7


  • Учителю
  • Восточные славяне в древности (конспект + презентация) История России (10 класс)

Восточные славяне в древности (конспект + презентация) История России (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема урока:   Восточные славяне в древности                                                                                 Тип урока: Анализ исторических источников (практикум)Цель урока:-Образовательная: узнать особенности жизни восточнославянских племен в VIII- IX
предварительный просмотр материала

История России 10 класс

Тема урока:

Восточные славяне в древности

Тип урока:

Анализ исторических источников (практикум)

Цель урока:

-Образовательная: узнать особенности жизни восточнославянских племен в VIII- IX вв. по средствам анализа исторических источников (ПВЛ, сочинения византийских и арабских авторов ). Подвести учащихся к пониманию о наличии предпосылок для образования государства у восточных славян.

-Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения находить нужную информацию, ее интерпретация, умения делать выводы и выступать публично.

-Воспитательная: способствовать формированию у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.

Формы работы:

Работа в группах, работа с комплектом исторических источников, заполнение таблицы: «Восточные славяне в древности», выступление представителей от каждой группы.

Оборудование:

  1. Учебник Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.1. «Русское слово», М. 2010 параграф 2.

  2. Карта «Восточные славяне в XVIII - IX вв»

  3. Раздаточный материал: комплект источников (См. приложение )

План

1)Расселение восточных славян

2)Хозяйственная жизнь восточных славян

3)Общественный строй восточных славян

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Мы с вами начали изучение Истории России. Сегодня на уроке мы должны разобрать вопрос об особенностях жизнедеятельности восточных славян в 8-9 веках. Раскрывать этот вопрос мы будем разными путями, подобно настоящим историкам, труд которых заключается в поиске и интерпретации исторических источников, которые часто противоречат друг другу. Для этого мы чуть позже разделимся на несколько групп. В конце урока каждая группа должна представить отчет о своей работе. Работа рассчитана на 2 урока, так как особое внимание мы уделим верованиям вост. славян.

  1. Актуализация

-А для начала, давайте вспомним, что нам уже известно о восточных славянах, мы правда очень давно, в 6 классе изучали эту тему, но всё таки… Вы люди взрослые, и думаю, обратили внимание на то, что последнее время резко возрос интерес к древней истории( Начался показ многосер. док фильма - Романовы, в нашем городе о Иоанне Златоусте мы постоянно слышим, и т д. )

-Так что же мы знаем о наших прапредках? (Слушаю, комментирую)

(Прапредками вост. славян являются индоевропейцы, древнее население Европы и Азии. Общность индоевропейцев стала распадаться в 4-3 тыс до н.э. и разделена была на группы откройте карту на стр 15 , восточная группа народов - это индийцы, иранцы, армяне, таджики), западноевропейская - англичане, германцы, французы, итальянцы, гореки, славянская (карта стр 27)- это западные, восточные, южные славяне - русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, славаки, хорваты…., и балтская - литовцы, латыши…) К какой группе мы с вами относимся? Восточной.

-Так вот нас сегодня интересует восточная группа славян

  1. Открытие нового знания

Учитель: Предположите, так какие стороны жизни славян нам нужно открыть?

Учащиеся: Хозяйственную (экономическую). Политическую (управление). Обычаи и традиции, религия.

Делимся на три группы

Итак, каждая группа, используя исторические источники: ПВЛ., арабские источники, византийские источники, должна составить характеристику развития хозяйства, общественного строя и обычаев восточных славян. После анализа подготовьте презентацию, т.е. сообщение в котором вы оцените уровень развития восточных славян.

По ходу работы с источниками вы заполняете таблицу: «Восточные славяне в древности». НА ДОСКЕ!

(На анализ исторических источников у учащихся есть 15 минут)

-Сразу нужно выбрать того, кто будет обобщать работу, характеризуя какую информацию, учащиеся нашли в источниках.

1 группа анализирует хозяйственную жизнь вост сл,

2 гр - общественный строй,

3 гр. Религию, традиции, обряды вост сл

Критерии

«Повесть временных лет»

(параграф 2, п.1)

Византийские источники

(Прил 1)

Арабские источники


(Прил 2)

1.Хозяйственная жизнь восточных славян


2. Общественный строй (управление)


3. Религия, традиции и обряды

Итог работы:

-Скажите, восточные славяне были примитивными, деградированными?

(Учитель подводит к выводу о том, что данные всех источников подтверждают наличие предпосылок образования государства)


Предпосылки образования государства у славян:

  1. Наличие крупных племенных союзов (ПВЛ)

  2. Широкое распространение земледелия

  3. Рост городов и торговли

  4. Наличие князя и дружины

  5. Распад родовой общины


Домашнее задание: Параграф 2. Сл.сл наизусть, готовимся к сл. диктанту!


Приложение 1.

Сведения о славянах из византийских источников VI века

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, VI в.

(византийский историк.VI век.)

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос очень белый или золотистый. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, КОНЕЦ VI в.

(византийский полководец)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.


Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии).

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.


Приложение 2

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ И РУСИ ДО X в. ИЗ ВОСТОЧНЫХ (АРАБСКИХ) ИСТОЧНИКОВ

I. О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха)

Что же касается до русских купцов - а они видят славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии).

II. О славянах и русcах (из сочинения арабского географа IX-X в. Ибн Руста)

(1) И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ват (Ваит). Путь в эту сторону идет по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме одного человека. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав», и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. В городе, в котором он живет, ежемесячно в течение трех дней проводится торг, где покупают и продают.

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье. В таком жилье остаются до весны.

Царь ежегодно объезжает их . И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.

(2) II. ...Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника, после этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.

III. О трех центрах Руси (из "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" арабского географа Ибн Хаукаля)

И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау. (Третья) группа их, и царь их сидит в городе Арсе. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых <...> Русы приезжают торговать в Хазар и Рум (Византию). Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань.


Приложение 3

Критерии

«Повесть временных лет»

(параграф 2, п.1)

Византийские источники

(Прил 1)

Арабские источники

(Прил 2)

1.Хозяйственная жизнь восточных славян


2. Общественный строй (управление)


3. Религия, традиции и обряды






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал