требовала широких государственных мер и здесь. Иначе нельзя было преодолеть культурную отсталость России.
Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр носил перстень с надписью : «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую».
Оформление абсолютизма с его огромным чиновничьим аппаратом, создание регулярной армии и флота, бурный рост ряда отраслей промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая, светская школа. Из-за отсутствия специальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце ХVП в. дворянскую молодежь посылали для обучения навигационным наукам, живописному искусству, экипажеству, механике, инженерству, артиллерии» в западноевропейские страны.
Начало системе светского образования положило открытие в 1701 г. « Школы математицких и навигацких наук и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горные, на базе некоторых впоследствии образовались высшие учебные заведения. В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближающиеся по типу к начальной общеобразовательной школе «цифирные» школы, в которых царский указ предписывал «поголовно» учиться -«всем дворянским и подьячим детям» и без получения свидетельства об окончании этих школ «жениться их не допускать». Однако уже в 20-е годы эти учебные заведения практически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские в гарнизонные и солдатские школы. В городах сохранялись старые формы обучения (школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в эти школы не принимались.
Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: классно-урочная система еще не утвердилась, обучение было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный
день составлял 6 часов, главным методом обучения была зубрежка; жестокие наказания являлись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и цифирных школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало.
Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий и: т.п.) порождали интерес наукам, преимущественно естественным. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, собирали коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт (первое этнографическое и географическое описание Камчатки составлено В. Атласовым в 1697 -- 99 ГГ.; в 1720 г. опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена; первая правительственная научная экспедиция под руководством д. Мессершмидта в 1720-е годы обследовала Сибирь и т.п.).
Имея очень мало досуга, Петр 1, однако, интересовался русской историей, которой придавал большое значение для народного образования. Известно, что царь лично хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. По его заданию собирались материалы по отечественной истории и написаны первые исторические сочинения, отразившие бурные события современности « Журнал или поденнан записка Петра Великого с 1698 года даже до заключения Ништадского мира», « Рассуждения о причинах Северной войны» П. Шафирова). Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было о6ъединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет.
Б )Книжное дело и печать
1. В чем состояло принципиальное отличие петровской газеты «Ведомости» от «Ведомостей» и других периодических изданий XVII в.? Какое значение Петр 1 придавал периодике? Почему?
Распространению научных знаний и образованию способствовало развитие типографского дела в Москве 11 Петербурге. Широко издавались учебники, иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами, учебники «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика»Л. Магницкого и др.), словари, различные
специальные руководства. Введение нового, 60лее простого шрифта (1710 г,), привело к разделению сферы светской и церковной книжности (где сохранялся старый шрифт) и способствовало распространению грамотности.
В конце 1702 Г. начала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. За время своего существования газета выходила под разными названиями: «Ведомости московские», «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах и. др
Надо сказать, что периодика петровской эпохи имела предшественников. С начала XVIII в. в Посольском приказе для царя и придворных составлялись рукописные информационные. столбцы «Вестовые письма», «Вести Куранты», «Kypaнты», «Ведомости». В последней трети века такие рукописные газеты выпускали более или менее регулярно в нескольких экземплярах. Их содержание составляли, главным образом, международная политика, соо6щения о торговых делах и необычайныx событиях (например, о том, что в голландской земле рыбаки в море видели какое-то чудовище: голова человеческая, - «туловище что у рака» , хвост и ноги широкие, плавало оно - «что со6ака» - и т.п.). Тaким образом, петровские ведомости не являлись изобретением царя, его заслуга состоит в том, что рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатные издания для всео6щего чтения.
Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появлением произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру в лице Синода.
В ) Общественно-политическая жизнь и публицистика
1. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в публицистике?
Изменения в общественном сознании, связанные с петровскими реформами, способствовали постановке и обсуждению ряда важных вопросов, ведущее место среди которых занимала проблема идеологического абсолютизма. Наиболее полно основные принципы его были разобраны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем (1661-1736), европейски образованным писателем-публицистом, церковным и общественным деятелем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Центра, который внес свою лепту в оформление идеологии абсолютизма. В предисловиях и комментариях к многочисленным указам царя отстаивал свой идеал регулируемого хорошими законами рационального и справедливого государства (на практике оказавшегося полицейским). Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке Ф.Прокоповича - «Ученой дружине Петра» (В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, А.М.Черкасский, А.Ю.Трубецкой).
Еще один соратник Петра I - Ф.С.Салтыков (?-1715), в своих записках («Пропозиции», «Изъявления, прибыточное государству») обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могущественную державу, отстаивал просветительские идеи. Он утверждал, что наряду с развитием промышленности и торговли для процветания России необходимо распространение образования и предлагал учредить в каждой губернии по одной -две академии с двумя тысячами учащихся в каждой. Мысль о необходимости просвещения все больше проникла в общественное сознание, высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян (И.Т.Посошков, В.Н.Татищев). Идеолог купечества И.Т.Посошков, считавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, выдвинул оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму («Книга о скудости и богатстве», 1724).
В Целом в общественном сознании произошли значительные изменения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой отечеству. В значительной мере это было связано с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни общества.
Г) Литература
В литературе первой четверти века при сохранении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра «гистории» - повести. Большой популярностью пользовалась «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», сюжет которой (похождения сына, покинувшего отчий дом) напоминает повести XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а его личные качества.
Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени («Гистория о храбром российском кавалере Александре», «Гистория о некоем шляхетском сыне»). Как правило, герои «петровских повестей» - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране.
Д) Искусство
1. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга от древнерусских городов, в том числе Москвы? Каким образом строительство новой столицы повлияло на развитие других городов?
2. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское время? В чем можно видеть социальную функцию парадного портрета? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской живописи XVIII- XIX вв., появились уже в начальный период становления русского портрета ?
Впервые русское искусство приобрело отчетливо светский характер и развивалось в русле европейского искусства нового времени. В архитектуре это потребовало новых форм, художественного языка и конструктивной системы. Важнейшим атрибутом архитектуры того времени стал ордер. Отточенная система ордера дала возможность русской архитектуре приобщиться к одному из совершеннейших созданий мировой культуры.
Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России -- Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку и являвшихся результатом многовекового развития, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного ансамбля. Строительство Петербурга потребовало колоссальных затрат, часто в ущерб другим городам". Так, в 1714 г. петровским указом было запрещено каменное строительство повсюду, за исключением новой столицы.
Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. «Именитые (помещики и богатые купцы) обязаны были строить двухэтажные каменные типовые здания ,*подлые и зажиточные --- маленькие или мазанковые дома (деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня).
Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими - д. Трезини (Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии М.Г. 3емцова); Летний дворец Петра в Летнем саду [совместно с А. Шлютером]); Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель (Меньшиков дворец на Васильевском острове), С именами Д. Трезини, Д. Шлютера (сдержанная ветвь) и М.Г. 3емцова (более нарядный вариант) связано барочное направление'" в русской архитектуре начала ХVIII в. .
В петровское время произошли изменения. и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле (Д. Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков); Лефортовский дворец (Д.К Аксамитов); церковь Архангела Гавриила '*что на Чистом пруд»; так называемая Меншикова башня (ил. Зарудный) и др.
Русской архитектуре начала ХVIII в. в сравнении с предыдущими и последующими периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней; декоративная скульптура, отражающая назначение зданий .
Приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжаты.е сроки произошло в живописи.О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью (панно, плафоны), различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях (камерный и парадный; в рост и погрудный; парный и двойной).
О6ращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидна социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связано с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете. Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н:. Никитина (сер. 1680-х-. не ранее 1742). Начав образование в живописной мастерской Оружейной палаты художник уже в первых работах, уходя от парсунской традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, 1714, ГРМ; царевны Натальи Алексеевны, ок.1716, ГТО. Освоение тонкостей европейской техники во время обучения в Италии (1716--1719) помогло художнику окончательно освободиться от старых художественных приемов. Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Г.И. Головкина, 20-е годы, ТТГ; «Напольный гетман», « Петр 1 на смертном ложе».
Е)Новые явления в быту и общественной жизни
1. Сравните два литературных памятника: «Юности честное зерцало» (1717г.) и «Домострой» (XVI в.). В чем сходство и различие этих произведений?
2. Что вы можете сказать о степени подготовленности петровских реформ в области культуры, их пео6ходимости и результатах? Оправданы ли, с вашей точки зрения, петровские нововведения в быту и о6щественной жизни по сути и по форме?
3.Каковы глобальные социокультурные последствия петровских преобразований в быту и в области культуры? Дайте им оценку.
Идеологи петровского времени искренне верили в полицейское всемогущество государства. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице. Безоговорочное право не 6рить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшему расставаться с нею, приходилось платить особый налог и носить медный «бородовой» знак, изображающий усы и бороду и· снабженный надписью , «Деньги взяты».. Регламентировалась духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церкви) и досуг . Вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией). Вместе с тем получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека «Юности честное зерцало», советовавшая в частности: '*В сапогах не танцевать ... В платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить , пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать, не чихать и т.п._ Среди петровских нововведений было устроение первого публичного театра на Красной площади в Москве «Комедийная храминa»), введение юлианского летоисчисления' (с января 1700 г.), организация регулярного почтового сообщения и др.
Значение петровских реформ в области культуры,
науки и образования.
Главными итогами развития культуры в эпоху Петра I было усиление светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов. На основе перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII в., но и века XIX.
Современники Петра Великого : историк и публицист князь М.М.Щербатов писал что при других обстоятельствах России, для того чтобы преодолеть путь, пройденный в годы петровских преобразований, потребовалось бы 210 лет. А.Н.Карамзин полагал, что царь продвинул страну на 6 веков вперед. Причем эти авторы совсем не являлись поклонниками Петра, а скорее наоборот положили начало славянофильским оценкам его царствования.
Руководствуясь исключительно государственными интересами. Петр 1 поощрял лишь те сферы культуры, которые в первую очередь были необходимы государству. При посредстве правительства возникли многие социокультурные институты (светская школа, Академия наук и др.), без которых невозможно было утверждение новой культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содействовало формированию светского искусства, внедрению бытовых новшеств. На первые десятилетия XVIII в. пришелся решительный перелом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятыми в передовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновременно предприняты шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность. Вместе е тем, сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально-экономическим положением и усиливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне, В то же время на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огромное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпечаток на все последующее развитие русской культуры.
Тема занятия :
«Петр Первый : за и против»
Реформы Петра Первого в области образования,
науки и искусства.
План.
1. Образование и наука.
2. Искусство.
3. Новые явления в быту и общественной жизни.
Проблема: «Петр Первый надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная» (В.О.Ключевский).
Вопросы для обсуждения
-
. Какими обстоятельствами диктовалась нео6ходимость светского образования? Почему новая школа сохранила черты средневекового учебного заведения?
-
Какова была роль науки в развитии страны в начале XVIII в.? Какие практические задачи она решала?
-
В чем состояло принципиальное отличие петровской газеты «Ведомости» от «Ведомостей» и других периодических изданий XVII в.? Какое значение Петр 1 придавал периодике? Почему?
-
Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в публицистике ?
-
Какие общедоступные культурно-просветительские учреждения впервые были открыты в России в l-й четв. XVIII в.? Как можно оценить их значение?
-
Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга от древнерусских городов, в том числе Москвы? Каким образом строительство новой столицы повлияло на развитие других городов ?
-
Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское времени ? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской живописи XVIII- XIX вв., появились уже в начальный период становления русского портрета?
-
В чем особенности литературного памятника «Юности честное зерцало» (1717)? Какое у вас сложилось мнение о «благородном российском дворянстве» на основе приведенных правил хорошего тона?
-
Каковы глобальные социокультурные последствия петровских преобразований в быту и в области культуры? Оправданы ли, с вашей точки зрения, петровские нововведения в быту и о6щественной жизни по сути и по форме? Дайте им оценку.
14