- Учителю
- Конспект открытого урока ' Коста - общественный деятель'
Конспект открытого урока ' Коста - общественный деятель'
К дню рождения К.Л. ХЕТАГУРОВА
На сцене портрет К.Л. Хетагурова с датами рождения.
Звучит мелодия на фоне музыки рассказ ведущих сопровождается слайдами о Наре).
1-й в е д у щ и й:
Высокогорное селение Нар…
Оно расположено на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется, очарованию природы его нет границ. Здесь сто пятьдесят два года назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров.
2-й в е д у щ и й:
Рано потеряв мать, он не знал детства, рос без родительской ласки. Нужда и лишения сопутствовали ему всю жизнь. Сложившись как мастер слова и кисти, Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев, проповедуя свободу, братство и равенство народов.
2-й в е д у щ и й:
Он не мог не родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов. Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «Осетинской лиры». Без нее пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В саклю бедняка никогда не заглянуло бы жаркое солнце. Буря замела бы пути-дороги нашего скитальца без поводыря.
В е д у щ и й:
Он был добрым и щедрым, этот изумительный человек. В песню надо вложить сердце, чтобы она стала крылатой. И тот не пожалел своего сердца. «Страдать за других невозможно, если ты не изведал страданья» - говорил Коста.
Ч т е цы:
(Стихотв. «Завещание» на рус. и осет.языках)
В е д у щ и й:
Необычайно многообразно творческое наследие Коста Хетагурова - неустрашимого рыцаря свободы, который не уставал ратовать за революционное переустройство мира.
«… Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа, - писал Александр Фадеев.
- Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и общественным деятелем…
Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным…»
Ч т е ц:
Я не пророк… В безлюдную пустыню
Я не бегу от клеветы и зла…
Разрушить храм, попрать мою святыню
Толпа при всем безумье не могла.
Я не ищу у сильных состраданья,
Не дорожу участием друзей
Я не боюсь разлуки и изгнанья
Предсмертных мук, темницы и цепей…
Везде для всех я песнь свою слагаю,
Везде разврат открыто я корю
И грудью грудь насилия встречаю,
И смело всем о правде говорю.
(Отрывок из стихотв. «Я не пророк»)
1-й в е д у щ и й:
«Осетинская лира» - энциклопедия жизни горца о былом. Каждое произведение - жемчужина, плод раздумий над страданиями народа. Окропленные слезами и кровью, они светятся пламенем разгоравшейся битвы за свободу, исполнены энергии и движения, нарождающейся революционной энергии масс и исторического движения.
2-й в е д у щ и й:
Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры
И бедный наш аул, и бедный наш народ.
Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,
Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
Тем слаще и ясней мне грезится свиданье
Со всем, мне дорогим в родных моих горах.
Не бойся - я и здесь не дамся обольщенью
Красавиц, чуждых мне по крови и стране…
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать
позорно? -
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
За вас отдам я жизнь… все помыслы и силы, -
Всего себя лишь вам я посвятить готов…
Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..
В е д у щ и й:
Имя Коста - поэта так называемого «маленького» осетинского народа - войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.
Мне вашего счастья не нужно, -
В нем счастья народного нет…
В блестящих хоромах мне душно.
Меня ослепляет их свет…
Их строило рабство веками,
Сгорают в них стоны сирот,
В них вина мешают с слезами…
Нет, будьте вы счастливы сами,
Где так обездолен народ!
Где золото, там умирают
Волшебные грезы любви, -
Недаром его обмывают
Потоки преступной крови,
Недаром и песню сложили
Ему, под бряцанье цепей,
Все те же, кого вы судили…
Нет, сами живите, чем жили! -
В е д у щ и й:
Создатель осетинской национальной художественной литературы, Коста стал одним из главных ее героев. Образ поэта привлекал и поныне привлекает внимание буквально всех последующих осетинских литераторов.
УЧИТЕЛЬ:
Коста Хетагуров - лидер национально-освободительного движения. Второй этап национально-освободительного движения Осетии охватывает 80 гг. XIX - начало XX вв. На этом этапе общественно-политическое движение Осетии выдвинуло лидера, возглавившего общественные силы. Им стал Коста Хетагуров, наиболее яркий представитель осетинской демократической интеллигенции последней четверти XIX в.В советское время Коста Хетагурова было принято называть революционным демократом. Революционный демократизм его сравнивали с общественно-политическим движением России 40-60 гг. XIX в., в котором выступили В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др. Бесспорно, Коста Хетагуров во многом следовал традициям российских революционеров-демократов, оказавших значительное влияние на его общественно-политические взгляды. Но также очевидно и то, что между российскими разночинцами 40-60 гг. XIX в. и Коста Хетагуровым лежит целая эпоха. Как социальное движение революционная демократия России основывалась на борьбе с системой крепостничества. Оно, это движение, сошло с исторической сцены вместе с отменой в России крепостного права и проведением буржуазных реформ.
Иногда Коста Хетагурова называют также народником. Он был современником народников, хорошо знал о борьбе российского народничества с царизмом. В творчестве поэта можно заметить немало народнических идей. Однако российское народничество и народничество Коста Хетагурова - это далеко не одно и то же. Народничество в России развивалось как демократическая идеология, направленная против царизма и сельской буржуазии. Для Коста Хетагурова народничество - составная часть идеологии национально-освободительного движения. Оно основано на осетинской социальной действительности и направлено против самодержавия и колониального режима в Осетии. Революционный демократизм Коста Хетагурова органически связан с общественными процессами конца XIX и начала XX в. Он состоит из идеологии, призывающей народ к социальной свободе и политической независимости. Главную свою задачу поэт видит в том, чтобы донести до народа идеи национального освобождения от самодержавного режима. «Завидую тем, - писал Коста Хетагуров, - кто народ мятежною речью зажжет». В том и заключается миссия вождя освободительного движения, чтобы в «сердце народа» «светлые всходы взрастить».
Самодержавие и его режим он называет «пришельцем-алдаром», борьба с которым - долг каждого в Осетии:
Осетия! Можешь ли ты покориться
Пришельцу-алдару, что мучит народ?
Быть может, надеждой на правду влекомый,
Доверил ты волю пришельцу тому?
Умри ж от раскаянья, друг незнакомый,
Коль ты хоть на миг подчинился ему!
Литературное творчество Коста Хетагурова предстает перед нами как завершенная система идеологических установок, придавших освободительному движению в Осетии национальный характер. Поэт - главный участник борьбы за свободу и независимость Осетии. В стихотворении «Я смерти не боюсь» Коста Хетагуров писал:
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.
Поэт глубоко чувствует время, верно оценивает общественно-политическое положение, в котором в 80-90 гг. XIX в. оказалась Осетия. У него ясные представления о колониальной экономике и колониальном режиме, о вторжении российских буржуазных отношений и подрыве традиционной культуры народа. Коста Хетагуров замечает, как российские администраторы, не считаясь с народом, расчленили Осетию, поделив ее на «округа» и «отделы». Он хорошо осознает, что его отечество превращено в предпринимательское поле, где не стало не только названия страны «Осетия», но и слова «осетин». В стихотворении «Додой» - одном из наиболее распеваемых в народе - Коста Хетагуров воспроизводит картины жестокой тирании, установившейся в Осетии:
Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают,
Край наш поруган, и горы отняли,
Всех нас позорят и розгами бьют.
Враг наш ликующий в бездну нас гонит,
Славы желая, бесславно мы мрем.
Родина-мать и рыдает и стонет...
Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем.
Звучит мелодия «Додой» .
В е д у щ и й:
Д о р о г и е д р у з ь я!
Завершить наш сегодняшний вечер, посвященный Коста Хетагурова, хотелось бы словами нашего знаменитого земляка Васо Абаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста. Махæн та ис Къоста».
На экране демонстрируется отрывок из кинофильма «Сын Иристона».