7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по краеведению 'К. Я. Невоструев'

Исследовательская работа по краеведению 'К. Я. Невоструев'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«Капитон Иванович Невоструев - наш земляк, историк, краевед, публицист»



Работу выполнила:

ученица 7 г класса

Галимова Виталина Радиковна



Научный руководитель

Учитель истории высшей

категории Штерц H.Т

Елабуга 2014



Содержание.

Введение Стр. 3-5



Глава I Стр. 6-7

«Формирование неординарной личности»

Глава II Стр. 8-17

« Краеведческая деятельность Капитона Ивановича, связанная с историей древней Елабуги».

ГлаваIII Стр. 18-23

« Научно- исследовательская работа Невоструева К.И. в масштабах Российской империи».

Заключение Стр. 24-25



Список использованной литературы Стр. 26



Приложение Стр. 27-29

ВВЕДЕНИЕ.



Тема нашего проекта выбрана не случайно. «Неизвестное об известном» - таков девиз нашей работы. Через год исполняется 200 лет со дня рождения Капитона Ивановича Невоструева. Уроженец города Елабуги, он всю сознательную жизнь прожил за ее пределами. Но всегда живо интересовался историей и событиями родного города. Нам хотелось бы более подробно узнать о жизни и краеведческой деятельности Капитона Ивановича, как во благо Елабуги, так и во благо Вятской и Симбирской губерний. Нас также поражает огромный объем проделанной им работы по описанию рукописей Синодальной библиотеки в Москве.

Прекрасной личной характеристикой начинает свою статью о К.И. Невоструеве один из близких к нему людей Е.В.Барсов -русский историк, этнограф, фольклорист, собиратель и исследователь древнерусской письменности и археолог: «Вот в Москве, в монастырском уединении, в одной из тесных и мрачных Чудовских келий, среди множества старых книг и рукописей, 20 годов сряду сидит ученый труженик и работает неустанно, днем и ночью, возвышаясь постоянно от кропотливого труда до творчества мысли, работает бескорыстно и самоотверженно, единственно во имя интересов науки, высоких и благороднейших интересов человеческих! Не высоко стоял этот человек на иерархической лестнице, не носил именного титула и не увенчан был блестящими украшениями. Это был не больше, как профессор Симбирской семинарии, причисленный затем к Московской, некто смиренный Капитон Иванович Невоструев.

Отрешившись от всего ради знания, от семейных радостей, от общественных развлечений; ничем так не дорожил в своей жизни этот богатырь-работник, как временем. У него сочтена была каждая минута, назначен был час для каждой работы, и каждая работа рассчитана на известный час. Когда почему-нибудь нарушался обычный порядок его занятий, тогда запирался он в своем монастырском уединении и не принимал к себе самых близких людей до тех пор, пока не восполнит потерянного времени усиленным трудом… Труд он считал призванием человека».

Елпидифор Васильевич Барсов удачно выясняет «те внешние воздействия, при котором сложился этот тип замечательного труженика». Некоторые биографические сведения об ученом содержатся в статье В.Андреева в «Русской старине» (1908 г.), а также о симбирском периоде его жизни в очерке Павла Нелюбова, опубликованном в «Сборнике в память десятилетия Симбирской губернской ученой архивной комиссии. (1895-1905гг.). Характеристику описания Синодальной библиотеки дал в 1900 году С. Смирнов в биографическом очерке об А.В.Горском в «Богословском вестнике».

В современной исторической науке таких содержательных очерков, посвященных Капитону Ивановичу Невоструеву, не встречается.

В конце XX века, наконец, вышел очерк жизни и творчества К.И.Невоструева, написанный Н.М.Валеевым, доктором филологических наук, профессором ЕГПИ. Н.М.Валеев сделал удачную попытку, чтобы вернуть в историю имя несправедливо забытого выдающегося сына нашей Отчизны - Капитона Ивановича Невоструева. Кем же был К.И.Невоструев? Член-корреспондент Императорской Академии наук, член Сербского ученого общества в Белграде, Югославянской академии в Загребе, профессор-археограф, археолог и филолог, Невоструев составил 7-томное «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», - научный подвиг, оцененный IЛомоносовской премией Академии наук; написал десятки книг по древней истории Казанской, Вятской и Симбирской губерний, по древнерусской литературе и истории русской церкви.

В данной работе перед собой мы поставили следующие цели:



  1. Рассмотреть детские и юношеские годы, которые оказали влияние на формирование личности Капитона Ивановича Невоструева.

  2. Обобщить все имеющиеся материалы по краеведческой работе, написанные Невоструевым К.И., расширяющие исторические знания по его родному городу - Елабуге.

  3. Проанализировать его научно- исследовательскую деятельность, посвященную другим городам и губерниям России, а также, описанию рукописей Синодальной библиотеки.



Задачи:



  1. Изучить документальных источников.

  2. Проанализировать современные публикации о К.И.Невоструеве и оценки современников о его деятельности.

  3. Систематизировать все документальные источники в одной работе, позволяющие использовать этот материал на уроках, внеклассных мероприятиях, в музее.



Научная новизна работы:



В нашем проекте систематизирован материал о жизни и творческой деятельности известного краеведа, историка, публициста Капитона Ивановича Невоструева. В работе использовались документальные источники, краеведческие материалы и современные публикации.

Сделана попытка проанализировать весь имеющийся материал в одной научно-исследовательской работе.



Практическая значимость:



Материалы могут быть использованы при изучении не только истории Татарстана, но и истории России, на уроках по Елабуговедению, школьном краеведении, музейных экспозициях. Также материал будет интересен тем, кто желает глубже узнать проблемы истории, краеведения, а также судьбу великого русского ученого, имя которого было когда-то несправедливо забыто.

Глава 1.

«Формирование неординарной личности»



Капитон Иванович родился в г. Елабуге Вятской губернии в 1815 г. в многодетной семье учителя Вятской духовной семинарии, а затем священника Иоанна Невоструева. Мать его - Татьяна, дочь мелкого помещика, добрая, покладистая женщина, безумно любившая своих детей. Брат - Александр - был профессором богословия, а брат Михаил - служил священником вНикольской церкви в Елабуге. Также у него была любимая сестра Ольга.

Маленький Капитон рано приучился к лишениям и терпению. Семья жила крайне бедно. В детстве он питался сухарями с водой и ходил в школу босой. Все братья обучались в Елабужскомдуховном училище - бурсе, по возвращению из которого каждый день давали полный отчёт отцу о полученных знаниях за день. В духовном училище Капитон обучался 7 лет -1823-1830гг. Бедность семьи Невоструевых приучила Капитона к строгому порядку и сугубо трудовой жизни. Об отце Капитона Ивановича может сложиться неправильное представление, как о деспоте и тиране, на самом деле, онв письмах к старшему сыну Александру предостерегал их от излишнего увлечения работой, полагая, что «наука полезна лишь при здравии телесном и душевном»

Завершив учёбу в духовном училище, Капитон Невоструев начинает учёбу в Вифанской духовной семинарии в Москве, где его старший брат Александр был профессором богословия. Александр Иванович оказал огромное влияние на своего брата Капитона Ивановича. Это был человек удивительного трудолюбия и глубоких познаний. Пылкий, быстрый, горячий, он не давал дремать учащимся, и урок его всегда был временем живой и быстрой работы для всех. Больше всего его внимание привлекало изучение текста святого Писания, состав и язык славянских церковных богослужебных книг. Он критически сличал наши богослужебные книги с греческими, составлял алфавиты и указатели к ряду богослужебных книг.Александр Иванович был бакалавром Московской духовной академии, ректором коломенских духовных училищ и соборным протоиереем города Коломны. Капитон Иванович обучался в семинарии 6 лет - с 1830 по 1836гг.

После успешного окончания духовнойсеминарии Капитон поступает в Московскую духовную академию, где обучается с 1836-1840гг. Его учителем был знаменитый церковный историк Филарет(Гумилевский Дмитрий Григорьевич (1805-1866гг.)) Дмитрий Григорьевич также закончил Московскую академию со степенью магистра и был оставлен в академии для преподавательской деятельности. С 1860г. он являлся Доктором богословия.

Здесь же Капитон Иванович встречает своего сподвижника - Александра ВасильевичаГорского(1812-1875гг.), профессора, а затем и ректораакадемии. Александр Васильевич был представителем церковно-исторической постановки богословского образования. Именно с А.В.Горского в русской православной Церкви началась практика целибатного священства (обязательного безбрачия, принятого по религиозным соображениям).

Заметное влияние на Капитона Невоструева оказал и протоиерей, профессор теистической философии Федор Александрович Голубинский (1797-1854гг.). Будучи студентом духовной семинарии, Фёдор Александрович участвовал в создании и деятельности студенческого философско-богословского общества « Учёные беседы». Один из первых - в петербургский период российской истории старался сочетать «науку ума с наукой сердца». Пытался построить собственную философскую систему с целью обоснования православия. Стремился к «умозрительному» обоснованию теизма.

В1840, 17 сентября Капитон Иванович оканчивает академию,получив блестящее образование со степенью магистра богословия XIIкурса. В это же время он назначается в Симбирскую духовную семинарию профессором, где преподаёт священное писание, герменевтику, патристику, еврейский язык, чтение отцов церкви греческих и латинских в высшем отделении.

Всю свою жизнь Капитон Иванович Невоструев посвятил служению Отечеству, занимаясь преподавательской деятельностью, исследовательской работой по краеведению города Елабуги, Симбирской и Самарской епархий, описанием Синодальной библиотеки, а также написанием множества работ, посвящённых Казанской и Вятской губерниям.

Сам К.И.Невоструев так определил своё жизненное кредо: « Никакая роскошь в мире не доставит человеку такого высокого наслаждения, какое доставляет учёному его открытия в области знания». Во имя этого научногоподвига он отказался от семейных и светских радостей, стал мирским монахом, и удел этот сделал его вполне счастливым, поскольку назначение человека, смысл его жизни, по мнению Невоструева, состоял в служении на благо людям: « Не к тому мы должны стремиться, чтобы трудами других пользоваться для своего удовольствия, но к тому, чтобы своею жизнью облегчать труды других». И эта позиция стала девизом всей его жизни.



Глава 2.

« Краеведческая деятельность Капитона Ивановича, связанная с историей древней Елабуги»



Елабужское краеведение напрямую связано с именем Капитона Ивановича Невоструева, членом-корреспондентом Императорской академии наук . Будучи патриотом своей малой Родины, имевшим глубокие знания и острый ум, К.И.Невоструев пользовался любым случаем для обогащения Елабужской истории новыми материалами. Известна его переписка с земляками, среди которой выделяются письма к Ивану Васильевичу и Ивану Ивановичу Шишкиным, а также с Дмитрием Ивановичем и с его сыном Иваном Дмитриевичем Стахеевыми. Оценивая вклад К.И.Невоструева в елабужское краеведение, нужно вспомнить и об его брате Михаиле - священнике церкви Святого Николая в Елабуге, любителе и ревнителе старины.

Невоструеву К.И. принадлежит инициатива открытия Ананьинского могильника. Как отмечал историк В.Ф.Кудрявцев, Капитон Иванович обладал большой проницательностью в научном отношении:« Живя в Москве и никогда не видя Ананьинского могильника, К.И.Невоструев предположил его существование по старинным рукописям»

Так, ему в руки в 1852г. попали « Казанские губернские ведомости», где были опубликованы отрывки из произведения болгарского летописца XVIв. Шереф-Эддина с упоминанием о предположительно находившихся в устье реки Тоймы близ Елабуги могилах последователей Магомета. В болгарскойлетописи Шереф-Эддина основание Елабуги приписывается Искандер-зуль-Карнейну, т.е. Александру Македонскому, известному под этим именем на Востоке.



К.И.Невоструев обращался в Елабугу с письменными запросами, нет ли поблизости Елабуги какого-нибудь кургана. Любознательный елабужанин И.В. Шишкин с охотой откликнулся на этот запрос, завязалась переписка, конечным результатом которой стали археологические раскопки и открытие памятника старины мирового значения - Ананьинского могильника.



Иван Васильевич ответил, что у села Ананьино близ Елабуги находится какое-то старое кладбище, которое носит название могильника. В письме И.В.Шишкин писал, что местные жители будто-бы вырывали там надгробные камни. На них были какие-то изображения или надписи. Крестьяне развозили эти камни по домам и использовали в хозяйстве. На Ананьинском могильнике Иван Васильевич нашёл несколько бронзовых предметов, которые он переслал Капитону Ивановичу Невоструеву.

Целых два года - 1856 и 1857 - И.В.Шишкин и К.И.Невоструев добивались разрешения произвести раскопки могильника. Свои услуги также предлагали русский - советский археолог А.А.Спицын и казанский археолог П.А.Пономарёв. Но трудность состояла в том, что земля в селе Ананьино тогда принадлежала Вятскому удельному ведомству, управляющему имуществом царской фамилии. После разных препятствий со стороны удельного начальства в июне 1858г. Вятская удельная контора отправила своего чиновника П.В.Алабина произвести раскопку кургана вместе с Иваном Васильевичем Шишкиным. Раскопки производились тщательнейшим образом и очень осторожно. Все находки записывались, и П.В. Алабин составил обстоятельную Записку об этих раскопках и найденных вещах в «Вестнике Географического Общества»1860г. №6. Найденные в кургане вещи относились большей частью к бронзовому веку. Это были: кельтские топорики, копья, стрелы, шейные круги или жгуты, кольца, бляхи и другая мелочь, признаки сожжения там трупов, разные горшочки, служащие пепельницами и слезницами, тут же найденные конские кости и вещи от сбруи. Все эти находки дали возможность К.И.Невоструеву предположить, что этот курган служил местом погребения задолго ещё до Рождества Христова живших здесь скифов. Основываясь на ЗапискеП.В.Алабина, профессор Ейхвальд сделал ученые выводы относительно древности Могильника, и отнес его к древнейшим временам, до Рождества Христова, Ейхвальд также приписывает эти факты, описанным у Геродота скифам или Чуди. По его мнению: « большой Ананьинский Могильник занимает высокий холм, который большею частью взрыт и внутри обложен каменными плитами по валу: в кургане подле скелетов, отчасти сожженных в прах, найдено много медных и железных вещей из оружия, разных орудий и сосудов. Камский Могильник в этом отношении весьма сходствует с подобными могилами в Киевской губернии, и, очевидно, происходит от того же скифского племени, который на юге России находится в ближайшем соприкосновении с Греческими колониями в Понте.». У местных крестьян также были найдены каменные или кремневые ножи и кремневые стрелы, получившие название в народе громовые. Присутствие этих вещей от каменного века, вместе с бронзовыми и железными в Ананьинском Могильнике дали право Невоструеву. К.И. отнести Могильник к отдалённым временам древности, когда не вышли ещё совсем из употребления вещи каменного века, предшествовавшего бронзовому и за ним железному.

К.И.Невоструеву удалось побывать в Елабуге в июле 1870 по приглашению Д.И. и И.Д. Стахеевых, для осмотра елабужских древностей и принял участие в дальнейшем исследовании вещей из Ананьинского Могильника. Так ему удалось вырыть из Могильника надгробный опоковый камень, на лицевой стороне которого неизвестным орудием было вырезано изображение тогдашнего человека - скифа, как он облачался в своём наряде и вооружении. На камне был представлен человек в остроконечной скифской шапке, на шее которого проявлялись круги от разных украшений и шейных цепей. В правой руке человека был кинжал и орудие вроде кирки, а в левой руке - что-то полукруглое с продольными чертами, может быть, щит, как предположил Невоструев.

Глаза у человека были большие, что указывало на его немонгольское происхождение. Подобных изображений людей, как они клались в могилу в такой глубокой древности, ещё нигде не находили. Капитон Иванович снял все изображения на промасленную бумагу, используя чернила. Данные изображения он направил в Географическое Общество. А сам памятник был доставлен в Москву Дмитрием Ивановичем Стахеевым, чтобы предъявить его Московскому Географическому Обществу. Невоструев провёл сравнение найденных вещей в Ананьинском Могильнике с вещами, найденными в развалинах Булгара на Волге и Билярска и доказал, что эти вещи имеют совсем другой характер и форму - позднейшего времени.Несколько найденных в Булгаре и Биляре топоров были изготовлены из свежего железа и походили больше на топоры нынешние. Из украшений были найдены наручни из широкой листовой меди, медное круглое зеркало, перстни, серёжки с искусственными формами, с разными затейливыми фигурами и арабскими письменами, как печати. Бусы здесь встречались из разноцветных камешков, как мозаика, или обёрнутые в финифть.

В верстах семи от Ананьинского Могильника к юго-востоку и в двух верстах от деревни Мальцево находятся ещё два кургана. Первый - длины 250 шагов, ширины в середине кургана шагов 100, суживающийся к одной стороне, высоты сажень 5. Этот курган насыпной, что доказывается из его правильной формы и из ям и ложбинок, наполненных водой, показывающих, что отсюда заимствована земля для кургана.

Второй курган в четверти версты от предыдущего, совершенно такой же формы и такого же направления. Длины 150 шагов, ширины в середине 60 шагов, высота около 4 сажень. Невоструев нашел информацию в Казанских писцовых книгах от 1648г., что старинная деревня Мальцево имела другое название - Салтановка. Здесь же описывается дворцовое село Трехсвятское, т.е. Елабуга, за ним деревня Качка, потом деревня Заборная, Поспеловка, деревня Ананьино, деревня Мальцево, т.е. Салтановка. К.И.Невоструев считает, что название этой деревни Салтановка придает особую важность ей и двум большим курганам, расположенным недалеко от неё.

Все эти сведенья Капитон Иванович разместил в своих работах: «Елабужские древности», « Ананьинский Могильник Вятской губернии близ города Елабуги», эти работы имеют десятки сносок, ссылок на множество первоисточников, что до сих пор имеет огромное научное значение.

По древним документам и летописям К.И.Невоструев установил также местонахождение Булгарского каменного (« Чертова») городища близ Елабуги.К.И.Невоструев посвятил Елабужскому городищу один из своих докладов на первом археологическом съезде в Москве.

Летом, 1856г. из Петербурга молодой художник Иван Шишкин пишет в Елабугу отцу: « Приятно очень, что Вы, тятенька, приняли живое участие в разысканиях исторических древностей…». Речь идет о предпринятом в 1855 году Иваном Васильевичем Шишкиным обследовании Чертова городища. А в 1867, в основном на свои личные средства, он отреставрировал разрушавшуюся башню. Исследование древнейшего елабужского памятника стало на долгие годы связующим звеном для И.В.Шишкина и К.И.Невоструева. Капитон Иванович писал: « В конце 1855 года, из любви к отечественной археологии, особенно же к знаменитым памятникам своей родины… вступили мы в сношения с почтенным соотчичем, несколько лет бывшим городским головой, купцом Иваном Васильевичем Шишкиным, человеком весьма любознательным, начитанным и много лет занимающимся елабужскими древностями. Предметом переписки нашей было «Чертово городище». Невоструев. К. И попросил И.И.Шишкина в 1855г., когда тот приехал на каникулы, тщательно исследовать и измерить местность Чертова городища с помощью своего отца Ивана Васильевича. Иван Иванович серьёзно подошёл к этой просьбе и составил три проекта: а) план всей местности Чертова городища, б) вид Чертова городища с его окрестностями, в) точный рисунок оставшейся части от башни городища.

Из всех зданий этой крепости уцелела только та башня со стороны Камы, т.е. с юго-западной, в которой некогда был храм Сошествия Святого Духа. Она сложена из больших необделанных камней, сцеплённых цементом; внутри ее мелкий щебень и доски, в которых, в которых он был заключен; подобным образом сложены и древние строения в Булгаре на Волге, и вообще так строились на всем мусульманском Востоке. Находимые на Чертовом городище и около него медные вещи из домашнего быта, изображения барана и других животных, указывают на глубокую древность этого места. Об этих находках священник П.Н.Кулыгинский писал: « Времена идолопоклонства оставили здесь памятники в земле, которые были находимы в разные времена близ города Елабуги. Вполях крестьяне выпахивали из земли медные, большие топоры и ножи, которые, конечно, служили жрецам при их жертвоприношениях, ибо таковые в домашнем быту не могли быть в употреблении. Однажды нашли они в земле на медном блюде довольно большое медное изображение животного, похожего на барана, кроме головы, которая как будто похожа на змеиную. Крестьяне отдавали их в переливку на подсвечники или на колокольцы к дугам. Баран с древнейших времен служил предметом религиозного почитания язычников, и изображение барана часто встречается в Сибирских древностях. Елабужане были неравнодушны к судьбе древнего Чертова городища. В 1867 г. граждане Елабуги по инициативе и стараниям И.В.Шишкинавосстановили единственную башню Чертова городища и придали ей первоначальный вид. Три стороны этой башни уже не существовали, а оставалась только одна северная часть с воротами и окном над ними. Эти отвалившиеся стороны был вновь построены из кирпича на прежнем основании и соединились в одно и под один уровень с оставшеюся в первоначальном виде северной частью, и гребень во всю окружность башни покрыт железом. При этом со стороны Камы в башню вложили чугунную доску со следующей надписью: « Сей древнейший памятник до разрушения не допущен, возобновлен Елабужскими гражданами в 1867 году». Эта восстановленная башня, на высокой горе, издалека обращает на себя взоры.

В свой приезд в июле 1870 года, К.И.Невоструев дважды побывал на городище вместе И.В.Шишкиным и убедился в правильности раннее составленного плана городища. План крепости имел сходство с татарскими городищами и укреплениями: это была крепость в 10 квадратных сажень, с четырьмя по углам круглыми башнями и с четырьмя же между ними полубашнями, выдающимися из стены полуциркулом. С юго-западной стороны её ограждают три вала и рва, а с других сторон защищают глубоки овраги, река Кама и крутизна высокой горы. От всего прежнего укрепления осталась только часть одной башни, спасённая от конечного разрушения И.В.Шишкиным. Башни сложены из больших, необделанных камней, скреплённых цементом, внутри - мелкий щебень и доски, в которых, вероятно, он был заключён. Так сложены и древние строения столицы болгарского царства - Булгар на Волге.

В ходе расследования истории «Чёртова городища», у Капитона Ивановича возник ряд вопросов относительно неизвестного племени Касур, называвшемся тогда Юнанами. Что это за племя, о котором говорит летописец Шереф-Эддин? Во всяком случае, из его летописи видно, что первоначальное название Елабуги Сюддум взято из языка этого Юнанского племени и означало рыбу окунь. Изначально предполагалось, что это слово из Финского или Чудского языка, но филологи Тизенгаузена и Европеусадали отрицательный ответ, что в этих языках нет такого слова. Также К.И.Невоструева заинтересовал тот факт, что в русских летописях говорится о взятии Андреем БоголюбскимБолгарского города Бряхимова в 1164г., подразумевая под этимБряхимовым г. Елабугу. Известен также тот факт, что историограф Миллер различал этот Бряхимов от Булгара на Волге и связывал его название с жившим там Болгарским князем Ибрагимом, а Бряхимов, по его мнению, располагался на р. Каме. Автор Вятской истории Вештомов под Бряхимовым подразумевал Чертово Елабужское городище. Мнение это подтверждается в Никоновской летописи, Степенной книге, в Истории царства Казанского.

К.И.Невоструев заинтересовался и попытался объяснить название городища - Чертово. Название это дали русские во второй половине XVI века. Капитон Иванович опирается на мнение автора«Истории о Казанском царстве», священника ИоаннаГлазатого, который прожил в плену в Казани 20 лет, до взятия её Иваном Грозным. Иоанн Глазатый отмечал, что это городище именовали «Бысовским городищем», так как в нём много лет жил бес и являлся прорицателем. Известная казанская царица Сююмбеке, воюя с Иваном IV, отправила к бесу посланцев узнать об исходе войны с русским государем. Через десять дней бес дал ответ, что победа будет за русским царём, в Казанском ханстве будет введено христианство, а сам бес-прорицатель навсегда удалится из этого места, прогнанный силою Христовою. Этот факт, с точки зрения Невоструева объясняет название городища - Чертовым. Есть также и второе объяснение этому названию, которое берет начало от оригинальной кладки его здания строителями. Так были использованы огромные камни в их натуральном виде, кое-как скреплённые цементом. В стране язычества или магометанства русская фантазия легко могла приписать нечистой силе постройку этого городища. Отсюда название: черторыя и выражение:«у черта на кулижках».

После покорения Иваном IVКазанского царства, эти места были заняты русскими, и на месте Елабужского Чертова городища был построен монастырь. Невоструев К.И. изучил научные работы Г.Рычкова, который утверждал, что этот монастырь был построен самим царём Иваном Васильевичем, когда тот, после взятия города Казани поехал в город Соликамск по реке Каме, но был вынужден остановиться у городища из-за своей болезни. Как утверждает Г. Рычков, начало пригородка «Елабуги считают с того момента, когда тут была построена церковь самим Иваном IV в дни его пребывания на этой земле. Таким образом, этот монастырь Рычков считает первым, который царь Иван Васильевич воздвигнул в знак благодарности Богу за множество побед, одержанных в России». По источникам, Иван IVпробыл в Казанском ханстве 10 дней. К этому времени относится основание села Трёхсвятского, как первоначально называлась Елабуга. К этому же времени относится и основание Покровской церкви.

К.И.Невоструев также пытается доказать, что Троицкий монастырь на Чертовом городище был построен при Михаиле Федоровиче около 1614г. И приводит факты из документальных источников: акты 1616г., грамота 1638г. Невоструев указывает и на строителя-иеромонаха Иона. По Казанским писцовым книгам Семёна Волынского 1648г. значится запись, что Троицкий монастырь Каменного городища что на Елабуге имеет монастырские пашни на 27 десятин. В монастыре было 2 церкви: 1-ая, Успения пресвятой Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-ая, вновь построенная, деревянная, Сошествия Святого Духа.

Эти две церкви существовали до 1764г., когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи был упразднён.

Все свои археологические исследования о Чертовом городище Капитон Иванович Невоструев изложил в работе «О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской».

В этой книге о булгарских и казанских древностях есть обширная глава «Елабужское Чертово городище», дополненная подробной и документированной историей Троицкого монастыря.

Согласно тем историческим документам, которыми пользовался Капитон Иванович, в год основания монастыря в нем были две церкви. Далее Невоструев цитирует подлинную грамоту 1638 года из Московского государственного архива: «… в прошлом де во 124(1616) году поставили они в том Каменном городище монастырь, и в том-де монастыре устроили две церкви во имя живоначальные Троицы да Сошествие Святого Духа…»

Это первое и единственное упоминание о том, что в XVII веке в елабужском мужском монастыре действительно существовала Троицкая церковь. В последующих документах она уже не фигурирует.

Через 76 лет после этого одна из начальных церквей - как раз Троицкая - исчезает, зато появляются две новых. По «подробной описи монастырю» 1692 года в нем были: «… 1) церковь Сошествия Святого Духа, каменная ветхая, трапеза деревянная…2) холодная церковь деревянная Успения пресвятой Богородицы; 3) на оградных вратах церковь Гурия и Варсонофия Казанских, недостроена…». Затем надвратная церковь заменяет другой, но в итоге и новая погибает в пожаре.Со ссылкой на сообщение о пожареот 23января 1733 года из архива Елабужского Духовного правления, К.И.Невоструев пишет: «Вместо вышепомянутой церкви святителей Казанских на оградных вратах в последующих актах является церковь Рождества Богородицы, со всем своим имуществом сгоревшая в 1733 г.»

И, наконец, ссылаясь на «Описание книги Елабужского Троицкого монастыря 1751 г. в бытность игумена Виталия», К.И.Невоструев приводит данные о последних монастырских церквях, бывших в нем за 13 лет до начала ликвидации: «В 1751 году в монастыре значатся только две церкви: 1-я, Успения пресвятой Богородицы, деревянная, холодная с колокольнею, 2-я, вновь построенная, деревянная, Сошествия Святого духа. Эти две церкви, как видно, существовали до 1764 г., когда Елабужский Троицкий монастырь, вместе со многими другими в Российской империи, был упразднен…»0

По мнению Григория Верещагина, автора публикации «Прикамские юродивые. Троицкая кладбищенская церковь» в монастыре ко времени его закрытия никакой церкви не существовало. Он также считает, что деревянная Троицкая церковь, которая была перенесена из Троицкого мужского монастыря на елабужское кладбище, - это одна из местных легенд.

Капитон Иванович также оказал помощь И.В.Шишкину в написании книги «История города Елабуги». В качестве приложения к этой книге он передал Ивану Васильевичу «Дозорные книги дворцового села Трехсвятского». Книги эти, датируемые 1621 годом, были обнаружены Невоструевым в Москве при описании Синодальной библиотеки. Таким образом, Иван Васильевич дал полную информацию о первой переписи местного населения села Трехсвятского:

«Согласно обнаруженным документам 10 июля 1621 г. по государевой, царевой и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте и по наказу боярина и воеводы князя Бориса Михайловича Лыкова и князя Федора Петровича Борятинского, да дьяков Андрея Степанова, Ивана Васильева прибыли в село Осип Зюзин и подьячий Терентий Матвеев. Им велено было в «Трехсвятском, что на Елабуге» сделать перепись села: «попов и дьяков и окольных деревень людей, дозрети и описати крестьянские и бобыльские, живущие и пустые дворы, и места дворовые, и пашню пахотную, и перелог, и сена, и лес, и всякие угодья…». Результаты переписи таковы: «Село Трехсвятское, что на Елабуге, а в нем крестьян: двор Ерафейка Иванов Шляпников, двор Семенка Иванов Тряпкин, двор Зотик Михаилов Курукин. Всего крестьян, живущих сто четыре двора…»1. Жители села платят в Государеву казну оброк по 18 рублей 21 алтыну. Сена на Каме и дубравами - 5700 копен. Лесу вверх по Каме в длину 5 верст. Окрестными озерами владеет боярин Иван Борисович Черкасский. Бообыльские дворы: двор Васьки Устинова Черенина, двор Иванка Голоктионова и прочим Бобылям положен оброк в Государеву казну по гривне с человека, а всего 5 рублей, 18 алтын и 2 деньги».

Для сравнения весьма интересны данные некоторых последующих переписей: в марте 1846 г. в Елабуге было 703 дома, жителей 4561; в 1864 году - 11209; в 1887 г. - 11000 жителей, домов - более 120 каменных и до 900 деревянных; в 1913г. - 10300 жителей.

Дальнейшая демографическая ситуация в Елабуге и Елабужском районе «корректировалась» гражданской и Великой Отечественной войной. Бурный демографический всплеск в городе произошел в конце 1980-х годов в связи со строительством КамТЗ (Камский тракторный завод) - ныне ЕлАЗ.

Согласно последней Всероссийской переписи населения (2002 г.), в Елабуге проживает 68663 человека, в Елабужском районе - 10785.



Глава 3.



« Научно- исследовательская работа Невоструева Капитона Ивановича в масштабах Российской империи»



К.И.Невоструев, обучаясь в семинарии, привык к настойчивой и упорной работе, но характер и направление этой работы определились окончательно уже в Московской духовной академии. В 1836-1840 годах духовная академия начинала новую эпоху своей истории, именно в это время здесь преподавали знаменитые ученые: Горский.А.В., Гумилевский.Д.Г. ( Филарет). Новое направление, данное академии ректором Филаретом и профессором Горским, разбудило творческую активность учащихся того времени. В студенческих комнатах появились греческие и латинские фолианты, пергаментные фрагменты древней рукописи и старые книги. Каждый студент стремился отыскать что-нибудь новое на пути своих исследований. Результаты подобных разысканий проверялись не только профессорами, но и самим ректором. Для Капитона Ивановича эта ученая академическая атмосфера была родной стихией: в ней ещё больше и лучше развивались и крепли те задатки неутомимого труженика науки. Из академии он вышел с жаждой широкой научной деятельности, с дивным навыком к работе. С 17 сентября 1840 года, окончив Московскую духовную академию с правом на степень магистра, Капитон Иванович становится наставником Симбирской семинарии. Ему были поручены различные предметы для преподавания: герменевтика, чтение греческих писателей в среднем отделении, патристика, чтение отцов греческих и латинских в высшем отделение. В то время в семинарии не хватало учебных пособий, руководств, но начинающий учитель сам разрабатывал методику преподавания. Здесь, в Симбирской семинарии он все больше мужал, внимательней относился к своим мыслям и словам, начинал высказывать свои личные суждения по историческим и церковным вопросам.



Капитон Иванович, работая в семинарии,с1840 по 1849составляет описание семи существующих и около 20 упраздненных в различные времена монастырей и пустынь Симбирской и Самарской епархии, а также «Историческое обозрение Симбирска», которое было опубликовано по рукописи членом симбирской губернской ученой архивной комиссии А.Соловьевым в 1909 году в Симбирске. Капитон Иванович долго собирал разные древние рукописи по церквям Симбирской епархии в надежде составить их ученое описание. Но описание это не было окончено по причине его перевода в Москву, где он был занят разбором и описанием рукописей Синодальной библиотеки. На эту работу он был приглашен не случайно, его талант исследователя заметили его знаменитые педагоги. Сотрудничество Горского и Невоструева было одобрено митрополитом, который сделал соответствующие представления Святому Синоду.

Так, по поручению Филарета, А.В.Горский вместе с К.И.Невоструевым начинают свой известный труд «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». Горскому принадлежала ученая редакция труда и руководство своим сотрудником, сначала неопытным. Некоторые важные отделы написаны самим Горским. Он трудился 13 лет, до назначения ректором академии, но не оставлял своей помощи Невоструеву и после, когда тот один вел дело. Труд А.В.Горского и К.И. Невоструева - сокровищница критически очищенных фактов по истории русского и южнославянского языков. Учеными был сделан ряд открытий в области не только древнеславянской, но и греческой древнехристианской литературы.

Начав совместную работу с А.В.Горским,в сентябре 1849 года, Капитон Иванович меняет место жительство. Переезжает из Сергиева Посада, где проживал Александр Васильевич, в Чудов монастырь и поселился в отведенной ему монашеской келье.Кроме помещения, Невоструеву были выделены два писца - юноши, которые окончили духовную семинарию.

Что же из себя представляла Синодальная библиотека, в которой работали ученые?

Синодальная библиотека образовалась из библиотеки митрополита, но особенно расширилась во времена патриархов, когда в нее вошли многие книги и рукописи Великокняжеской библиотеки. Ко времени основания Синода в 1720 году в ней насчитывалось 866 печатных книг, 224 рукописей на разных языках, около 300 номеров жалованных, послушных и других грамот и 114, отдельно хранившихся соборных уложений, книг и рукописей.

В 1722 году игумену Афанасию Кондоиди было поручено привести в порядок эту библиотеку, а профессор из Греции Афанасий Скиади составил описание греческих манускриптов. Описание было издано в 1723 году на латинском и русском языках.

В 1773 году описание продолжил профессор Московского университета Маттен… Но, вскоре, эта библиотека сократилась в своем объеме, т.к. те печатные книги были переданы библиотекам Московской и Санкт-Петербургской духовных академий и часть книг попали в Санкт-Петербургскую Императорскую Публичную библиотеку. Таким образом, в Синодальной библиотеке остались лишь рукописи, которые поручено было описать Горскому и Невоструеву.

Так началась изумительная работа- подвиг, которая длилась непрерывно более 20 лет. Следует отметить, что за 23 года тяжелого труда, Капитон Иванович лишь 2-3 раза выпросил себе 6 недельный отпуск, несколько раз побывал в Сергиевой Лавре и лишь один раз (да и то с научной целью) - в родной Елабуге для раскрытия и исследования Ананьинского Могильника близ города Елабуги в 1870 году.

Все эти годы « трудился он дни и ночи, отказывая себе во сне и одежде, питаясь пищей простого ремесленника, так как обещанное ранее жалование ему не выплачивалось. Он получал лишь третью часть денег, которую ему платили в Симбирской семинарии за преподавательскую деятельность»3

На свою работу «чудовский труженик уделял ежедневно очень много времени - едва не весь день и, если случалось, что кто-нибудь отрывал его от занятий часов на 5-6, он запирался потом на несколько дней, никого не принимая и наверстывая потерянное время. Не довольствуясь занятиями в самой библиотеке, он приносил рукописи в свою убогую келью, и здесь шла та же упорная и кропотливая работа»4

Современники ставят вопрос, кто больше трудился над описанием рукописей - А.В.Горский или К.И.Невоструев. И решают этот вопрос до противоположности различно. Логично, что в совместной работе Горского и Невоструева существовало два периода по описанию Синодальных рукописей: первый -это время усиленной работы Невоструева под контролем и руководством Горского, второй - время не менее напряженной работы К.И.Невоструева, когда он работал один. Все время они вели активную переписку. Горский написал более 500 писем Невоструеву, Невоструев - около 650.

Необходимо отметить, что в 1857 году между двумя великими описателями произошло серьезное недоразумение, и Невоструев написал Горскому обширное обличительное послание. В нем К.И.Невоструев почти прямо обвиняет А.В.Горского в полном безучастии в процессе описанияСинодальной библиотеки, но все же, для поддержания приемлемых отношений с Горским, Капитон Иванович ссылается на академические занятия Александра Васильевича, справедливо считая их бесценными и великими. Не успев оправиться от конфликта в 1857 году, отношения Горского и Невоструева снова в 1858 году подверглись кризису. Причиной тому послужил отчет об описании, представленный в Святейший Синод за подписью лишь А.В. Горского, в котором К.И. Невоструев был представлен не больше письмоводителя.

Все эти недоразумения происходили в первый период работы Александра Васильевича и Капитона Ивановича.

Необходимо сказать и об Измаиле Ивановиче Срезневском, филологе-слависте, этнографе и палеографе, который близко наблюдал за ходом работы по описанию. «Велики и достойны всякого уважения в научном отношении были заметки, замечания и соображения К.И.Невоструева»5, - говорил он. И.И.Срезневский также неоднократно приезжал в Москву и останавливался у Капитона Ивановича, имея полную возможность судить о характере и качестве работы Невоструева. Подытоживая сделанное К.И.Невоструевым, он сокрушается по поводу того, что нет более на свете человека, способного заменить Невоструева, способного вытерпеть все тяготы, которые вытерпел Капитон Иванович и способного довольствоваться тем жалким положением в обществе, в какое был поставлен К.И.Невоструев.

Почти все время Капитон Иванович находился за широкой научной спиной Горского. Лишь раз, один единственный раз, за все 23 года работы Невоструев получил каплю благодарности за все свои «подвиги на научном поприще», и случилось это в 1867 году, когда академия наук перед всем ученым миром заявила о выдающихся достоинствах Описания и наградила его, вместе с А.В.Горским, первой полной Ломоносовской премией.

Параллельно с описанием рукописей Невоструев предпринял целый ряд новых исследований того же археологического и археографического характера. Прежде всего, он и в Москве не переставал заниматься симбирскими, приволжскими и прикамскими древностями, издавая их описания.



К.И.Невоструевтакже написал много других исследовательских работ, как церковного, так и археологического характера и опубликовал десятки из них.

Так, в 1855 году в Москве вышло «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря». В нем давалось подробное описание здания и образа жизни обитателей Симбирского Спасского девичьего монастыря.

В1861г.в Москве вышло «Поучения святого Алексея».

В1862 г. Были опубликованы «Древние русские поучения»

В1863 г. Увидела свет большая религиозная работа « Житие святого Иосифа Волоколамского».



В1868 году. В Москве была опубликована работа «Слово святого Ипполита об антихристе» в древне-славяно-русском переводе, по списку XIIвека», которая в 1872 г. была удостоена Уваровской премии.

За титанический труд по исследованию рукописей Московской Синодальной библиотеки Капитон Иванович в 1867 году былудостоен I Ломоносовской премии Российской Академии наук (за I-IVтома).

Благодаря написанию и опубликованию такого количества научно-исследовательских трудов, Капитон Иванович Невоструев совершенно справедливо был отнесен к разряду выдающихся исследователей, историков, краеведов и публицистов Российской империи.

К сожалению, 1872 год был трагичным в семье Невоструевых.

1 апреля скончался его старший брат Александр Иванович, который был похоронен на кладбище московского Покровского монастыря.

29 ноября этого же года умирает Капитон Иванович Невоструев в Москве, был похоронен на кладбище Покровского монастыря рядом с могилами Чудовских монахов.

Свои библиотеки, архивы и рукописи Невоструев К.И. завещал Московской духовной академии. Коллекцию же древностей Ананьинского могильника, монеты - в музей древностей московского археологического общества.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Капитон Иванович Невоструев - известный историк, краевед, публицист, исследователь, который оставил много трудов по изучению Елабужского края, Симбирской и Самарской губернии, Московской Синодальной библиотеки и Москвы в целом.

Невоструев являлся нашим земляком. Он родился в Елабуге Вятской губернии в многодетной семье священника Иоанна Невоструева в 1815 году.

Детство Капитона Ивановича прошло под непосредственным руководством и надзором отца, который постоянно призывал его к серьезной и усиленной работе над собой. Плоды такого воспитания видны более чем через полтора столетия: из одной семьи материально бедного, но духовно одаренного провинциального священника, вышли два известных профессора и один священник. Александр Иванович и Капитон Иванович - выдающиеся люди своей эпохи - XIXвека: высокообразованные, не от мира сего, они посвятили себя без остатка научному подвигу, отказавшись от мирских благ, семейного очага и счастья, предпочли всему тяжкий отшельнический труд по работе с древнеславянскими, древнегреческими, древнееврейскими и латинскими текстами. Они сопоставляли богослужебные книги на разных языках, выявляли неточности русских переводов, добивались исправления их. Оба владели несколькими иностранными языками, прекрасно разбирались не только в церковной, но и гражданской истории, археологии, археографии, палеографии, филологии и т.д.

Третий брат - Михаил Иванович был священником Никольской церкви в Елабуге.

Капитон Иванович оставил глубокий след в истории изучения древностей Елабужского края. Как археолог, он написал ценнейшие работы: «Елабужские древности», « Ананьинский Могильник Вятской губернии близ города Елабуги», «О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской». Эти работы имели десятки сносок, ссылок на множество первоисточников, что до сих пор имеет огромное научное значение.

Главным трудом его жизни являлось «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» в семи печатных томах. Этот многолетний титанический труд был отмечен со стороны правительства I Ломоносовской премией Российской Академии наук. А также Капитон Иванович был удостоен Уваровской премии за исследовательскую работу «Слово святого Ипполита об антихристе» в древне-славяно-русском переводе.

Подводя итоги нашей работы, следует отметить, что задачи, поставленные во введении, мы постарались выполнить:

-Познакомились с документальными источниками.

-Проанализировали современные публикации о К.И.Невоструеве и оценки современников о его деятельности.

- Попытались систематизировать все документальные источники в одной работе.

Данная работа не является исчерпывающей по своей информации, поэтому, хотелось бы работу расширить на будущий год, изучив богослужебные книги и другие работы Капитона Ивановича.

Также хотелось бы узнать побольше о личных качествах, личной жизни, интересах, увлечениях нашего известного земляка!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Исторические источники:



  • К.И.Невоструев«Елабужские древности»; Москва. Синодальная типография. 1871г.

  • К.И.Невоструев«Ананьинский могильник Вятской губернии, близ города Елабуги»; Москва. Синодальная типография. 1871г.

  • К.И.Невоструев«О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской».Москва. Синодальная типография. 1871г.



  1. Художественная литература:



  • Л.М. Анисов. «Шишкин. Жизнь замечательных людей». М., «Молодая гвардия», 1991г.

  • Н. М. Валеев. «Высокое служение Отечеству». Елабуга, Изд-во ЕГПИ, 1998г.

  • Н. М. Валеев, И. В. Корнилова. «Краеведы Елабуги». Елабуга, Изд-во ЕГПУ, 2007г.

  • «Вестник ЕлАЗа». № 114-113. 05.11.88.

  • «Новая Кама». № 19-21. 08.03.03; № 495. 12.04.08.

  • «Вечер Елабуги». № 727(27). 03.07.13.

Приложение.



Гумилевский Дмитрий Григорьевич (Филарет).

(1805-1866) .

Историк церкви, богослов, патролог, библеист. Епископ Православной Российской церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский.

Невоструев Капитон Иванович.

(1815-1872гг.).

Русский церковный историк и писатель, известный археограф и археолог, преподаватель, профессор. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Голубинский Федор Александрович.

(1797-1854гг).

Священнослужитель Православной Российской Церкви, протоиерей, русский философ, богослов, профессор Московской Духовной академии.





Горский Александр Васильевич.

(1812-1875гг.).

Священник Русской православной церкви, русский церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной Академии.



Срезневский Измаил Иванович.

(1812-1880гг.) - филолог-славист, этнограф палеограф. Академик Петербургской Академии наук, декан историко-филологического факультета Петербургского университета.



Н.М.Валеев. Высокое служение Отечеству. Елабуга. Изд-во ЕГПИ 1998г. стр. 1-2.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал